Компетенция субъекта Российской Федерации в отношениях с федеральным бюджетом
Бюджетная система Российской Федерации характеризуется не только принципом самостоятельности бюджетов, но и принципом единства этой системы. Что предполагает определенное взаимодействие между федеральным бюджетом, представленным соответствующими федеральными органами государственной власти, и бюджетами субъекта Российской Федерации, представленными соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Из указанного следует наличие у субъекта Российской Федерации определенных прав и обязанностей по отношению к федеральному бюджету, а равно у федеральных органов государственной власти – определенных прав и обязанностей перед субъектами Российской Федерации. Данные полномочия субъектов Российской Федерации также можно подразделить на материальные и организационные. Материальные бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации применительно к федеральному бюджету представляют собой те субъективные права и те юридические обязанности этих субъектов, которые в той или иной мере связаны с движением денежных средств из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации или, напротив, из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный. К основным материальным бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации по отношению к федеральному бюджету относится следующее. 1. Право на получение доходов, относящихся к категории регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (ст.ст. 48 и 52 Бюджетного кодекса Российской Федерации). К числу таких доходов относятся федеральные налоги и иные платежи, отнесенные к федеральным доходам, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.
2. Право на получение компенсации из федерального бюджета при принятии федеральными органами законодательной или исполнительной власти решений, приводящих либо к увеличению расходов бюджетов субъекта Российской Федерации, либо к снижению (выпадению) доходов этих бюджетов (ст. 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации). 3. Право включать в бюджет субъекта Российской Федерации финансовую помощь из федерального бюджета. Оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации может быть осуществлено в следующих формах: а) предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; б) предоставления субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов; в) предоставления бюджетных кредитов; г) предоставления бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации). 4. Обязанность включать в бюджет субъекта Российской Федерации отдельные виды расходов при соблюдении условий, предусмотренных статьей 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Организационные бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации применительно к федеральному бюджету представляют собой те субъективные права и те юридические обязанности этих субъектов, которые связаны с организацией правового регулирования бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации по линии федерального центра, участия федерального центра в осуществлении бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации и проведении бюджетного контроля федеральными органами за бюджетной деятельностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
К основным организационным бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации по отношению к федеральному бюджету относится следующее. 1. Право на признание верховенства бюджетного законодательства субъекта Российской Федерации, принятого по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации, по сравнению с федеральным законодательством в случаях противоречия между этими законодательствами. 2. Обязанность на признание верховенства федерального бюджетного законодательства, принятого по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по сравнению с законодательством субъекта Российской Федерации в случаях противоречия между этими законодательствами. 3. Обязанность исполнения федерального бюджетного законодательства, принятого уполномоченными органами Российской Федерации в рамках её бюджетной компетенции. 4. Установление совместно с органами государственной власти Российской Федерации порядка и условия предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации. 5. Обязанность предоставления отчетности об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации в Федеральное казначейство. Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Кроме того, исполнительные органы субъекта Российской Федерации (речь в первую очередь идет о финансовых органах) обязаны предоставлять федеральным органам информацию, необходимую для осуществления финансового контроля за бюджетной деятельностью субъектов Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что сфера финансового контроля, осуществляемого федеральным центром, ограничена, как правило, использованием тех денежных средств, которые выделены субъектам Российской Федерации из федерального бюджета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|