Правовое регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи (услуги связи — продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи). Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации. Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства в информационной сфере. Деятельность в области связи осуществляется на основе следующих принципов: равенство прав физических и юридических лиц на участие в деятельности в области связи и использование ее результатов; сочетание интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; свобода передачи сообщений по сетям и средствам электросвязи, свободы почтовых отправлений и транзита почты на всей территории Российской Федерации; 29. Национальная безопасность понятие, значение 30. Формы правового обеспечения информационной безопасности. 31. Структура системы правового обеспечения информационной безопасности. 32. Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц.
33. Государственная политика в области информационной безопасности 34. Доктрина информационной безопасности. 35. Интернет и право. Виртуальная среда обращения информации и инф. отношений В виртуальной среде, как и в реальной, действуют различные субъекты. Они вступают при этом в определенные отношения друг с другом, при которых наступают, в том числе, и юридические последствия. Возникает проблема правового регулирования общественных отношений в виртуальной среде или, как некоторые говорят, право виртуальной среды. При этом следует отметить, что именно информационное право составляет основу или юридический базис этой среды. Сегодня ведется много споров по поводу того, что такое Интернете правовой точки зрения. Можно выделить две группы специалистов, высказывающих мнения по этому поводу. Одна группа специалистов считает, что Интернет — такая среда, в которой право принципиально не применимо. Вторая группа полагает, что право в Интернет займет достойное место, нужно только учитывать особенности и юридические свойства объектов, по поводу которых субъекты этой среды вступают в отношения, ведущие к юридическим последствиям. Однако ни первые, ни вторые пока не проводили подробного системного анализа этой виртуальной среды с тем, чтобы выявить всю совокупность общественных отношений, подлежащих правовому регулированию в Интернет 36. Особенности реализации информационных правоотношений в Интернет. 37. Правовое регулирование отношений в сфере сетевых технологий. 38. Специфика правового института интеллектуальной собственности в сфере регулирования информационных отношений и обращения информации.
39. Особенности регулирования информационных отношений институтом авторского права при производстве, передаче и распространения информации. Основными источниками института авторского права выступают закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах», Законы РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем». Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» регулирует ин формационные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием (распространением) таких информационных объектом как произведения науки, литературы и искусства (авторское право фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Основными субъектами информационных правоотношений являются автор произведения (производитель или создатель информации по информационному праву) и пользователь исключительными правами или неисключительными правами (обладатель информации по терминологии информационного права). К сожалению, институт авторской права оставляет за пределами своего внимания потребителя информации или конечного получателя информации, содержащейся в произведениях. К объектам информационных правоотношений в системе авторского права (объект авторского права) относятся произведения науки литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, от способа его выражения. Напомним, что с точки зрения информационного права это — информационные объекты. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на не обнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.). Такие объекты обладают двуединством информации (ее содержания) и носи теля; устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.) Эти объекты обладают только содержанием, не фиксируемым на материальном, твердом носителе; звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.). Имеет место сочетание содержания и носителя ин формации; изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.). Только форма, содержание отражаются в этой форме
40. Особенности регулирования информационных отношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации
Основные направления правового регулирования отношений в области массовой информации: обеспечение гарантий свободы массовой информации; организация деятельности средства массовой информации; распространение массовой информации; отношения средств массовой информации с гражданами и организациями; права и обязанности журналиста; межгосударственное сотрудничество в области массовой информации; ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации. Информационные правоотношения, складывающиеся в сфере массовой информации, можно условно подразделить на «внутренние» и «внешние». Первые затрагивают вопросы внутренней организации СМИ и включают отношения между основными субъектами: учредителями (соучредителями), редакцией, издателем, распространителем и, наконец, собственником. Вторая группа включает правоотношения, возникающие в связи с деятельностью СМИ между перечисленными выше субъектами и третьими лицами, будь то граждане, объединения граждан, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления 41.Правовые формы организации деятельности СМИ. Учредители. Лицензирование деятельности СМИ. 42. Правовой статус журналиста. Роль государства в деятельности СМИ. Права журналиста Журналист имеет право: искать, запрашивать, получать и распространять информацию; посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения установленных законом требований (см. ч. 1 ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации»); производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;. посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях; проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям; снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 указанного Закона; распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
43. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями Право на получение информации, обязанности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц предоставлять сведения о своей деятельности Граждане имеют право на оперативное получение через средства кассовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица обязаны предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны пре доставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны: • причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну; • должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации; • дата принятия решения об отказе.
