Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные элементы культуры 3 глава




Конкретные группы, в которых личность приобщается к систе­мам норм и ценностей и которые являются своеобразными транс­ляторами социального опыта, получили название институтов соци­ализации. На каждой стадии социализации существуют особые ин­ституты, которые еще называют агентами социализации, – это люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нор­мам и усвоение социальных ролей.

На каждой стадии социализации существуют особые институты социализации: семья, дошкольные детские учреждения, школа, трудовые коллективы, неформальные объединения, группы по ин­тересам и т.д. Их обычно разделяют на две группы:

агенты первичной социализации – близкие родственники, учи­теля, друзья семьи и т.д. Особенно велика роль первичной социа­лизации на раннем этапе становления и развития личности;

агенты вторичной социализации – руководители и официаль­ные представители государства и его органов (армия, милиция, уч­реждения и т.д.)

Агенты социализации осуществляют две основные функции: обучение и контроль.

Сам институт социализации, воздействуя на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности посредством традиций, обычаев, привычек, образа жизни. От того, какой будет та равнодейству­ющая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосаб­ливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание вы­делить себя среди других, критическое отношение к обще­ственным нормам поведения). В подростковом возрасте ста­дия индивидуализации, самоопределения «мир и я» харак­теризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабаты­ваются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принима­ются группой, обществом. Если не принимаются, возмож­ны следующие исходы:

- сохранение своей непохожести и появление агрес­сивных взаимодействий (взаимоотношений) с людь­ми и обществом;

- изменение себя, «стать как все»;

- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь пе­риод зрелости человека, весь период его трудовой деятель­ности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия че­ловека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Следует особо отметить, что социализация проходит этапы, совпадающие с так на­зываемыми жизненными циклами. Они отмечают важней­шие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социально­го «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армей­ский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ро­лей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучать­ся. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Принцип, согласно которому развитие личности в те­чение всей жизни идет по восходящей и строится на ос­нове закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не яв­ляются незыблемыми. Ресоциализацией называется усво­ение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по ис­правлению навыков чтения до профессиональной пере­подготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пы­таются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.

Десоциализация и ресоциализация – две стороны од­ного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид вос­питывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интер­нате или и детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (обретение нового). Иногда человек попа­дает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все бо­гатство утраченных ценностей, норм и ролей.

Именно с такими условиями сталкиваются те, кто по­падает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях – и проходящие службу в армии.

Видный американский социолог Ирвинг Гоффман, тщательно изучивший эти, как он выразился, «тоталитар­ные институты», выделил такие признаки ресоциализации в экстремальных условиях:

- изоляция от внешнего мира (высокие стены, решет­ка, спецпропуска и т. п.);

- постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит;

- утрата прежней идентификации, которая происхо­дит через ритуал переодевания (сбрасывание граж­данской одежды и облачение в спецформу);

- переименование, замена старого имени на «номер» и получение статуса: солдат, заключенный, больной;

- замена старой обстановки на новую, обезличенную;

- отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым;

- утрата свободы действий.

В подобных условиях индивид не просто дезориенти­руется, но нравственно деградирует.

Дело в том, что то воспитание и та социализация, ко­торые человек получил в детстве, не могли подготовить его к выживанию в подобных условиях.

Детская социализация имеет совсем другие признаки:

- отсутствие изоляции от внешнего мира;

- общение с разными людьми;

- укрепление прежней идентификации;

- отсутствие всяких переименований и переодеваний;

- широкая свобода действий.

Десоциализация может быть столь глубокой, что пози­тивная ресоциализация уже не поможет – разрушенными окажутся основы личности.

В тех случаях, когда человек, что называется, «надло­мился», происходит негативная ресоциализация (и маль­чик из благополучной семьи становится бандитом).

Однако, к примеру, русский, эмигрировавший в Аме­рику, попадает в совершенно новую, но не менее разно­стороннюю и богатую культуру. Отвыкание от старых тра­диций, норм, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом. Уход в монастырь предполагает не менее радикальные перемены в образе жизни, но духов­ного обнищания не происходит и в этом случае.

§ 6. Отклоняющееся поведение и социальный

контроль. Причины девиации по Э. Дюргейму

Исходным понятием для изучения девиантного (отклоняющегося) поведения и социального контроля является понятие «норма» - основной элемент культуры. Социальные нормы – это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Возникновение и функционирование социальных норм, их место в соци­ально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении обществен­ных отношений.

