Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моему учителю - Михаилу Григорьевичу Ярошевскому посвящается




ИСТОРИЯ

Психологии

Рекомендовано

Советом по психологии УМО университетов России

в качестве учебного пособия для студентов высших

учебных заведений, обучающихся по направлению

и специальности «Психология»

 

УДК 15(075.8)

ББК88.1я73

М29

 

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО А. Г. Асмолов;

доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии Московского государственного психолого-педагогического института Т. М. Марютина

 

Марцинковская Т.Д.

М 29 История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544 с.

 

ISBN 5-7695-0641-5

В учебном пособии раскрываются общие закономерности и характеризуются этапы формирования предмета психологической науки, показаны динамика и логика развития психологических концепций, дана панорама различных взглядов на законы, управляющие поведением человека и процессом познания им внешнего мира, законы становления его личности. История психологической науки раскрывается в контексте общей истории культуры. Впервые предлагается обзор состояния отечественной психологии в конце XIX - начале XX в.

Может быть полезно всем читателям, интересующимся проблемами психологии и истории науки.

 

УДК 15(075.8)

ББК88.1я73

ISBN 5-7695-0641-5

© Марцинковская Т.Д., 2001

© Издательский центр «Академия», 2001

 

Оглавление

Предисловие. 3

Глава 1 ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ, ЕГО РАЗВИТИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.. 5

Предмет и методы истории психологии. 5

Этапы развития психологии. 5

Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии. 9

Глава 2 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ.. 16

Общая характеристика психологии в период античности. 16

Первые психологические теории античности. 23

Психологические концепции эллинизма. 39

Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. 49

Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья. 49

Развитие европейской психологии в IV-XI веках. 53

Арабская психология. 55

Глава 4 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ*. 62

Общая характеристика психологии в Новое время. 62

Первые теории Нового времени. 65

Рационализм в психологии. 71

Сенсуализм в психологии. 77

Глава 5 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В XVIII ВЕКЕ.. 83

Общая характеристика психологии в XVIII веке. 83

Развитие французской психологии. 84

Развитие немецкой психологии. 88

Зарождение и развитие ассоциативной психологии. 90

Глава 6 РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В XIX ВЕКЕ.. 95

Общая характеристика ассоциативной психологии. 95

Классические теории ассоциативной психологии. 97

Развитие ассоциативной психологии во второй половине XIX века. 98

Становление экспериментальной психологии. 102

Глава 7 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ.. 113

Становление и развитие новых психологических школ. 113

Структурализм.. 115

Вюрцбургская школа. 116

Функционализм.. 118

Французская психологическая школа*. 124

Описательная психология. 131

Глава 8 РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ.. 133

Психология развития. 134

Этническая психология*. 147

Социальная психология*. 152

Дифференциальная психология. 161

Глава 9 БИХЕВИОРИЗМ И ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ.. 168

Методологический кризис в психологии. 168

Общая характеристика бихевиоризма. 170

Теория Торндайка. 173

Теория Уотсона. 174

Возникновение и развитие необихевиоризма. 175

Теория оперантного бихевиоризма. 178

Теории социального научения. 181

Общая характеристика гештальтпсихологии. 184

Исследования процесса познания. 185

Динамическая теория личности и группы Левина. 190

Глава 10 ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОАНАЛИЗ) И ЕЕ РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ.. 195

Общая характеристика глубинной психологии. 195

Теория Фрейда. 198

Аналитическая психология Юнга. 202

Индивидуальная психология Адлера. 205

Развитие психоанализа в 30-50-е годы.. 208

Глава 11 ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ, ГЕНЕТИЧЕСКАЯ И КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 221

Общая характеристика гуманистической психологии. 221

Первые теории гуманистической психологии. 222

Теория Маслоу. 224

Теоретические и психотерапевтические концепции Роджерса и Франкла. 226

Генетическая психология. 231

Глава 12 РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 239

Общий обзор развития психологии в России. 239

Зарождение российской психологии. Две тенденции в ее развитии. 242

Психология на рубеже XIX-XX веков. 255

Отечественная психология в 20-40-е годы XX века. 276

Российская психология во второй половине XX века. 297

Предисловие

 

История психологии - одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов - общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.

