Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школа и воспитание в Древнем Египте.




Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячалетию до н.э. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.

1.огромную роль играло семейное воспитание 2.обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.

Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге учение должен был освоить деловой стиль для светских нужд и священный (уставной) для составления религиозных текстов. Обучали красноречию (первый этап обучения). Затем в ряде школ давали знания по математике, языкам других народов и др.

Целью обучения была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи (ремесленники, торговцы, музыканты, писцы, медики и т.д.). Военное дело находилось строго специального сословия – профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями развивали силу, выносливость, ловкость.

В Египте был освещен многовековыми традициями безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. Физические наказания рассматривались как естественные и необходимые. «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

№2. Анализ спартанского воспитания и афинского. Спарта- военный лагерь, состояла из 5 отдельных посёлков. Население Спарты: Спартиаты (господствующие)-9 тысяч

Бериэки (обладали личной свободой, правом на собственность, политических прав нет)

Илоты («общественные рабы») сохраняли некоторую хозяйственную самостоятельность, политических свобод нет.

Цель воспитания: подготовка воинов-рабовладельцев (заключалось в физическом развитии).

Идеал воина: сильный духом; физ. развит: храбрый: смышленый: выносливый; скромный: послушный; ему незнакомо чувство симпатии; дружеская участливость; недостаток чуткости и гармонии: отчуждённость от худ., лиг., произведений.

Общественное воспитание начиналось с первого дня жизни ребёнка. Если у новорожденного были физ. недостатки, его сбрасывали в пропасть. Тотчас же купали в вине (его могут вынести только здоровые дети). До 7 лет придавалось особое значение его физ. развитию. Постель использовалась без одеяла, из сена и соломы. С15 лет спали на тростнике, собранном без ножа. Дети ходили босиком. Спартанские женшины-лучшие няньки (не обращали внимания на капризы).После 7 лет мальчики воспитывались в спец. гос. учреждениях- агеллы-«школа послушания», упражнялись в искусстве повелевать где мальчики и подчиняться. Спали в общественных бараках, ели за общественным столом. С 13 лет в школе проводились беседы нравственного содержания, чтобы отличать хорошее от плохого в форме вопросов и ответов), мальчики обучались письму, танцам., муз. инструментам, хоровому пению (Особое внимание уделялось охоте. С 14 они ежегодно подвергались общественным испытаниям- абоны (гимнастические, муссическис (пение, игра на флейте) состязания в терпении и выносливости.(секли у алтаря Артемиды). В 18 юноша поступал в класс эфего. где обучатся военному делу. Крипция- военный поход молодёжи, наделённой правом тайного ночного убийства самого сильного раба. К 20 эрены получали полное вооружение, проводились уроки трезвости. Пьянство- единственный грех в Спарте. На глазах у эренов рабов заставляли напиваться до смерти, чтобы увидеть насколько отвратителен пьяница. К 30 годам юноша- полноправный гражданин. Воспитание женщин мало отличалось от воспитания мужчин. Вывод: Спарта проделала образец общественного и военно-физ. воспитания. Был осуществлён один из первых опытов огосударствления личности (воспитание в ведении государства).

Афины-полис (город-государство)

Цель Афинского государства: создать условия для разносторонне развитой личности. Идеал сводится к многозначному понятию «совокупность добродетелей». Всесторонне развитая личность с развитым интеллектом и культом тела. Практику воспитания пронизывал принцип соревнования- агностика. Система воспитания

До 7 лет ребёнок воспитывался в семье. Огромное внимание первоначально уделялось физ.

воспитанию. С 7 лет поступали в школу. Начальное образование давали частные платные школы:

1. Мусические:

а) Школа грамматиста (чтение, письмо, счёт, декламирование стихов) б)Школа кифариста (музыка, пение, поэзия)

2. Гимнастические (палестры) Занимались развитием культуры тела- бег. прыжки, фехтование, метание дисков, копья.

Школы мусические и гимнастические можно было посещать одновременно.

З.Гимназии (философия, политика, литература, гимнастика). Можно было прослушать курс лекций Иосифа с 16-18 лет.

4. Эфебии (образование получали 18-20-летнис юноши. Здесь было военное и политическое воспитание.

Афинская программа воспитания предусматривала домашнее обучение для девушек

Вывод: Афины продемонстрировали миру систему всесторонне и гармоничной развитой личности. Здесь был выдвинут идеал воспитания свободной и творческой личности.

 

№3 Воспитание в Древнем Риме.

Школы в Древнем Риме делились по имущественному признаку. и знатности происхождения их учащихся.

1.некоторую часть небогатого и незнатного свободорожденного населения (плейбеев), учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны.

2.В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья богатых и знатных семей (мальчики шли в школу в 11-12 лет.

