Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные отечественные теории личности.

Гуманистическая психология: третья сила

 

В 60-е годы XX века в американской психологии возникло новое направление, получившее название гуманистической психологии*, или <третьей силы>. Это направление, в отличие от неофрейдизма или нео-бихевиоризма, не было попыткой ревизии или адаптации к новым условиям какой-либо из уже существующих школ. Напротив, как это и отражено в названии раздела - <третья сила>, гуманистическая психология намеревалась выйти за пределы дилеммы бихевиоризм-психоанализ, открыть новый взгляд на природу психики человека.

Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем:

1) подчеркивание роли сознательного опыта;

2) убеждение в целостном характере природы человека;

3) акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;

4) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

 

Истоки гуманистической психологии

 

Как и любое другое теоретическое направление, гуманистическая психология имела определенные предпосылки в более ранних психологических концепциях. Среди таких истоков можно назвать некоторые идеи Франца Брентано, постоянного оппонента Вундта и предтечу гештальт-психологии. Брентано подвергал критике механистичность и редукционизм научного подхода в психологии и настаивал на необходимости преимущественного обращения к сознанию как к молярной, а не молекулярной характеристике.

Освальд Кюльпе в своих работах наглядно показал, что далеко не все содержание сознания может быть сведено к своим элементарным формам и объяснено в терминах «стимул-реакция». Точно так же и Вильям Джемс настаивал на необходимости обращения к сфере сознания и учета целостного характера психики человека.

Гештальт-психологи также подчеркивали необходимость целостного подхода к изучению сознания. Вопреки почти всеобщему господству бихевиоризма в психологии того времени, им удалось утвердить важность изучения сознания как законной и плодотворной для психологии сферы.

Корни гуманистической психологии можно проследить и в психоанализе. Адлер, Хорни, Эриксон и Олпорт в противовес позиции Фрейда настаивали на том, что человек - существо прежде всего сознательное и наделенное свободой воли. Эти «отступники» ортодоксального психоанализа видели сущность человека в его свободе, спонтанности и способности самому быть причиной своего поведения. Человека характеризуют не только события прошлых лет, но и его цели и надежды на будущее. Эти теоретики отмечали в личности человека прежде всего творческую способность человека самому формировать свое Я.

В целом можно сказать, что все эти направления воплощают своеобразный новый дух времени. Появление гуманистической психологии отражает растущую неудовлетворенность, особенно обострившуюся с начала 60-х годов, механистическим и материалистическим характером всей западной культуры в целом. Эта так называемая контр-культура 60-х создавалась недоучившимися студентами, больше известными как хиппи. Многие из них употребляли галлюциногенные наркотики, которые, как ожидалось, должны были увести их в высшие сферы сознания. Как определенная культурная группа, они разделяли некоторые общие ценности, вполне совместимые с основными положениями гуманистической психологии. Такими базовыми ценностями были ориентация на реализацию личности, вера в возможность совершенствования человека, подчеркивание ориентации на настоящий момент в жизни, гедонизм (стремление к чувственным удовольствиям как главному содержанию жизни) и тенденция к максимальному самораскрытию человека (свободное выражение внутреннего мира и переживаний) (Smith. 1990).

 

Природа гуманистической психологии

 

С точки зрения гуманистической психологии, бихевиоризм представляет собой узкий, искусственно созданный и предельно обедненный взгляд на природу человека. Акцент бихевиоризма на внешнем поведении, по их мнению, лишает образ человека подлинного смысла и глубины, дегумани-зирует его. ставя на одну доску с животным или машиной. Гуманистическая психология отвергала представление о человеке как о существе, чье поведение строится лишь на основе детерминизма и полностью определяется стимулами внешней среды. Мы - нс лабораторные крысы и не роботы, человека нельзя полностью объективировать, просчитать и свести к совокупности элементарных актов типа «стимул-реакция».