44. Опубликование в СМИ НПА Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем «Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные за коны, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию и «Парламентской газете». Обязательному опубликованию в «Парламентской газете» подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы в виде отдельного издания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на ik ей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. «Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов. 45. Правовое регулирование отношений в области производства и распространения рекламы как разновидности массовой информации. 46. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства РФ о средствах массовой информации. Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста в том случае, если эти сведения: присутствуют в обязательных сообщениях; получены от информационных агентств; содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений; являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах, сессиях, заседаниях, конференциях, пленумах общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений; содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию и соответствии с Законом «О средствах массовой информации»; являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой ин формации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства РФ о средствах мае совой информации. Злоупотребление свободой массовой информации влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Злоупотребление правами журналиста либо несоблюдение обязанностей журналиста — влечет уголовную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Нарушение законодательства РФ о средствах массовой информации влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ 47. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении библиотечной информации Библиотечное дело рассматривается как отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Институт библиотечного дела представляет собой одно из направлений правового регулирования отношений информационной сферы в области обеспечения реализации права каждого на поиск, получение и передачу библиотечной информации (право на доступ к информации или право знать), которое является важнейшим правом человека и гражданина. Юридический фундамент этого института составляют следующие информационно-правовые нормы Конституции РФ. «Статья 29 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» Эта норма представляет собой основу осуществления права на доступ к библиотечной информации. Библиотечная деятельность является основой осуществления творческой и иной интеллектуальной деятельности человека. 48. Права граждан и иных субъектов в области библиотечного дела. Право граждан на библиотечное обслуживание. Каждый гражданин, независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории РФ. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается: созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания; многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек; независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности. Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций. Право на библиотечную деятельность 49. Обязанности государства в области библиотечного дела В основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками. Государство выступает гарантом прав, предусмотренных Федеральным законом «О библиотечном деле», и не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Государство поддерживает развитие библиотечного дела путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики. Правительство РФ разрабатывает федеральные программы развития библиотечного дела. Федеральные органы исполнительной власти организуют координацию межрегиональных и межведомственных связей по библиотечному обслуживанию, в том числе в целях информатизации общества. Государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности, жителей районов Крайнего Се вера и приравненных к ним местностей). Органы государственной власти путем материальной поддержки стимулируют библиотеки негосударственных форм собственности, организующие бесплатное общедоступное обслуживание населения. Вопросы развития библиотечного дела учитываются в федеральных государственных программах в соответствии с Основами законодательства РФ о культуре 50. Правовые условия сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации в области библиотечного дела Библиотечные фонды, комплектуемые на основе системы обязательного экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются культурным достоянием народов Российской Федерации и могут объявляться памятниками истории и культуры в соответствии с законодательством РФ. Библиотечные фонды, отнесенные к памятникам истории и культуры, находятся на особом режиме охраны, хранения и использования в соответствии с законодательством РФ. Библиотеки, фонды которых зарегистрированы в качестве памятников истории и культуры, могут быть ликвидированы собственниками библиотек только с разрешения специально уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры обеспечением последующей сохранности и использования указанных фондов. Рукописные материалы, входящие в фонды библиотек, являются составной частью Архивного фонда РФ. Библиотеки, отнесенные в установленном порядке к культурному достоянию народов Российской Федерации, включаются в перечень культурного достояния народов Российской Федерации и находятся на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством РФ. 51. Государственно – правовое регулирование в области библиотечного дела. 52. Особенности информационных правоотношений, возникающих при формировании архивов, распространении и потреблении архивной информации. 53. Государственно-правовое управление архивным делом в РФ 54. Комплектование, хранение и учёт архивных фондов 55. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче, и потреблении информации, составляющей государственную тайну. Ограничение прав субъектов, связанных с государственной тайной. 56. Перечни 57. 58. 59. 60. 61. 62. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении персональных данных Основные принципы охраны информации. Автоматически обрабатываемые персональные данные должны: приобретаться и обрабатываться честным и законным образом; храниться в конкретно установленных и законных целях и не использоваться каким-либо образом, не совместимым с этими целями; быть полными, иметь прямое отношение к цели их сбора и не превышать по объему тех потребностей, для которых они хранятся; быть точными и там, где это необходимо, поддерживаться на уровне современности; храниться в форме, которая позволяет идентифицировать субъекта информации в течение времени, не превышающего Потребности, для которых хранится информация. Особые категории данных подлежат автоматической обработке только в том случае, если внутреннее право предоставляет надлежащие гарантии. То же самое относительно данных личного характера, связанных с уголовным осуждением. В соответствии с установлениями указанной Конвенции любое лицо должно иметь возможность: узнать о существовании автоматизированной картотеки данных личного характера, ее цели, а также личность, местонахождение и принцип назначения владельца картотеки;