В последнее столетие Римской республики (начало и середина 1 столетия до н.э.) возникли школы риторов (араторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике и музыке с тем, чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности.

Известным из римских педагогов был Марх Фабий Квинтилиан. (42-118 г. н.э.). Сохранились фрагменты его сочинений «О воспитании аратора» В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы. Квинтилиан был сторонником гуманистической педагогики. Он считал, что в большинстве своем дети от природы имеют все физические и духовные данные для успешного овладения знаниями и получения необходимого образования. Но для того, чтобы этот потенциал возможностей мог реализоваться, педагог должен внимательно изучать ребенка.

Квинтилиан теоретически обосновал и использовал в своей практике три метода обучения: подражание, обучение (теоретическое наставление), упражнение. Считал, что основы знаний должны закладываться прочно и не спеша. В школе Квинтилиана основательность широкого общего образования совмещалась глубоким изучением ораторского искусства.

№4 Зарождение и развитие педагог. мысли в трудах филос.древнего мира(Сократ Платон Аристотель Демокрит Квинтилиан)

Вершин педагогического мастерства в Древней Греции достиг известный философ Сократ (ок. 470—399 до н.э.). Он не оставил после себя трактатов и книг. В своей практической деятельно­сти широко использовал диалог с учеником в целях нахождения истины. Смысл его метода — с помощью определенным обра­зом подобранных вопросов помогать собеседнику найти истину и тем Самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию (т.н. сократический метод). Считал, что истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, оно должно вырасти из глубин его личности и с помошью учи­теля выйти на свет.

Создаются философские школы и учениками Сократа — Евклидом, Антисфеном, Платоном. В рамках этих философских школ происходит осмысление такого важного явления социаль­ной жизни, как воспитание.

Крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа Платон (ок. 427 — ок. 347 до н.э.) в 387 г. до н.э. основал фило­софскую школу — Академию, где помимо философии, включав­шей диалектику, антропологию, этику, изучались математические и дисциплины (арифметика, геометрия, стереометрия), риторика и астрономия. Академия представляла собой не только высшее учебное заведение, но и своего рода клуб, подчеркнуто не при­нимавший участия в политической жизни Афин.

Основной задачей своей философской и педагогической деятельности Платон считал создание проекта идеального госу­дарства и воспитание философа, способного к государственной деятельности. Политические и социальные воззрения Платона, а также его педагогическая система изложены в работе «Госу­дарство». Правильно устроенное государство, по Платону, со­стоит из трех групп: правителей (им принадлежит вся полнота государственной власти), стражей (в их обязанности входит за­шита государства) и ремесленников (они трудятся и содержат два господствующих класса). Каждому сословию соответствует определенная добродетель, которую необходимо формировать у его представителей: мудрость у правителей, храбрость у вои­нов, умеренность у ремесленников.

Кастовый характер государства влечет за сооои кастовое воспитание. Наиболее подробно в своих трудах Платон освеща­ет вопросы воспитания стражей и философов, из числа которых избираются правители государства.

В идеальном государстве воспитание детей находится под неусыпным государственным контролем, школьное обучение Платон рекомендовал начинать с 7 лет. Он отдавал предпочте­ние не частным школам. Содержание обра­зования должно быть аналогичным принятому в Афинах того времени.

Для юношей со средними способностями обучение заканчи­вается в 17—18 лет.

До 20 лет — всеобщая обязательная военная служба.

С 20 до 30 лет лишь наиболее способная часть молодежи продолжает изучение наук.

Продолжателем идей Платона был его ученик и крупнейший ученый Древней Греции Аристотель (384—322 до н.э.). Вопросы воспитания и обучения затрагивались практически во всех его трудах. Он упорядочил возрастную периодизацию, предложен­ную пифагорейцами, и выделил три этапа развития ребенка и молодого человека

Отдавал предрочтение общественным школам. Он неоднократно подчеркивал огромную роль воспитания в сохранении незыблемости госу­дарственного строя. Все граждане должны получить одинаковое воспитание, о чем обязано заботиться государство. В воспита­нии необходимо следовать за природой. Согласно философским взглядам Аристотеля, трем видам души (животная, волевая, рас­тительная) соответствуют три вида воспитания (физическое, нравственное, умственное).

В работах Аристотеля тщательно обосновано содержание образования. Он выделяет четыре основных блока:

подготовительный (чтение, письмо, счет, гимнастика, рисо­вание, музыка);

основной (науки о природе и обществе);

знания, необходимые для жизни в семье и обществе (этика, политика);

знания, являющиеся основой для практической и творче­ской деятельности (риторика, поэтика).

