Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и порядок проведения голосования.




Голосование на выборах в Государственную Думу РФ или Президента РФ всегда осуществляется с 8 до 20 часов по местному времени в день проведения выборов. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования – не позднее чем за 5 дней до дня досрочного голосования.

Голосование проводится тайно в специально оборудованных кабинах для тайного голосования. Избиратель голосует лично, никто не может присутствовать в помещении для голосования одновременно с избирателем. Не допускается принуждение кого бы то ни было голосовать за того или иного кандидата, а также угрозы в любой форме за выражение мнения гражданина. Каждому избирателю для голосования выдается избирательный бюллетень, в котором указаны фамилии и сведения о зарегистрированных Центральной избирательной комиссией кандидатах и имеется строка «против всех федеральных списков кандидатов». В нем избиратель ставит напротив фамилии одного кандидата отметку. Избиратели голосуют в тех избирательных участках, где они внесены в списки избирателей. Если гражданин не может в день выборов проголосовать на своем избирательном участке, он может получить открепительное удостоверение у избирательной комиссии, в списках которой он зарегистрирован, и проголосовать на ближайшем избирательном участке, где будет находиться в день голосования.

31. Установление итогов голосования, определение результатов выборов и их легитимация.

Подсчет голосов избирателей осуществляется с 20 ч по местному времени в день голосования участковыми избирательными комиссиями. Далее определение результатов выборов осуществляется путем суммирования голосов в поступивших протоколах об итогах голосования соответственно:

1) территориальными избирательными комиссиями;

2) окружными избирательными комиссиями;

3) Центральной избирательной комиссией.

Каждая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, который подписывается членами комиссии с правом решающего голоса и направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

Протоколы об итогах голосования предоставляются для ознакомления:

1) избирателям;

2) зарегистрированным кандидатам;

3) их доверенным лицам;

4) уполномоченным представителям зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков;

5) наблюдателям РФ и иностранным (международным) наблюдателям;

6) представителям средств массовой информации.

В результате подсчета голосов по общефедеральному избирательному округу Центральная избирательная комиссия РФ составляет протокол о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу, не позднее чем через 2 недели после дня голосования объявляет в средствах массовой информации окончательные общие результаты выборов.

Общие результаты выборов и данные о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов, и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, против всех федеральных списков кандидатов, должны быть официально опубликованы в течение 3 недель со дня голосования

32. Основания и порядок признания выборов несостоявшимися.

Окружные (территориальные, участковые) избирательные комиссии могут признать выборы по соответствующему избирательному округу несостоявшимися в случаях:

1) если в выборах приняло участие менее 25 % от числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

2) если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Окружные (территориальные, участковые) избирательные комиссии признают выборы недействительными:

1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) по решению суда (оно выносится немедленно по обращению гражданина в случае обнаружения нарушения его избирательных прав).

По одномандатному избирательному округу выборы признаются недействительными Центральной избирательной комиссией РФ в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования, определении результатов выборов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Во всех этих случаях избирательные комиссии определяют число избирателей, принявших участие в голосовании по соответствующему избирательному округу, по числу избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования.

33. Основания и порядок признания результатов голосования недействительными.

В результате подсчета голосов избирателей, принявших участие в выборах, Центральная избирательная комиссия РФ может признать выборы по федеральному избирательному округу (либо по иному избирательному округу) несостоявшимися.

Это возможно в следующих случаях:

1) если в выборах по федеральному избирательному округу приняло участие менее 25 % избирателей, включенных в списки избирателей;

2) если ни один федеральный список кандидатов не получил 7 % и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, т. е. ни один список кандидатов не был допущен к распределению депутатских мандатов;

3)если в распределении депутатских мандатов могут претендовать федеральные списки кандидатов, получившие в совокупности 50 % или менее голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.

Недействительными результаты выборов по федеральному избирательному округу признаются:

1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

2) в случае, если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем часть от общего числа внесенных в них избирателей на момент окончания голосования в федеральном избирательном округе, либо если итоги голосования по федеральному избирательному округу признаны недействительными не менее чем в 1/3 одномандатных избирательных округов;

3) по решению суда (в случае нарушения избирательных прав граждан либо процедуры выборов).

34. Понятие, виды и значение выборов в Российской Федерации.

Выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования, проводимого в соответствии с регламентом выборов.

Виды выборов:

1) очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2) досрочные - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3) выборы депутатов в порядке ротаций.

4) дополнительные выборы - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5) повторные выборы - проводятся тогда, когда проведенные выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Значение

В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

35. Правовые основы и особенности проведения выборов Президента РФ.

