Пример программы с конфигурацией в XML.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В качестве примера можете посмотреть простенькую программы, использующей XML-файл в качестве конфигурационного. Сохраняемые параметры можно редактировать как из программы, так при помощи текстового редактора. XMLConfig.java Пример содержимого конфигурационного файла: <?xml version="1.0" encoding="Cp1251"?> <program color="ff0000ff" bounds="263 231 392 195">Просто строчка Вторая строчка</program> В качестве XML-парсера используется Sun-овский парсер в режиме DOM. На таком простом примере не видно особых преимуществ формата XML над теми же файлами properties. Они становятся заметны только в достаточно сложных программах, где становится необходимо хранить списки однотипных параметров или же содержимое объектов с уровнем вложенности два или более. Pascal: Работа с файлами В прошлом выпуске мы с вами начали писать программу, которая и должна была стать основополагающей в наших дальнейших действиях. Программа называлась "Записная книжка", манипулировала с типом record и еще содержала маленькую ошибочку, которую, кстати, многие заметили. Обратите внимание на этот код:
В этом вся собака зарыта. Дело в том, что в условии упоминается о работе с 10-ю записями, а этот алгоритм позволяет использовать всего девять, так как вообще не умеет читать двухзначные числа. Как решить этот вопрос - Ваша задача! Программирование вообще без задач, которые нужно решать, не обходиться... Ну а мы интенсивно двигаемся дальше. Сегодня - как и было обещано, файлы. Пока только теория, которую вам нужно усвоить (ее довольно много), практика будет в следующем выпуске. Работа с файлами
В паскале работа с файлами осуществляется через специальные типы, доселе нам не известные. Это файловые типы, которые определяют тип файла, то есть фактически указывают его содержимое. С помощью этой переменной, которой присвоен необходимый тип, и осуществляется вся работа с файлами - открытие, запись, чтение, закрытие и т.п. При работе с файлами существует определенный порядок действий, которого необходимо придерживаться. Вот все эти действия: Создание (описание) файловой переменной; Связывание этой переменной с конкретным файлом на диске или с устройством ввода-вывода (экран, клавиатура, принтер и т.п.); Открытие файла для записи либо чтения; Действия с файлом: чтение либо запись; Закрытие файла. Первое, на что хочу обратить внимание, это возможность связать файловую переменную не только с физическим файлом на носителе информации, но и с устройством. В качестве такового используются обычные псевдонимы устройств DOS. Вот основные два: CON - консоль (экран-клавиатура), то есть по записи в это устройство мы будем получать информацию на экран, при чтении информации из этого устройства, будем читать данные с клавиатуры. PRN - принтер. При записи в это устройство вы получите информацию на принтер. Далее хочу обратить внимание на последний этап - закрытие файла. В принципе, не обязательное условие для файлов, из которых мы читаем данные. Если не закроем - ошибки это не вызовет, последствий тоже. Однако обязательно закрывать файл, если мы осуществляли в него запись. Дело в том, что если мы пишем данные в файл на диске и забываем его закрыть - информация не сохраниться. Она (информация) помещается во временный буфер, который запишется на диск только при закрытии файла. Типы файловых переменных Перед тем, как начинать работу с файлами, давайте посмотрим, какие существуют переменные для работы с ними. В Turbo Pascal имеется три типа таких переменных, которые определяют тип файла. Вот эти типы:
Text - текстовый файл. Из переменной такого типа мы сможем читать строки и символы. File of _любой_тип_ - так называемые "типизированные" файлы, то есть файлы, имеющие тип. Этот тип определяет, какого рода информация содержится в файле и задается в параметре_любой_тип_. К примеру, если мы напишем так: F: File of Integer; То Паскаль будет считать, что файл F содержит числа типа Integer; Соответсвенно, читать из такого файла мы сможем только переменные типа Integer, ровно как и писать. Напишем так: type A = record I,J: Integer; S: String[20]; end; var F: File of A; То получим очень интересную картину, когда файл содержит в качестве элементов записи. Мы сможем их читать, писать и производить с ними действия. Именно этим мы и займемся в процессе модификации нашей программы "Записная книжка". File - нетипизированный файл. Когда мы указываем в качестве типа файла просто File, то есть без типа: F: File; То получаем "нетипизированный" файл, чтение и запись в который отличается от работы с файлами других типов. Эти действия производятся путем указания количества байт, которые нужно прочитать, а также указанием области памяти, в которую нужно прочитать эти данные. Это тема будущих выпусков. Итак, разобрались с типами файлов. Теперь давайте по порядку разбирать действия, применяемые для работы с файлами. Я говорил о них выше. Связывание переменной с файлом Самый универсальный шаг. Выполняется одной и той же процедурой для всех типов файлов, а именно процедурой Assign: Assign(_переменная_файлового_типа_, 'путь к файлу'); Как видите, в качестве параметров задаются переменная либого файлового типа и строка - путь к файлу, который, по правилам DOS, не может быть длиннее 79 символов. Вот пример использования assign:
Как видите, это очень просто и сама процедура Assign проблем не вызывает. Давайте теперь рассмотрим следующий этап. Открытие файла Открытие файла - это уже более усложненный процесс, нежели связывание с ним переменной. Здесь учитывается, зачем открывается файл - для записи или чтения, а также в зависимости от типа файла процедуры выполняют различные действия.