В основе возникновения социальных норм («общих правил») лежат прежде всего потребности материального производства. Повторяемость актов производства, рас­пределения и обмена, т.е. повторяемость социальных взаи­модействий, требует наличия таких общих правил, которые позволили бы регулярно и одинаковым образом вступать в данные взаимодействия участникам соответствующих обще­ственных отношений. Социальные нормы в силу этого во­площают абстрактную модель указанных взаимодействий, позволяющую индивидам предвидеть действие иных участников общественных отношений и соответствующим образом строить собственное поведение.

Социальные нормы в силу этого становятся – приме­нительно к индивиду – мерой его поведения, а примени­тельно к обществу – масштабом оценки этого поведения. Такова модальная функция социальных норм: мерой поведения руководствуется индивид - оценка принадлежит обществу.

Содержание социальных норм выводится прежде все­го из реального поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, проявляя свое действие часто стихийно, не всегда получая исчерпывающее отражение в сознании людей.

Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных от­ношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени социологической значи­мости.

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу (в примитивных обществах) и юридических законов (в индустриальных обществах), мягче всего - привычек.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важ­ные функции. Они:

- регулируют общий ход социализации;

- интегрируют индивидов в группы, а группы - в об­щество;

- контролируют отклоняющееся поведение;

- служат образцами, эталонами поведения. Нормы формируют систему социального воздействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъек­тов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

- как стандарты поведения (обязанности, правила);

- как ожидания поведения (реакция других людей).

Как видим, социальные нормы – действительно стра­жи порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Различие между нормой и ценностью выражается так:

- нормы – правила поведения,

- ценности – абстрактные понятия о том, что есть добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

Соблюдения социальных норм добиваются с помощью санкций, которыми являются не только наказания, но так­же поощрения.

Социальные санкции – разветвленная система вознаг­раждений за выполнение норм, за согласие с ними и на­казаний за отклонение от них, т.е. за девиантность.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негатив­ные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логическо­го квадрата (см. рис. 1).

 

  Позитивные Негативные
  Формальные   Ф+     Ф–    
  Неформальные   Н+     Н–    
         

 

Рис. 1. Типология социальных санкций

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (прави­тельства, учреждения, творческого союза): правитель­ственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, соору­жение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспер­тных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф–) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правитель­ственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депрёмирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смер­тная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н–) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: пори­цание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелес­тная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфле­та или фельетона, разоблачительная статья.

Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля.

Социальный контроль – это способ саморегуляции си­стемы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государ­ственных) структур. Направленность и содержание соци­ального контроля зависят от исторически обусловленных социально-экономических, политических, идеологичес­ких, моральных и иных социологически-культурных ха­рактеристик данной социальной системы.

Социальный контроль – элемент более общей систе­мы регулирующих воздействий на поведение индивидов со стороны общества. Отличительной чертой этой формы воздействия являются упорядоченность, формализованность, категоричность требований, предъявляемых инди­виду, их нормативность, обеспеченность санкциями (как формального, так и неформального порядка). Система социального контроля использует социальные нормы, которые находят отражение в идеологии, философско-этических воззрениях, художественном творчестве.

Социальное (групповое) действие, выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное поведение, выполняет функцию социального стимула (по­зитивного или негативного), предопределяющего харак­тер последующих индивидуальных действий, в силу чего они становятся реакцией на социальные действия. Инди­видуумы (индивидуальное действие) и социальная груп­па (социальное действие) – таковы исходные элементы системы социального контроля. К ним относятся также те промежуточные переменные социально-психологического характера, которые, будучи структурными элементами субъектов (индивида и социального образования), непо­средственно влияют на характер и направленность их дей­ствий. К их числу относятся:

а) самосознание и самооценка субъекта (как индиви­да, так и социальной группы);

б) восприятие и оценка субъектом социальной ситуа­ции (социальная перцепция), присущие как инди­виду, так и социальной группе. Социальный контроль может либо усиливать возника­ющие в обществе отклонения, либо смягчать их, приво­дить в норму

Социальный контроль – это особый механизм социаль­ной регуляции поведения и поддержания общественного порядка. Он включает, уже известных нам, два главных элемента – нормы и санкции. Социальный контроль – фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к анома­лии, беспорядкам, смуте и социальному хаосу.

Нормативные системы общества не являются застыв­шими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы – в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять неже­лательные формы человеческого поведения. Резкие откло­нения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную сторону грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Данное понятие подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписа­ным нормам.

В большинстве обществ контроль девиантного поведе­ния несимметричен: отклонения в плохую сторону осуж­даются, а в хорошую – одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, ни­щие. На другом полюсе расположится группа с макси­мально одобряемыми отклонениями: национальные ге­рои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, лидеры, миссионеры, передовики труда.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобре­ние общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонив­шийся от нормы. При таком понимании следует говорить о формах и степени отклонения. К видам, или формам, де­виантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройства, самоубийство.

