Проекции на конечностях
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Напряжения рук и ног могут добавить еще несколько деталей в общую картину. Общий повышенный тонус мышц ног свидетельствует о чувстве внутренней неуверенности в себе, носки ног, завернутые внутрь, как и привычка переплетать ноги говорят об ощущении ребенком собственной непривлекательности, у взрослого это будет связано с ощущением сексуальной неполноценности, фригидностью, импотенцией, у детей же, как мы указывали выше, эти чувства еще не дифференцированы. Подобные напряжения часто связаны с другими напряжениями передней поверхности тела — всё это напряжения, сформированные неверным родительским поведением, образно говоря входящие в «комплекс нелюбимого ребенка». Напряжения и болезненность внутренней надколенной части бедер («зоны щедрости») говорят о некоторой жадноватости ребенка, проистекающей не от алчности, а от неуверенности в завтрашнем дне. Ребенок боится отдать то, что у него есть сегодня, — вдруг завтра этого не будет. Выше мы уже говорили о детском недоедании и связанных с ним комплексах. Эти зоны связаны с запирательными мышцами-сфинктерами ануса и могут говорить о напряжениях в этой области, например, склонности к запорам. Выше расположенные зоны внутренней поверхности бедер ближе к паховым складкам связаны с запирателями мочеиспускательного канала и напряжения в них указывают на повышенное возбуждение активности мочеиспускательной системы, что может являться следствием инфекции и воспалительных процессов. А может говорить и о повышенной эмоциональной подвижности человека. Болезненность надкостницы голенной кости — указывает на сильное психическое напряжение. Это зона-индикатор психических расстройств (не путать с психическими заболеваниями! ) и нарушений в функционировании внутренних структур мозга. Очень часто болезненность и напряжения в ней растут при сильном интеллектуальном и психологическом утомлении или истощении — неврастении. Нам часто встречались молодые люди с выраженным болевым синдромом в этой области, только что закончившие экзаменационную сессию, те же молодые люди после каникул такого синдрома уже не испытывали. Кстати, когда наши предки в качестве меры наказания в школах ставили детей голенями на горох или на крупу, то они стимулировали именно эту область, и, через нее, мозг. В наше просвещенное время эту область энергично растирают ладонной поверхностью руки до появления выраженного эффекта разогрева — «горячо».
Верхняя поверхность стоп пальпируется при оттягивании кожной складки и прокатывании ее по поверхности стопы. Болезненность этой области говорит о вовлеченности в патологические процессы вегетативной нервной системы и структур тонкого кишечника. Эта область болезненна почти у всех наших пациентов. При выраженной боли в аналогичной области на тыльной стороне кистей рук приходится говорить о развитой патологии позвоночного столба, например, о запущенном или прогрессирующем остеохондрозе шейногрудного отдела позвоночника, плечевого пояса. Это, кстати, раз уж мы упоминаем о наказаниях, тоже излюбленная в старину зона воздействия, именно по этим местам били линейкой. Напряжения рук имеют свою связь с процессами самореализации, самовыражения, так, что освобождение рук — обязательное условие для выражения своей мысли языком. Человек начинает хаотически теребить руками тогда, когда не может связно выразить свою мысль, ему что-то мешает. В этом случае резкий и звонкий хлопок по рукам иногда разрушает преграду для речи. Надеемся, что приведенная информация не подстегнет родителей к увлечению битьем как единственным средством педагогического воздействия. Напротив, эти сведения могут с высокой эффективностью использоваться в составлении комплекса «педагогической» гимнастики и самомассажа для поддержания высокого уровня работоспособности во время выполнения монотонной работы, требующей высокого уровня сосредоточения для детей и взрослых.
При определении и подборе конкретного комплекса для создания методики «педагогического» массажа и самомассажа нужно придерживаться еще и определенных возрастных закономерностей. Так для детей до семи лет предпочтительнее интенсивные воздействия на ягодичную область, дополняемые мягким поглаживанием головы. Это, кстати, все мы сами наблюдаем сплошь и рядом, когда видим, как разъяренная мамаша корректирует поведение своего ребенка, интенсивными шлепками стимулируя кровообращение в ягодичной области, и, в случае передозировки, успокаивает ребенка поглаживая его по голове. Это кажется смешным, но в действительности происходит следующее — сильная стимуляция ягодиц (рефлексогенной зоны головного мозга) приводит у малыша к рефлекторному усилению кровоснабжения мозга с одновременным нарастанием общего возбуждения, которое как бы заливает, перекрывает нежелательный локальный очаг возбуждения. Как только этот уровень возбуждения превышен, у ребенка открываются защитные клапаны сброса возбуждения — слезы, крик, хаотические двигательные реакции, — начинается процесс разрядки и торможения, который дополняется любящей родительницей поглаживанием по голове, что приводит к равномерному распределению энергетического потенциала по коре головного мозга. В итоге локальный очаг возбуждения исчезает. Описание этого приема передается старой поговоркой: «клин клином вышибают». Для детей старшего возраста этот прием значительно менее эффективен, в силу того, что для них уже в значительной степени завершен процесс создания «образа тела», и сопутствующего этому усвоения определенной «мифологии тела». Так для европейски воспитанных детей с ягодицами связан образ чего-то стыдного, что необходимо скрывать. К этому добавляется дополнительный эротический мотив, тем сильнее выраженный, чем старше ребенок и соответственно использование приема воздействия на ягодицы («поджопников», чтобы отличать от подгузников) для целей педагогических становится проблематичным. И здесь уже можно применять прямое локальное воздействие на области головы и ушей — подзатыльники и уходрание. Для маленьких детей локальное воздействие на голову нежелательно потому, что кости черепа у них не до конца срослись и энергичное локальное воздействие может оставить свой след на сухожильном шлеме, который, в свою очередь, в дальнейшем повлияет на развитие черепа.
