Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие рекомендации для составления тренировочных программ.




Для достижения высокого уровня спортивных результатов тренировка спортсмена — каюра должна иметь круглогодичную основу и делиться, как это принято в практике ФКиС, на четыре основных периода в рамках определенного цикла.
— Период общей физической подготовки
— Период специальной физической подготовки
— Соревновательный период
— Переходный период
Рассмотрим их сочетание на примере подготовки спортсмена выступающего в зимних (снежных) дисциплинах ЕС.
Первые два периода иногда обозначают как один — подготовительный. И он в свою очередь делится на три этапа:
— Весенне-летний этап (общей подготовки). Сроки этапа с 1 мая по 31 июля. Основная задача этапа — повышение уровня ОФП, развитие основных физических качеств, в частности общей выносливости.
— Летне-осенний этап (предварительной специальной подготовки). Он продолжается с 1 августа до начала занятий на снегу. Главная задача здесь — развитие специальных физических качеств.
— Зимний (снежный) этап (этап основной специальной подготовки) начинается с момента занятий на снегу и продолжается до начала основных соревнований, обычно до конца декабря. Главная задача данного этапа — развитие специальных физических качеств (в первую очередь, скоростно-силовых и специальной выносливости), обучение и совершенствование техники и тактики.
Соревновательный период.
Его целью является — достижение наивысшей спортивной формы к основным стартам сезона и её реализация.
Продолжительность периода обычно с 1 января по 1 апреля. Основная задача — дальнейшее совершенствование специальных физических качеств, а так же техники и тактики.
Переходный период.
Продолжается примерно один месяц. Его цель — вывести спортсмена из состояния спортивной формы, предоставить ему отдых и подвести к началу нового подготовительного периода.
Структура годичного (макро) цикла строится на основе сочетания различных по направленности и продолжительности мезоциклов которые, в свою очередь, делятся на еще более мелкие структурные единицы — микроциклы и зависит от множества факторов (возраста, квалификации, индивидуальных особенностей спортсмена, климатических условий данной местности и календарного плана соревнований).
Точно таки же периоды применяются и в тренировки собак. Однако, главным отличием здесь от тренировки человека будут изменения с сроках начала и завершения периода. Дело в том, что собаки более подвержены воздействию тёплой погоды и тренировка в жаркие летние месяцы практически невозможна. Кроме того собаки, как правило, нуждаются в более продолжительных фазах отдыха поэтому периодизация тренировочного процесса для собаки выступающей в основном в зимних дисциплинах ЕС может выглядеть следующим образом.
Летне-осенний (общей подготовки) — Начинается с 1 августа или чуть позже и продолжается до конца сентября. Основная задача — повышение общей физической готовности, достижение определенного психического и физического тонуса для дальнейших тренировок. В данный период есть место для альтернативных видов физической нагрузки, но появляется и определенный процент специальной работы.
В этот же период уместно проводить обучающие тренировки или срабатывание собачьего коллектива (упряжки) с которым планируются выступления в предстоящем сезоне.
Осенне-зимний (специальной подготовки) — Начинается 1 октября и продолжается до первых соревнований (декабрь — январь). На этом этапе увеличивается значение специализации. У собак — спринтеров начинаются более интенсивные тренировки у стаеров — начинают расти объемы. Цель данного этапа — подведение собак к соревнованиям на пике физической и психической готовности.

Соревновательный период.
Его целью является — достижение наивысшей спортивной формы к основным стартам сезона и её реализация.
Продолжительность периода обычно с 1 января по 1 апреля. Основная задача — дальнейшее совершенствование специальных физических качеств. Сохранение оптимальной спортивной формы и её реализация.

Переходный период.
Длится около двух месяцев (июнь, июль). Может незначительно смещаться или увеличиваться в зависимости от погодных условий и календарного плана. Цель данного этапа — дать собакам максимально восстановиться физически и психически. Уместны умеренные, альтернативные виды физической нагрузки (плавание, длительные прогулки, игры).
В целом же, структурное планирование тренировочного процесса имеет следующую форму.

Макроцикл.
Обычно продолжается один год. Иногда — два года. И состоит из нескольких мезоциклов различной направленности.

Мезоцикл.
Имеет продолжительность от трех недель до трех месяцев. Главная задача данных отрезков — обеспечить подготовку спортсмена и собаки по этапам. Мезоцикл состоит из нескольких микроциклов.

Микроцикл.
Длится как правило в пределах одной недели и может иметь различную направленность которая определяет задачу каждого микроцикла в отдельности. Наиболее распространенными из них являются: втягивающие, ударные, подводящие, восстанавливающие и соревновательные.
Таким образом, сочетая различные тренировочные отрезки и основываясь на принципе цикличности мы можем ставить различные цели в спортивной тренировке и достигать их.