В узком понимании под девиантным поведением под­разумеваются такие отклонения, которые не влекут за со­бой уголовного наказания, иначе говоря, не являются про­тивоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое назва­ние – делинквентное (буквально – преступное) поведе­ние. Оба значения – широкое и узкое – одинаково упо­требляются в социологии.

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально – «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия – это состояние дезор­ганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, при­водит к неоднородности, неустойчивости социальных свя­зей, к разрушению коллективного сознания (кризис, сме­шение социальных групп, миграция и т.д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция об­щества, социальных групп на девиантное поведение уточ­няет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способству­ет социальному изменению, раскрывает альтернативу су­ществующему, ведет к совершенствованию социальных норм. Нарушения социальных норм могут быть серьезны­ми и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.

Девиантное и делинквентное поведение можно разли­чить следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы – отклонение, для другого или других может быть привыч­кой. Высший класс считает свое поведение нормой, а по­ведение представителей других классов, особенно низших, – отклонением. Поведение считается таковым относи­тельно культурных норм данной группы. Однако делинк­вентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представители социальных низов могут считать нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существу­ет абсолютная норма – юридический закон, квалифици­рующий ограбление как преступление.

Районы города, где чаще, чем в других, происходят пре­ступления, называют криминогенными, а категории насе­ления, которые более других склонны совершать девиантные или делинквентные поступки, – группами риска. Социология рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктивный для об­щества характер. Ее можно определить как относительно устойчивую распространенную форму девиантного пове­дения, достигшую степени общественной опасности и подпадающую под действие уголовного законодательства.

Исследователи современных процессов обращают вни­мание на то, что девиантное и делинквентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию. Более того, в условиях общего кризиса общества это может приобретать тотальный характер. На фоне усиления кризисных явлений нарастает неудовлетво­ренность своим положением. Массовое чувство социаль­ной неудовлетворенности, невостребованности, приводит к отчуждению от общества, к нарастанию тревожности. Одним из последствий социальной неудовлетворенности является нарастание пессимистических настроений и даже появление деморализованности населения (упадок духа, растерянность). Типичными реакциями на аномию стано­вится безразличие к средствам достижения цели, цинизм, экстремизм. Механизм отклоняющегося поведения рас­крывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации.

 

Тема 6. Социальная структура общества и социальная стратификация

План

§ 1. Социальный статус и социальное неравенство: очень тесная взаимозависимость.

§ 2. Социальная стратификация и совокупный социально-экономический статус.

Информационная стратификация.

§ 3. Социальный слой и социальный класс – основные категории социальной стратификации. Что такое средний класс?

§ 4. Социальная мобильность и ее каналы.

§ 5. Что такое маргинальность?

§ 6. Основные изменения в социальной стратификации российского общества в XX в.

§ 7. Социальные группы и слои современного российского общества

(по Т.И.Заславской).

 

§ 1. Социальный статус и социальное неравенство:

очень тесная взаимозависимость

В каждом обществе существует социальное неравенство. Факт его наличия означает, что люда и группы имеют неравный доступ к ресурсам общества и его благам, различаются степенью влияния и власти, обладают неравными возможностями для личностного и профессионального роста. Возможны самые разные виды неравенства: половое и возрастное, национально-этническое и религиозное, политическое и экономическое, культурное и образовательное и т.д. Предпосылками социального неравенства является неравенство способностей и возможностей, а также ограниченность ресурсов общества.

Ресурсы общества - это не только богатство, но также власть, престиж, знание и др. Если материальные ресурсы в принципе поддаются уравниванию (хотя бы теоретически), то, как разделить поровну престиж? Ведь если все виды деятельности считаются одинаково престижными, то исчезает само понятие престижа. То же самое можно сказать и о власти. Неравенство как бы изначально заложено в структуру любого общества. Без него невозможна, в частности, координация усилия множества людей - кто-то должен направлять эти усилия. Неравенство также служит мощным фактором, влияющим на развитие общества, его обновление. Несмотря на «функциональное» значение неравенства, на протяжении всей человеческой истории предпринимались попытки преодолеть его. Однако ни одна из попыток не увенчались успехом. Менялась структура неравенства, но не исчезал сам феномен неравенства. В индивидуальной жизни неравенство служит стимулом борьбы за улучшение своего положения.

