Психологическая структура семьи
Функции семьи реализуются в процессах общения и взаимодействия членов семьи. Семья функционирует гармонично, когда каждый из её членов выполняет роли в соответствии со своими и взаимными ожиданиями и потребностями. Эти роли формируют семейную структуру. Структура семьи – это состав семьи и число её членов, а также совокупность их взаимоотношений, т.е.ролей. По мнению В.Дружинина - это основные отношения в семье, которые формируют семейные связи. Они предоставляют членам семьи возможности реализовать себя в семье и не разгореться человеческим страстям. В.Сатир основным отношением в семье считает отношение власти (доминантность – субмиссивность), Э.Эйдемиллер - доминантность-подчинение и тесноту эмоциональной связи. М.Мид – ответственность. В.Дружинин основными отношениями, реализующимися в семье, считает три типа отношений: ответственность, власть, любовь. Между ними существуют связи. Доминирование предполагает ответственность за тех, кто подчиняется, а ответственность – власть над людьми для реализации ответственных задач. Психологическая близость, любовь обычно отрицательно связаны с отношениями доминирования-подчинения. Чем больше власть одного человека над другим, тем меньше между ними психологическая близость, т.к. власть – это принуждение. · Власть. Семья, как другая институционализированная группа скрепляется отношениями власти – подчинения и взаимоответственности. Существуют различные виды власти. Френч, Равен выделяют 5 видов социальной власти (вознаграждения, принуждения, экспертную, харизматическую, легитимную). С доминированием связывают принятие социальной ответственности и активность и инициативность. Доминирующий член группы отвечает за успешность выполнения общей задачи, за сохранение нормальных отношений между членами группы. Задача доминирующей личности обеспечение безопасности группы, координация действий её членов для достижения целей, обеспечение развития группы. Считается, что доминирование одного из супругов является одним из условий устойчивости семьи. Несмотря на декларацию равенства полов признаётся существование гендерного неравенства в обществе, которое воспроизводится в семье. Члены семьи, которые производят продукт за пределами семьи, обладают большей властью, чем те, которые потребляют. Женщины-домохозяйки отнесены только к потребляющим. Женский домашний труд не даёт добавочного продукта. Он не виден. Но как только он приобретается за пределами семьи, выявляется его высокая товарная стоимость. Экономисты часто про это забывают. Домашний труд не включается в понятие производственного труда. Признанием стала бы выплата пенсии женщине, не работающей, но воспитывающей детей. Женщина одновременно вынашивает детей и работает дома, т.е. выполняет 2 важных дела. По мнению Дружинина нет более несвободного, жёсткого общественного института, чем семья. В семье достаточно жёстко человеку навязываются определённые правила жизни. В.Бердяев: «Семья есть необходимый социальный институт и подчинена тем же законам, что и государство, хозяйство и пр. Семья очень связана с хозяйственным строем и имеет мало отношения к любви, вернее, имеет отношение к каритативной любви и лишь косвенное отношение к полу. Элементы рабства всегда были сильны в семье, и они не исчезли и до настоящего времени. Семья есть иерархическое учреждение, основанное на господстве и подчинении. В ней социализация любви означает её подавление. В этом трагизм любви в жизни человеческих обществ. Общество отвергает любовь. Любящий, в высшем смысле этого слова, враг общества. Мировая литература защищала права и достоинство любви и именно любви не социализированной».
