Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ребенок, лунное "Я". Ролевые функции




Ребенок, лунное " Я"

Первые несколько лет жизни ребенок функционирует как " Луна", его личность еще не вполне сформирована. Конечно, проект существует, но он реализуется и модифицируется не один год. Находясь в лунной фазе жизни, мы стремимся быть под влиянием других людей. Смотрим, что происходит вокруг, и стараемся как можно лучше приспособиться к окружающему. Ожидаем от взрослых помощи и руководства, чтобы поступать более правильно. Поэтому мы очень зависимы от контакта с другими людьми и постепенно начинаем видеть себя их глазами. Так впервые появляется в нас чувство " Я". Потом мы, к своему изумлению, обнаруживаем, что мать и отец следуют каким-то своим внутренним нормам, а не просто автоматически реагируют на внешние события. Иногда они принимают то или иное решение, а мы не знаем, как и почему, потому что наше собственное поведение пока только рефлекторно, в нас не сформировался еще внутренний стержень, который позволил бы нам самим отвечать за себя. Он возникает позже, в начале подросткового периода — к 10-12 годам. До этого мы в основном физически центрированы (тело — Сатурн), настроены на самосохранение, хотя и бессознательно. Мы воспринимаем себя до этого возраста как чисто физические существа. Несомненно, мы и тогда уже обладали зачатками эго, но нужны годы, чтобы оно, развиваясь от первичного бессознательного состояния, достигло автономного самосознания. У некоторых из нас это развитие идет до конца дней. Другие и вовсе терпят в нем неудачу. Так или иначе, это длительный процесс. Эго развивается медленно, проходя через определенные фазы.

Первая из них — лунное эго. Оно стремится следовать примеру, исходящему от сильных личностей в окружении, которые живут по своим собственным правилам. Для детского глаза они являют свой собственный закон, как Солнце, символизирующее рост, автономию и экспансию. Мать — тоже сама себе закон, но подобный закону Сатурна (она заботится о себе сама, кормит себя, т. е автономна в этом плане, и может также определять свои собственные границы). Итак, мы должны научиться у отца и матери двум качествам: автономии в сфере роста и автономии в сфере защиты. Излишне говорить, что родителям нелегко сохранить правильное соотношение этих качеств. Сначала мы принимаем то, что от них исходит, как естественный порядок вещей, потому что даже не пытаемся разгадать законы взрослой жизни. Мы только видим результат, ничего не понимая. Именно поэтому родительский пример столь важен. Нравится нам или нет, мы подчиняемся авторитету родителей, постоянно находимся под их влиянием.

В возрасте около четырех лет ребенок обычно пытается самоутвердиться и в чем-то установить собственные правила. Но даже в наше время большинство родителей готовы на все, чтобы воспрепятствовать этому " своеволию" и не дать своему чаду проявить в чем-либо независимость.

Если родители достигают успеха в подавлении самостоятельности ребенка, это наносит тяжелый удар его личностному развитию, хотя, вероятно, способствует успешному социальному приспособлению. При чрезмерном физическом или психологическом насилии над ребенком даже духовное его развитие может быть заторможено.

Ролевые функции

Ролевые функции типичных отца и матери определяются в основном культурально. От родителей ожидается выполнение отведенных им социально приемлемых ролей. Первоначально эти роли основывались на естественных потребностях и обстоятельствах, но за много поколений они выкристаллизовались в жесткие социальные стереотипы. Поэтому ребенок через родителей имеет дело с предписанными отцовской и материнской ролями. Он воспринимает эти роли как нечто само собой разумеющееся и в связи с ними усваивает разницу между полами. Так, в самом раннем возрасте он без вопросов принимает соединение отцовской роли с мужчиной и материнской — с женщиной. Но на самом деле в природе мужчин много материнского, а многие женщины могут вести себя по-отцовски. Обычно это проявляется неосознанно, потому что сознательно те и другие стараются соответствовать стандартам. Природа же не диктует жестких правил и родительских ролей: последние могут легко пересекаться. По сути нет причин, по которым мужчина не может выполнять роль матери, а женщина — отца. Само по себе это не создает проблем для ребенка. Просто семейные роли будут расходиться с социальным стереотипом. Ребенок скажет: " Мой папа — это моя мама", — и ему все будет ясно. Оба пола способны адекватно справляться и с той, и с другой функциями и в реальной жизни не существует четко ограниченных ролей. Можно сказать лишь, что в целом стандартная материнская роль более органична для женщины, но это и все, что задает природа.