Таким образом, социальное неравенство – складывающаяся в обществе система отношений, которая характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами, или слоями, населения, социальное неравенство является причиной и следствием социального расслоения (социальной стратификации). Основнымизмерителем неравенства вы­ступает количество ликвидных ценностей (в современном обществе эту функцию обычно выполняют деньги). Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном полюсе окажутся те, кто владеет наибольшим количеством благ (богатые), а на другом – наименьшим (бедные). Богатство выражается денежной суммой, эквивалентной тому, чем владеет человек. Богатство и бедность задают многомерное расслоение или стратификационную иерархию. Количество денег определяет место индивида или семьи в социальной стратификации. Социальное неравенство во властных отношениях проявляется в возможности определенного социального субъекта (как правило, того или иного социального слоя) в своих интересах определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов (безотносительно к их интересам), распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения. Ключевое значение в измерении социального неравенства властными отношениями принадлежит распоряжение ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей.

Основой социального неравенства являются социальные статусы отдельных индивидов, социальных групп и слоев. Как мы уже отмечали, социальный статус это одна из главнейших категорий социологии, это очень сложное, многомерное и противоречивое социальное явление. Ход и итоги жизни каждого человека, успехи или неудачи в профессиональной карьере, в общественной деятельности, в семейных отношениях, а, самое главное, оценка этих событий (при всей ее относительности) социальной группой, социальной организацией или общностью (да и обществом), где эта самая жизнь и протекает, определяются сложной и неоднозначной динамикой социального статуса этого человека, т.е. изменением его места в социальной иерархии по тем или иным позициям. А оценка окружающих, в большинстве случаев, является основой для самооценки каждого человека, если у него возникнет желание посмотреть на себя со стороны на том или ином жизненном этапе, либо подвести итоги всего пройденного пути.

Как мы уже подчеркнули, эти оценка и самооценка весьма и весьма относительны, причины тому – постоянно изменение некоторых социально-нравственных нормативов, ценностных ориентаций, понятий о престиже, общественном мнении. Кто-то необычайно горд, что к тридцати годам (при минимуме, чаще только по его мнению, стартовых условий) он стал, к примеру: миллионером, доктором наук, генералом, жителем мегаполиса, отцом троих детей, любовником известной манекенщицы или сожителем популярной певицы, начальником цеха или отдела, владельцем нескольких палаток на вещевом рынке, личным шофером или горничной высокопоставленного чиновника, берущего очень крупные взятки, старостой церковной общины или возглавил региональное отделение какой-либо политической партии и т.д. А у кого-то к двадцати пяти годам исполнилась вожделенная мечта стать уголовным авторитетом, и он теперь может с чувством выполняемого долга осуществлять соответствующую, в его представлениях, данному статусу социальную роль со всеми сопутствующими ей ритуалами и атрибутикой: быть «крышей» для того или иного вида бизнеса на строго определенной с равными по статусу коллегами территорией, «собирать дань», проводить досуг в престижных, опять же, по его мнению, казино и саунах, «бывать на стрелках», «заказывать конкурентов», а случись что – держать дисциплину в камере СИЗО или на зоне ходить на совещания к «куму». А еще кто-то, вновь в меру своего культурного и образовательного уровня и ценностных ориентаций, все-таки, чаще – «ближнего круга», будет и в зрелые и в преклонные годы с наслаждением вспоминать личный пик статусных и социально-ролевых достижений, пришедшихся на двадцатилетний возраст: как он выбивал признания у подследственных, как, будучи «дедом», на втором году службы издевался над новобранцами или, верховодя над местной шпаной, шантажировал зависимых от него наркоманов, проституток, бомжей.

Приводя эти примеры нам, к сожалению, не пришлось утрировать ситуации и «сгущать краски»: нынешнее пореформенное, переходное (транзитивное) состояние российского общества, переживающего слом основополагающих для социальной структуры отношений власти и собственности, характеризуется также изменениями нравственных и ценностных координат в сознании людей, в общественном мнении социальных групп и общностей. Означает ли это, что в сложившихся условиях («где разрешено все, что не запрещено») нет смысла синтезировать нравственные и рациональные составляющие успеха, престижа, индивидуальной или групповой высокостатусности? И что можно посоветовать в учебном курсе социологии современному российскому «юноше, обдумывающему житье» и просчитывающему прагматично либо «нащупывающему интуитивно» траекторию собственной жизни? Посоветовать, на наш взгляд, можно и нужно - помыслами и действиями своими неустанно осуществлять этот самый синтез нравственного и рационального, как бы сложно не приходилось делать это в конкретной ситуации, идя наперекор почти всегда лицемерным «штампам» и догмам, и не быть не поводу циничных крайностей воинствующего, весьма ограниченного эгоизма, переживающего расцвет в период рыночной стихии и дикого капитализма. Изучая социологию, впитывая информацию, приобретая опыт социальный можно научиться и успеха добиваться (с приобретением упомянутых ликвидных ценностей) и суть этого успеха объективно оценивать, но при этом на ценности непреходящие – общечеловеческие нравственные императивы, божьи заповеди – в душе своей не покушаться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...