Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первая половина марта 1917 г.




Божией волей и волей народа дорогая наша Родина вступила на новый исторический путь в своей государственной жизни. Обновленная и свободная Россия светло ликует и торжествует ныне. Мы, отцы святые и братия, как кость от кости и плоть от плоти обновленного и свободного отныне народа, должны бы запечатлеть в сердцах и памяти своей и народной светлое торжество наших великих дней; неотложно должны далее всеми доступными нам средствами споспешествовать нашему Новому Благоверному Правительству поскорее провести в жизнь народную свои предначертания, довести до конца дело обновления всей страны нашей на благо народное, довести также до победоносного конца, к чести и славе Родины, войну с жестоким и коварным врагом. Пастыри наши, объединившись и сплотившись, могут, при помощи благодати Божией, сослужить великую ныне службу народу, своей пастве и оказать значительную услугу, поддержку Новому Правительству в проведении им в народную жизнь своих предначертаний. Какими же средствами мы пастыри располагаем для этого. Средства известны: молитва в разных ее видах, слово печатное и слово назидания в церкви, школе и семье и проч. Да поможет же нам Господь послужить Родине и Правительству ее!

Екатеринославские епарх. ведомости. Екатеринослав, 1917. № 8. Офщ. отдел. С. 108.

№ 85. Из воззвания к воинам архиепископа Ярославского и Ростовского Ага-фангела (Преображенского), пастырей и ревнителей православной веры Ярославля 19 марта 1917 г.

Доблестные воины, славные граждане Великой России! Пробил час народной свободы. Зажглась заря яркого солнышка, которое несет счастье, правду, знанье и свет нашей Отчизне. Заблистали повсюду ласковые, полные жизни и силы лучи свобод - свобода веры, свобода слова, свобода собраний, свобода союзов и братств. В этот великий час всенародного ликования и торжества, охвативших из края в край необъятную Русь, всех от мала до велика, Временное правительство Богом хранимой Державы Российской обратилось ко всем верным сынам ее с горячим призывом сплотиться около него, всем объединиться, все силы отдать измученной павшим строем и внешним врагом, а отныне возрождающейся и свободной России.

Это - клич лучших русских людей. Это - клич избранников народных. Это - клич преданных Отчизне ее сынов. Это - клич, подсказанный нависшей опасностью от страшного врага. Враг не спит. В предсмертной борьбе он собирает последние, нечеловеческие усилия, чтобы одолеть нас, чтобы посрамить веру и святыни наши, чтобы отнять от нас и ту свободу, которая только что вспыхнула над русской землей.

В этот грозный час с огненным призывом к святому единению обращается Церковь Христова к вам, дорогие братие-воины, к вам, в руках которых счастье и грядущая победная слава нашей Отчизны, к вам, в груди которых живо имя «Христос». Объединитесь все в одном могучем порыве вывести Россию на славный путь, верно служите Родине, строго соблюдайте порядок и военную дисциплину, уважайте своих офицеров, протянувших отныне вам свои братские руки, вместе с вами сражавшихся на бранных полях, вместе с вами поставлявших Россию на путь священных свобод!..

Благослови Господь ваш доблестный ратный подвиг! За ним - ваши благоденствие и слава. На вас смотрит ныне вся Россия. Вы ее краса и гордость, вы - ее оплот и надежда.

В ваших руках светильник свободы, который зажегся над русской землей. Низкий поклон за все то, что вы сделали для нее. Честь и бессмертная слава за то, что осталось свершить!

Ярославские епарх. ведомости. Ярославль, 1917. № 11-16. Часть неофиц. С. 122-124.

№ 93. «Открытое письмо Епископам Российской Церкви» епископа Переславс-кого Иннокентия (Фигуровского), начальника Российской духовной миссии в Пекине 24 марта 1917 г.

Владыка Святьш'.

