Определение понятия памяти. Основные теории памяти
ГОЛОВЧЕНКО ИРИНА ВИКТОРОВНА Курсовая работа по психологии Особенности развития памяти в младшем в школьном возрасте
студентка четвертого курса дневного отделения специальность 050303.65 "Иностранный язык" Научный руководитель: к. псх. н., доцент Афанасенкова Е.Л.
Южно-Сахалинск 2010 Содержание
Введение Глава I. Изучение памяти как познавательного процесса в общей психологии 1.1 Определение понятия памяти. Основные теории памяти 1.2 Характеристика процессов памяти 1.3 Виды, типы памяти и их особенности 1.4 Общие закономерности развития памяти в онтогенезе Краткие выводы по главе I Глава II. Развитие памяти в младшем школьном возрасте 2.1 Особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте 2.2 Факторы, влияющие на развитие памяти в младшем школьном возрасте 2.3 Память как важный компонент эффективного обучения в младшем школьном возрасте 2.4 Приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте Краткие выводы по главе II Заключение Список использованной литературы
Введение Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день существует объективная необходимость обучения детей младшего школьного возраста приемам и способам эффективного, осмысленного запоминания учебного материала. Это будет способствовать не только развитию познавательной сферы ребенка, но и успешности учебной деятельности. Характеризуя степень научной разработанности, проблематики особенности развития памяти в младшем школьном возрасте в психологии, следует учесть, что данная тема анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях, в интернете. Высоких успехов в изучении памяти добились психологи XVIII-XIX веков Англии и Германии (Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер), собравшие большой экспериментальный материал давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. Особенности запоминания в младшем школьном возрасте изучались А.А. Смирновым, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьевым и другими выдающимися отечественными психологами. Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем. В настоящее время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из изучаемых проблем психологии.
Объект исследования: память. Предмет исследования: особенности развития памяти в младшем школьном возрасте. Цель работы: изучение особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте, а также возможностей ее эффективного развития. Поставленная цель определяет решение следующих конкретных задач: Изучить и проанализировать литературу по данной теме; Проанализировать основные теории памяти и определить понятие памяти; Рассмотреть основные процессы, виды, типы памяти и их особенности; Установить особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте, а также факторы, влияющие на развитие памяти у младших школьников; Выявить приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте. В ходе данной работы необходимо изучить проблему использования эффективных приемов и способов в развитии памяти у детей младшего школьного возраста. Данная работа состоит из введения, двух глав, кратких выводов по каждой из глав, заключения и списка использованной литературы, который состоит из 18 источников.
Глава I. Изучение памяти как познавательного процесса в общей психологии Определение понятия памяти. Основные теории памяти
Четкого единства на счет определения памяти у ученых нет. Вшироком смыслепамятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось. [12, c.11] Так как ни одно из существующих определений памяти не может считаться достаточным, следует проанализировать и объединить в единое целое несколько формулировок, дополняющих друг друга. [7, c.18] По определению, данному в психологическом словаре, " память - это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта". [3, c.213] По определению А.В. Петровского, " память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта". [14, c.283] По определению Ж. Пиаже, " память - совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением человека". [8, c.346] По определению В.Г. Крысько, " память - процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал". [5, c.103] Память - основа психической деятельности. Без памяти невозможно понять основы формирования мышления, сознания, подсознания. [18, c.157] Память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее одной из узловых проблем науки. В настоящее время нет единой и законченной теории памяти. Рассмотрим основные теории памяти. Ассоциативная теория. Психологи XVIII-XIX веков Англии и Германии, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер, рассматривали память не как активный процесс (деятельность) человека с предметами или их образами, а как механически складывающийся продукт ассоциаций. Ее центральное понятие - " ассоциация" - обозначает связь, соединение и выступает в качестве объяснительного принципа всех психических образований. Важным вкладом в науку была разработка Г. Эббингауза и его последователями методов количественного изучения процессов памяти.
Бихевиористы провозгласили в качестве единственной задачи психологии установление однозначных связей между стимулами и реакциями, т.е. между внешними раздражителями и ответными движениями организма. Центральное место заняла проблема навыка ( Э. Торндайк, Э. Толмен). Память изучалась преимущественно в непроизвольной форме. Представители гештальт-теории ( В. Кёлер, К. Коффка, М. Вертгеймер, К. Левин) в качестве ведущего условия запоминания рассматривали структуру материала, но они упустили из виду собственную деятельность человека. В результате огромного числа экспериментально-психологических исследований сложись личностные теории памяти, которыевыявили ряд факторов влияющих на протекание процессов памяти, особенно сохранения (активность, интерес, внимание). [8, c.371-372] В смысловой теории памяти ( А. Бине, К. Бюлер) выдвигается смысловое содержание материала, а не механическое заучивание. Теория деятельности (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко,А.А. Смирнов) включает систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи - запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Здесь внимательно исследуется сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания. Начало изучения памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. В теории происхождения высших психических функций (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко,А.А. Смирнов) были выделены этапы фило - и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной. Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки. [10, c.236-237] Мы выяснили, что память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Мы проанализировали основные теории памяти и выяснили, что единой и законченной теории памяти нет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|