Аристотель уделял огромное внимание эстетическому вос­питанию. В ооласти нравственного воспитания Аристотель придавал большое значение выработке привычек и навыков нравственного повеления через систему продуманных упражнений. Аристотель известен как создатель первого лицея (Ликей, 334 до н.э.) — учебного заведения, созданного с целью духовного совершенствования человека, изучения природы, космоса, фило­софского осмысления мироустройства и человеческого общества.

Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35-96 н. э.), который известен как автор первого трактата по педагогике с описанием целостной педаго­гической системы. Квинтилиан был не только теоретиком ора­торского искусства, но и педагогом-практиком. Он содержал риторскую школу, пользовавшуюся популярностью в римском обществе. В учебном заведении не только давалась практиче­ская подготовка по ораторскому мастерству, но и изучалось ли­тературное наследие Рима и Греции в данной области.

Свой двадцатилетний педагогический и научный опыт Квин­тилиан обобщил в трактате «Об образовании оратора», состоя­щем из 12 книг. Это сочинение, задуманное как практическое пособие для всестороннего обучения оратора с раннего детства, фактически является обширной энциклопедией по общим во­просам воспитания, в которой автор подвел итог многовекового развития греко-римской педагогической мысли.

искусством оратора. Но далеко не каждый ребенок может стать ритором. На формирование будущего оратора влияют два фак­тора: природные данные и соответствующее воспитание. Квинтилиан дает ответ на вопрос, как распознать способности в де­тях.

Огромное влияние на развитие педагогической мысли в эпоху античности оказал греческий философ Демокрит (460—370 гг. до н.э). Особое место в его философском наследии занимают. вопросы воспитания личности. Он первым выдвинул принцип природосообразности воспитания, понимая под ним следова­ние природе ребенка. Демокрит в воспитании отводил большую роль 01фужающей среде, положительному примеру взрослых, труду, упражнениям в нравственных поступках. Он рассматривал различные виды воспитания в единстве, тесно увязывал умствен­ное и Нравственное воспитание, полагая, что систематические занятия умственным трудом создают основу для формирования нравственных идей и представлений. Вместе с тем признавал, что воспитание всегда содержит элемент риска и его результаты зачастую непредсказуемы. В качестве метода воспитания допускай использование принуждения.

№5 Просвещение и педагог.мысль в Византии

Античная педагогическая традиция в Византии была особенно влиятельна в IV - V вв. Воспитания было направлено прежде всего на познание собственной души, самосовершенствование. Подобное познание предлагалось осуществлять через "божественное озарение" путем концентрации внимания и интенсивных молитв.

Постепенно, однако, усиливалась христианская традиция педагогической мысли. Византийские богословы в течение VI - XV вв. предложили ряд идей, составивших основы религиозного воспитания и обучения, они оказали сильное влияние на весь православный средневековый мир.

Так, Авва Дорофей (VI в.) рассматривал светскую образованность как путь познания божественной истины Чем ближе познание к Богу, тем больше должна возрастать любовь к ближнему.

Один из первых средневековых схоластов Иоанн Дамаскин (675 - 753) в философско-педагогическом трактате "Источник знания" развивал идею универсальной, энциклопедической образованности.

Продолжателем восточнохристианской педагогической традиции был Симеон Новый Богослов (949 - 1022). Он крайне отрицательно относился к светской образованности и ратовал за монастырское религиозное обучение и воспитание, считая монастырь "миром духовного учительства и ученичества".

Против такого ярко выраженного клерикального подхода выступал общественный деятель и философ Михаил Пселл (1018—1096). Он полагал, что программа образования должна предусматривать два главных этапа: освоение светских знаний, не противоречащих догматам церкви, и религиозное обучение. Пселл мечтал об идеальном человеке, который не был бы подвластен религиозному влиянию. Это была гуманистическая личность, физически развитая, светски образованная, чувствующая прекрасное, душевно благородная, с твердым умом.

Среди последних крупных мыслителей Византии, занимавшихся проблемами воспитания и образования, был Георгий Ге-мист Плифон (1355 - 1452). Достижение совершенства - цель идеального воспитания, полагал Плифон. Путь к совершенству - это прежде всего нравственное воспитание, преодоление зла, в которое впадает несовершенный человек. Пройти этот путь можно лишь посредством личных усилий и самообразования,

XIV - XV вв. - период, когда в педагогической мысли Византии резко усилились церковь. В это время оформилось монашеское направление исихиастов (от слова "иси-хия" - умная молитва) Возглавляли движение Григорий Палама, Георгий Схоларий и другие религиозные деятели. Исихиа-сты крайне отрицательно относились к светской образованности, античному знанию, главным при становления личности считали нравственно-религиозное воспитание, трактуя его в предельно мистическом духе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...