Принципы исполнительного права.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Особенности исполнительного права как самостоятельной отрасли российского права. В соврем России практич до принятия в 1997 двух З – «О суд-х приставах» и «Об испол-м производстве» (ныне ФЗ № 119-ФЗ утратил силу в связи с принятием в 2007 ФЗ № 229-ФЗ) ИП рассматривалось как часть ГПП. Однако даже в то время были основания говорить об определ-й самостоятельности ИП поскольку оно регулировалось не ГПК РСФСР, а Инструкцией об исполнительном производстве. В настоящ-е время все больше сторонников самостоят-ти ИП. Исполнительное производство занимает очень специфическое место. С одной стороны ЕСПЧ ВС КС признают ИП в качестве неотъемл-й части судебного разбирательства, завершающей стадии гражданского и арбитражного процессов, поскольку не будь исполнения суд-х актов, нельзя говорить о восстановлении нарушенных прав и законных интересов. Правосудие невозможно считать завершенным без исполнения судебных актов. Такая позиция распространена и в судебной практике, как зарубежной, так и отечественной. Так, Европейский суд по правам человека в 1997 году отметил, что исполнение судебного постановления следует рассматривать как составную часть процесса. К этому стоит добавить, что суд полностью не отстраняется от процесса исполнения судебных актов, в частности: именно суд решает вопрос об обеспечении иск а и обеспечении исполнения; исполнительный листвыдается на основании судебного решения; к компетенции суда относится ряд существенных вопросов исполнительного производства; и, наконец, суд осуществляет судебный контроль за судебными приставами-исполнителями. Но с другой стороны ни ГПК РФ, ни АПК не регулируют ИП, судеб-е
М.К. Юков в свое время указывал, что производство по исполнению судебных решений и решений иных юрисдикционных органов представляет собой не стадию гражданского процесса, а систему отношений, возникающих в связи с исполнением решений юрисдикционных органов. Ю.Н. Власов считает, что «принудительное исполнение судебных и иных решений должно являться прерогативой и обязанностью не судебной, а исполнительной власти, что исполнительное производство не является частью судопроизводства, а представляет собой самостоятельный правовой институт». Однако ИП не является отраслью права (позиция О.В. Исаенковой), поскольку отрасль права представляет собой крупный блок юридических норм в системе права, регулирующих однородные общественные отношения и объединенные общим методом регулирования. Следовательно, отраслью права будет не исполнительное производство, а исполнительное право как совокупность норм, регулирующих исполнение юрисдикционных актов. Как и любая другая отрасль права, исполнительное право имеет собственный предмет правового регулирования, специфический метод правового регулирования, свою нормативную базу и особые принципы, составляющие нормативно установленные основополагающие начала исполнительного производства, в которых выражается его специфика и на основании которых можно составить общее представление о данной отрасли. Оно регулирует деятельность специальных субъектов – участников исполнительного производства Предметом правового регулирования исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства. Исполнительное право является процессуальной отраслью права и, как любая процессуальная отрасль права, характеризуется тем, что регулирует правоотношения в их динамике. Поэтому в предмет его регулирования обязательно входят не только юридические связи между участниками правоотношений, но и процессуальная деятельность по реализации этих связей. Основу предмета правового регулирования исполнительного права составляет совокупность отношений, складывающихся между органами принудительного исполнения, с одной стороны, и взыскателем, должником и иными участниками исполнительного производства – с другой.