Братски приветствую Вас, Владыко, с сугубым праздником: Воскресения Христова и обновления государственной жизни России. Церковь Христова в свободной Державе Российской ныне освободилась от векового рабства и для нее занялась заря апостольской жизни в свободной стране. С свержением монархии Церковь избавилась от позора, от участия в навязанном ей грехе цезарепапизма. Царское учреждение - Синод лишился теперь своих полномочий и сам собою упраздняется, мы лишились такого главы, который бы возводил и низводил архипастырей и властно направлял жизнь Церкви. Нам теперь надлежит незамедлительно собраться вкупе2 для избрания патриарха и решения множества возникших вопросов. Воспитанные в рабстве, страдая слабоволием и будучи лишены инициативы, мы едва ли найдем в среде себя достойного кандидата на патриарший престол. Лучше бы такого взять из благочестивых светских людей или царской фамилии. Чтобы не колебаться в выборе директив для обновленной жизни Церкви Российской, нужно обратиться к Книге Правил3 и ее принять за надежное кормило нашей церковной жизни. Да поможет нам Воскресший Спаситель, как истинный Кормчий церковного корабля, отшатнуться от вековой рутины и придти к свету вечно юного православия путем новым и живым, в полном сознании великой ответственности за столь важный момент в истории Российской Церкви.

Прося святительских молитв ваших, остаюсь

преданный Вам, собрат о Господе,

Епископ Переславский Иннокентий.

Пекин.

Китайский благовестник. Пекин, 1917. Вып. 1-2. С. 17-18', ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 95. Л. 1. Лист типографской печати.

№ 126. Из речи архиепископа Курского и Обоянского Тихона (Василевского) перед молебном

Апреля 1917 г.

По воле Божией совершилось в России великое дело. Желанная заря новой жизни ярко заблистала на горизонте нашего отечества и указала совсем новые пути для определения государственного самосознания. Да благословит Господь страну нашу на полный расцвет ее внешнего могущества и внутреннего культурного развития...

Курские епарх. ведомости. Курск, 1917. № 9. Неофиц. часть. С. 252.

№ 149. Из речи епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (Ухтомского) на Всероссийском съезде православного духовенства и мирян 1-10 июня 1917 г.

...Мы, надо сознаться, делали из прежней власти идола и исправно поклонялись ему, чем производили немалый соблазн.

Власть народа. М., 1917. № 31. С. 3. 1 То есть духовенство.

№ 150. Из статьи епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (князя Ухтомского) «Цезарепапизм наизнанку» Июнь - июль 1917 г.

0 вреде цезарепапизма написаны целые горы бумаги. Его разрушающее влияние на Церковь, как общество, не подлежит никакому сомнению; все, кто мог еще колебаться в решении этого вопроса, ныне наблюдая церковную жизнь, могут удостовериться, что цезарепапизм поставил церковную жизнь в ее общественном проявлении - на край гибели.

...Цезарепапизм боролся вообще с общественностью, поэтому сам цезарь1 погиб в неравной борьбе и погубил церковную общественность и изуродовал всю нашу социальную жизнь.

...Цезарепапизм тем был опасен в церковной жизни, что он вмешивался в область, лежащую совершенно вне его компетенции. Если государственная власть решала, что нужно «помочь» Церкви, то она помогала только иерархии и тем отдаляла ее от верующих мирян; наделяя церковную иерархию нецерковными атрибутами, государственная власть в корне подсекала церковную жизнь: пастыри перестали знать свою паству, а паства перестала любить своих пастырей. Государственная власть в самые важные минуты церковной жизни считала нужным вломиться в церковную жизнь и, нисколько ее не понимая, только все в этой жизни портила, в конце концов расшатав все ее устои. Все, даже искренне думающие о своей принадлежности к Церкви перестали понимать ее природу, и политическую благонамеренность стали смешивать с верностью св. Церкви. Вместо церковной проповеди наши пастыри начали вводить в употребление только митинговые речи. Служение Божией правде было подменено служением правде царской; а потом и смирение пред неправдой царской было объявлено добродетелью.

Церковно-общественная мысль. Киев, 1917. № 5. С. 3-5.

1 Имеется в виду Николай II.

 

ПОЗИЦИЯ ЦЕРКВИ СЕГОДНЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...