Играйте с детьми в разные виды игр.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Сюжетные игры. На втором году жизни дети начинают проявлять интерес к играм с сюжетными игрушками. К трем годам эти игры занимают уже достаточно большое место среди любимых занятий малышей. Они с удовольствием подражают игровым действиям взрослых: кормят, причесывают кукол и игрушечных животных, купают их в ванночке, пеленают, укладывают спать, катают в колясочке, строят для них домики и пр. Подберите соответствующие наборы игрушек. Помните, что в такие игры нужно играть не только с девочками, но и с мальчиками. Сюжетная игра имеет большое значение для психического развития ребенка. Она является средством познания окружающего мира, способствует развитию образного мышления и воображения. В игре ребенок в условных обстоятельствах действует "как мама", "папа", "бабушка" или "дедушка", что дает ему возможность почувствовать себя свободным и всесильным, как взрослые. Для того, чтобы игра возникла и развивалась полноценно, взрослые должны постоянно вовлекать в нее малыша, организуя совместные игры. Разыгрывайте перед ребенком небольшие сюжеты с куклами и животными, показывайте игровые действия с ними. Одновременно с этим вовлекайте малыша в свою игру: попросите помочь покормить, причесать куклу и пр.; распределяйте с ним игровые действия. Например, можно сказать: "Давай покормим куклу. Я дам ей кашку, а ты напои ее чаем". Старайтесь сделать игру интересной для малыша. Для этого сами играйте с увлечением. Вместе с ребенком одушевляйте кукол и животных: придумайте для них имена, обращайтесь к ним с вопросами, отвечайте за них, комментируйте свои действия и действия персонажей. Вовлекайте ребенка в разговор с куклами, задавайте ему вопросы от лица кукол и животных, инициируйте его ответы или отвечайте за него.
Помогайте малышу переносить игровые действия на разных кукол и животных, постепенно расширяйте круг игровых ситуаций и игрушек (например, если ребенок кормит только одну куклу, скажите, что мишка тоже хочет кушать, покормите его вместе) Постепенно вводите в игру предметы-заместители, например, используйте вместо ложки палочку, вместо хлеба кубик, вместо яблочка или яичка шарик и пр. Это будет способствовать развитию воображения ребенка, поможет сделать игру более содержательной. Организуя игровое общение, соблюдайте важное правило: не превращайте игру в занятие. Избегайте поучающего тона и замечаний. Старайтесь обогащать игру ребенка ненавязчиво, не прерывайте ее, а подключайтесь к ней, поощряя игровую инициативу ребенка. Эмоциональные и подвижные игры. Такими играми богата народная педагогика. К ним относятся игры-забавы, потешки, например, "ладушки", "сорока-белобока", "коза рогатая" и др. Богатые возможности для такого рода игр дают и произведения детских поэтов. Их содержание доступно и понятно малышам, они легко заучиваются и охотно воспроизводятся детьми. Несмотря на свою внешнюю простоту и доступность, фольклорные и авторские детские произведения обладают огромным развивающим потенциалом. Они способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию речи, воображения, произвольности действий, умения действовать синхронно с партнером. Игры, сопровождающиеся стихотворными строчками или мелодией, развивают чувство ритма, музыкальный слух. Играя с малышом в такие игры, побуждайте его повторять ваши движения и слова. Если у ребенка это не получается, возьмите его руки в свои и мягкими движениями изобразите соответствующее действие. Там, где позволяет текст, пропевайте стихотворные строчки.
Организуйте подвижные игры с предметами и без предметов: в прятки, "догонялки", в игры с мячами, кеглями и пр. Включайте такие игры в воображаемые ситуации. Например, играя в прятки, можно искать не только друг друга, но и спрятавшиеся игрушки; подбрасывая или катая друг другу мяч, можно "одушевлять" его ("Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? Красный, желтый, голубой, не угнаться за тобой"). Игры-драматизации. Рассказывая ребенку сказку, не забывайте разыграть перед ним ее сюжет. Например, при чтении "Курочки Рябы" покажите, как дед зовет на помощь бабку, как они бьют яичко, как плачут; рассказывая "Репку", изобразите, какая она выросла большая, и как персонажи сказки тянули ее из земли. Старайтесь, чтобы ваш голос и мимика были выразительными. Побуждайте ребенка со-действовать вместе с персонажами. Слушание с опорой на действие помогает ребенку лучше понять речь взрослого, осознать смысл происходящего, пережить вместе с персонажами их чувства, выразить им сочувствие. Показывайте ребенку небольшие спектакли с персонажами настольного театра. Для таких игр можно использовать кукол и животных, которые надеваются на руку или на пальцы. Малыш с удовольствием будет наблюдать, как вы разыгрываете сценки из сказок или стишков на фланелеграфе. Игры-фантазии. Организуйте с ребенком игры, в которых он сможет изображать предметы живой и неживой природы, предметы рукотворного мира (изображайте вместе с ним снежинки, облака, осенние листья, самолет, машину и пр.). Читая ребенку детские стишки и рассказы, предлагайте ему изображать действия персонажей, имитировать их голоса (например, сначала покажите сами, а потом попросите малыша показать, как "идет бычок, качается", как "наша Маша громко плачет", предложите изобразить, как петух машет крылышками, как облизывается кошка, как пищит птенчик, как лает собачка, как скачет лошадка, как крадется хитрая лиса и пр.). Присоединяйтесь к действиям малыша, играйте вместе. Такие игры будут побуждать ребенка повторять за вами стихотворные строчки, изображать поведение людей, животных, птиц, имитировать звуки, двигаться в ритм стихотворения или песенки, которую вы поете.