Для решения проблем семьи важно определить не только кто в ней доминирует, но и иерархию власти-подчинения. В полной элементарной нуклеарной семье может существовать 6 вариантов иерархии
1. Отец – Мать - Ребёнок 2. О Р М 3. М О Р 4. М Р О 5. Р О М 6. Р М О Но поскольку отношения доминирования могут не являться транзитивными, существует ещё 2 варианта 7. О Р М О (податливый отец) 8. М Р О М (податливая мать) В расширенной нуклеарной семье существует иерархия отношений среди детей, а также включение отдельных детей в иерархические отношения с родителями. · Ответственность. Это очень сложное по содержанию понятие. Личностную ответственность связывают с её проявлением в поведении. Степень личной ответственности – это чувство определённой возможности контролировать совершение действия и его исход. К.Муздыбаев говорит о том, что социальная ответственность – это склонность личности придерживаться в своём поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и готовность дать отчёт за свои действия. Отчуждённость от социальных норм и неумение найти смысл жизни ослабляют социальную ответственность. Муздыбаев выделил следующие векторы развития ответственности: 1. от коллективной к индивидуальной. С развитием общества за поступок отдельного человека отвечает не группа, к которой он принадлежит, а он сам. 2. от внешней к внутренней. Внутренняя – осознанная личная ответственность, переход к внутреннему контролю за поведением. 3. от ретроспективного плана к перспективному. Ответственность не только за прошлое, но и за будущее, стремление не только предвидеть результаты действий, но и активно их достигать. 4. ответственность и срок давности. Возможность влияния прежних отношений между людьми на их настоящие взаимоотношения, когда они уже другие. 5. Е.Д.Дорофеев: развитие индивидуальной ответственности за всё большее количество людей. Принять ответственность можно за отношения в группе и за её деятельность. Ответственность за групповые отношения подразделяется на ответственность за групповые нормы (как результат прошлых отношений), за стремление к изменению норм, традиций (будущее), за реальное состояние группы (настоящее)
Личность может нести ответственность за себя, за отдельных членов группы, за референтную группу, за группу в целом. Дорофеев выдвигает трёхмерную модель групповой ответственности: 1. время (прошлое, настоящее, будущее); 2. характеристики (деятельностные,отношенческие) 3. субъект (за себя, за отдельных других, за группу). Дружинин предлагает ввести четвёртый параметр: перед кем несёт ответственность субъект (перед собой, перед отдельным другим, перед группой, перед обществом). Член семьи может нести ответственность за других отдельных членов семьи или за семью в целом. Роль главы семьи предполагает ответственность за семью в целом. Обычно субъекты доминирования и ответственности сочетаются в одном лице. Такая семья является максимально стабильной. Семьи, в которых доминирует один член, а ответственность несёт другой, Дружинин называет эксплуатирующей семьёй. В качестве примера он приводит Святое семейство: Деву Марию, Иисуса Христа и Иосифа Обручника, который является низшим в иерархии, но отвечающего за них. · Эмоциональная близость. Основана на мотивации аффилиации. Аффилиация – эмоциональная потребность в общении, эмоциональных контактах, в дружбе, во взаимопонимании, в любви. Проявляется в стремлении или побуждении быть с социуме с другими индивидами, взаимодействовать с ними, оказывать помощь и принимать её от другого человека. Особенно проявляется в ситуациях, порождающих стресс, депрессию, страх. Отказ от аффилиации вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фобии, фрустрацию. Аффилиация имеет повседневный и фундаментальный характер. Она приводит к установлению взаимоприятных дружеских отношений, симпатий партнёров. При этом люди мотивированы на проявление аффилиации не только положительно (надеждой на установление хороших отношений), но и отрицательно (страхом отвержения). Аффилиация противоположна власти. Любовь вызывает поступки, которые человек хочет совершить, а страх власти (мотивация подчинения) вызывает поступки, которые человек бы не совершил по своей воле. Аффилиативная мотивация часто выступает компенсатором мотивации власти-подчинения.