ГЛАВА 3. ТЕХНИКА СПОРТСМЕНА
3.1 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА В ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ.

Техника — целостная система движений с относительно большей эффективностью. В ездовом спорте, учитывая всё его многообразие дисциплин и способов передвижения на собаках, присутствует очень большой арсенал различных технических элементов.
Рассмотрим основные из них.

Скиджоринг, пулка.
В данных дисциплинах ЕС применяется коньковый лыжный ход. Он имеет два основных варианта которые применяются в зависимости от специфических условий трассы.
1) Одновременный двухшажный коньковый ход — наиболее распространенный способ передвижения. Может применяться и на равнине и на подъёме. Цикл хода состоит из двух скользящих коньковых шагов и одного толчка палками. Первый и второй шаги неодинаковы и отличаются друг от друга длиной, продолжительностью и скоростью скольжения. Большая часть отталкивания палками приходится на второй шаг. Различают два варианта данного хода — «правосторонний» и «левосторонний» в зависимости от положения ноги, находящейся впереди в момент постановки палок на снег.
2) Одновременный одношажный коньковый ход — применяется на равнине, подъемах и участках трассы на которых необходимо достичь максимального ускорения (уход от обгоняемой собаки и т.п.)
В цикле хода на два шага приходятся два одновременных толчка палками. Палки ставятся на снег под острым углом и одновременно. Толчок палками начинается раньше постановки маховой ноги на снег. Закончив толчок палками спортсмен продолжает толчок ногой. Туловище активно участвует в отталкивании палками. После отрыва лыжи от опоры происходит смещение центра массы тела спортсмена в другую сторону — в направлении маховой ноги. Этот ход требует высокой координации движения и хорошо развитого чувства равновесия. Он является наиболее быстрым из всех способов передвижения на лыжах, но при этом и самым энергозатратным.

Наиболее применяемыми способами торможения являются.
1) Торможение «плугом» применяется на спусках различной крутизны. Это наиболее действенный способ, который позволяет значительно снизить скорость на склоне или даже остановиться.
Торможение «плугом» выполняется следующим образом. При спуске в основной стойке спортсмен пружинисто распрямляет ноги в коленях и, слегка «подкинув» тело вверх (облегчив давление на пятки лыж), сильным нажимом, скользящим движением разводит лыжи пятками в сторону. Лыжи становятся на внутренние ребра (канты лыж), а носки их остаются вместе; коленки сводятся вместе, вес тела распределен равномерно на обе лыжи, а туловище слегка отклоняется назад, и руки принимают положение, как при спуске в основной стойке. Увеличение угла разведения лыж и постановка их больше на ребра значительно усиливают торможение.
2) Торможение упором чаще применяется при спуске наискось. Спортсмен переносит вес тела на верхнюю (скользящую прямо) лыжу, а нижнюю ставит в положение упора: пятка в сторону, носки удерживаются вместе, лыжа закантована на внутреннее ребро. Увеличение угла отведения и кантования лыжи усиливает торможение. Масса тела на протяжении всего торможения остается на лыже, скользящей прямо (верхней), хотя частичный перенос массы тела на лыжу, находящуюся в упоре, приведет к изменению направления движения, т.е. к повороту упором. Иногда этот способ называют торможением «полуплугом».

Способы поворотов наиболее часто применяемые в скиджоринге и пулке.

1) Поворот переступанием — является одним из самых распространенных. Он применяется как на склоне, так и на ровном участке после выката. Существует два вида поворотов — переступанием с внутренней и с наружной лыжи.
Поворот переступанием с внутренней лыжи наиболее распространен. Он применяется при передвижении на лыжах по пересеченной местности. Этот поворот позволяет изменить направление движения, не только не теряя скорости, но в некоторых случаях даже увеличивая ее за счет отталкивания наружной лыжей.
Он выполняется следующим образом: спускаясь по склону в основной стойке, спортсмен переносит все тело на наружную лыжу, а внутреннюю, разгруженную от веса тела, отводит носком в сторону и, перенося на нее вес тела, энергично отталкивается наружной лыжей, предварительно закантовывая ее на внутреннее ребро. Затем наружная лыжа быстрым движением приставляется к внутренней. Для увеличения угла поворота необходимы подобные переступания выполнить несколько раз. Помимо толчка ногой для увеличения скорости применяют одновременное отталкивание палками. При увеличении скорости спуска угол отведения лыжи уменьшается, а частота переступания увеличивается.
Другая разновидность — поворот переступанием с наружной лыжи применяется значительно реже и чаще всего при спуске с невысокой скоростью. При этом повороте тяжесть тела переносится на внутреннюю лыжу, а наружная отставляется пяткой в сторону и, перенося на нее вес тела, лыжник приставляет внутреннюю палку к наружной. Затем все движения повторяются.

