Использование инновационных проектов, как основы для ведения антикризисной политики
Инновационные структуры типа технопарка, бизнес-инкубатора, техноцентра, инновационного фонда и др. при формировании стратегии своего развития, как правило, определяют, в какой роли они будут выступать: адаптера, инноватора или реципиента (или выбирают их эффективное сочетание). В зависимости от избранной стратегии формируются критерии отбора инновационных проектов. Инновационные проекты характеризуются: высокой степенью неопределенности получаемых научно-технических результатов; длительностью периода разработки и доведения продукта до конечного потребителя; высокой степенью риска достижения коммерческого успеха; значительным объемом необходимых инвестиций; в случае успеха - высокой доходностью; цикличностью развития инновационных процессов. Отбор проектов может происходить в три этапа. Первый этап заключается в формулировке задач, стоящих перед данной инновационной структурой, здесь определяются приоритетные направления научно-технического развития с учетом экономических задач, стоящих перед регионом. На втором этапе формируется исходное множество проектов. На третьем этапе проводится экспертиза проектов, т.е. отбор наиболее перспективных. Эта задача во многом определяется проведением первых двух этапов, а также квалификацией экспертов. После получения оценки всех проектов необходимо выбрать проекты с максимальными оценками и расположить их в порядке убывания оценок, при этом суммарная стоимость проектов не должна превышать суммы выделяемых ресурсов. Основная особенность обоснования и оценки инновационных проектов заключается в том, что разработчики и авторы научной идеи, как правило, не имеют должной квалификации по оценке рынка и ориентированы в большей степени на научную и техническую новизну проекта. Но основное правило оценки инновационных проектов заключается в том, что потребитель не выбирает продукт, руководствуясь его новизной, а исходит из его способности удовлетворить потребности лучше, чем другие виды товаров и технологии. Совокупность представленных критериев и конкретных показателей позволяет учесть это правило. При этом не обязательно использовать все показатели, хотя каждый из них дает дополнительную информацию о проекте. Так, практически не используется в нашей экономике показатель - стоимость одного килограмма экспортируемой продукции. В то время как он четко характеризует эффективность экспорта: 1 кг технически простой продукции стоит несколько долларов, технически сложной продукции - несколько сот, а наукоемкой продукции - тысячи долларов. При этом необходимо учитывать возможность "эрозии продаж", которая происходит при появлении на рынке нового товара, похожего на уже функционирующий на рынке, что приводит к сокращению объема реализации ранее выпускаемой продукции.
Прибыльность реализации новых высокотехнологичных проектов во многом определяется способностью распределять значительные затраты на НИОКР на объем реализованной продукции: высокие издержки на научные исследования при небольшом выпуске продукции существенно повышают цену изделия, тем самым снижая ее конкурентоспособность по ценовому признаку. Больший объем продаж высокотехнологичной продукции приводит к увеличению объема затрат на производство и снижению удельных затрат на НИОКР на единицу изделия. При этом меньшие затраты на разработку обеспечивают состояние равновесия при меньшем объеме продаж. Но с ростом объема продаж, например, при производстве компьютеров в два раза удельные затраты на разработку, как правило, снижаются практически в два раза, а удельные издержки на производство - на 10-15%.
Метод оценки движения денежных потоков дает возможность, оценить "приток" денежных средств за счет всех возможных источников и "отток" по всем предполагаемым направлениям. Заключение
В заключении можно отметить, что 1. Особенностью кризисных организаций является высокая изменчивость их внутренней среды и обусловленная этим сильная податливость внешним и внутренним воздействиям. Это требует от топ-менеджмента повышенного внимания к изменениям и интенсивных усилий по приданию им управляемого характера. 2. Ключевым методом управления процессами изменений в кризисной промышленной фирме выступает стратегический подход. При этом, исходя из специфики промышленного производства (особенно машиностроения), наибольшую привлекательность для антикризисного управления представляют стратегии инноваций, реструктуризации и конверсии. 3. В условиях ускоряющегося научно-технического прогресса возрастает значение морального и материального износа основных производственных фондов как факторов возникновения кризисов в промышленных фирмах. Осуществление мониторинга этих процессов и превентивных мер позволяет минимизировать экономические потери и предупреждать их кризисные последствия. 4. Амортизация различным образом соотносится с материальным и моральным износом основных производственных фондов. Это предполагает различные подходы к учету этого процесса в политике обновления производственного аппарата. 5. В организациях, находящихся в кризисном состоянии, формы сопротивления изменения имеют специфику, причем в определенных ситуациях сопротивление может сменяться активной поддержкой новаций. 6. Управление процессом изменений в кризисной организации по своей сути представляет собой организационное развитие. Результатом такого процесса становится переход организации в новое, позитивное качественное состояние. Литература
1. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2002. 2. Антикризисное управление: Учебник/Р.А. Попов. - М.: Высш. шк., 2005.
3. Инновационная деятельность зарубежных фирм: Реф. сб. РАН Ц ИНИОН. М., 1993. 4. Инновационная и конкурентная стратегия корпораций: Научно-аналитический обзор. РАН ИНИОН. М., 1994. 5. Инновационный процесс в странах развитого капитализма / Под ред. И.Е. Рудаковой. М.: Изд-во МГУ, 1991. 6. Инновационные центры Беларуси: общие подходы, текущая ситуация и перспектива развития: Материалы международной научно-практической конференции. Могилев, 1995. 7. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДеКа, 1996. 8. Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.: РИЦЛО "Мегаполис-Контакт", 1993. 9. ТвиссБ. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989. 10. Теория и практика антикризисного управления: Учебник / Под ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.9. 11. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|