История развития факторинга
Введение За последние несколько лет финансовая политика российских банков заметно изменилась. Потеряв возможность зарабатывать "быстрые " деньги на фондовом рынке, банки были вынуждены заняться активной кредитной деятельностью. В результате сегодня некоторые банки, несмотря на существующие проблемы, все же развивают новый вид кредитования - факторинговое обслуживание, которое представляет собой переуступку неоплаченных долговых требований (счетов фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и оказания услуг на условиях коммерческого кредита, факторинговому отделу банка чаще всего на условиях немедленной оплаты до 90% от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит и комиссионных платежей, в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов, при этом факторинговый отдел банка также берет на себя бухгалтерское, информационное, сбытовое, страховое, юридическое и другое обслуживание поставщика. Предприятия - производители товаров сразу же оценили достоинства факторинга. Преимущества заключения договора факторинга для поставщика очевидны. Такой вид кредитования позволяет им мгновенно решать проблемы ликвидности, увеличения скорости оборота средств и проблемы управления дебиторской задолженностью. Факторинговое кредитование выгодно и покупателю продукции (или дебитору), который может получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев); избежать риска получения некачественного товара; увеличить объем закупок; ускорить оборачиваемость собственных средств.
Впрочем, факторинговые операции выгодны прежде всего самим банкам. Факторинг является и одним из наиболее перспективных видов банковских услуг. Это рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Факторинг позволяет более мобильно управлять финансовыми потоками, банки расширяют круг своих операций, постоянных клиентов, получают за проводимые факторинговые операции материальное вознаграждение (проценты по кредиту и плату за обслуживание). Наконец, необходимо отметить, что факторинг имеет большое значение и во внешнеторговой деятельности, открывая уникальные возможности как для предприятий, импортирующих товары в Россию, так и для российских предприятий - экспортеров. Наряду с минимизацией валютных рисков факторинг открывает уникальные возможности для предприятий, импортирующих товары в Россию, являясь не чем иным, как товарным кредитом. При получении международного статуса "фактора " российский банк становится для иностранных фактор -фирм гарантом безопасности и надежности бизнеса, беря на себя обязательство оплаты иностранной компании отгруженного в Россию товара. Для таких импортеров факторинг - способ избежать дорогостоящего кредитования и повысить эффективность использования собственных средств. Кроме того, велика роль и экспортного факторинга для нашей страны. Опыт зарубежных стран и ряд преимуществ экспортного факторинга по сравнению с другими формами расчетов в международной торговле позволяют прогнозировать рост его популярности среди российских экспортеров. Сейчас на долю факторинговых операций приходится лишь около 1% всего кредитного рынка. Активно занимаются этим видом кредитной деятельности всего несколько банков. По каким же причинам столь перспективная банковская услуга в России пока что не нашла столь широкого применения, как на Западе?
Во -первых, тормозящим моментом является несовершенство правовой базы, почти полное отсутствие отработанной методики совершения факторинговых операций, нехватка справочной и научной литературы. Во -вторых, существует ряд проблем, связанных с макроэкономическими преобразованиями, происходящими в нашей стране. Немногие из коммерческих банков проводят факторинговые операции, хотя и имеют эти операции в спектре своих услуг. В-третьих, для повышения качества банковских услуг банкам необходимо решить внутренние проблемы, связанные с организацией их деятельности (процедуры и функции, организация информационных потоков, повышение качества учета и отчетности), с управлением (обеспечение ликвидности, анализ комиссий) и с подготовкой квалифицированных кадров. Как уже было отмечено, факторинг не нашел пока широкого распространения в России, но в целом он, на мой взгляд, имеет большое будущее. Факторинг. Общие положения 1.1 Понятие факторинга
Факторинг (от англ. factor – агент, посредник) является разновидностью комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала поставщика, и связан с переуступкой факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг. В настоящее время в мировой практике факторинг развился в универсальную систему обслуживания поставщика, включающую бухгалтерское, информационное, сбытовое, страховое, кредитное и юридическое обслуживание. Факторинг – это покупка банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение. Но есть и ряд других определений факторинга. Факторинг – определенный вид торгово-комиссионных операций, сочетающихся с кредитованием оборотного капитала поставщика, связанный с инкассированием его дебиторской задолженности (неоплаченными счетами-фактурами в процессе реализации товаров и услуг). Именно поэтому факторинговые операции называют еще кредитованием продаж поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.