В соответствии с Конституцией для кандидата на должность Президента установлен возрастной ценз - не моложе 35 лет, и кандидат должен постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать пост Президента более двух сроков подряд. Это означает, что при наличии интервала между периодами президентства конкретное лицо может занимать должность Президента Российской Федерации и более двух сроков.

ФЗ «О выборах Президента РФ» устанавливает, что не имеет права:

1) избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;

2) быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд;

3) быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Процесс выборов Президента Российской Федерации достаточно сложен, он проходит в несколько этапов. На первом этапе после объявления о проведении выборов осуществляется выдвижение кандидатов. Этот период заканчивается регистрацией кандидатов избирательной комиссией. Затем следует этап предвыборной борьбы, который оканчивается голосованием, которое может проводиться в один или два тура. После голосования наступает этап подведения итогов выборов и опубликования их результатов. Весь этот процесс заканчивается вступлением Президента Российской Федерации в должность.

Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», иными федеральными законами.

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.


36. Правовые основы и особенности проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. (?)

Особенность первая:

- Список избирателей по избирательному участку, образованному в труднодоступной или отдаленной местности, а также по избирательному участку, образованному на территории воинской части составляется избирательной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем в день сформирования избирательной комиссии на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации поселения (командиром воинской части).

Особенность вторая:

- Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает, капитаном судна, начальником полярной станции.

Особенность третья:

Внедрение информационных технологий. При составлении списков избирателей может использоваться Государственная Автоматизированная Система «Выборы».

В случае роспуска Государственной Думы выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.


37. Региональные выборы: понятие, особенности, виды и правовая основа.

Региональные выборы - это выборы в законодательные и исполнительные органы государственной власти, иные государственные органы и на выборные должности в субъектах Российской Федерации, предусмотренные их конституциями, уставами и проводимые на основе федеральных законов и в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации принцип выборности в той или иной форме распространяется не только на депутатов законодательного органа и высших должностных лиц исполнительного органа государственной власти, но и на состав иных государственных органов (в частности, в некоторых субъектах Российской Федерации в ходе прямых выборов избираются члены Конституционного Собрания), то есть на государственные органы, как входящие в систему разделения государственной власти (законодательные и исполнительные органы), так и не входящие в указанную систему (Конституционное Собрание).

Выборы депутатов законодательного органа государственной власти в целом или одной из его палат, выборного должностного лица соответствующего уровня могут быть как прямыми, когда они избираются непосредственно избирателями - гражданин на выборах лично голосует за кандидата (список кандидатов) или против него либо против всех кандидатов (списков кандидатов), так и косвенными, когда одна из палат парламента формируется на ступенчатой, должностной или территориальной основе.

Специфической особенностью обеспечения представительного характера Федерального Собрания Российской Федерации является использование смешанных избирательных процедур: выборов и формирования. Наряду с проведением прямых выборов депутатов Государственной Думы избирательная практика предусматривает в отношении Совета Федерации - верхней палаты федерального парламента - механизм формирования, основанный на проведении региональных выборов! Порядок формирования Совета Федерации базируется на конституционном положении о том, что в его состав входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

38. Муниципальные выборы: понятие, особенности, виды и правовая основа.

Муниципальные выборы являются демократическим способом формирования органов местного самоуправления. Муниципальные выборы – это выборы членов представительных органов местного самоуправления (депутатов), советников, гласных, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Согласно Конституции РФ, высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы, которые обеспечивают самую массовую форму участия граждан в управлении делами на общественном уровне и на уровне местного самоуправления, а также общественной жизнью. Федеральным законодательством установлена обязательность учреждения выборного органа местного самоуправления в каждом муниципальном образовании.

Посредством муниципальных выборов формируются, как правило, представительные органы местного самоуправления. Непосредственно гражданами может избираться глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления (например, казначей).

Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральным законодательством о выборах.

В целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, федеральным законодателем издан специальный ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления». Его положения подлежат применению при подготовке и проведении муниципальных выборов в случаях, если:

1) законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;

2) представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;

3) в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;

4) истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

5) выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;

6) отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

7) и т.д.


39. Понятие, виды и порядок рассмотрения избирательных споров.

Избирательные споры- разногласия между участниками избирательного процесса, возникающие в связи с нарушениями избирательных прав граждан при проведении избирательных кампаний по выборам органов государственной власти и местного самоуправления, которые разрешаются в судебном или административном порядке.