Бихевиоризм не был единственным противником гуманистической психологии. Она также подвергала критике элементы жесткого детерминизма во фрейдовском психоанализе: преувеличение роли бессознательного и, соответственно, недостаточное внимание к сознательной сфере, а также преимущественный интерес к невротикам и психотикам, а не к людям с нормальной психикой.

Если прежде психологов больше всего интересовала проблема душевных расстройств, то гуманистическая психология направлена преимущественно на задачу исследования душевного здоровья, позитивных душевных качеств. Сосредоточив внимание лишь на темной стороне человеческой психики и оставив в стороне такие чувства, как радость, удовлетворение и тому подобные, психология игнорировала как раз те аспекты психики, которые во многом и составляют человеческое существо. Именно поэтому в ответ на явную ограниченность как бихевиоризма, так и психоанализа, гуманистическая психология с самого начала создавала себя как новый взгляд на природу человека, третью силу в психологии. Она как раз и призвана заняться изучением тех аспектов психики, которые прежде не замечали или игнорировали. Примером такого рода подхода являются работы Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.

 

Абрахам Маслоу (1908-1970)

 

 

Маслоу можно в значительной мере назвать духовным отцом гуманистической психологии. Именно он вдохнул жизнь в исходные идеи и смог придать новому движению некоторые черты академической респектабельности. Прежде всего его интересовала проблема наивысших достижений человека, а потому он начал с изучения сравнительно небольшой выборки людей неординарных, способных на поистине выдающиеся результаты в различных областях деятельности. Что же отличает гениев и героев от остальных смертных?

 

 

Самоактуализация

 

С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации * (Maslow. 1970). Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является, по Маслоу, наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает <работать> потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены. Вся же иерархия потребностей выглядит следующим образом:

1) физиологические потребности - потребность в еде, питье, дыхании, сне и сексе;

2) потребность в безопасности - чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги;

3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;

4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуважении;

5) потребность в самоактуализации.

Большая часть работ Маслоу посвящена исследованию людей, достигших в жизни самоактуализации, тех, кто может считаться здоровыми в психологическом отношении. Как он обнаружил, таким людям присущи следующие характеристики:

 

· объективное восприятие реальности;

· полное приятие своей собственной натуры;

· увлеченность и преданность какому-либо делу;

· простота и естественность поведения;

· потребность в самостоятельности, независимости и возможности где-нибудь уединиться, побыть одному;

· интенсивный мистический и религиозный опыт, наличие высших переживаний**;

· доброжелательное и сочувственное отношение к людям;

· нонконформизм (сопротивление внешним давлениям);

· демократический тип личности;

· творческий подход к жизни;

· высокий уровень социального интереса (эта идея была позаимствована у Адлера).

 

Обычно это люди среднего возраста и старше; как правило, они не подвержены неврозам. По мнению Маслоу, такого рода люди составляют не более одного процента населения.

Комментарии

 

Методы сбора данных и результаты исследований Маслоу подвергали критике в основном за то, что выборки слишком малы для столь широких обобщений. Кроме того, выбор испытуемых был явно субъективен и основывался лишь на собственных взглядах Маслоу, критерии отбора сформулированы слишком нечетко. Маслоу, хотя и соглашался с тем, что его работы не удовлетворяют строгим критериям научного исследования, все же настаивал на том, что никакими другими средствами феномен самоактуализации исследовать невозможно. Он рассматривал свои работы как сугубо предварительные и не терял надежды, что когда-нибудь они получат должное подтверждение.

Теория самоактуализации поддается лабораторным исследованиям довольно слабо, а в большинстве случаев - вовсе не подтверждается.

Тем не менее, ее часто используют в сфере бизнеса и производственной деятельности, то есть в тех областях, где большинство участников убеждены: потребность в самоактуализации - хороший мотив для того, чтобы научиться получать удовлетворение от работы. Теорию Маслоу применяют также в сферах образования, медицины и психотерапии.

 

Карл Роджерс (1902-1987)

 

Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентирован-ная терапия. Концепция Роджерса так же, как и теория Маслоу, основывается на доминировании одного главного мотивирующего фактора. Правда, в отличие от Маслоу, строившего свои заключения на исследовании эмоционально уравновешенных, здоровых людей, Рождерс основывался преимущественно на опыте работы в психологическом консультационном кабинете в университетском городке.

