Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастная прогрессия и стадии развития




Обратимся теперь к процессу индивидуального развития. У взрослых эго, или суммарное самосознание, отражено тремя главными планетами. Но не так обстоит дело в раннем возрасте. Дети сначала живут на энергиях четырех планет, служащих обеспечению фундаментальных нужд, ассимилируют их как опорную систему личности (см. таблицу 2). Эти планеты — Венера, Меркурий, Юпитер и Марс. Эго должно пройти определенные фазы роста, начиная с зачаточного состояния, с примитивных качеств. Этот процесс довольно четко распределяется по годам жизни. Первый дом покрывает первые шесть лет жизни. В этот период дети осознают себя в основном через свое физическое самочувствие. В первичной семерке планет самую выраженную полярность на физическом уровне образуют Марс и Венера. Они определяют жизнеподдерживающие функции, в том числе сексуальное влечение. В этом возрасте (1-6 лет) дети находятся под преобладающим влиянием своего физического организма (психоанализ Фрейда выделяет внутри этого периода оральную, анальную и генитальную фазы). Они осознают важность функций питания и выделения. Многие стремятся играть со своими фекалиями. Это нормальная деятельность самопознания, исследования своей физической природы. В разгар этой фазы, при прохождении возрастной точкой нулевой точки первого дома, в возрасте около четырех лет, дети обычно начинают исследовать свои половые органы и играть с ними. Это еще не настоящая сексуальность, а просто любопытство к своему телесному строению. Дети этого возраста хотят экспериментировать со своим телом, с его органами, которые они обнаруживают. В течение первой фазы дети по-настоящему не принимают во внимание окружающий мир. Пока их потребности удовлетворяются, они воспринимают его как должное, и лучше всего, если им не приходится о нем задумываться. Если детям предъявляются требования, выходящие за пределы их естественных устремлений, это может нанести им эмоциональный ущерб. В данный период дети должны освоить свою физическую природу, телесные функции и тем самым заложить основу хорошего здоровья в дальнейшей жизни. Игра и экспериментирование помогают им обрести уверенность в своей физической сноровке. Умение залезть на дерево, забить гвоздь молотком воспитывают здоровое уважение к собственному телу. Если препятствовать этим занятиям ребенка и навязывать ему что-то другое (например, преждевременную интеллектуальную работу), естественный процесс развития извращается, что может привести к трудностям впоследствии.

В этот период детям хочется все потрогать и попробовать. Они живут в основном физическими ощущениями. Вот почему они проявляют такую бесцеремонную любознательность в отношении к другим детям и животным. Эта стадия очень важна. В этот период происходит первое переживание собственного эго — примитивное, недифференцированное и бессознательное. До формирования эго как центра еще далеко, есть лишь субъект опыта. Дети испытывают и осваивают все свои физические органы чувств, и это должно поощряться. Первой фазой управляет полярность Марс — Венера.

Вторая фаза соответствует II дому (возраст 6-12 лет). Ею управляют Меркурий и Юпитер. Интеллект вступает в свои права. Это автоматически привносит новое отношение к окружающему миру. Между 4 и 7 годами дети переходят от выраженного эгоцентризма к осознанию и принятию во внимание внешнего мира. Они начинают более адекватно обращаться со сверстниками и взрослыми. Кардинально меняется отношение к животным: они уже не мучают их из любопытства и начинают понимать, что и у животных есть свои потребности и права, что они также хотят есть и спать, жить своей жизнью. Это настоящее откровение для ребенка, окно в новый мир! До сих пор жизнь ребенка замыкалась на его собственных физических ощущениях, теперь же открылся новый канал восприятия, произошел скачок сознания. Появляется способность и потребность контактировать на равных с другими. Впервые ребенок может сознательно и намеренно использовать свои меркурианские функции. Он начинает пользоваться речью как средством коммуникации. До сих пор язык имел для него скорее внутреннее значение. Теперь у него появляется стремление получать информацию об окружающем мире, расширить свои горизонты. Эго переживает себя по-новому: через отношения с миром, с " Ты".