В отличие от уголовно-исполнительного права с собственным Уголовно-исполнительным кодексом, исполнительное право не имеет единого кодифицированного источника, его нормативную базу составляют Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Значение принудительного исполнения судебных актов. Своевременное и полное исполнение судебных актов — гарантия реального обеспечения конституционного права российских граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции Российской Федерации). Судебное решение может быть исполнено добровольно. Если же этого не происходит, законодательство закрепляет механизм принудительного исполнениясудебного решения. Таким образом, завершение процесса судебной защиты нарушенного или оспоренного субъективного материального права или охраняемого законом интереса происходит в случае их реального восстановления путем принудительного исполнения судебного решения. Принудительное исполнение судебных актов осуществляется в рамках исполнительного производства. Согласно статьи 46 Конституции РФ 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Нормативная основа исполнительного производства. Общая характеристика источников исполнительного производства: Федеральные законы «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве»; ГПК; АПК; другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, в том числе нормативные акты Правительства Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации; Постановления Конституционного Суда Российской Федерации; Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Нормы, регулирующие исполнительное производство, размещались в ГПК РСФСР в качестве составной его части. Нормативная основа исполнительного производства изменилась в связи с принятием двух федеральных законов от 21 июля 1997 г. - "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" - и еще более укрепилась с принятием нового федерального закона "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 г. Система законодательства об исполнительном производстве находится в стадии формирования. Под системой законодательства об исполнительном производстве следует понимать совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы об исполнительном производстве. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об исполнительном производстве» 1. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ " О судебных приставах " и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. 2. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. 3. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства. 4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора. Следовательно, в системе законодательства об исполнительном производстве выделяются законы и подзаконные нормативные акты, которые содержат как общие, так и конкретные правила, определяющие порядок процессуальной деятельности в исполнительном производстве.
По смыслу ст. 3 Закона об исполнительном производстве, нормотворчество в сфере исполнительного производства относится к компетенции федеральных органов. Среди международных актов, имеющих значение для исполнительного производства, следует перечислить следующие: Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, 1958 г.); Гаагская конвенция 1961 г.; Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (г. Москва, 1972 г.); Соглашение стран СНГ от 20.03.1992 " О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности "; «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам " (г. Минск, 1993 г.). Кроме отмеченных многосторонних международных актов, Российская Федерация является участницей двусторонних международных договоров об оказании взаимной правовой помощи, часть из которых предусматривает взаимное признание и исполнение судебных решений. Как уже отмечалось, исполнительное производство регулируется федеральными законами "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах", а также иными федеральными законами, устанавливающими условия и порядок принудительного исполнения указанных в законе юрисдикционных актов. В качестве таких федеральных законов выступают основные нормативные акты, регулирующие как процессуальные, так и материальные правоотношения: ГПК РФ, АПК РФ, ГК РФ, СК РФ, ТК РФ, КоАП РФ и некоторые другие. В ГПК РФ можно выделить две группы норм, в той или иной степени составляющих нормативную основу исполнительного производства. Так, в ГПК РФ предусмотрен специальный раздел, целиком посвященный исполнительному производству (раздел VII «Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов»), который состоит из 19 статей (ст. 428-446). В АПК РФ также имеются отдельные положения, связанные с исполнительным производством. Раздел VII АПК РФ (ст. 318 - 332) посвящен общим вопросам исполнения судебных актов, вынесенных арбитражными судами. Многие нормы, содержащиеся в этом разделе АПК РФ, дополняют положения Закона об исполнительном производстве.. К источникам исполнительного производства следует отнести и федеральные законы, регулирующие различные "материальные" правоотношения. Например, в ГК РФ содержатся нормы о представительстве, порядке выдачи доверенности (гл. 10), об ответственности за нарушение обязательств (гл. 25) вследствие причинения вреда (гл. 59), некоторые другие нормы.
В СК РФ урегулирован порядок исполнения решений судов по спорам, связанным с воспитанием детей (ст. 79), а также порядок уплаты и взыскания алиментов (гл. 17). В ТК РФ закреплены наиболее важные вопросы, связанные с порядком защиты трудовых прав и разрешением трудовых споров (раздел XIII). Большое значение для любой сферы правоприменительной деятельности имеют постановления Конституционного Суда РФ. В качестве самостоятельной группы источников исполнительного производства также могут рассматриваться обобщения судебной и иной правоприменительной практики в виде постановлений пленума Верховного Суда РФ и пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Принципы исполнительного права. Статья 4 ФЗ "Об исполнительном производстве". Принципы исполнительного производства Исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|