Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления, формы и методы социальной работы с различными группами населения




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики, социального положения, потребностей и интересов различных групп населения, данные которого используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности.

Обеспеченным, трудоспособным и здоровым гражданам должны создаваться равные возможности для внедрения в систему отношений предпринимательства, самозанятости, самообеспечения. Социально уязвимым слоям и группам населения должны предоставляться социальная помощь и поддержка, устанавливаться преимущества и льготы, для чего необходимы новые виды социальных услуг, новые формы и методы социальной работы. Эффективным видом такой деятельности являются отраслевые и региональные программы защиты населения (или программы по защите конкретных категорий населения), которые охватывают различные направления и включают меры по защите разных социальных слоев и групп населения и прежде всего социально уязвимых. Важнейшие элементы этих программ:

всесторонний анализ состояния социальной защищенности основных категорий населения и обоснование целей и задач системы социальной защиты в отрасли или регионе (с учетом региональных показателей минимального потребительского бюджета и выявления на этой основе групп населения, нуждающихся в социальной помощи и поддержке);

анализ состояния занятости дифференцированных групп населения и характеристика мер по социальной защите населения в области трудовых отношений, включая профориентацию, подготовку и переподготовку кадров;

состояние и перспективы развития социально-защитной инфраструктуры в регионе: развитие системы центров социального обслуживания, стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания, центров занятости, центров милосердия, детских домов семейного типа и т.д.;

состояние и перспективы развития ресурсного обеспечения складывающейся системы социальной защиты, источников и механизмов дополнительных затрат на социальную защиту малообеспеченных и нетрудоспособных граждан и др.

Дополненные конкретными программами, направленными на обеспечение социальной защиты отдельных категорий населения (программы адресной социальной помощи малообеспеченных граждан, программы занятости женщин и т.д.), они помогают концентрировать средства и возможности специалистов на наиболее острых проблемах и разрешать их, объединяют усилия государства и общественности, поддерживают людей в реализации их трудового и гражданского потенциала.

Социальные проблемы многих категорий населения являются межведомственными, проблемами государства и общества, поэтому они требуют для своего разрешения скоординированных усилий государственных и негосударственных структур как на федеральном, так и на региональном уровне. Например, для оперативного и квалифицированного решения социальных проблем, связанных с занятостью инвалидов, может быть предусмотрено:

прямое финансирование и льготное кредитование потенциальных работодателей;

оказание активного содействия специализированным предприятиям, использующим труд инвалидов;

ежегодное определение для инвалидов перечня профессий и специальностей, пользующихся устойчивым спросом и конкурентоспособностью;

развертывание системы переобучения лиц с ограниченными возможностями более конкурентоспособным специальностям;

обучение и переобучение инструкторов, ведущих обучение инвалидов;

для детей-инвалидов создание сети спецшкол первичной трудовой адаптации, создание при детских домах-интернатах отделений медико-социальной и трудовой реабилитации для умственно отсталых детей и подростков-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.

Одним из условий, обеспечивающих результативность социальной работы с различными категориями населения, является разработка и внедрение технологий социальной работы, с помощью которых обеспечивается достижение определенных целей социальной работы, необходимых общественных изменений по отношению к отдельному человеку или группе лиц, удается осуществить широкий спектр социальных, социально-экономических, социально-психологических, медико-социальных и других мероприятий для решения проблем клиентов.

Технология социальной работы — это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. К важнейшим видам технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия. Они ориентируют на целостный подход к человеку, учет его интересов, потребностей, ценностных ориентации, на создание общественных условий, способствующих мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей. Трудно переоценить значение технологий социальной защиты, социальной помощи и социальной поддержки. Благодаря им удается осуществить адресную социальную помощь прежде всего остро нуждающимся и слабо социально защищенным группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Не менее значимы и частные технологии, научно обоснованные технологические стандарты работы с конкретными группами — инвалидами, пенсионерами, одинокими и больными людьми, безработными, беженцами и другими категориями, включающими необходимое описание задач, ресурсов, мер, действий, других составляющих. Они позволяют осуществить индивидуальный подход к каждому клиенту и помочь в решении возникших у него проблем.