Тем не менее этот процесс не сложен и заключается в использовании одной из трех имеющихся процедур: Reset(_любая_файловая_переменная_); Открыват файл на чтение. В качестве параметра - файловая переменная любого из перечисленных выше типов. Это может быть текстовый, типизированный либо не типизированный файл. В случае с текстовым файлом, он открывается только на чтение. В случае с типизированным и нетипизированным файлом - он открывается на чтение и запись. Append(T: Text); Эта процедура открывает текстовый файл (только текстовый!) на запись. Выше я сказал, что Reset при задании параметра типа Text не позволит писать в него данные, открыв файл лишь для чтения. То есть если вы используете текстовый файл и хотите производить в него запись, нужнo использовать Append. Если чтение - Reset. В остальных случаях дело обходиться одной процедурой Reset. Также обратите внимание, что если вы до этого уже открыли файл на чтение, вам не нужно закрывать его и открывать снова на запись. В этом случае файл закрывается сам и открывается заново. При записи данных в файл при открытии его с помощью этой процедуры они записываются в конец файла. ReWrite(F) - создает новый файл либо перезаписывает существующий. Будьте осторожны, если не хотите случайно удалить нужный файл. Напомню, файл, открытый с помощью этой процедуры будет полностью перезаписан. В использовании процедур, думаю, проблем не будет. Однако возникает другой вопрос - что, если файла, который открывается, нет? Если он не существует на диске, то как мы сможем из него читать информацию? Программа выбьет ошибку в такой ситуации. Это реальная проблема, которая, кстати, очень просто решается. Способ проверки заключается в двух этапах: использовании ключей компилятора и функции IOResult, которая возвращает значение от только что выполненной операции ввода-вывода. С функцией разберемся быстро, а вот с такой штукой как ключи компилятора мы еще не сталкивались, поэтому остановимся подробнее. Ключи компилятора - это обыкновенные переключатели, которые контролируют ход выполнения программы исключая или включая реакцию на какие-нибудь условия. В нашем случае нас интересует условие, когда физически отсутствует нужный нам файл, либо не удалось открыть его по другим причинам. Ключей у Паскаля довольно много, мы пока изучим один, необходимый нам на данный момент.
Оформляются ключи следующим образом: в скобках комментариев "{}" первым символом после открывающей скобки "{" ставиться знак доллара "$", после чего указывается имя ключа и его значение. Нас интересует ключ, который выключает вывод ошибок ввода-вывода, называется он "I". Выглядит все это следующим образом: {$I+} - включение вывода ошибок {$I-} - выключение вывода ошибок По сути дела отсутствие файла - это ошибка, которая возвращается функцией IOResult. Если же эта функция возвращает 0, то файл успешно открыт, без ошибок. Вот и вырисовывается последовательность действий, необходимых для проверки на наличие файла: Связываем переменную с файлом; Выключаем вывод ошибок на экран - {$I-} Открываем файл необходимой нам процедурой; Включаем вывод ошибок {$I+} - пусть будет для дальнейшего отслеживания таковых; Проверяем, если IOResult возвращает нуль, то все было путем и файл открыт. Иначе выводим ошибку. Вот пример такой программы:
Закрытие файла Выше я говорил о том, зачем нужно закрывать файл и когда надо это делать. Закрытие файла производиться с помощью процедуры Close(F), где F - это переменная файлового типа. Эта процедура одна для всех типов файлов. Запись и чтение файлов. Часть I Сегодня я хочу рассказать о записи и чтении текствых и типизированных файлов, в следующем выпуске рассказ пойдет о чтении файлов без типа. Итак, переходим к непосредственной обработке файловой информации. Чтение файлов. Чтение файлов производится с помощью отлично известных нам процедур Read и Readln. Они используются также, как и при чтении информации с клавитуры. Отличие лишь в том, что перед переменной, в которую помещается считанное значение, указывается переменная файлового типа (дескриптор файла): Read(F, C); Здесь F - дескриптор файла, C - переменная (Char, String - для текстовых, любого типа - для типизированных файлов). Также сразу хочу упомянуть о одной, пожалуй самой главной функции при чтении файлов. Это функция поверки на конец файла - Eof(F): Boolean;. В качестве параметра - файловая переменная любого типа. Функция возвращает TRUE если достигнут конец файла и FALSE иначе. Здесь все очень просто, демонстрации ради давайте напишем небольшую программку. Пусть имеем текстовый файл. Давайте его распечатаем и заодно посчитаем, например, количество пробелов:
Думаю, здесь все ясно. Продолжаем двигаться дальше и посмотрим, как производиться запись в файлы. Запись в файлы. Вы еще не догадались? Запись в файлы производиться точно так же, как и запись на экран - с помощью процедур Write и Writeln. Как и в случае с чтением, перед записываемой в файл переменной указывается тескриптор файла: Write(F, S); Здесь F - дескриптор, S - переменная. При этом, естественно, переменная должна соответствовать типу файла. Примера ради давайте составим еще одну небольшую программку, которая покажет работу с файлами. На сей раз уже используем типизированные файлы, а именно состоящие из чисел. Итак, мы имеем файл, в котором содержаться числа типа Integer. Давайте отсортируем эти числа в файле по возрастанию. План дейтсвий: Отрываем типизированный файл из Integer; (проверяем на ошибку и т.п.) Читаем все числа в массив (считываем, пока не конец файла) Сортируем массив по возрастанию; Записываем отсортированный массив обратно в файл. Получается такая программа:
Программа очень проста и хорошо демонстрирует работу с типизированными файлами. В качестве сортировки массива я использую метод пузырька, чтобы перезаписать файл использую ReWrite. Вроде не должно возникать никаких сложностей... Будут проблемы, пишите. Ну а на сегодня, пожалуй, все. Этой информации вам будет достаточно, в следующем выпуске займемся, как я уже сказал, нетипизированными файлами и продолжим писать программу "Записная книжка". Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://bestcode.org/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|