Личностно-ориентированная терапия - подход в психотерапии, развивавшийся Карлом Роджерсом. Отличается прежде всего тем, что ответственность за происходящие перемены возлагается не на терапевта, а на самого клиента.

Само название метода достаточно четко отражает его взгляд на природу и задачи гуманистической психологии. Возлагая основную ответственность за происходящие во время лечения перемены не на терапевта, а на клиента (как это было и в ортодоксальном психоанализе), Роджерс тем самым выражает взгляд, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные. По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.

 

Самоактуализация

Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации (Rogers. 1961). Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение. Роджерс подчеркивал значение взаимоотношений мать-дитя, поскольку это существенным образом влияет на рост самосознания ребенка. Если мать в достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке - Роджерс называл это позитивным вниманием *, - то у ребенка значительно больше шансов вырасти здоровым в психологическом смысле. Если же мать ставит проявления любви в зависимость от хорошего или плохого поведения ребенка (в терминологии Роджерса условно позитивное внимание), то подобный подход скорее всего интериоризи-руется в психике ребенка, и последний будет чувствовать себя стоящим внимания и любви лишь в определенных ситуациях. В этом случае ребенок будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение матери. В итоге же личность ребенка не получит полного развития. Он не сможет полностью проявить все аспекты своего Я, поскольку некоторые из них отвергаются матерью.

Таким образом, первым и непременным условием здорового развития личности является безусловное позитивное внимание к ребенку. Мать должна проявлять свою любовь к ребенку и полное его приятие вне зависимости от того или иного его поведения, особенно в раннем детском возрасте. Только в этом случае личность ребенка развивается полноценно, а не ставится в зависимость от тех или иных внешних условий. Таков единственный путь, позволяющий человеку в итоге достичь самоактуализации.

Самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности. Концепция Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для Роджерса психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

· открытость по отношению к опыту любого типа;

· намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;

· способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;

· чувство свободы в мыслях и поступках;

· высокий уровень творчества.

 

Роджерс описывает достигшего наиболее полного раскрытия человека в большей степени как актуализирующегося, чем уже актуализи-ровавшегося, подчеркивая процессуальный, длящийся характер этого действия. Он всячески подчеркивает постоянный рост человека, что отражено уже в самом названии его самой известной книги «Становясь личностью» (On Becoming a Person) (Rogers. 1961).

 

Комментарии

Личностно-ориентированная терапия Роджерса оказала большое влияние на развитие психологии. Эта теория была хорошо встречена психологами, прежде всего из-за акцента на личностном начале в человеке. Критике же этот подход подвергали в основном за отсутствие ясности в вопросе о врожденных предпосылках и потенциале самоактуализации, а также за постоянное подчеркивание роли сознательных факторов в ущерб роли бессознательного в психической жизни человека. В остальном же и теория Роджерса, и его метод терапии получили признание и широко используются как в научных исследованиях, так и в клинической практике.

Работы Роджерса оказали существенное влияние на общее представление о потенциале человеческой личности. Его по праву можно считать одним из основателей движения за общую гуманизацию психологии. В 1946 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации, а также получил награды «За выдающиеся научные достижения» и «За выдающийся профессиональный вклад».

 

 

Теория отношений.

В данную книгу избранных трудов видного психолога, психоневролога, психотерапевта включены работы, раскрывающие актуальные проблемы отношений, взаимоотношений людей, место и роль этих отношений в структуре нормальной и аномальной личности. Рассматриваются взаимосвязи между характеристиками отношений человека и особенностями его психических процессов. Книга предназначена для психологов, педагогов, врачей и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

В. Н. МЯСИЩЕВ И ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ.

