Моему учителю - Михаилу Григорьевичу Ярошевскому посвящается
Стр 1 из 36Следующая ⇒ ИСТОРИЯ Психологии Рекомендовано Советом по психологии УМО университетов России в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология»
УДК 15(075.8) ББК88.1я73 М29
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО А. Г. Асмолов; доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Московского государственного психолого-педагогического института Т. М. Марютина
Марцинковская Т.Д. М 29 История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544 с.
ISBN 5-7695-0641-5 В учебном пособии раскрываются общие закономерности и характеризуются этапы формирования предмета психологической науки, показаны динамика и логика развития психологических концепций, дана панорама различных взглядов на законы, управляющие поведением человека и процессом познания им внешнего мира, законы становления его личности. История психологической науки раскрывается в контексте общей истории культуры. Впервые предлагается обзор состояния отечественной психологии в конце XIX - начале XX в. Может быть полезно всем читателям, интересующимся проблемами психологии и истории науки.
УДК 15(075.8) ББК88.1я73 ISBN 5-7695-0641-5 © Марцинковская Т.Д., 2001 © Издательский центр «Академия», 2001
Оглавление Предисловие. 3 Глава 1 ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ, ЕГО РАЗВИТИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.. 5 Предмет и методы истории психологии. 5 Этапы развития психологии. 5 Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии. 9
Глава 2 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ.. 16 Общая характеристика психологии в период античности. 16 Первые психологические теории античности. 23 Психологические концепции эллинизма. 39 Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. 49 Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья. 49 Развитие европейской психологии в IV-XI веках. 53 Арабская психология. 55 Глава 4 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ*. 62 Общая характеристика психологии в Новое время. 62 Первые теории Нового времени. 65 Рационализм в психологии. 71 Сенсуализм в психологии. 77 Глава 5 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В XVIII ВЕКЕ.. 83 Общая характеристика психологии в XVIII веке. 83 Развитие французской психологии. 84 Развитие немецкой психологии. 88 Зарождение и развитие ассоциативной психологии. 90 Глава 6 РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В XIX ВЕКЕ.. 95 Общая характеристика ассоциативной психологии. 95 Классические теории ассоциативной психологии. 97 Развитие ассоциативной психологии во второй половине XIX века. 98 Становление экспериментальной психологии. 102 Глава 7 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ.. 113 Становление и развитие новых психологических школ. 113 Структурализм.. 115 Вюрцбургская школа. 116 Функционализм.. 118 Французская психологическая школа*. 124 Описательная психология. 131 Глава 8 РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ.. 133 Психология развития. 134 Этническая психология*. 147 Социальная психология*. 152 Дифференциальная психология. 161 Глава 9 БИХЕВИОРИЗМ И ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ.. 168 Методологический кризис в психологии. 168 Общая характеристика бихевиоризма. 170 Теория Торндайка. 173 Теория Уотсона. 174 Возникновение и развитие необихевиоризма. 175 Теория оперантного бихевиоризма. 178 Теории социального научения. 181 Общая характеристика гештальтпсихологии. 184 Исследования процесса познания. 185
Динамическая теория личности и группы Левина. 190 Глава 10 ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОАНАЛИЗ) И ЕЕ РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ.. 195 Общая характеристика глубинной психологии. 195 Теория Фрейда. 198 Аналитическая психология Юнга. 202 Индивидуальная психология Адлера. 205 Развитие психоанализа в 30-50-е годы.. 208 Глава 11 ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ, ГЕНЕТИЧЕСКАЯ И КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 221 Общая характеристика гуманистической психологии. 221 Первые теории гуманистической психологии. 222 Теория Маслоу. 224 Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла. 226 Генетическая психология. 231 Глава 12 РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 239 Общий обзор развития психологии в России. 239 Зарождение российской психологии. Две тенденции в ее развитии. 242 Психология на рубеже XIX-XX веков. 255 Отечественная психология в 20-40-е годы XX века. 276 Российская психология во второй половине XX века. 297 Предисловие
История психологии - одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов - общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики. В основу предлагаемого учебника положен курс лекций, читаемых автором на протяжении десятилетия в Московском педагогическом государственном университете и Московском государственном психолого-педагогическом институте. Значение предлагаемого курса заключается в том, что содержание этого предмета по сути является основой культуры, необходимой для психологов в любой области их деятельности. Прочитав книгу, читатели по-новому осмыслят понятие «прогресс». Понимание прогресса в том смысле, что новое знание качественно лучше, чем старое, возможно в технике, но не в гуманитарной науке. Действительно, в настоящее время мы знаем намного больше о структуре атома, о нервной системе человека, но плоды духовной деятельности психологов и философов Древней Греции или Рима были не менее значительными или интересными, чем труды наших современников.
Как и история философии, история психологии учит не только фактам, но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные психологические явления и концепции. Анализ различных подходов к психике поможет выработать неидеализированный, недогматичный взгляд на разные теории, научит мыслить объективно и непредвзято, находить реальные достоинства и недостатки как абсолютизированных теорий, так и новых, модных в настоящее время. Читатели узнают о сложном пути, пройденном психологией в поисках новых, все более полных и объективных знаний о психическом, о тех проблемах, которые были разрешены, и тех, которые еще требуют своего разрешения. Некоторые вопросы получили в книге нетрадиционное толкование, в частности анализ развития психологии как самостоятельной научной дисциплины. Логика научного знания, анализ формирования новых методов и подходов к изучению психики доказывают, что появление экспериментальной психологии стало возможным только после того, как предмет и методологический аппарат психологии были определены и отрефлексированы учеными. Анализ, проведенный учеными, так же как и критика психологии со стороны позитивизма, стимулировал ее ориентацию на естественные науки, невозможные без эксперимента. Современное понимание синтетического характера психологии, ее связи с гуманитарными и естественными науками, особое положение психологии в системе научного знания доказывают необходимость более точной периодизации ее развития, учитывающей и становление ее предмета, и формирование психологии как учебной дисциплины. Новизна подхода к изложению материала отразилась и в том, что история психологии включена в историю культуры. Некоторые разделы иллюстрируют связь психологических теорий с ментальностью их авторов, с исторической и социальной ситуацией, в которой жили и работали ученые, с их идеалами и ценностными ориентациями. В книге впервые дан детальный обзор состояния отечественной психологии XIX-XX вв. Такая целостная картина помогает понять, каким образом одновременно появляются сходные концепции, впоследствии связанные в единую теорию (например, периферическую теорию эмоций Джеймса-Ланге). Становятся понятны и различия во взглядах немецких, английских, российских психологов, вытекающие из особенностей национальной культуры и ментальности ученых.
Понимание того факта, что психология не едина, что в ней нет одного-единственного, правильного и окончательного решения всех проблем, создаст у читателей установку на перенос полученных знаний в собственную научную и практическую деятельность, поможет более объективно разобраться в многообразии научных школ и течений, которые существуют в современной психологической науке. Автор стремился создать у читателей представление о процессе творчества, об открытиях и сомнениях ученых, доказать, что история психологии - это не гербарий из засушенных и не имеющих практической пользы понятий, но система живых знаний, в которой отражено биение мысли и сердец ученых. Эти знания помогают тем, кто в наше время создает теории, разрабатывает методы диагностики и терапии. Ведь выработать собственную позицию, создать новое невозможно без психологической культуры, без знаний, собранных нашими предшественниками, т. е. без того, что и является содержанием курса истории психологии. Моему учителю - Михаилу Григорьевичу Ярошевскому посвящается
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|