Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Появление философии как понятия. Пифагор

План

Введение

1. Особенность древнегреческой религии

2. Появление философии как понятия. Пифагор

3. Пропорции и «Золотое сечение»

4. Связь архитектуры и философии

Заключение


Введение

Классическая философия родилась в эпоху высшего расцвета греческой культуры как попытка постижения окружающего мира, понимания смысла и законов вселенной. Истоки греческой философии мы можем обнаружить в Египте и Малой Азии, куда путешествовали греки не только в поисках наживы, но и за сокровенными знаниями более древних цивилизаций.

Основные философские идеи и принципы были высказаны греческими философами. Новые времена вряд ли добавили что-то новое. Между тем философ Древней Греции имел существенное отличие от своих будущих коллег. Он не просто говорил о жизни, он жил так как он говорил. Его философия была не столько в его книгах, сколько в его реальной жизни. Если приходилось страдать за свои убеждения, древнегреческий философ страдал и умирал.

В то время философия не была достоянием библиотечных полок, правители государств считали за честь быть философами.


Особенность древнегреческой религии

Чтобы образы выражали идею не условно, а непосредственно, для этого идее необходимо быть полной и ясной для художника и архитектора. Но как идеи первобытных обществ состоят из тёмных предощущений и смутных предчувствий, так и их идеи, естественно, должны состоять из одних намёков, иносказаний и символов. В Греции искусство отрешилось от символизма. Его образы облеклись в простоту и истину, составляющих высочайший идеал красоты.

Искусство никогда не развивается независимо: напротив его развитие всегда бывает связано с другими сферами сознания. В эпоху первобытных и молодых народов архитектура, как вид искусства, всегда, в большей или меньшей степени, являлась выражением религиозных идей. А в эпоху развития античного общества – выражением философских понятий.

Боги Греции похожи на людей, образ человеческий возвышен, по сравнению с другими народами, его назначение выражать красоту и гармонию.

Греческая культура облагородила и просветила чувства человека, которые до этого были дикими и жестокими. Появились понятия чести и достоинства.

Известно, что греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву. Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основе греческой фантазии, а потому и греческого искусства, возможен в индустриальном обществе с железными дорогами, телефоном, неограниченными информационными источниками? Нет, это был детский возраст развития цивилизации, период который не может повториться, и который являлся по-детски прекрасным. Древняя греческая архитектура и философия во многом превзошли мировые архитектуру и философию на многие века, как детские познания откладываются в памяти на всю жизнь.

Да, выдающиеся греческие постройки – это в большинстве своём храмы, посвящённые богам. Но греческие философы, в большинстве своём, отрицали олимпийских богов. Отрицали почему? Эти боги были наделены характерами и пороками человека. Философов не устраивало отсутствие идеалов, под вопрос попадало многобожие, а для древнего мира это признак передовой философской идеи. Строители Парфенона или Эрехтеона не были прямыми последователями Пифагора, Сократа или Платона. Здесь можно говорить об общей культуре Греции. Ведь в основу греческой архитектуры легли понятия гармонии, эстетической красоты, чувство пропорций и знание математики.

Появление философии как понятия. Пифагор

Одним из самых влиятельных философов древней Греции был Пифагор. Я остановил свое внимание на этом философе потому, что он был математиком, а математика имеет непосредственное отражение в греческой архитектуре. Более тридцати лет он обучался сначала в Греции, потом в Египте, а затем в Вавилоне и познал, наверное, все, что было возможно в те времена знать о вселенной и человеке. Он был сведущ во всех науках, он был высоким жрецом, Иерофантом, посвященным во многие мистерии. Легенда о том, что он был сыном Аполлона, была широко известна и что не вызывала у современников никаких сомнений - столь велик и прекрасен был этот человек, столь высоким и непоколебимым был его авторитет, хотя он и не занимал важных государственных постов. Его приглашали как мудрого советника в общественных делах, его ждали в храмах как великого жреца, но вместо того, чтобы наслаждаться почетом и славой, он уехал на побережье Италии, в Кротон, где основал первую в истории философскую школу.