Видный отечественный психолог, психиатр, психотерапевт Владимир Николаевич Мясищев родился 11 июля 1893 года в Латвии в семье мирового судьи. После смерти отца семья переехала в Николаев, где прошли школьные годы будущего ученого. Раннее и глубокое увлечение литературой, изобразительным искусством, музыкой способствовало формированию у него интереса к человеку, к его мыслям, чувствам, душевным переживаниям. Не случайно поэтому выбор будущей профессии у В. Н. Мясищева оказался связанным с профессией врача, и уже в годы обучения в основанном В. М. Бехтеревым Психоневрологическом институте он проявлял устойчивую склонность глубоко вникать в психологию больного и здорового человека. В годы гражданской войны и разрухи в полной мере у В. Н. Мясищева стали проявляться те черты будущего ученого и педагога, которые впоследствии нашли полное отражение в его научной и практической деятельности, пронизанной идеалами гуманизма, добра, справедливости.

Весь жизненный и творческий путь В. Н. Мясищева связан с разработкой важнейших научных проблем психологии, медицинской психологии, психиатрии и психотерапии. Мировосприятие В. Н. Мясищева формировалось под непосредственным влиянием прогрессивных ученых второй половины XIX в. и начала нынешнего столетия. Идеями С. П. Боткина, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других прогрессивных ученых и общественных деятелей проникнуты многие страницы трудов В. Н. Мясищева.

Непосредственным воспитателем и учителем В. Н. Мясищева был ученик и ближайший сотрудник В. М. Бехтерева Александр Федорович Лазурский, который в полной мере сформировал как научное мировоззрение В. Н. Мясищева, так и личность вдумчивого исследователя и заботливого, проницательного врача. Тесное сотрудничество В. Н. Мясищева с А. Ф. Лазурским, основателем психологической теории отношений (См.: Мясищев В.Н., Журавель В.А. На пути создания психологической теории личности. (К 100-летию со дня рождения А.Ф. Лазурского) // Вопросы психологии. 1974. №2. С. 32-42.), продолжалось до последних дней жизни видного ученого. Не случайным поэтому является тот факт, что после безвременной смерти своего талантливого ученика А. Ф. Лазурского (1917 г.) В. М. Бехтерев поручил руководство одной из лучших в то время психологических лабораторий своему ученику и единомышленнику - молодому ученому В. Н. Мясищеву. Вместе они работали до смерти В. М. Бехтерева (1927 г.). Выбор Мясищевым конкретного научно-исследовательского направления в психологии и медицине в значительной степени обусловлен тем, что он (совместно с М. Я. Басовым) завершил и подготовил к печати незаконченный труд А. Ф. Лазурского "Классификация личностей" (1921). Работа над научным наследием этого крупного психолога поставила перед В. Н. Мясищевым ряд важных, перспективных проблем в области изучения личности, над решением которых он работал до конца своей жизни.

Центральной научной проблемой, на многие годы привлекшей внимание, творческую энергию и вдохновение В. Н. Мясищева, явилась проблема целостной личности здорового и больного человека. Понимание человека как единства организма и личности побудило В. Н. Мясищева в своих научных исследованиях использовать объективные физиологические и психофизиологические характеристики состояния индивида для объяснения субъективных, психологических особенностей человека, его чувств, испытываемых состояний, воли. Одной из первых крупных работ, явившихся результатом многолетнего упорного труда, стала работа В. Н. Мясищева о психологическом значении электрокожной характеристики человека. Великолепное методическое решение проблемы и высокий уровень теоретического обобщения полученных результатов позволили В. Н. Мясищеву представить свой труд в качестве докторской диссертации "Электрокожные показатели нервно-психического состояния у человека" (1944). Прогрессивный, новаторский характер этой работы в те годы состоял в том, что В. Н. Мясищев убедительно показал возможность исследования тонких переживаний не только с точки зрения их количественных, интенсивностных характеристик, но и оценки их качества, т.е. степени значимости для субъекта. Эта работа открыла одно из самых важных направлений в деятельности В. Н. Мясищева - изучение системы отношений личности человека. Значение этой работы особенно велико в настоящее время, когда преодолевается разрыв между изучением организма человека и исследованиями его как личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

В. Н. Мясищев сформулировал одно из важнейших в советской психологии принципиальных положений теории личности. Он подчеркивал, что система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности.

Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В. Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет.

Это макро- и микробытие, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную "призму", через которую неповторимо, своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек.

Восприятие им действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех этих его психических процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является.

Меняется мир, в котором живет и действует человек, изменяется его роль и Положение в этом мире, и, как их следствие, неотвратимо более или менее значительно перестраиваются имеющаяся у него "картина мира" и его отношение к разным сторонам этого мира.

Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоянно выполняет живущий человек, для формирования его как знатока своего дела, умельца-мастера, В. Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного "подкрепления" хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам.

В. Н. Мясищев для подтверждения этой своей научной позиции любил опираться на проверенные громадным практическим опытом мысли А. С. Макаренко о том, что выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что "дефектные" отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.

Одной из центральных проблем в научном наследии В. Н. Мясищева является проблема развития личности, которую он с успехом разрабатывал многие годы. В. Н. Мясищев считал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми.

В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т.д.

Таким образом, по В. Н. Мясищеву, личность - не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. Истинные отношения человека к действительности, не раз подчеркивал в своих работах В. Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях.

В. Н. Мясищева опять же в неразрывной связи с отношениями глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно раскрывал взаимозависимости, которые связывают познание людьми друг друга, отношения, которые они при этом испытывают, и обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать и просто вместе жить. И он показал, насколько непростыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь или с трудом подавляемую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оценивает себя.

Одним из фундаментальных трудов В. Н. Мясищева является его исследование во всей ее сложности проблемы характера. До настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется более глубокого и емкого освещения данной проблемы. Раскрывая сущность такого сложного психического образования, каким является характер, В. Н. Мясищев убедительнейшим образом показал, что характер - это устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющаяся в типичных для личности способах выражения этих отношений в ее повседневном поведении. Он с большой научной аргументированностью предложил основы типологии и классификации характеров. Привлекая огромный фактический материал, В. Н. Мясищев психологически тонко и разносторонне проанализировал конкретные разновидности формирования человеческого характера, постоянно сопрягая обнаруживающиеся в них различия с действием политических, экономических, идеологических, общекультурных, национальных и иных факторов, которые всегда проецируются на конкретные условия повседневного, будничного бытия человека, опосредованно определяя становление его характера.

 

Основные отечественные теории личности.