Настольные игры. Даже с самым маленьким ребенком можно играть в простые настольные игры, например, в лото. Подберите лото с такими картинками, на которых изображены известные детям предметы: игрушки, бытовые предметы или домашние животные (хорошо, если это будут изображения взрослых животных и их детенышей). Рассмотрите вместе картинки, сообща назовите, что на них нарисовано. Покажите малышу, как можно совмещать карточки с картинками на карте. Затем поиграйте вместе. Не ругайте малыша за непонятливость. Эта непростая для него игра требует сосредоточения и умения действовать по представлению. Развивайте речь ребенка. Речь развивается, прежде всего, как средство общения ребенка с окружающими. Помните о том, что своевременному возникновению речи способствует атмосфера любви и доброжелательного внимания взрослых к малышу. Больше разговаривайте с ним. Называйте все предметы, с которыми вы вместе играете, свои действия, действия других людей и самого ребенка, комментируйте происходящее. Разными способами побуждайте его к речи (обращениями типа "скажи…", "назови…", "что это?", "где?" и пр.). Не коверкайте свою речь, общаясь с ребенком. Стремитесь к тому, чтобы он понимал вас, и в то же время излишне не упрощайте свою речь. Создавайте в семье богатую речевую среду. Пусть малыш слышит, как вы общаетесь со своими близкими. Вовлекайте его в общий разговор. Организуйте игры и занятия по развитию мелкой моторики рук ребенка. Это будет способствовать своевременному возникновению речи. Сортируйте вместе с малышом мелкие предметы, нанизывайте на леску бусины, застегивайте и расстегивайте пуговицы, молнии, делайте упражнения для пальцев, сопровождая их соответствующими стишками. Не оставляйте ребенка надолго одного перед телевизором и аудиосистемой. Смотрите и слушайте вместе с ним. Психологи доказали, что присутствие взрослого при восприятии ребенком речи оказывает благоприятное влияние на ее возникновение. С самого раннего возраста приобщайте ребенка к книге. Ежедневно рассказывайте и читайте малышу народные и авторские сказки, потешки, небольшие стихотворения. Ваша речь должна быть выразительной, напевной. Старайтесь пробудить у ребенка радостные эмоции, сопереживание персонажам.
Вызывайте у ребенка интерес к иллюстрациям: сопровождайте чтение рассматриванием картинок, рассказывайте, что на них нарисовано, просите назвать и показать изображения. Многократно читайте ребенку одни и те же полюбившиеся ему книжки. Побуждайте его "читать" вместе с Вами: делайте остановки во время чтения, чтобы малыш мог закончить поэтическую строчку или повторяющуюся фразу. Предлагайте ему самому "почитать" хорошо знакомую сказку, помогите дочитать ее до конца. Такие совместные чтения – один из самых действенных способов развития речи ребенка и прекрасный способ общения. Детям раннего возраста лучше всего подходят для чтения недлинные сказки с повторяющимися фразами. Им доступны и интересны такие сказки, как "Курочка-ряба", "Колобок", "Репка", "Теремок", "Волк и семеро козлят". Читайте ребенку детские стихи А. Барто, С.Я. Маршака, С. Михалкова, Б. Заходера, З. Александровой, Э. Мошколвской, И. Токмаковой, В. Берестова, небольшие стихотворения или строфы из русских поэтов – Пушкина, Тютчева, Фета, Майкова. Их отличает красивый стихотворный ритм, богатые оттенки слов. Даже если ребенок не все поймет из прочитанного, он будет приобщаться к красоте родного языка, получит удовольствие от напевности поэтических строк. Для самых маленьких детей, которые еще не умеют перелистывать тонкие страницы, покупайте книжки небольших форматов с толстыми страницами и с яркими картинками. Научите малыша перелистывать такие страницы. Не ругайте малыша за нечаянно порванные страницы. В раннем возрасте, когда у детей плохо развита мелкая моторика, это неизбежно. Терпеливо приучайте его к бережному отношению к книгам. Если ребенок порвал страницу, вместе с ним "полечите" книжку, пожалейте ее, заклейте страницу. Оберегайте положительное отношение ребенка к самому себе. При правильной организации общения взрослого с ребенком уже на первом году жизни у малыша складывается общее положительное отношение к себе. Любовное отношение к нему близких формирует у него переживание своей нужности и ценности. Это очень важное личностное качество стимулирует как общение с окружающими, так и познавательную активность малыша. На втором году жизни это общее положительное отношение ребенка к себе сохраняется, но в ходе делового общения со взрослыми у него начинает складываться новый вид самооценки – конкретная самооценка, которая относится уже не его личности в целом, а к отдельным действиям. Теперь, оценивая действия малыша, взрослый выражает не только одобрение, но и указывает на ошибки. Ребенок часто аффективно воспринимает отрицательные оценки, обижается, иногда отказывается от деятельности.
