Студенческий стандарт качества образования
Реформы системы высшего образования последнего десятилетия направлены на постепенный переход к свободному рынку образовательных услуг, где каждая образовательная организация высшего образования получила в рамках Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, большую автономию и, соответственно, большую ответственность. Развитие системы высшего образования невозможно без создания многоуровневой механизмов оценки эффективности и качества образования. Нормативные основы формирования системы определены выше обозначенным Федеральным законом, а также принятым Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» (вступил в силу 21 октября 2014г.). Включение Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования (The European Higher Education Area) и подписание в Ереване 14-15 мая 2015 г. министрами образования стран-участниц «Стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования на Европейском пространстве» дало новый импульс модернизации высшего образования в Российской Федерации. Это открыло дополнительные возможности для участия российских образовательных организаций в международных проектах и внесло новые принципы в организацию образовательного процесса - такие как «студентоориентированное обучение» и «постоянный мониторинг и периодическая оценка образовательных программ». Одним из ключевых разработчиков «Стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования на Европейском пространстве» выступил Европейский студенческий союз, являющийся признанным участником европейской системы гарантий качества образования, и активно вовлекающий обучающихся в механизмы оценки и «внутреннего аудита» образовательных организаций с целью развития механизмов «обратной связи» и повышения качества образования.
В рамках сложившейся системы образования сформировалось четкое понимание необходимости не только внешней (государственной и экспертной) оценки системы высшего образования, но и внутренней, выражающей мнение студенческого сообщества в отношении качества получаемых образовательных услуг. При этом оценивается не только деятельность научно-педагогических работников, но и удовлетворённость самих обучающихся условиями и результатами обучения. Итоги проведенной оценки впоследствии учитываются в системе показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. Только система, построенная на максимальном вовлечении всех указанных сторон, сможет решить социокультурные задачи, стоящие перед российским образованием. В этой связи крайне целесообразным является развитие системы государственно - общественного управления в системе образования через развитие деятельности представительных органов непосредственных участников образовательного процесса, в частности, обучающихся. Следуя выбранной концепции, Общероссийская общественная организация «За качественное образование», консолидирующая наиболее активные группы студенчества, преподавателей и экспертного сообщества, заинтересованные в повышении качества высшего образования, инициировала создание студенческого стандарта качества образования, который призван стать эффективным инструментом внутренней оценки качества образовательных услуг в рамках системы высшего образования Российской Федерации.
Разработка стандарта проводилась фокус-группами обучающихся. Его экспертная оценка была проведена посредством открытого обсуждения представителями Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, ректорского сообщества, а также общественных организаций. Всего в разработке и обсуждении стандарта приняло участие около 3000 человек из более чем 60 регионов Российской Федерации. В ходе обсуждений рабочая группа пришла к выводу о необходимости создания единого стандарта качества, применимого для всех образовательных организаций высшего образования, а также инициирования создания дополнительных стандартов качества, основанных на специфике образования по укрупнённым группам специальностей. Студенческий стандарт качества образования включает в себя разработанные обучающимися критерии внутренних систем оценки деятельности научно-педагогических работников и удовлетворенности обучающихся условиями и результатами обучения, которые применимы для всех высших организаций высшего образования. Разработанный стандарт позволяет в качестве объекта оценки выделить следующие элементы: учебный процесс; образовательная программа; организация образовательного процесса. Стандарты описывают согласованную и принятую практику гарантии качества в образовательной организации, и поэтому должны учитываться и выполняться всеми участниками учебного процесса. Рекомендации разъясняют, почему стандарт важен, и описывают способы его реализации и адаптации в образовательной организации, которые будут различны в зависимости от специфики учебного процесса. I. Профессорско - преподавательский состав Стандарт: в образовательной организации должны быть объективные и прозрачные процессы для профессионального роста и развития профессорско-преподавательского состава, которые позволяют организации гарантировать компетентность преподавателей и качество предоставляемых образовательных услуг. Для мотивации студентов преподаватель должен использовать актуальную информацию, четко и ясно ее излагать, используя при этом современные технологии. Создание комфортной среды в учебном процессе предполагает взаимное уважение преподавателя и студента. В адаптации студентам должны оказывать помощь наставники, кураторы и другие консультанты.
Рекомендации: роль преподавателя является центральной в высококачественном обучении и формировании компетенций. Четкая ориентация на результаты обучения требует изменения роли преподавателя. В центре внимания такого обучения студент. Образовательные организации высшего образования несут ответственность за качество профессиональной деятельности своих сотрудников и предоставление благоприятных условий для их эффективной работы. Профессорско-преподавательскому составу при организации своей деятельности рекомендуется руководствоваться следующими положениями: • материал, используемый в рамках основной образовательной программы, должен быть актуальным и соответствовать преподаваемой дисциплине; • преподавателю рекомендуется использовать механизмы максимально доступного донесения материала, способствующие повышению мотивации студентов к учебой деятельности; . в рамках преподаваемых дисциплин целесообразно использование современных образовательных форматов, разнообразных педагогических методов и средств информационно-коммуникационных технологий (там, где это ведет к повышению эффективности образовательного процесса); • у профессорско-преподавательского состава должен присутствовать опыт практической деятельности в сфере преподаваемых дисциплин; • профессорско - преподавательскому составу рекомендуется четко придерживаться учебного плана и быть пунктуальным; • наличие и предоставление студентам помощи наставников, кураторов и консультантов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|