2) Поворот упором выполняется на склонах средней крутизны при неглубоком снежном покрове и достаточно высокой скорости, когда поворот переступанием уже неприменим. Для выполнения поворота необходимо предварительно перенести массу тела на одну из лыж (внутреннюю по отношению к повороту); другую, свободную от массы тела, ставят в положение упора: пятка лыжи отведена в сторону, носок выводится чуть вперед и лыжа кантуется на внутреннее ребро. Для выполнения поворота массу тела необходимо перенести на лыжу, находящуюся в упоре. Крутизна поворота зависит от угла отведения пятки лыжи, угла кантования лыжи, состояния снежного покрова и величины переноса массы тела.

3) Поворот «плугом» применяется на склонах средней крутизны с мягким неглубоким снежным покровом на небольшой скорости, и, если есть необходимость, в процессе поворота можно погасить лишнюю скорость. Для начала поворота лыжник принимает положение «плуга»; затем, поставив внешнюю лыжу на внутреннее ребро и немного выводя ее вперед, переносит на нее массу тела (для поворота влево загружается правая лыжа и наоборот). Лыжник движется по дуге поворота, пока сохраняется принятое положение. В зависимости от скорости спуска и величины препятствий изменяется и скорость движения лыжника при изменении глубины стойки. Загружать лыжу необходимо медленным и плавным движением, отводя туловище в сторону, противоположную повороту, и слегка закручивая его в сторону поворота. Большее отведение пятки лыжи в сторону, постановка лыжи круче на ребро и увеличение загрузки весом вызывают уменьшение радиуса поворота.

Упряжка.
Если технике скиджорингиста мы можем найти массу аналогов в лыжных гонках и основные приемы и технические действия там будут идентичны друг другу, то с техникой спортсмена-каюра выступающего на упряжке собак дело обстоит несколько иначе. Здесь практически отсутствуют описания основных элементов техники и аналогии из родственных видов спорта. Поэтому, если в первом случае мы избежали описания некоторых базовых понятий, то во втором случае начнем именно с них.

Стойка каюра.
Данное, базовое положение гонщика имеет три варианта — высокая стойка, средняя стойка, низкая стойка.

Высокая стойка — вес тела распределен равномерно на две ноги. Стопы стоят на ширине нарт, на лыжах. Стопы ставятся таким образом, что носки немного развернуты наружу, а пятки выходят за внутренние части лыж. Колени чуть согнуты. Руки лежат на ручке нарты примерно на ширине плеч. Плечи немного поданы вперед. Спина слегка ссутулена — ровно настолько чтобы занять анатомически комфортное, удобное положение. Данное положение применяется как базовое при изучении прочих элементов техники, но может применяться и в соревнованиях, например — на дистанциях достаточной протяженности, как положение для отдыха или как нейтральное положение.

Средняя стойка — положение стоп такое же как и в первом варианте. Вес тела так же распределен равномерно на две ноги. Но сгиб в коленях в данном случае уже присутствует в большей степени. Соответственно, центр тяжести опущен ниже. Главным же отличием от высокого положения является наклон корпуса вперед. То есть, в достаточной мере присутствует угол сгиба в тазобедренном суставе. Это создает положение корпуса которое значительно ближе к горизонтальному положению чем к вертикальному.
Данная стойка является базовой для спринтерских дистанций ЕС, но применяется достаточно часто в целом ряде случаев, например — на спусках практически в любых дисциплинах.

Низкая стойка — практически посадка. Выражается в максимальном или около максимальном сгибании коленного сустава. Положение же стоп и рук такое же как в первом и втором варианте. Применяется не так часто. Прежде всего как стойка уменьшающая сопротивление воздуха создаваемое спортсменом — на скоростных участках (старте или небольшом уклоне трассы вперед) и как положение для отдыха применяемое, в основном, в этих же случаях.
Следует заметить, что три стойки, которые мы описали не являются единственно возможными. Существуют и определенные промежуточные положения которые зависят от конкретной соревновательной ситуации, индивидуальной техники спортсмена и его анатомических особенностей.

Очень важным техническим элементом в классе упряжек является торможение.