В отечественной психологической науке выделяется несколько подходов к проблеме Личности. А.Ф.Лазурский (1874-1917) впервые обращает внимание на основные закономерности характерообразования- закономерность: переход отношения Л-ти в черты хар-ра. Он выделил 15 групп отношений(с Франклом): отношение к: людям, семьям, животным, искусству, труду, религии и т.д. у Лазурского л-ть это субъект отношений. Он считал осн задачей Л-ти- ее адаптация. В Л-ти выдел-ся единство двух мех-мов(элем-тов):1)эндопсихика(внутренняя)-вкл-ет в себя основ психич ф-ции: внимание, память, мышление, воля, темп-т, умствен одаренность и хар-р. Сост-т ядро Л-ти и явл-ся основанием.2)экзопсихика(внеш)- ее содержание опред-ся отношением Л-ти к внеш объекту.Все элементы Л едины, четко связаны м/у собой (деление на 1) и 2) условно) в основании этого Лазурский выд-ет 3 уровня адаптации Л:1низший- макс влияние окр среды и подчинение эндочерт-среде, люди недост-но или плохо приспособлены.2средний-предполагает большую возможность приспособ-ся к окр среде, найти в ней свое место, т.е. эндовозмож-ти- реализованы, люди приспособившиеся, они занимаются чем хотят.3высший- процесс приспосоления осложняется тем. Что значительная напряженность интенсивность душевной жизни заставляет ч-каизменять окр среду в соответствии со своими эндовозможностями, такие люди-приспособляющиеся, творчески креативные. В.Н.Мясищев (1892-1973)-ученик Лазурского- предложил понятие стр-ры Л-ти. Л- это система отношений чел-ка. 3 группы отношений: 1отношение к людям, 2к окр действительности, к себе. Отношение- это сознательная, избират, активная, основанная на опыте связь Л-ти с различ-ми сторонами действ-ти, кот проявляетя в действиях, переживаниях и формир-ся в деятел-ти. Внутри отношений выдел-ся 3 элемента: эмоц-ый, когнит-ый, поведен-ий. У Мясищева любое психолог понятие описыв-ся с помощью отношений: направленность Л-ти- это доминирующее отношение Л-ти; мотив- это выражение отношения к определ-му объекту; эмоции- эмоц-ый компонент внутри отношений. Выделяет несколько планов в хар-ке Л-ти: 1.доминирующие отношения(направл-сть - ценности, цели, смысл,жизни)2.психический уровень ч-ка - ур-нь желаний и достижений Л-ти (потр-ти, спос-ти, возм-ти, задатки)3. динамика реакций Л-ти- темп-т: темп-т прояв-ся во всех сторонах Л, в психич складе Л; темп-т обнаруж-ся только в активных отношениях; темп-т может менятся под влиянием жизнен условий. Эти планы д.б. взаимосвязаны и проявлятся в хар-ре, как соотношение различ св-в психики- это осн хар-ка Л-ти. Развитие Л Мясищев понимал как поцесс развития отношений, подразумевая объем, глубину, широту. Вольф Саломонович Мерлин (1898-1982) приступая к хар-ке категории Л-ти, Мерлин выд-ет 4 осн признака:1) активность- под Л понимается такая организация психики, благодаря кот ч-к в состоянии активно изменять окр среду. 2) Л- это то, что хар-ет целостность психики- это проявление сознания в целом.3) направленность- это самая существенная хар-ка4) индивид-ое своеобразие- важнейшей причиной индив-ти явл-ся природные св-ва орг-ма и мозга(биологический аспект индивид-ти) Идея интегральной индив-ти, ее уровни: (т.к. разделение на типичное и индивидуальное невозможно, все типичное в любом случае индивид-но по каким-то признакам). Для изучения индивид-ти необх-м системный подход: Интегральная индивид-сть- это иерархичная, саморегулируемая система, состоящая из индив-х св-в ч-ка. 3 уровня этой системы:1)система индив-х св-в орг-ма: биохимич-ие пр-ссы, общесоматические, нейродинамические. 2)сис-ма инд-х психич св-в: психодинамич-ие пр-ссы(темп-т), психич-ие св-ва Л-ти. 3)сис-ма соц-психол-х индив-х св-в: соц роли в соц-ом коллективе и группе, соц роли в соц-исторических общностях(класс, народ).Рассматривая сис-му интегральной индив-ти мерлин и его ученики нашли, что первичным источником и связью м/у уровнями явл-ся индивид-ый стильжизнедеятельности. Предметом П Л-ти явл-ся система психич-х св-в, кот определяются отношением Л к объективным сторонам действительности. Стр-ра Л у Мерлина- это многоуровневая система взаимных связей и организации св-в Л-ти. 2 Структурный подход (в основе гештальтП) К.К.Платонов(1906-1984)- вводит понятие структурной единицы Л-ти. Л- это динамическая сис-ма, развивающаяся во времени, изменяющая состояние элементов и связей м/у ними при сохранении ф-ций(иногда наз=ют не структурный подход, а функциональной стр-рой Л-ти). 4 уровня в стр-ре Л-ти:1)биопсихическ св-ва(темпер-т и половозрастные с=особ-ти Л; изменение этого уровня происходит путем тренировки)2)индив-ные особ-ти психич-х пр-ссов или ф-ций(памяти, эмоций, ощущения, мышления, воли, восприятия и чувств- изменение происходит в результате упражнений)3)уровень опыта Л и ее подготовленности(ЗУН, привычки- изменяются после обучения)4)соц-обусловленные кач-ва Л (направленность, отношения, проявляющиеся как моральные черты- он не имеет задатков, а изменяется по средством воспитания). Д.А.Леонтьев - выделяет 3 уровня, кот иерархизированны и границы м/у кот – условны. Л- это духовное образование.1)высший ур-нь- ур-нь ядерных стр-р- психол скелет Л, на кот в последствии наслаиваются все остальные уровни-это духовность, свобода, ответственность.2)средний- внутр-ий мир Л- отношение Л с миром, взятые с их содержательной стороны- потребности, ценности, конструкты и смысл жизни.3)низший- внешний мир Л- хар-р, способности и роли. 3 Деятельностный подход С.Л.Рубинштейн(1889-1960). Положения П Л-ти: 1)все псих-ие пр-ссы должны описываться с позиции Л-ти.2)любое внешнее воздействие действует на индивида ч/з внутренние условия, кот у него уже сформир-сь ранее также под влиянием внеш-их воздействий.3)единство сознания и деят-ти, тем самым сознание вкл-ся в контекст жизненных связей ч-ка, основу кот образует деят-сть и в результате выводится формула: изменяя мир- ч-к изменяется сам.Для описания Л необходимо решить 3 вопроса:1Чего хочет Л?(мотивац-ая сфера Л); 2Что может Л?(задатки, кот потом прояв-ся в способ-ти); 3Что л-ть есть?(что из всех тенденций и установок, проявлений и т.д., вошло в плоть и кровь и стало истинно личностной- хар-р). А.Н.Леонтьев (1903-1979). Разводит понятие индивид и Л-ть.Индивид- это неделимое, целостное, со своими индив-ми особ-ми генотипическое образование.Л это такое же образование, но не данное кем-то или чем-то, а созданное в результате множества предметных деят-тей, т.е. порождаемое жизнью ч-ка в общстве. Основу Л составляет мотивационная сфера!