Постепенно малыш учится отделять общее положительное отношение к себе взрослого от его отношения к отдельным действиям и поступкам. Их положительная или отрицательная оценка начинает регулировать поведение ребенка. Но происходит это не сразу. Поэтому взрослые должны оберегать самолюбие ребенка, помогать ему не смешивать общее положительное отношение к себе с оценкой отдельных действий, которая не всегда бывает одобрительной. Следует проявлять уважение к личности малыша, его потребностям и желаниям. Если он не может справиться с каким-то делом, не следует давать отрицательную оценку его личности. Такие слова, как "неумеха", "растяпа" больно ранят самолюбие малыша. Постоянные упреки отрицательно влияют на развитие инициативы, воспитывают неуверенность в себе, гасят любознательность. Если ребенок сделал что-то неправильно, никогда не называйте его плохим, не говорите, что не будете его любить. Адресуйте порицание к его действиям, но не к личности. В случае неудачи нужно подбодрить ребенка, внушить уверенность в своих силах, предложить помощь. В процессе совместной деятельности поощряйте малыша, хвалите, подчеркивайте успехи и достижения, оказывайте ему поддержку. Старайтесь поменьше пользоваться запретами и порицаниями. Запрещайте только то, что опасно для жизни и здоровья самого ребенка и окружающих и то, что обижает других. Во всех других случаях малыша лучше отвлечь, переключить его внимание на что-то другое, организовать совместную игру. Следует понимать, что похвала гораздо информативнее порицания, так как, порицая ребенка, запрещая ему что-либо, взрослый говорит ему о том, чего нельзя делать. При этом ничего не сообщается о позитивном выходе из ситуации, о том, что можно и нужно сделать. Как можно поддержать инициативу ребенка в конкретной ситуации, не прибегая к порицанию или запрету? Предположим, малыша заинтересовал будильник и он тянется к нему ручкой, просит дать ему этот предмет. Не торопитесь сказать: "Нельзя". Попробуйте сделать так: возьмите часы в руки и покажите их малышу. Дайте потрогать, рассмотрите вместе стрелки, цифры, послушайте, как они тикают, а затем поставьте часы на место. Скорее всего, любознательность малыша будет удовлетворена, а общение и сотрудничество со взрослым повысят авторитет взрослого как источника знаний о мире и партнера в познании окружающей действительности. В заключении нарисуем портрет малыша, имеющего благополучный опыт общения со взрослыми. Он: Инициативен по отношению к взрослым – стремится привлечь их внимание к своим действиям, обращается за помощью и оценкой своих действий; Настойчиво требует соучастия в своих делах. Чувствителен к отношению близких, к их оценке, умеет перестраивать свое поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различает похвалу и порицание; Охотно подражает взрослым, старается выполнить их просьбы и инструкции; Доверчиво и открыто относится к посторонним взрослым; Проявляет ярко выраженную любознательность; Умеет найти себе занятие, играет разнообразно и увлеченно; Настойчив в достижении поставленной цели, преодолении трудностей в действиях с предметами; Своевременно овладевает активной речью, пользуется ею в целях общения. Если вы собираетесь отдать своего малыша в ясли, с чего следует начинать? Для самых маленьких детей лучше всего организовывать эмоциональные контакты, которые сопровождаются взглядами в глаза друг друга, улыбками, поглаживаниями. Вспомните, как приятен доброжелательный взгляд собеседника, как многое можно выразить взглядом. Малыши очень любят, когда мамы, папы или бабушки играют с ними в ладушки, сороку-ворону и другие игры-забавы. Их можно организовать и с несколькими детьми. Если к вам в гости пришли друзья с маленьким ребенком, уделите несколько минут совместной игре с малышами. Сядьте вместе с ними и поиграйте с каждым по очереди в сороку-ворону так, чтобы дети могли наблюдать за вашей игрой. А затем организуйте эту же игру между детьми, помогая им водить пальчиками по ладошке друг друга, загибать их, побуждая повторять слова присказки. Повторите игру несколько раз. Точно также можно поиграть и в другие подобные игры. Дети с удовольствием