На нарте оно может осуществляться одним из трех способов:
1) Торможение пятками. Выполняется следующим способом — из высокой или средней стойки практически без изменения основного положения тела, пятки которые выходили за лыжу с внутренней стороны -опускаются на снег. Носки при этом поднимаются вверх, но стопа (своей средней частью) продолжает достаточно плотно стоять на лыже. Степень торможения при использовании данного приема зависит от глубины опускания пяток.
Такой способ используется скорее как притормаживание, чем как полное торможение и применяется главной частью на пологих спусках и т.п.
2) Торможение мягким тормозом «ковриком».
Многие конструкции нарт оборудованы специальным устройством — мягким тормозом. Он позволяет осуществлять торможение на длительных, крутых спусках и трассах с ледяной поверхностью. Технически данный прием достаточно прост. Из высокой или средней стойки осуществляется перенос веса тела на опорную ногу (правую или левую в зависимости от соревновательной ситуации и индивидуальных технических особенностей спортсмена. Вторая нога ставится на «коврик» и осуществляет торможение.
3) Торможение жестким тормозом.
Технически идентично предыдущему приёму. Разница лишь в том, что нога осуществляющая торможение ставиться на специальную скобу — жесткий тормоз — обязательное устройство в конструкции нарт.
Данный технический прием применяется достаточно широко, в том числе и для полной остановки команды.

Основных способов поворота в ЕС два:

1) Поворот уклоном.
Из исходного положения высокой или средней стойки выполняется подседание (сгибание коленных суставов). Глубина подседа зависит от крутизны поворота, состояния трассы и конкретных соревновательных условий. Смысл подседания заключается в большем смещении центра тяжести спортсмена вниз, что дает возможность не потерять равновесие на повороте. После этого ручка нарты натягивается немного на себя, что дает возможность разгрузить переднюю часть нарты. Практически одновременно с этим вес тела плавно переносится на ту ногу в которую осуществляется поворот и ручка нарты тянется в ту же сторону (т.е. в сторону поворота). Корпус наклоняется в сторону поворота. Следует отметить два момента. Первый — чисто технический. В выполнении поворота большую роль играет нижняя часть тела, т.е. грамотно заложить нарту можно только собственным весом, а крен (который создается руками) в сторону поворота играет скорее вторичную роль. Или так сказать роль доводчика. Второй — необходимо учитывать, что конечно же описание данного приема относительно структурно. В реальном времени все описанные действия выполняются слитно и практически являются одним движением. Данный способ поворота является основным в ЕС и применяется повсеместно.

2) Поворот упором.
Немного похож на торможение пятками. С той лишь разницей, что на трассу опускаются не две, а одна пятка (той ноги в сторону которой предполагается осуществить поворот). Таким образом одна сторона нарты немного притормаживается и начинает как бы «вращаться» вокруг опущенной ноги. Одновременно с этим руки совершают небольшое движение наклона нарты вверх-в сторону (поворота) если это необходимо.
Данный прием целесообразно применять на поворотах которые не являются очень крутыми, на поворотах с большим и плавным радиусом и на трассе когда необходимо просто выравнивание и стабилизация нарты в какой-либо отдельный момент времени.

Отталкивание.

Это основное движение в ЕС в целом ряде дисциплин (упряжка, карт, скутер). Именно оно делает каюра представителем циклических видов спорта и позволяет ему работать вместе с собаками максимально повышая скорость прохождения дистанции. Рассмотрим отталкивание ногой именно в дисциплине упряжка.
В зависимости от дистанции и конкретных соревновательных условий возможны несколько вариантов выполнения данного элемента. Точнее будет сказать, что основа техники выполнения будет всегда одинаковой, а разной является амплитуда движения.
Базовый вариант.
Из исходного положения — средней стойки каюра вес тела перемещается на опорную ногу. Одновременно с этим разгруженная (толчковая) нога довольно сильно сгибается в коленном и тазобедренном суставе осуществляя замах. То есть колено толчковой ноги подносится достаточно близко к груди. Резким движением
по анатомически естественной дуге нога разгибается вниз-назад. Вначале разгиба движение идет практически целиком вниз, а в завершении — назад (именно плавный переход от первого ко второму и придает определенную дугообразность движению). Постановка толчковой ноги осуществляется примерно на уровне пятки опорной ноги и производится на переднюю часть стопы. Далее происходит отталкивание.
Всё движение сопровождается небольшими колебаниями корпуса, немного вверх — на замахе и немного вниз на отталкивании, что позволяет увеличить амплитуду движения. Также всё движение сопровождается небольшим подседанием (сгибанием колена опорной ноги), практически полное выпрямление — на замахе и собственно подседание (сгибание) на стадии толчка. Эти два дополнения позволяют (помимо увеличения амплитуды) создать наиболее выгодное положение для отталкивания с точки зрения биомеханики и добиться эффекта маятника который в свою очередь придает движению определенную инерцию. Дополнительно следует сказать, что толчковая нога на фазе движения назад разгибается полностью (вплоть до полного распрямления в голеностопном суставе) и пройдя небольшой, естественный захлёст вверх происходящий по инерции возвращается в положение замаха. Руки, во время касания земли толчковой ногой, начинают небольшое движение вперед, которое заканчивается в момент полного разгибания ноги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...