А когда отец, предрасположенный к материнской роли, считает, что должен выполнять стандартную роль отца, это создает проблему для ребенка. В карте этого ребенка мы видим, что Солнце " упало с небес" и должно довольствоваться позицией в нижней ее половине. Солнце в нижних дом указывает на то, что отец не соответствовал типичной отцовской роли обладая выраженными материнскими тенденциями, и в то же время изображал некоего " патриарха" (я употребляю это слово, чтобы подчеркну отличие от настоящего отца). А Сатурн в зените означает, что мать приняла. отцовскую роль. Это имеет многообразные последствия для ребенка несомненно, окажет огромное влияние на черты его отцовского и материнского образов.

Ролевые модели:

три высшие планеты Уран, Нептун и Плутон

Ролевые модели, определяемые тремя высшими планетами, обращены к нашим духовным качествам и лишь косвенно связаны с физическим полот Они описываются фундаментальными абстрактными принципами. Так, Плутон, как часть отцовского образа, символизирует принцип активного роста, Суть отцовского образа — способность к самоутверждению, к ясному заявлению своих целей в жизни и их достижению. Уран, с другой стороны, помогает обрести максимальную безопасность. В интеллектуальном и духовном плана это означает понимание естественных законов мира, благодаря которому м ощущаем, что можем с ним взаимодействовать. Мы исследуем мир с помощь) разума — разрешителя загадок и в результате вырабатываем оптимальные н уровне нашего знания стиль и стратегию, стараясь жить как можно лучш физически, эмоционально и духовно.

Плутон, часть отцовского образа, дает нам энергию духовного роста, а Уран часть материнского образа, — энергию для построения надежной картины мира Но реализация того и другого зависит от позиций родителей, что подтверждав их огромную роль на всем нашем жизненном пути.

Родительский пример особенно влияет на отношения дружбы и любви с Другими людьми. Если мы чувствуем себя неуверенно, то, вероятно, будет цепляться за предписанные роли, чтобы произвести хорошее впечатление Нередко эти усилия вызывают обратный эффект: производят нелепое впечатление и отталкивают людей, еще более затрудняя развитие близких отношений.

Родительские ролевые модели формируют поведение ребенка, ограничивая его четкими образцами для подражания. И для детей, и для взрослых отношения символизируются Луной. В детстве мы инстинктивно используем лунную энергию для завязывания дружбы, и наша потребность в человеческих контактах еще не сталкивается с правилами. Но достаточно рано мы переживаем отвержение людьми, с которыми хотели бы дружить. И если родительский пример не поощряет свободы общения, мы можем быстро потерять дар спонтанности, предпочтем ограничить свое поведение стереотипами.

Как Плутон и Уран, участвуя в формировании отцовского и материнского образов, влияют на нашу способность строить отношения с другими? Чтобы сблизиться с кем-либо, необходимо сделать два шага, и обязательно в нужном порядке. Некоторые ограничиваются лишь одним из них. Прежде всего мы должны допустить непосредственный кожный контакт, чтобы можно было через осязание почувствовать друг друга. Так, влюбленные осмелившись коснуться друг друга, испытывают наслаждение. Быть может, они захотят пойти дальше в своем физическом сближении. И здесь наступает время для второй вещи — включения ролевых моделей. Мы чувствуем, что должны держать себя в руках. Эта сфера Солнца, активизирующего волю. И мы знаем, что должны контролировать ситуацию и не допустить опасных или нежелательных последствий. Это уже голос Сатурна, заставляющий нас быстро мобилизоваться для защиты. На этом этапе все наше поведение обусловливается ролевыми моделями.

В принципе позиции женственных и мужественных планет говорят о том, как поведенческие паттерны, исходно заложенные в нас для поддержания физического существования, окрашивают способности чувствования, взаимоотношений, любви.

Мотивы сенситивных планет иные. Если в карте имеется тригон между Нептуном и Сатурном, то, несомненно, способность чувствовать и выражать любовь значительно подавлена. В добрые старые времена это считалось похвальным. Нептун говорит о способности любить, Сатурн добавляет к ней заботу о гарантиях и тем самым — добровольную суровую дисциплину, которая делает нас весьма разборчивыми. Наверняка мы не позволим себе отдаться радостям свободной любви; исходя из самых лучших намерений, мы жестко обусловим свою любовную жизнь. Положение Нептуна показывает, сколь высоко или низко мы ценим любовь. Его аспекты характеризуют идеал любви, установку по отношению к любви. Они говорят о мыслях и чувствах, связанных с любовью, о том, каков эмоциональный строй нашей любви и в предельном случае нет ли тенденции полностью исключить любовь из жизни.

Лунные аспекты проявляются аналогичным образом, — ведь Луна тоже занята формированием отношений с другими. Но она намного уязвимее: ей очень дороги собственные чувства. Нептун говорит: " Моя любовь безусловна". Луна скажет иначе: " Я хочу, чтобы меня любили". Аспекты Луны, а также ее положение в доме и знаке характеризуют ее требования. В лунной природе эго воспринимает себя очень серьезно и требует, чтобы персонально его любили.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...