Отношения в элементарной нуклеарной семье могут строиться по-разному. Ребёнок может быть ближе к одному из родителей, родители могут быть ближе друг к другу, чем к ребёнку, все могут быть равно близки друг другу. По мнению Дружинина отношения эмоциональной близости не являются необходимыми для семьи как социального института. Но при этом эмоциональная близость либо лежит в основе семьи, либо возникает в процессе её существования. При этом знак эмоциональной близости не обязательно положительный. В семье могут существовать отношения как любви, понимания, принятия, сочувствия, так и равнодушия, отчуждения, ненависти. В различных культурах существуют различия в проявлениях власти, ответственности, эмоциональной близости. Ролевая структура семьи определяется системой отношений власти и подчинения. Семья имеет иерархическое строение. Роли распределяются в соответствии с теми задачами, которые решает семья на данной стадии своего развития. Главенство в семье определяет руководство и организацию функционирования семьи, характер принятия решений, меру участия членов семьи в управлении её жизнедеятельностью. Различают фактическое и формальное главенство. Формальное главенство – это главенство, приписываемое по определённым правилам. Характер распределения функций и мера участия членов семьи в решении проблем являются основаниями для установления фактического главенства в семье. Традиционно формальное главенство приписывается мужу, а фактически чаще главенство распределено между мужем и женой. Если субъекты фактического и формального главенства не совпадают, возникают конфликты. Ролевая структура семьи обеспечивает выполнение её функций. (Роль – нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определённую социальную позицию.) Содержание роли и её выполнение регулируются номами, выработанными и принятыми группой. Существуют правила принятия ролей и их выполнения, контроль за выполнением роли и санкции (внешние и внутренние) при недостаточно качественном выполнении роли. Требования к ролевой структуре семьи: 1. непротиворечивость совокупности ролей семейной системы (как ролей, выполняемых одним человеком, так и разными членами семьи) 2. выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи;
3. принятые роли должны соответствовать возможностям личности. Различают межличностные и конвенциональные роли. Конвенциональные роли предписаны социокультурным окружением, регулируются правом, моралью, традициями, стандартизированы, определяют постоянные права и обязанности членов семьи. Они определяются по статусу родственных отношений и по функциональному принципу. Межличностные роли индивидуализированы, определяются характером межличностных отношений в семье. Принятие роли происходит в соответствии с социокультурными нормами, определяющими критерии оценки успешности выполнения ролей. Ролевое поведение определяется степенью идентификации исполнителя с ролью, ролевой компетентностью, сформированностью мотивационного и операционально-технического компонентов ролевого поведения, конфликтностью роли (противоречивостью в сознании человека поведенческих моделей, необходимых для реализации роли). Значительное влияние на ролевое поведение оказывает родительская семья. Выделяют 2 типа воздействия родительской семьи (чаще неосознаваемых): повторение в собственной семье характера распределения семейных ролей и исполнение усвоенных ролей в той форме, как они выполнялись в родительской семье; отвержение семейного уклада родительской семьи. На ролевое поведение влияет место супруга в ролевой иерархии родительской семьи, порядок его рождения.
При исследовании семьи проводится анализ семейных ролей. Если мы говорим о семье как о социальном институте, то семейные роли достаточно строго определены. За отклонение от них предусмотрены санкции. Это формализованные роли. Если мы рассматриваем семью как малую группу, мы имеем в виду личностную интерпретацию семейных ролей. В этом случае выполнение ролей зависит как от внешней регламентации их выполнения, так и от структуры конкретной семьи. Например, ведущий – ведомый. Некоторые широко распространённые роли передаются из поколения в поколение (распределение бытовых ролей между мужем и женой). Для семейных ролей характерна взаимодополняемость. В этом случае создаётся непротиворечивая, удовлетворяющая многие потребности структура. Если роли противоречивы, рамки их выполнения узки и не удовлетворяют потребности семьи, тогда эти потребности или подавляются или удовлетворяются вне семьи. Семья – это сложная система. Каждая сложная система противоречива и при этом способна к саморегуляции. Основное направление консультирования семей при нарушениях функционирования – создание условий для реализации более широкого диапазона ролей и уменьшение их противоречивости. Важным является вопрос и о статусе семейных ролей. В конфликтных семьях её члены низко оценивают себя как семьянина. Важен и вопрос о соответствии роли личным потребностям и возможностям человека. Современная нуклеарная семья сталкивается с трудностями реализации многих семейных ролей, т.к. каждому приходится выполнять их несколько, и они могут быть противоречивы. Особенно ярко соответствие семейных ролей возможностям личности проявляется при изменении семейной структуры (рождение ребёнка, развод). Выполнение не соответствующих возможностям личности семейных ролей может вызывать семейные конфликты и их переход во внутриличностный конфликт. Одно из основных направлений помощи дисфункциональной семье - исследование патологических семейных ролей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|