Первая фаза, от 1 до 6 лет, является преимущественно сатурнианской, управляется Сатурном (физическим организмом) и испытывает формирующее влияние Марса и Венеры, сказывающееся на органическом и физиологическом развитии, на биохимических процессах и моторных навыках. С 6 до 12 лет ребенок находится в фазе Луны, а его развитием управляют Юпитер и Меркурий. Он становится открыт существованию других людей. Лунное сознание переживает себя через контакты с другими. Это фаза особенно важна для формирования " концепции собственной личности". Поглощенность собой уступила место взаимодействию с окружающим миром. Прежде все, исходящее не из собственного " Я", ощущалось как неприятное вторжение, идущее наперекор собственным нуждам и потребностям, теперь мы нуждаемся в этих вторжениях: в других людях, других мыслях, во всяких вещах, как плохих, так и хороших, — и стремимся к ним. Теперь для ребенка важен контакт сам по себе — он подтверждает его собственное существование.

Так, Луна помогает нам расширить свои границы. Сатурн замыкал нас в себе самих. Под его влиянием мир ограничивался рамками нашего тела и его потребностей. По сравнению с этим мир Луны грандиозен. Он охватывает всю видимую Вселенную. В нем мы переживаем себя через способность реагировать.

на окружение. Это совершенно новый тип сознания, стимулируемый Меркурием и Юпитером. Он внушает стремление исследовать мир. Вот почему данный период — самое подходящее время для учебы. Когда дети идут в школу слишком рано, то оказывается, что они еще не могут удовлетворять ее требованиям. Лишь вторая фаза развивает в них способности к обучению.

К концу второй фазы, перед вступлением в подростковый возраст, пробуждаются эротические ощущения и любовные чувства. Нас влекут другие люди, притягивает их личное обаяние, мы учимся думать о них как об индивидуальностях, любить их за это, и они становятся столь же значимы для нас, как мы сами. Это время формирования позиции, описываемой библейской фразой: " Возлюби ближнего, как самого себя". Она дает нам дополнительный стимул стать социально сознательными существами и гармонично вводит в третью, подростковую (или пубертатную) фазу.

Только с началом этого периода (возраст 12-18 лет; III дом) в нас активизируется солнечное сознание, способность мыслить, сознавать свое " Я" и заявлять всему миру: " Я есть! "

Это бунтарский возраст. Мы начинаем чувствовать в себе взрослых и настаиваем, чтобы нас принимали всерьез. В 15-16 лет, в середине этой фазы, мы проходим войну поколений. Впрочем, она может продлиться и до 18 лет, особенно если мы ощущаем, что нас не принимают или не хотят принять такими, какие мы есть, и пытаются навязать свои стандарты: " Знай свое место... ", " Ты не понимаешь... ", " Нет, тебе еще. нельзя... ", " Сначала подрасти... " — и т. п. В итоге развитие личности задерживается.

Стремление молодых самоутверждаться и развивать свой собственный стиль зачастую не принимается всерьез окружающими. Порой взрослые отвергают абсолютно все, без разбора. Это может сломить подростка: он станет послушным. Цена такого послушания чрезмерна — отказ от собственного пути. И в результате нередко получается " послушание наоборот": мятежное, " взрывоопасное" отношение к старшим и вообще к авторитетам. Если старшие настаивают на сохранении контроля любой ценой, лишая молодых законного шанса развить в себе силу " Я" и самоуважение, те могут ответить весьма неприятными контрмерами.

Между 12 и 18 годами молодые люди учатся сознательно оценивать различные роли, которые предназначает нам общество: Солнце, Луна и Сатурн воплощают социально приемлемые ролевые модели Отца, Матери и Ребенка. Наше сознательное мышление теперь может двигаться по трем различным маршрутам. Мы носим в себе отца, мать и ребенка. Сначала это соединяется в ребенке, который мечтает вырасти и стать " как мама и папа", в зависимости от того, какая роль его больше привлекает. В период 12-18 лет самая сильная идентификация идет по половому признаку: мальчик видит себя мужчиной, то есть отцом, девочка — женщиной, то есть матерью. Это дает начало соперничеству с соответствующим родителем. Психологически оно сначала проявляется как осознанное чувство угрозы.