будут играть в "козу рогатую", "по узенькой дорожке", "цап!", прятки, догонялки. Все это будет способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми, развитию умения координировать действия. Очень интересны детям и полезны подвижные игры, которые предполагают совместное выполнение одних и тех же действий. В такие игры можно играть с 2-3 малышами дома или на прогулке. Например, поставив детей в кружок, вы предлагаете им вместе попрыгать, потопать ножками, похлопать в ладошки, покружиться, показывая образец действия и задавая ритм движений, сопровождая их детским стишком или песенкой. При этом нужно обращать внимание детей друг на друга, называть их по имени, хвалить за то, как они хорошо и дружно играют. Детям постарше можно предложить самим придумывать какие-нибудь движения или действия с тем, чтобы другие им подражали. Подобные игры хорошо включать в небольшие сюжеты с элементами воображения. Например, дети могут кружиться "как снежинки", прыгать "как зайчики", топать "как медведи", тянуться ручками кверху "как цветочки к солнышку" и пр. Сближению детей способствуют и хороводные игры. Их также хорошо организовывать с несколькими малышами. Даже самые маленькие дети с удовольствием будут играть в "карусели", "раздувайся пузырь", "каравай". Атмосфера радости, веселья, смена простых движений и их направления, повторяющиеся слова-припевки, приятные телесные ощущения – все это располагает детей к продолжению общения, обогащает их коммуникативный опыт. Несмотря на то, что предметы и игрушки иногда вызывают ссоры детей, их не следует исключать из взаимодействия. Здесь также важно участие взрослого, который помогает малышам обмениваться игрушками, устанавливать очередности в действиях, достигать общей цели. Начинать такие игры лучше всего с предметов, которые хорошо знакомы малышам – это сократит вероятность конфликтов. К совместным играм с предметами относятся, например, игры с мячами, которые можно перекатывать, бросать, толкать ножкой друг к другу. Интересную игру можно организовать, если дать двум малышам одинаковые пирамидки и предложить им сначала разобрать и собрать их самостоятельно, а потом - вместе, подавая друг другу колечки и нанизывая их на один стержень. Из кубиков можно вместе построить башню, заборчик или длинный поезд, гараж или домик. С помощью лески и крупных бусин (макарон, колечек) можно сделать бусы для большой куклы и друг для друга. Огромное удовольствие доставят детям игры с бумагой и красками. Разложите на полу или на столе большой лист ватманской бумаги или кусок обоев, приготовьте гуашевые краски, кисточки или поролоновые печатки по числу участников игры. Нарисуйте несколько домиков в разных углах листа, скажите детям, что это их домики, и что они могут ходить друг к другу в гости. Предложите им, макая кисточки в краску, делать следы на бумаге, "шагая" друг к другу. То же самое можно делать с помощью печаток или даже пальчиками. Эту игру можно разнообразить, например, нарисовать на бумаге озеро или лесную полянку с деревьями и с помощью тех же изобразительных средств вместе рисовать рыбок в озере или птичек на деревьях. Вы можете также обводить карандашом или фломастером детские ладошки, а малыши будут их сравнивать. Совместные игры можно организовать с песком, изготавливая из него с помощью формочек куличики, делая горки или тоннели, с водой, пуская друг другу кораблики или мыльные пузыри. Для расширения опыта общения со другими детьми очень полезно устраивать совместное чтение книжек. Малыши вместе со взрослым могут рассматривать иллюстрации, называть нарисованные предметы, обмениваться впечатлениями. Это будет способствовать не только развитию общения, но и речи детей. Помогая детям наладить контакты, старайтесь участвовать в совместной игре в качестве равноправного участника. Поддерживайте инициативу малышей, радуйтесь вместе с ними полученному результату, привлекайте их внимание к действиям друг друга, поощряйте проявления сочувствия. Старайтесь хвалить детей и привлекать к похвале друг друга. Ведь самое важное в дружбе – это доброе и внимательное отношение. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|