Следует отметить, что у нас пока мало методик и технологий социальной работы, ориентированных на индивидуальную работу с клиентом, все еще преобладают групповые технологии. Мы оказались не подготовленными к практической работе с такими социальными объектами, как безработные, беженцы, бомжи. Поэтому весьма актуальны:

адаптация ранее используемых технологий к современным социальным условиям, к потребностям организации социальной работы с учетом специфики различных групп населения;

разработка новых технологий;

ориентация технологий социальной работы на новые приоритеты социальной жизни: обеспечение адресности, интересов семьи, максимальное использование местных ресурсов и возможностей для решения социальных проблем человека.

Для ускорения разработки и внедрения более действенных средств социальной работы с различными категориями населения необходимо дальнейшее углубление научных исследований, призванных помочь в создании, апробации, улучшении новых методик, механизмов, систем, процедур. Нужны прикладные исследования новых инициативных авторских методик, которые могли бы лечь в основу новых технологий. Трудно переоценить значение оперативного мониторинга, осуществляемого в процессе оказания социальной помощи. Речь идет о стандартизированных тестах, систематических наблюдениях, используемых в работе с конкретным человеком, семьей, группой людей и т.д. Такие исследования помогают принимать верные решения, быстрее осваивать новые технологии, добиваться желаемого изменения в объекте исследования.

Повышается значение междисциплинарного подхода к разработке и внедрению технологий, сочетания социальных, социально-технологических, социально-медицинских приемов, способов действия, процедур. Только усилиями специалистов различных отраслей знания могут быть разработаны высокоэффективные научно обоснованные технологические стандарты социальной работы с различными категориями клиентов, включающие результативные приемы и способы действий и позволяющие выделить конкретного человека с его потребностями и интересами, нуждами и проблемами, настроениями и заботами.

Особую роль в осуществлении социальной работы с различными категориями населения играют территориальные социальные центры, социальные службы. Они могут быть специализированными: психолого-педагогические; экстренной психологической помощи по телефону; медико-социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями; социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков; помощи беженцам и лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и межнациональных конфликтов; социальной помощи несовершеннолетним беременным; социальные приюты и т.п.; а также комплексными: территориальные центры социального обслуживания населения; центры социальной помощи семье и детям; центры дошкольной и внешкольной работы с несовершеннолетними и т.п.

Опыт свидетельствует о высокой результативности работы многих территориальных центров. Им удается сконцентрировать внимание на таких проблемах, как:

организация в различных формах материальной помощи особо нуждающимся группам населения, содействие их самообеспечению и достижению ими материальной самостоятельности;

оказание разнообразных видов психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной помощи, широкого комплекса услуг по семейному консультированию и планированию семьи;

осуществление ряда мероприятий по охране прав детей, передаче их на усыновление, под опеку и попечительство;

предоставление информации гражданам об их социально-экономических правах и пр.

Бесспорным достоинством центров является то, что они помогают наладить разнообразные формы социальной работы с учетом интересов и потребностей различных категорий населения, в непосредственном с ними контакте и на наиболее доступном для них территориальном уровне. Определяющее значение получает принцип содействия самопомощи, означающий, что, предоставляя помощь и услуги клиенту, социальные работники должны стимулировать его реализовать потенциал собственных сил и возможностей, восстанавливать свою дееспособность и активное социальное функционирование, опираясь на собственные силы. Это позволяет не просто оказывать социальные услуги, а осуществлять качественное, личностно ориентированное обслуживание клиентов, основанное на концепции самопомощи, включении возможностей личности клиента в механизмы социальной защиты.

Состояние социальной работы с различными категориями населения в решающей степени определяется умением и способностью специалистов по социальной работе работать с людьми, в совершенстве владеть методами социальной работы с самыми разными типами клиентов.

Система обучения социальных работников должна обеспечивать подготовку специалистов, умеющих налаживать межличностные отношения с клиентом, воздействуя как на социум, на условия жизнедеятельности человека, так и на него самого, стимулируя его на реализацию внутреннего потенциала, на социальную активность. Только в этом случае удается создать эффективную систему социальной защиты, умело восстанавливать взаимодействие между людьми, улучшать качество их жизни.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1.Что входит в понятие дифференцированного подхода в социальной работе?

2. Что обеспечивает использование дифференцированного подхода в социальном обслуживании населения?

3. Какие требования предъявляются к индивидуальной социальной работе?

4. В чем заключается организационное обеспечение дифференцированного подхода в социальной работе?

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 года. М., 1996.

2. Сорвина А.С. Социальная работа как феномен цивилизованного общества. М., 1994.

3. Социалънп-7руловая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М., 1996.

4. Справочное пособие по социальной работе. М., 1997.

5. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. В 2 т. М., 1994. 6 . Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7