В основу предлагаемого учебника положен курс лекций, читаемых автором на протяжении десятилетия в Московском педагогическом государственном университете и Московском государственном психолого-педагогическом институте.

Значение предлагаемого курса заключается в том, что содержание этого предмета по сути является основой культуры, необходимой для психологов в любой области их деятельности. Прочитав книгу, читатели по-новому осмыслят понятие «прогресс». Понимание прогресса в том смысле, что новое знание качественно лучше, чем старое, возможно в технике, но не в гуманитарной науке. Действительно, в настоящее время мы знаем намного больше о структуре атома, о нервной системе человека, но плоды духовной деятельности психологов и философов Древней Греции или Рима были не менее значительными или интересными, чем труды наших современников.

Как и история философии, история психологии учит не только фактам, но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные психологические явления и концепции. Анализ различных подходов к психике поможет выработать неидеализированный, недогматичный взгляд на разные теории, научит мыслить объективно и непредвзято, находить реальные достоинства и недостатки как абсолютизированных теорий, так и новых, модных в настоящее время. Читатели узнают о сложном пути, пройденном психологией в поисках новых, все более полных и объективных знаний о психическом, о тех проблемах, которые были разрешены, и тех, которые еще требуют своего разрешения.

Некоторые вопросы получили в книге нетрадиционное толкование, в частности анализ развития психологии как самостоятельной научной дисциплины. Логика научного знания, анализ формирования новых методов и подходов к изучению психики доказывают, что появление экспериментальной психологии стало возможным только после того, как предмет и методологический аппарат психологии были определены и отрефлексированы учеными. Анализ, проведенный учеными, так же как и критика психологии со стороны позитивизма, стимулировал ее ориентацию на естественные науки, невозможные без эксперимента. Современное понимание синтетического характера психологии, ее связи с гуманитарными и естественными науками, особое положение психологии в системе научного знания доказывают необходимость более точной периодизации ее развития, учитывающей и становление ее предмета, и формирование психологии как учебной дисциплины.

Новизна подхода к изложению материала отразилась и в том, что история психологии включена в историю культуры. Некоторые разделы иллюстрируют связь психологических теорий с ментальностью их авторов, с исторической и социальной ситуацией, в которой жили и работали ученые, с их идеалами и ценностными ориентациями. В книге впервые дан детальный обзор состояния отечественной психологии XIX-XX вв. Такая целостная картина помогает понять, каким образом одновременно появляются сходные концепции, впоследствии связанные в единую теорию (например, периферическую теорию эмоций Джеймса-Ланге). Становятся понятны и различия во взглядах немецких, английских, российских психологов, вытекающие из особенностей национальной культуры и ментальности ученых.

Понимание того факта, что психология не едина, что в ней нет одного-единственного, правильного и окончательного решения всех проблем, создаст у читателей установку на перенос полученных знаний в собственную научную и практическую деятельность, поможет более объективно разобраться в многообразии научных школ и течений, которые существуют в современной психологической науке.

Автор стремился создать у читателей представление о процессе творчества, об открытиях и сомнениях ученых, доказать, что история психологии - это не гербарий из засушенных и не имеющих практической пользы понятий, но система живых знаний, в которой отражено биение мысли и сердец ученых. Эти знания помогают тем, кто в наше время создает теории, разрабатывает методы диагностики и терапии. Ведь выработать собственную позицию, создать новое невозможно без психологической культуры, без знаний, собранных нашими предшественниками, т. е. без того, что и является содержанием курса истории психологии.

Моему учителю - Михаилу Григорьевичу Ярошевскому посвящается


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...