В дальнейшем мы постоянно сталкиваемся с уже готовыми ролями, в любых ситуациях диктующими, как нам себя вести, чтобы вызвать одобрение старших. Мы начинаем видеть в себе будущих взрослых. Раньше этого не могло быть: только в пубертатный период личность становится восприимчива к энергиям Солнца, Луны и Сатурна.

Эти три различные поведенческие модели отражают тот факт, что все мы состоим из тела, чувств и разума, а также что мы можем по своему выбору видеть в себе отца, мать или ребенка. Каждая из этих ролей имеет бесконечное множество вариаций со своими социальными формами, но все они сводятся к одному символическому значению.

Ролевые модели не могут не зависеть от общества. Сначала мы смотрим н, своих родителей, позже — на учителей, священника, политиков, знамениты футболистов, звезд экрана и т. п. Каждый, кто производит на нас сильно впечатление, вносит свою долю в образ, который мы стремимся воплотить.

Формирующее влияние в этот период оказывают также группы. Они способствуют развитию группового сознания, которое тесно связано со стадный инстинктом, особенно когда группа несколько элитарная и дает своим члена” сознание собственной значительности. Члены этой группы гордятся тем, что принадлежат закрытому обществу, и бдительно охраняют его от проникновения чужих. Все это очень по-сатурниански: Сатурн символизирует мать, а также защищенность, связанную с принадлежностью к тесному сообществу. Его энергия ясно чувствуется также в больших группах, обладающих своими правилами и законами, в религиозных, политических, национальных структурах. Сатурн вообще управляет всем, что ограничено жесткой структурой.

Когда человек становится взрослым и готов покинуть родительский дом, то очень часто он стремится стать членом какого-нибудь сообщества. Это относится к следующей фазе развития (от 18 до 24 лет)., когда мы пытаемся найти в группе сверстников то, что давала нам мать.

Из сказанного ясно, что три главные планеты действительно очень важны для нашего роста. Однако основа их действия закладывается четырьмя жизнеподдерживающими планетами нижнего ряда нашей планетарной таблицы. Ими определяется, какие ролевые модели мы сможем реализовать, будучи взрослыми. Ведь это зависит прежде всего от успешности формирования позитивной отношения к жизни на первых двух фазах развития (1 — 6 и 6 — 12 лет): от того, как мы справились с требованиями этих периодов, было ли нам позволено пройти их в естественном порядке и со своей индивидуальной скоростью, или напротив, в чем-то нам ставились преграды, а что- то искусственно форсировалось, создавая дефект в фундаментальном отношении к жизни. В последнем случае главным планетам придется нелегко, хотя указанный дефект связан с ними непосредственно, а с их инструментом — четырьмя планетами жизне-поддержания. Нарушение функционирования этих четырех планет ограничивает жизненные силы эго. Мы можем видеть на данном примере, что личность — сложная система. Отнюдь не за все отвечает Солнце.

Таким образом, изучение четырех вспомогательных планет и их связи с эго-планетами может прояснить труднейшие личностные проблемы. Например в картах клиентов с материнским комплексом всегда обнаруживается пораженный Сатурн. И наоборот: внимательное рассмотрение Сатурна часто позволяет выявить проблемы с матерью. Как правило, при наличии этих проблем. сатурнианские признаки дополнены неблагоприятным положением Марса или Венеры. Или же обнаруживаются слабости в позициях Меркурия, Юпитера или Луны. Детский опыт прокладывает путь поведенческим стереотипа задолго до формирования сильных эго-функций. Ход развития таков: сначала мы знакомимся со своими разнообразными способностями и возможностями затем осваиваем их, и лишь после этого у нас появляется некоторая степень самосознания. Когда нами сформированы (адекватно и вовремя) жизненны< навыки, заложенные в функциях Марса, Венеры, Меркурия и Юпитера, тогда для нас возникает возможность ощутить себя автономной личностью.

Теперь вы видите, как непросто воспитывать детей. Многим родителям было бы очень полезно знать все это.

Если во время четвертой фазы, между 18 и 24 годами, покидая родительский дом, мы находим группу сверстников, в которой чувствуем себя " как дома", — это означает, что мы решили материнские проблемы. Если нет, — мы не вполне оторвались от материнского подола. В таком случае жажда новой тихой гавани нередко приводит нас к поспешному браку. Новые обстоятельства принимают весь груз старых проблем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...