В числе характерных, типичных причин возникновения избирательных споров в юридической литературе называются:

- несовершенство избирательного законодательства;

- несоответствие регионального избирательного законодательства федеральному;

- недостаточный уровень правовой культуры избирателей и организаторов выборов;

- нарушение избирательного законодательства;

- нарушение требований избирательного законодательства средствами массовой информации и т.п.

По кругу участников избирательных споров они могут иметь место в отношениях:

1) между органами государственной и муниципальной власти, их должностными лицами и гражданами;

2) между органами государственной и муниципальной власти, их должностными лицами и избирательными комиссиями;

3) между избирательными комиссиями и гражданами;

4) между гражданами.

Предметом обжалования в соответствии ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» могут быть решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан.

Действующее законодательство предусматривает два способа рассмотрения избирательных споров - административный (инстанционный) и судебный. Они имеют существенные отличия по кругу лиц, наделенных правом подачи соответствующей жалобы, по предмету обжалования, по установленным процедурам рассмотрения жалоб, по юридическим последствиям принимаемых решений. Вместе с тем и административный, и судебный порядок обжалования нарушений избирательных прав и разрешения электоральных споров дополняют друг друга в качестве относительно автономных, с юридической точки зрения, способов обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.

40. Гарантии избирательных прав граждан.

Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан. Под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие реальное воплощение в жизнь принципов избирательного права.

Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов. Все гарантии находятся во взаимозависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм.

Правовое обеспечение гарантий составляют:

1) Конституция РФ;

2) ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

3) ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;

4) ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».

Гарантии:

- политические – это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов;

- организационные - запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке и проведении выборов;

- материальные - расходы по проведению выборов в РФ производятся за счет бюджета соответствующего уровню выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного);

- правовые, которые позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами - признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов.

Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить проведение подлинно демократических выборов.

41. Способы правовой защиты избирательных прав.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что избиратели вправе обращаться в суд с жалобами на решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие их права.

Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти и должностных лиц этих избирательных комиссий - в суд субъекта Российской Федерации, решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий - в районные суды.

Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы избирателями в вышестоящую избирательную комиссию. Вышестоящая избирательная комиссия, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе принять решение по существу жалобы.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает ответственность за нарушение прав избирателей - уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.

42. Судебная защита избирательных прав.

Судебный порядок обжалования нарушений избирательных прав граждан предусматривает, что решения и действия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти и должностных лиц этих избирательных комиссий обжалуются в суд субъекта Российской Федерации, решения и действия иных избирательных комиссий обжалуются в районные (городские) суды. Также в районные (городские) суды обжалуются решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие права граждан, если иное прямо не предусмотрено федеральным законом. При этом законодательство специально подчеркивает, что предварительное обращение в соответствующую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
Особого внимания заслуживает указание законодательства на то, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации в случае, если в жалобе (жалобах), касающихся нарушений избирательных прав, затрагиваются интересы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушения приобрели особое общественное значение. При подобном обращении Верховный Суд России обязан в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» рассмотреть жалобу по существу.

Говоря о судебном порядке рассмотрения избирательных споров, нельзя не обратить внимание на деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные Конституционным Судом общефедеральные условия реализации избирательных прав граждан являются важнейшим инструментом обеспечения единообразного применения и контроля за соблюдением норм избирательного законодательства.

43. Несудебные государственные институты защиты избирательных прав.

Административная процедура обжалования предусматривает, что решения и действия (бездействие) избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую соответственно уровню проводимых выборов избирательную комиссию. В случае если вышестоящая избирательная комиссия отсутствует, решения или действия территориальной избирательной комиссии или ее должностного лица могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, а решения или действия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Вышестоящая избирательная комиссия, а при ее отсутствии Центральная избирательная комиссия Российской Федерации или избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе принять решение по существу жалобы, которое является обязательным для исполнения.

Образование при избирательных комиссиях рабочих групп по подготовке материалов для рассмотрения и разрешения по существу жалоб на нарушения избирательных прав граждан и иных участников выборов представляется достаточно разумным и полезным. Вместе с тем, необходимо учитывать, что создание подобных групп и их деятельность должны укладываться в рамки избирательного законодательства, предусматривающего обязательность рассмотрения и разрешения жалоб непосредственно избирательными комиссиями. Поэтому создаваемые при избиркомах рабочие группы могут наделяться полномочиями исключительно рекомендательного характера, а главное предназначение их деятельности должно сводиться только к предварительной подготовке материалов, необходимых для принятия соответствующей избирательной комиссией решения по существу жалобы.

44. Международно-правовая защита избирательных прав граждан РФ.