В Гражданском кодексе РФ в гл. 43 дается описание финансирования под уступку денежного требования, но точное определение факторинга в российском гражданском праве отсутствует. В Оксфордском толковом бизнес - словаре факторинг определяется как покупка со скидкой долгов, причитающихся другому, с целью получения прибыли от их взыскания. В словаре Макмиллана факторинг рассматривается как метод избавления от торговых долгов, при котором предприятие продает финансовому институту имеющиеся у него долговые обязательства других предприятий.
Рис.Сферы применения факторинга.
Конвенция о международном факторинге, принятая в 1988 г. Международным институтом унификации частного права, определяет финансовую услугу как факторинг в том случае, если она удовлетворяет минимум двум из четырех пунктов: - наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований; - ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации; - инкассирование его задолженности; - страхование поставщика от кредитного риска. Если обобщить и проанализировать рассмотренные определения факторинга, то его можно определить как комплекс комиссионно-посреднических услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности, страхованию кредитных рисков, с последующим информационным, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента, оказываемых на договорной основе и за фиксированную плату. К сфере деятельности факторинга традиционно не относятся: долги частных лиц, задолженности, возникающие при кредитных операциях, и любые долги, обусловленные дальнейшим исполнением контракта со стороны поставщика или его покупателя. Благодаря факторинговому обслуживанию поставщику создаются условия для концентрации его на основной, производственной деятельности, ускорения оборота его капитала, повышения в нем доли производительного капитала и, соответственно, увеличение его доходности. Поставщик может планировать поступление средств и погашение собственной задолженности. Авансирование факторинговой компанией поставщика, размер которого зависит от текущего уровня производства, не создает для него нового пассива, следовательно, не уменьшает его кредитоспособности. Факторинг уменьшает сумму баланса поставщика и улучшает его структуру, увеличивая показатель соотношения собственного и привлеченного капитала.
При заключении соглашения о факторинговом обслуживании поставщик имеет возможность отказаться от собственного штата служащих, выполняющих те функции, которые берет на себя факторинговая компания. В результате возникает известная экономия; в сочетании с выгодами от кредитования она компенсирует достаточно высокую стоимость обслуживания. Однако необходимо подчеркнуть, что подобное обслуживание дает все упомянутые выше преимущества только в том случае, если получаемые средства используются для удовлетворения растущих потребностей в оборотном капитале. Классический факторинг в той форме, в которой он практикуется во всем мире, предполагает наличие коммерческого кредита, т.е. кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары и оформляемого открытым счетом. Последнее означает, что продавец отгружает товар покупателю и направляет в его адрес товарораспорядительные документы, относя сумму задолженности в дебет счета, открытого им на имя покупателя. Платеж по открытому счету осуществляется обычно в пределах 30-90 дней с даты отгрузки и выставления счета. Проценты за пользование кредитом по открытому счету устанавливаются на низком уровне или не взимаются совсем. Открытый счет предполагает высокую степень взаимного доверия, и применяется обычно во взаимоотношениях постоянных контрагентов: фирм и их филиалов, с брокерами при многократных поставках одного товара, особенно мелкими партиями. Наряду с такими важнейшими достоинствами коммерческого кредита, как содействие процессу производства, реализации продукции и простота оформления, ему присущ и ряд недостатков. К примеру, в случае, если оплата долгового требования осуществляется раньше обусловленного времени, должник получает скидку с указанной в счете суммы. Однако, если он просрочил дату платежа, сумма остается неизменной. Таким образом, существует финансовый стимул долгосрочного платежа, но не существует аналогичного стимула своевременной оплаты. В результате предприятия, которые испытывают затруднения с наличными денежными средствами и которым приходится прибегать к той или иной форме заимствования, в значительной степени заинтересованы в получении именно коммерческого кредита из-за возможной экономии на процентах при непогашении его в срок. Второй отрицательный момент заключается в значительной вариации фактических сроков коммерческого кредита по отраслям и странам в зависимости от характера товара, рынка и структуры компании, предоставляющей или берущей кредит. Все это создает дополнительные трудности при планировании отдельной компанией своих наличных поступлений.