63. Правовые основания работы с персональными данными. Права субъекта персональных данных Работа с персональными данными может осуществляться держателем (обладателем) массива персональных данных только в случаях: если субъект персональных данных недвусмысленно дал согласие на ее проведение; если она необходима для выполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления своей компетенции, установленной действующим законодательством; если она нужна для достижения законных интересов держателей (обладателей) или третьей стороны, которой раскрыты персональные данные, имеющей лицензию на проведение работ с персональными данными, когда реализация этих интересов не препятствует осуществлению прав и свобод субъектов персональных данных применительно к их обработке; когда она необходима для защиты жизненных интересов субъекта персональных данных; когда она необходима для исполнения договора, в котором субъект персональных данных является стороной, или для принятия требуемых мер до заключения договора по просьбе субъекта; если она необходима для выполнения задач правоохранительных органов на законных основаниях. Правовой режим персональных данных 1. Персональные данные, находящиеся в ведении держателя (обладателя), относятся к конфиденциальной информации, кроме случаев, определенных законодательством РФ. 2. Держатель (обладатель) персональных данных обязан обеспечивать охрану персональных данных во избежание несанкционированного доступа к ним, их блокирования или передачи, а равно их случайного или несанкционированного уничтожения, изменения или утраты. 3. Режим конфиденциальности персональных данных снимается и случаях: обезличивания персональных данных; по желанию субъекта персональных данных; по истечении семидесятипятилетнего срока хранения персональных данных, если иное не предусмотрено требованиями субъекта персональных данных или действующим законодательством. 4. Правовой режим персональных данных, полученных в результате деятельности правоохранительных органов, устанавливается в соответствии с действующим законодательством. 5. Для некоторых категорий персональных данных лиц, занимающих высшие государственные должности, и кандидатов на эти должности в соответствующие периоды, в частности в период предвыборной кампании, может устанавливаться специальный правовой режим их персональных данных, обеспечивающий открытость персональных данных, имеющих общественную значимость. 6. По желанию субъекта для его персональных данных может быть установлен режим общедоступной информации (библиографические справочники, телефонные книги, адресные книги, частные объявления, массивы данных для осуществления прямого маркетинга и т.д.). 7. С момента смерти субъекта персональных данных их правовой режим подлежит замене на режим архивного хранения или иной правовой режим, предусмотренный действующим законодательством. 8. Защита персональных данных умершего лица может осуществляться другими лицами, в том числе наследниками, в порядке, предусмотренном действующим законодательством о защите чести, достоинства и деловой репутации, защите личной и семейной тайн. Общедоступные массивы персональных данных Предоставление персональных данных 1. Субъект персональных данных самостоятельно решает вопрос о предоставлении кому-либо любых своих персональных данных за исключением случаев, установленных законом. Персональные данные предоставляются субъектом лично либо через доверенное лицо. 2. В целях реализации своих прав и свобод субъект предоставляет данные в объеме, определяемом законодательством, а также сведения об их изменениях в соответствующие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, имеющих право на работу с персональными данными в пределах их компетенции. 3. Перед предоставлением своих персональных данных субъект должен быть ознакомлен держателем (обладателем) массива персональных данных с перечнем собираемых данных, основаниями и целями их сбора и использования, с возможной передачей персональных данных третьей стороне, а также информирован об ином возможном использовании персональных данных. Доступ субъекта к своим персональным данным 1. Субъект персональных данных имеет право знать о наличии у держателя (обладателя) относящихся к субъекту персональных данных и иметь к ним доступ. Право на доступ может быть ограничено только в случаях, предусмотренных законодательством РФ. 2. Информирование граждан о наличии персональных данных у держателей (обладателей) массивов данных осуществляется на основе общедоступного Реестра держателей (обладателей) массивов персональных данных, публикуемого в средствах массовой информации. 3. Информация о наличии и содержании персональных данных субъекта должна быть выдана ему держателем (обладателем) массива персональных данных в общедоступной документированной форме, четко и ясно выраженная, и не должна содержать персональных данных, относящихся к другим субъектам. 4. Персональные данные предоставляются их субъекту по его инициативе на основании письменного запроса субъекта и документа, удостоверяющего его личность, за плату, не превышающую затраты на поиск и выдачу информации. Информация о наличии персональных данных и сами персональные данные предоставляются субъекту данных в срок, не превышающий недели с момента подачи заявления. 5. Субъект персональных данных имеет право знакомиться с документами, содержащими сведения персонального характера о нем. 64. Права и обязанности держателя массивов персональных данных по работе с персональными данными. Полномочия (права и обязанности) держателей (обладателей) массивов персональных данных 1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления имеют право выступать в качестве держателей (обладателей) массивов персональных данных и на работу с персональными данными в соответствии со своей компетенцией, установленной действующим законодательством. 2. Юридические лица имеют право на работу с персональными данными на основании решения Правительства РФ. Обязанности держателя (обладателя) массива персональных данных Держатель (обладатель) массива персональных данных обязан: получать персональные данные непосредственно от субъекта персональных данных, его доверенных лиц или из других законных печников; обеспечивать режим конфиденциальности персональных данных, 1редусмотренных законодательством РФ; определять и документально оформлять порядок работы служащих организационной структуры, осуществляющих работу с персональны ми данными массива, а также лиц, несущих юридическую ответственность за соблюдение режима конфиденциальности и сохранности персональных данных; обеспечивать сохранность и достоверность персональных данных, а также установленный в нормативном порядке режим доступа к ним; сообщать субъекту персональных данных информацию о наличии персональных данных о нем, а также предоставлять сами персональные данные в недельный срок после поступления от него запроса, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ; в случае отказа в предоставлении субъекту по его требовании) информации о наличии персональных данных о нем, а также самих персональных данных, выдавать письменный мотивированный ответ в срок, не превышающий двух недель с момента обращении субъекта; в двухнедельный срок представлять по запросам уполномоченном! органа государственной власти по персональным данным или по правам человека информацию, необходимую для исполнения их полномочий. 65. Тенденции развития информационного права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|