В конце 80-х годов в странах Центральной и Восточной Европы произошли радикальные политические и социально-экономические изменения. В частности, это привело к изменению роли Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (позднее СБСЕ стало именоваться ОБСЕ), которое, начиная с 1990 года, приступило к реализации своей Программы по выборам. Правовой основой здесь стали Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (СБСЕ), принятый 29 июня 1990 года, и Парижская Хартия для новой Европы СБСЕ, принятая 21 ноября 1990 года. Проведение открытых и прозрачных выборов ОБСЕ рассматривает не просто как техническую процедуру.

Выборы - это неотъемлемая часть демократического общества, естественный и единственно приемлемый легитимный способ передачи политической власти от одной политической силы общества к другой. В соответствии с решениями Парижской Хартии в Варшаве было учреждено и с апреля 1991 года начало свою деятельность Бюро по свободным выборам, которое вскоре стало именоваться Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Его основной задачей являлось усиление и создание традиций проведения свободных и демократических выборов в посткоммунистических странах. Страны-участницы СБСЕ, подписавшие Копенгагенский, а также другие документы, признали, «что присутствие наблюдателей, как иностранных, так и национальных, может повысить авторитетность избирательного процесса для государств, в которых проводятся выборы. Поэтому они приглашают наблюдателей от любых других государств-участников СБСЕ…». Эти положения документов ОБСЕ и лежат в основе правового статуса как международного, так и национального (внутреннего) наблюдателя. В 1997 году в Варшаве было принято Руководство по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ. Каждая страна-участница, подписавшая документ, добровольно приняла на себя обязательства обеспечить присутствие наблюдателей как из своей страны, так и из любой страны-участницы на время проведения избирательной кампании.

Современное понимание роли наблюдателя выходит за рамки чисто технического, эпизодического, пассивного наблюдения. Правовым последствием для России после подписания ею документа явилась необходимость включить основные принципы и обязательства по ОБСЕ в систему российских законов и проводить выборы органов власти, как федеральных, так и местного самоуправления, с учетом изменений в правовой системе страны.

На данный момент с учетом глобальных политических изменений и опыта проведения демократических выборов, накопленного в различных странах мира, актуальной становится задача кодификации международных избирательных стандартов путем приведения в единую систему действующих норм в более точной их формулировке, отражения в договорной форме международных обычаев, а также выработки новых норм.

45. Избирательно-правовая ответственность: понятие, виды, основания привлечения.

Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме. Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определенные правоограничения личного или имущественного характера.

Мерами юридической ответственности являются регламентированные в законодательстве санкции. Необходимо учитывать, что юридическая ответственность (в том числе и за нарушения законодательства о выборах):

1) наступает за совершение правонарушения;

2) устанавливается государством и всегда связана с применением к правонарушителям санкций правовых норм уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами;

3) связана с причинением правонарушителю определенных негативных (отрицательных) последствий;

4) реализуется в определенной процессуальной форме

.За нарушения законодательства о выборах федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности. Различают три вида ответственности за нарушения законодательства о выборах:

1) конституционно-правовая ответственность (ответственность по избирательному праву);

2) административная ответственность;

3) уголовная ответственность.

Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга основаниями, санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации.

46. Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства.

Нормативные основания конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах содержатся в:

1) Конституции Российской Федерации,

2) ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,

3) ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации",

4) ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации",

5) законах субъектов Российской Федерации.

Действующим законодательством о выборах закреплены следующие меры конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса за совершение избирательных правонарушений:

- предупреждение;

- отказ в регистрации инициативной группы;

- отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов);

- признание результатов выборов недействительными;

- расформирование избирательной комиссии.
Привлечение правонарушителей к конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах возможно в административном и судебном порядке.

Фактическим основанием конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах является совершение избирательного правонарушения, под которым понимается виновное деяние (действие или бездействие) лица, нарушающего нормы законодательства о выборах.

47. Уголовно-правовая ответственность за нарушение избирательного законодательства.

Уголовная ответственность наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав. Уголовная ответственность регламентируется в Уголовном кодексе РФ, который насчитывает две статьи, посвященных посягательствам на избирательные права граждан. Это

1) «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий»

2) Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов».

Под фальсификацией документов в данном составе преступления следует понимать действия по изменению содержания подлинного документа путем внесения в него заведомо ложных сведений, подделки, подчистки или пометки другим числом, а также в изготовлении другого документа с ложным содержанием. При этом избирательными документами являются предусмотренные законодательством письменные документы, имеющие определенное юридическое значение в избирательном процессе. Законодательство к числу избирательных документов относит, в частности: избирательные бюллетени; спи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...