Предоставление коммерческого кредита, особенно на условиях открытого счета, когда покупатель не выдает продавцу никакого долгового обязательства, всегда предполагает риск. Прежде всего, в течение срока кредита должник может обанкротиться. Кроме того, для сделок, предполагающих предоставление коммерческого кредита, велика вероятность появления сомнительных долгов. Поэтому широкое распространение коммерческого кредита приводит к необходимости эффективного управления им: своевременного инкассирования долговых требований для минимизации потерь от просрочки платежа и предоставления появления сомнительных долгов. Именно факторинговая компания в силу характера предоставляемых ею услуг способна осуществлять подобное управление и страхование связанных с коммерческим кредитом рисков. Таким образом, можно говорить о том, что с помощью факторинга происходит институционализация коммерческого кредита, т.е. поглощение его учреждениями кредитно-финансовой сферы.
История развития факторинга
Начало операциям факторинга положил созданный в Англии еще в XVII в. Дом факторов (House of Factors). Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки. Однако бурное развитие факторинговой деятельности наблюдается в Северной Америке лишь во второй половине XIX в. При этом первоначально американские факторы всего лишь принимали у производителей товар для реализации. Особенно ярко это проявлялось в сфере торговли текстилем. Но с течением времени, в связи с введением в Европе высоких таможенных пошлин на текстиль, производители начали создавать собственные системы сбыта своей продукции на европейском рынке, которые включали в себя и элементы производства. В результате этого американские факторы вынуждены были изменить форму своей деятельности, преобразившись из посредников при продаже товаров (agent factoring) в институты, финансирующие производителей товаров (credit factoring). Они разработали также своё ноу -хау о способе финансирования клиентов, которое включало дисконт и исполнение получаемых от клиентов денежных требований, а также принятие на себя финансовых рисков. В сферу своей деятельности факторы включали также ведение бухгалтерии производителей, внесение денежных авансов в счет будущих поступлений от контрагентов и предоставление кредитов для закупки сырья и финансирования производства. Таким образом, американские факторы начали осуществлять деятельность, типичную для банковских организаций. Данная схема настолько прижилась в США, что в настоящее время 90 % производителей текстиля используют схему факторинга. В начале 60- х гг. прошлого века началась экспансия американских товаропроизводителей в Западную Европу, что привело к активизации деятельности европейских факторинговых компаний. Уже к середине 60- х гг. были созданы две крупнейшие факторинговые ассоциации: IFG (International Factors Group) и FCI (Factors Chain International). Объем факторинговых операций неуклонно возрастал, увеличивалось количество факторинговых компаний, работающих как на внутреннем, так и на международном рынках. Этот процесс продолжается и по сей день. По данным FCI, мировой оборот факторинговых операций вырос в с 1996 г. по 2001 г. более чем в 2,3 раза, составив 720,19 млрд евро, причем более 96 % объема факторинга пришлось на внутренний факторинг. Необходимость унификации регулирования факторинговой деятельности в связи с частично международным характером её использования привела к созыву в Оттаве в 1988 г. дипломатической конференции по принятию проектов конвенций о международном факторинге и международном финансовом лизинге, которые были подготовлены Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА). Одним из итоговых документов данной конференции явилась Конвенция УНИДРУА о международном факторинге, подписанная 28 мая 1988 г. Данная Конвенция сыграла значительную роль в развитии факторинговой деятельности, поскольку национальное законодательство многих государств не содержало практически никаких норм, регулирующих факторинг. Она послужила основой для разработки национального законодательства в данной области, после её принятия ряд государств ввели факторинг в систему своего гражданского права. В частности, новая редакция Гражданского кодекса Российской Федерации содержит главу, посвященную отношениям факторинга, которые именуются как "финансирование под уступку денежного требования ". Факторинг в России Объём рынка факторинга по данным "Factors Chain International" (в млрд. US$ за 2006 г.) [1] В СССР факторинг был внедрен в 1988 г. в качестве эксперимента Промстройбанком и Жилсоцбанком. Из -за полного отсутствия на тот момент какой -либо методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту, сущность этой услуги была несколько извращена. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем первому гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом. Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и неудовлетворительной платежной дисциплиной дебиторов. Но уже к 1994 г., банки приобрели опр деленный опыт и намеревались выйти на рынок международного факторинга. Первым российским банком, принятым в FCI, стал "Тверьуниверсалбанк ", позже "Мост -банк ". Однако,эволюция отечественного факторинга неразрывно связана с развитием бизнеса Национальной Факторинговой Компании, которая на протяжении десятилетия являлась негласным лидером этой молодой отрасли российской экономики. И на сегодняшний день прочие участники рынка реализуют некоторые практики НФК, когда последняя внедряет новые продукты и предлагает новые решения. Начало становления компании и рынка факторинга в России можно отнести к 1999 году, когда в рамках АБ ИБГ "НИКойл " (с лета 2005 года ФК "УРАЛСИБ ") было организовано управление факторингового обслуживания, впоследствии преобразованное в бизнес - направление факторингового обслуживания (БНФО). В то время в факторинговом бизнесе Банковской группы начала свою работу команда из семи человек. В рамках оказания факторинговых услуг БНФО осуществляло выплату финансирования под уступку дебиторской задолженности по поставкам с отсрочкой платежа (факторинг с регрессом) и управляло дебиторской задолженностью своих клиентов. Развитие услуги управления дебиторской задолженностью клиентов выросло в новый для Российского рынка факторинговых услуг уникальный проект "Кредитный контроль факторинговых операций ", автором и создателем которого стал Андрей Юрьевич Савин, один из трех (Р. В. Огоньков, М. И. Трейвиш и А. Ю. Савин) основных создателей факторинга в АБ ИБГ НИКойл. Методика "Кредитного контроля ", созданного А. Ю. Савиным, до сих пор используется всеми Факторами России. В 2001 году НФК стала первой компанией на российском рынке, которая представила продукт "Импортный факторинг " (услуга по оценке платежеспособности российских импортеров, управлению дебиторской задолженностью и покрытию кредитного риска, оказываемая зарубежным факторинговым компаниям). В 2003 году факторинг был выделен из общей продуктовой линейки АБ ИБГ "НИКойл ", а бизнес -направление факторингового обслуживания было преобразовано в самостоятельный специализированный банк - в России появилась первая независимая факторинговая компания. В 2005 году была начата эксплуатация системы "Электронный факторинг ", позволяющая перевести документооборот между факторинговой компанией и клиентом в электронную форму. В 2006 году компания презентовала на рынке новые продукты - безрегрессный факторинг и факторинг -гарант (страхование риска неплатежа). В 2007 году НФК первая и пока единственная из операторов рынка факторинга провела аудит системы риск -менеджмента (являющейся продолжением проекта Андрея Савина "Кредитный контроль факторинговых операций "). Немаловажным событием в 2008 году для российского рынка факторинга стало избрание Председателя Совета Директоров Национальной Факторинговой Компании Михаила Трейвиша на должность Председателя International Factors Group. Впервые в истории представитель Восточной Европы возглавил старейшую в мире ассоциацию факторинговых компаний. 2009 год оказался непростым как для пионера рынка (сказался и уход из НФК в 2007 году А. Ю. Савина с частью команды), так и для всего рынка факторинга в целом. Подобные сбои связаны с мировым финансовым кризисом, начавшимся осенью 2008 года и оказавшим влияние на деятельность экономических субъектов на протяжении всего 2009 года. Влияние кризиса на рынок факторинга можно почувствовать вдумавшись в следующие факты. Объём рынка факторинга в России удваивался несколько лет. Так объем увеличился с 147,1 млрд руб., в 2005 году до 297,1 млрд руб. по итогам 2006 года. Однако, в результате потрясений в стране прогнозы Экспер РА о аналогичном удвоении рынка и в 2007 - 2008 годах и достижения общей суммы предоставляемых факторинговых услуг к 2010 году в 70 млрд. долл.-не сбылись. В 2008 году темпы роста резко снизились. Серьезным ударом для российского рынка факторинга стало банкротство в конце 2008 года крупнейшей факторинговой компании России — Еврокоммерц. В 2008 году годовой объем денежных требований, фактически уступленных Факторам, достиг всего 602 млрд руб.
Факторинговые операции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|