Почему же появилась такая школа? В VI в. до н. э. Греция переживала переломный момент, ее жизнь круто и быстро менялась. Города-государства расширялись, завоевывая себе жизненное пространство, менялся уклад жизни, людей все больше заботили прибыль от торговли и увеличение количества рабов, они начинали привыкать к роскоши и богатству. Частые междоусобные войны держали всех в постоянном напряжении, приучая людей жить сиюминутными интересами. Религия к тому времени утратила свое значение, очеловеченные боги, наделенные обычными нашими недостатками, с их печалями и радостями, ссорами и примирениями, вспышками страстей и эмоций опустились столь низко, что потеряли свою роль оплотов мирового порядка и проводников высших законов и принципов. Идущие из глубины веков Мистерии, хранители мудрости и знаний, в основном закрылись и были доступны лишь для немногих избранных. В такой ситуации требовалось что-то новое, что было бы понятно простому человеку и в то же время могло возвысить его, стать надежной опорой в жизни и преградой для внутренней растерянности и пустоты. И так родилась философия. Слово это ввел в употребление Пифагор, который назвал себя не софос - «мудрым», а фило-софос - «любящим мудрость». Это было проявлением скромности, исходящей из высшей мудрости, которой чуждо самолюбование; позже благодаря Сократу слово стало нарицательным и приобрело новый оттенок. Философ - это человек, который сознает, что не обладает высшей мудростью, но любит ее всем сердцем и поэтому искренне и чисто ищет ее во всем, что его окружает. Мудрость необъятна, она охватывает все сущее, от атома до вселенной, и стремление к мудрости - это стремление познать саму жизнь во всех ее проявлениях и аспектах, осознать свое место в ней и, как закономерное следствие, желание наилучшим образом распорядиться своей судьбой и выполнить свою жизненную миссию.

Самим соединением этих двух слов - «любовь» и «мудрость» - Пифагор открыл людям великое знание: начало начал надо искать не столько в мудрости (тем более что древняя мудрость была к тому времени почти утрачена), сколько в любви, и в том числе любви к мудрости. Намного важнее самих знаний то, что направляет нас к ним, - а это любовь, любовь не к самому себе как к некоему сосуду, наполненному и пополняемому знаниями, а к тому, кого или что мы хотим познать, - к человеку, природе, вселенной.

Философия стала краеугольным камнем обучения в Пифагорейской школе. Здесь изучали самые разнообразные науки: математику, геометрию, астрономию, музыку и многое другое; старшие ученики занимались также практическими вопросами: экономикой, политикой, медициной. Но одновременно с этим пифагорейцы постигали главное - Любовь с большой буквы, любовь ко всему сущему. А так как любви нельзя научить - ей можно только научиться, слой за слоем снимая с себя покровы черствости и эгоизма, - то этот процесс длился многие годы.

Занятия проводил сам Пифагор или его ближайшие ученики, математикам давалась целостная картина мира, раскрывалось устройство природы и человека. Изучая науку о числах и геометрических фигурах, а также астрономию, они познавали основные принципы и законы мироздания; занимаясь музыкой, они постигали гармонию вселенной и человеческой души. Еще в глубокой древности человеком было обнаружено, что все явления в природе связаны друг с другом, что все пребывает в непрерывном движении, изменении, и, будучи выражено числом, обнаруживает удивительные закономерности.

В Древней Греции эпохи классики возник ряд учений о гармонии. И наиболее глубокий след в мировой культуре оставило Пифагорейское учение. Последователи Пифагора представляли мир, вселенную, космос, природу и человека как единое целое, где все взаимосвязано и находится в гармонических отношениях. Гармония здесь выступает как начало порядка - упорядочивания хаоса. Гармония присуща природе и искусству: " Одни и те же законы существуют для музыкальных ладов и планет ". Пифагорейцы и их последователи всему сущему в мире искали числовое выражение. Ими было обнаружено; что математические пропорции лежат в основе музыки (отношение длины струны к высоте тона, отношения между интервалами, соотношение звуков в аккордах, дающих гармоническое звучание). Пифагорейцы пытались математически обосновать идею единства мира, утверждали, что в основе мироздания лежат симметричные геометрические формы. Пифагорейцы искали математическое обоснование красоте. Они исследовали пропорции человеческого тела и утвердили математический канон красоты. Все классическое искусство Греции носит печать пифагорейского учения о пропорциях. Его влияние испытали на себе ученые средневековья, наука и искусство эпохи Возрождения, Нового времени вплоть до наших дней. Вслед за пифагорейцами средневековый ученый Августин назвал красоту "числовым равенством". Философ-схоласт Бонавентура писал: "Красоты и наслаждения нет без пропорциональности, пропорциональность же прежде всего существует в числах. Необходимо, чтобы все поддавалось счислению". Об использовании пропорции в искусстве Леонардо да Винчи писал в своем трактате о живописи: " Живописец воплощает в форме пропорции те же таящиеся в природе закономерности, которые в форме числового закона познает ученый ".

Таким образом, пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшим условием гармонии целого и может быть выражена математически посредством пропорций.

Пропорция означает равенство двух или нескольких отношений. Существует несколько видов пропорциональности:

§ математическая,

§ гармоническая,

§ геометрическая и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...