Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение личности в зарубежной психологии




Содержание

Глава I. Теоретические основы изучения личности

1.1 Изучение личности в зарубежной психологии

1.2 Изучение особенностей личности в отечественной психологии

1.3 Психологическая сущность коммуникативной компетентности

Глава II. Организация эмпирического исследования

2.1 Цель, задача, гипотеза, исследования

2.2 Методика исследования

2.2.2 Описание выборки

2.2.3 Описание процедуры

2.3 Результаты исследования

2.4 Интерпретация полученных данных

Заключение

Литература


Введение

АКТУАЛЬНОСТЬ

Становление личности на разных этапах сопровождается выходом на первый план различных характеристик внутреннего мира человека, так молодые люди в возрасте от 19 до 25 лет не отличаются сильным влечением к учебе, а наоборот выбирают вместо подготовки к экзаменам времяпрепровождение в кругу друзей, но значит ли это что у молодежи нет стремления к интеллектуальной сфере? Ответ кроется в характеристике данного возрастного периода. Хотя в юношеском возрасте и формируется ярко выраженная направленность личности в виде определенных целей и перспектив жизни, установок, ориентаций и идеалов, однако на первый план выходят эмоции, которые овладевают над разумом юноши. Чувство взрослости у молодых людей становится более глубоким, чем у подростков, проявляясь в самоутверждении и самовыражении, стремлении быть неповторимым и оригинальным, обратить на себя внимание, порой даже аморальными способами. В юности возрастает социальная активность личности, выражающаяся в стремлении к общественной деятельности как способу самоутверждения и самовыражения. Однако эта активность порой приобретает асоциальную направленность.

Эффективность поведения, взаимоотношений и общения видится в развитии коммуникативных способностей, которые являются составляющими компонентами психологической культуры личности.

Целью исследования является изучение характера коммуникативной компетентности личности.

Объектом исследования являются студенты в возрасте от 19 до 25 лет.

Предметом исследования являются психологические аспекты коммуникативной компетентностью личности.

личностный опросник коммуникативная компетентность

В качестве основной гипотезы исследования выдвигается предположение о выраженности коммуникативной компетентности у студентов 2-5 курсов.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

. Изучить основные теоретические подходы к интерпретации понятия "эмоционально-волевой блок", "интеллектуальный блок" и "коммуникативной компетентности" и к проблеме их исследования.

. Определить уровень развития коммуникативной компетентности личности у студентов 2-5 курсов и выявить преобладание данного блока над эмоциональным и интеллектуальными факторами личности.

Методы исследования: метод опроса, анализ документов.


Глава I. Теоретические основы изучения личности

 

Изучение личности в зарубежной психологии

 

Изучением личности в зарубежной психологии многие ученные и психологи, такие как: Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Абрахамом Маслоу.

Одним из исследователей конца 19 начала 20 века был Зигмунд Фрейд. Психодинамическое направление в теории личности. Психоаналитическая теория основывается на представлении, что поведение человека активизируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество её остаётся при этом тем же самым) и мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимыми телесными потребностями, выраженными в виде желаний, называются инстинктами.

Фрейд назвал две основные их группы: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Первая группа включает наиболее существенные, сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов - это определённое количество энергии, находящая разрядку только в сексуальном поведении. Вторая группа - лежит в основе всех проявлений жёсткости и агрессии. Он полагал, что инстинкты подчиняются принципу энтропии, согласно которому любая энергетическая система стремиться к сохранению динамического равновесия.

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы:

Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он "закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей угрозы.

Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию внутренних импульсов и угроз. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам.

Рационализация. Этот способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство обычно уже после их совершения. Наиболее типичные приемы рационализации:

а) оправдание своей неспособности что-либо сделать;

б) оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимися обстоятельствами.

Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.

Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

Замещение. Выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. Неудовлетворенные импульсы, дают о себе знать в закодированной, символической форме - в сновидении, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений.

Еще одним исследователем в данной области был Карл Густав Юнг.

Юнг утверждал, что душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Эго служит основой нашего самосознания. Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые. Юнг ввёл понятие комплекса, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из личного или наследственного бессознательного опыта. Комплексы могут возникать вокруг самых обычных тем и оказывать сильное влияние на поведение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания. Наконец, более глубокий слой в структуре личности - коллективное бессознательное, представляющее собой хранилище латентных следов памяти человечества. В нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов - архетипов. Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом, есть мать, ребёнок, герой, мудрец, Солнце, плут, Бог, смерть и т.д. Наиболее важные архетипы - персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний образ мужчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы).

Так же изучением данной проблемы занимался австрийский психиатр и психолог Альфред Адлер. Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека:

человек является единым, самосогласующимися и целостным;

человеческая жизнь - это динамическое стремление к превосходству;

индивидуум - есть творческая и самоопределяющаяся сущность;

социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. С этим связано и понятие "фикционный финализм" - идея о том, что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени выраженности социального интереса и степени активности, по отношению к этим трём задачам, Адлер различал типы установки, сопутствующих стилю жизни:

. управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром);

. берущий (паразитизм в отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень активности);

. избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач);

. социально-полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других).

Адлер полагал, что стиль жизни создаётся благодаря творческой силе индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком рождения: первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок. Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое "Я”. В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса.

В феноменологическом направлении психологии личности, разработанном Карлом Роджерсом, центральное место занимает положение о том, что поведение человека можно понять только в терминах его субъективных переживаний. Также подразумевается, что люди способны строить свою судьбу и по своей сути являются целеустремлёнными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися.

С точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность - личный мир переживаний человека. Центральное место в этом мире принадлежит Я-концепции. Элементами, определяющими развитие Я-концепции, являются потребность в позитивном внимании, условия ценности и безусловное позитивное внимание. Роджерс утверждал, что большей частью люди ведут себя в соответствии со своей Я-концепцией. Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между ней и общим организмическим переживанием, и тогда он пытается защитить целостность Я с помощью искажения или отрицания восприятия.

Роджерс важное место уделяет открытости переживанию (способности человека переживать то, что происходит внутри него, без чувства угрозы), организмическому доверию (способности полагаться на внутренние переживания и чувства как на основу для принятия важных решений), эмпирической свободе (субъективному чувству того, что можно жить именно так, как хочешь). Также среди характеристик полноценно функционирующего человека - креативность, то есть творческая способность, способность продуцировать новые идеи, результаты и способы решения проблем.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...