Потреб-ть – мотив – эмоция – значение – личност смысл – это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Стр-ные единицы деят-ти:

Психол функц – действия – операции – деят-сть.

Б,Г.Ананьев (1907-1972). Описывать Л необх-мо со статуса, позиции, ролей, т.е. соц-ой ситуации развития Л.

Статус- объективен, может осознаваться или не осоз-ся Л-тью: адекватно-неадекватно, активно-пассивно, - это место Л в социуме. Позиция – хар-ет субъект-ую, деятельностную сторону положения Л-ти в той или иной соц стр-ре. Позиция представляет собой сис-му отношений Л-ти, сис-му установок, целей и ценностей.

Вся эта сложная сис-ма реализуется по средствам ролей. Статус, позиции и роли, реализованные в определ-ой деят-ти переходят в сис-му устойчивых св-в Л, т.е. хар-р. Кроме статуса, позиции и ролей есть еще и самосознание – это св-во ч-ка осознавать самого себя как субъекта с присущими ему соц-психол-ми характеристиками.

С позиции деятел подхода субъект и объект явл-ся частями целостной сис-мы, внутри которой они приобретают присущие им системные качества. Деят-сть объединяет в себе субъект-объектную оппозицию. Являясь их связующим звеном. Понимание деят-ти как связующего пространства взаимопереходов «ч-к – мир» позволяет преодолеть подход к изучению ч-ка как реактивного существа (Л.С. Запорожец, Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия)

А. Мясищев, Смирнов, Малышев... «Теория отношений личности». Личность - это система отношений, отношения - это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. "доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека"). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п. Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью.
Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.
Б. Ананьев, Платонов, Мерлин... «Теория индивидуальности». Личность - не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности - "некие абстрактные духовные образования". Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.
Платонов – «Функциональная структура личности»: концепция динамической функциональной структуры личности. Выделяет 4 подструктуры - взаимосвязанные стороны личности (группы качеств): 1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль - не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания); 2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); 3) подструктура форм отражения (тип памяти и т.д); 4) биологически обусловленная подструктура - биологические свойства (темперамент, возраст,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...