Локальное воздействие, которое может иметь вид воздействия на точку, формируется по следующему широко известному принципу — очаг возбуждения разряжается, как только предел возбуждения достигнут. Соответственно, при работе стимулируется область тела, рефлекторно связанная с соответствующим чрезмерно выраженным физиологическим и психологическим комплексом (она обыкновенно болезненна), что приводит к перевозбуждению и последующим перестройке, расслаблению и угасанию активности соответствующих психологических структур. Одновременно дополнительно расслабляются участки, связанные с противоположными (желательными) структурами и качествами, что приводит к их активизации. При массаже сильные воздействия направляются на напряженные участки тела, поверхностные, слабые на расслабленные, атонические участки. Посмотрите, кстати, какие эффектные названия встречаются в йоге — поза «алмазной твердости», поза «героя», и другие. Они описывают не физиологические, а, связанные с ними, психологические состояния и являются не данью поэтической традиции, а именно конкретными описаниями. Соответственно, для контроля правильности выполнения тех или иных асан, можно использовать возникновение определенных психоэмоциональных ассоциативных состояний, вызываемых пребыванием в той или иной позе — асане.
Резюме Каждому психоэмоциональному состоянию соответствует тот или иной комплекс физиологических процессов, находящих отражение в особенностях эндокринных и обменных процессов, изменениях тонуса тех или иных мышечных групп и соответственном изменении состояния рефлекторных зон. Для специалиста в области телесноориентированной психотерапии необходимы знания в неврологии и рефлексотерапии.
При этом полезно знать, что многие из приведенных зон напряжения сопряжены с наличием у пациента неврологических проблем, связанных в свою очередь, с травмой, например, родовой. Наличие травмы еще не означает, что пациент полностью переходит в ведение врача-невролога. Как уже неоднократно говорилось, связь между физическими и психическими деформациями неоднозначна. Неврологическая помощь должна сопровождаться психотерапевтической. С учетом того, что уже говорилось о различиях языка интерпретирования в связи с используемой парадигмой, психотерапевт должен уметь использовать как медицинский язык, так и другие — «мистический» или бытовой в зависимости от целей интерпретации. С учетом того, что работа ориентирована на профессионалов, предлагаемые интерпретации напряжений тяготеют к медицинской и психологической диагностике, что не исключает возможности проведения дополнительных исследований, например, в религиозных текстах, посвященных практическим сторонам культа и ритуалов.
Интерпретация частей тела в телесной психологии по Д. Атланову 1 – зона свободы 2 – зона вины 3 – зона грехов 4 – зона довольства жизнью 5 – зона психозов 6 – зона неврозов 7 – зоны секса (преображения) 8 – зоны секса (блуда) 9 – зона щедрости 10 – неврастения (истощение) 11 – позвоночник (11а) 12 – зона борьбы 13 – мозговой спазм (застревание) 14 – боковые проекции мозга 15 – лобные доли мозга 16 – зона прошлого 17 – зона будущего 18 – зона настоящего 19 – точки заземления 20 – зона контроля 21 – зона ответственности 22 – зона эмоций (крылатая зона) 23 – зона вины 24 – зона диафрагмы 25 – зона стресса 26 – обиды на родителей 27 – зона уверенности в себе 28 – зона страха 29 – средняя и верхняя часть головного мозга 30 – зоны взлета
Самые общие принципы современного символического прочтения тела сводятся к отождествлению определенных частей и зон тела с конкретными областями психической жизни. Так передняя поверхность тела соотносится со способностями человека к принятию, восприятию, спина – с его отдачей, выражением во внешнем мире. Позвоночник – «становая ось» и соотносится с «Я» человека. Руки говорят о возможности самовыражения, творчества, преобразования мира.
Ноги о чувстве устойчивости. Ноги – символическая опора, напряжения в ногах – неуверенность, неустойчивость. Шея – зона контроля, свидетельствует о гибкости в мышлении. Волосы рассматриваются как символ силы. При хроническом стрессе или страхе, наряду с общим повышением мышечного тонуса возникает мышечно-сухожильный ремень с шеи на голову, что приводит к нарушению питания корней волос и, следовательно, к облысению. Проблемы с ушами возникают, когда нас травмирует то, что мы слышим, проблемы со зрением – отказ видеть что-то в этом мире, При этом близорукость – символическое «бегство» от окружающего мира, дальнозоркость – неприятие собственного внутреннего мира или ближайшего окружения. Боли вообще связываются с чувством вины и самонаказанием. Горло – проблемы в самоутверждении и самовыражении. Верхняя часть спины – свидетельствует о недостатке эмоциональной поддержки. Средняя часть спины – чувство вины, нижняя часть – неуверенность в материальном мире. Проблемы с легкими – неспособность брать и давать. Грудь трактуется как воплощение материнского принципа, проблемы с грудью указывают, что мы душим своим вниманием человека, вещь или ситуацию. Сердце символизирует любовь, кровь как орган – радость. Желудок связан со способностями к принятию нового и адаптации. Язва желудка – страх перед новым в сочетании с комплексом неполноценности. Мочевой пузырь и задний проход и соответственно проблемы с ними могут говорить об извращенном восприятии телесных функций. Проблемы с половыми органами говорят о самоненависти к себе как члену рода и неотправлении родовых функций. Вообще говоря, у разных авторов можно встретить различные варианты описания психических соответствий телесным напряжениям. Но в самом общем виде они близки приведенным выше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|