Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные функции государства.




1. Формирование правовой основы экономической деятельности. С помощью законов и других нормативных актов государство устанавливает, «как можно и как нельзя» поступать субъектам хозяйствования. Государство определяет и защищает права собственности, статус предприятий, права производителей и потребителей, условия и формы посреднической деятельности, правила реализации товаров, условия размещения иностранных инвестиций и многое другое. Государство также должно организовывать контроль за соблюдением «правил игры» участниками экономической жизни, выполнять функции верховного судьи и наказывать нарушителей.

Деятельность государства в сфере хозяйственного законодательства создает одну из важных предпосылок для нормальной работы отдельных экономических субъектов и национальной экономики в целом. Это условие спокойного и уверенного ведения домашними хозяйствами, предприятиями своих дел.

2. Защита и развитие конкуренции. Наличие конкуренции составляет одно из основных условий эффективного функционирования рынка. Потенциал свободного предпринимательства наилучшим образом реализуется в интересах потребителей только при наличии конкурентной борьбы. Фактор конкуренции производителей создает возможность свободного выбора для потребителей, чем обеспечивается их влияние на продавцов товаров. Сам рынок не обладает должным иммунитетом против монополизма, он нуждается во внешней помощи. Такую помощь ему оказывает государство, проводя мероприятия по защите и развитию конкуренции, которые называют антимонопольной политикой.

3. Организация производства товаров и услуг общественного пользования. В системе смешанной экономики частные производители не могут или не хотят заниматься созданием определенных товаров или услуг. Они либо не берутся за то производство вообще, либо не обеспечивают достаточного их предложения. К ранее приводимым примерам можно добавить строительство и обслуживание трубопроводов, национальную оборону и внутреннюю безопасность граждан, услуги образования, медицины, культуры, крупные научные исследования и другое. Такие блага принято называть товарами и услугами общественного пользования: их созданием занимается государство, т.к. они не производятся или производятся в недостаточных количествах в рамках рыночной системы. Государство целенаправленно «забирает» у рынка производство ряда товаров и услуг (образования, медобслуживания и т.д.), полагая, что заниматься ими в рамках государственного сектора выгоднее для общества.

4. Перераспределение доходов. Перераспределение состоит в том, что государство с помощью налоговой системы «отбирает» часть доходов у населения и предприятий и передает их определенным категориям людей. Эта передача может осуществляться разными путями. Один из них - трансфертные платежи, которые прямо формируют денежные доходы пенсионеров, инвалидов, безработных и т.д. Другой - удешевление некоторых товаров и услуг за счет государственных дотаций их производителям. Это означает, что потребители услуг, не оплачивают полностью их стоимость. Получая товары и услуги с частичной оплатой или без нее, эти люди увеличивают свои реальные доходы, т.е. то количество товаров и услуг, которыми они могут воспользоваться.

5. Учет побочных (внешних) эффектов – экстерналий. Производитель и потребитель являются двумя сторонами в любой экономической сделке. На них приходятся и издержки и выгоды, связанные с созданием и потреблением объекта их взаимоотношения - товара или услуги. Однако нередко эти издержки и выгоды распределяются не только непосредственными участниками, но и «достаются» третьей стороне - в результате возникает побочный (внешний) эффект.

6. Осуществление макроэкономической стабильности. Ни одна национальная экономика не обладает абсолютной стабильностью. Для экономик характерны колебания в объемах национального производства, ценах, занятости. Государственная экономическая политика призвана сглаживать экономические колебания и способствовать:

· экономическому росту;

· стабильности цен;

· достижению полной занятости;

7. Обеспечение постепенного вхождения национальной экономической системы в мировую экономику, в глобальное экономическое пространство.

Каким образом государство может воздействовать на поведение домашних хозяйств и предприятий? Используя довольно известные в практике управления на любом уровне: принуждение (прямое регулирование) и побуждение (косвенное регулирование).

Прямое регулирование экономических отношений государством предполагает непосредственное установление определенных обязательных норм во взаимоотношениях экономических субъектов. К формам такого регулирования можно отнести определение минимальной заработной платы, порядка включения тех или иных затрат в себестоимость продукции, страховых отчислений, минимальных размеров уставных фондов различных предприятий, прямое определение цен и т.д.

Принуждение ограничивает свободу действий экономических субъектов, оно не популярно, нередко вызывает болезненную реакцию у людей. Но объективный, реалистический взгляд на вещи, требует признания неизбежности использования принуждения. Без него невозможно организовать нормальное сотрудничество людей. Проблема заключается не в самом принуждении, а в масштабах его использования.

Косвенное регулирование экономических отношений государство предполагает воздействие на деятельность экономических субъектов через изменение условий, в которых она осуществляется. Это непрямое воздействие, здесь используется мотив выгодности, рациональности того или иного поступка. Государство не ограничивает свободу выбора экономического субъекта, но стремится склонить, заинтересовать его к принятию определенных решений. Для этого оно использует такие инструменты, как налоги, бюджетные расходы, кредитно-денежное регулирование, внешнеэкономическую политику и другое.

Для решения многочисленных задач стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется достаточно широкий набор инструментов. К важнейшим из них относятся бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика, социальная политика и политика регулирования мероприятий, направленных на управление народным хозяйством, политика доходов, внешнеэкономическая политика.

Экономическая политика – это комплекс экономических целей, которые обеспечивают решение долгосрочных (стратегических) и краткосрочных (тактических) задач в соответствии с интересами страны или отдельных классов и социальных групп.

К бюджетно-налоговой (фискальной) политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, другая - с их расходованием. Именно за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, обеспечивает потребности населения в общественных благах и услугах, решает экологические, социальные проблемы и множество других проблем. Фискальная политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию.

Не менее важной по значимости является денежно-кредитная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные процессы и потребление населения, объем национального производства и темпы экономического роста.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также различные социальные программы по государственной помощи малоимущим проводя определенную политику в сфере занятости и т.п. К социальной политике относятся и деятельность государства в области образования, медицины, культуры.

В числе важных инструментов экономической политики - государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует валютное ограничение и валютные интервенции, квотирование, лицензирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д.

Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

1. при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности);

2. государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;

3. государственная фискальная, денежно-кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;

4. государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено;

5. особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация, валютные отношения).

Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества являются финансы.

Финансы – система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения, перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Финансы – категория историческая. Они возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства.

Термин «финансы» происходит от латинского «finansia»; что означает доход, платёж. В значении «денежный платёж» он начал использоваться в XII-XV вв. в Италии. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, мобилизируемых государством для выполнения своих политических и экономических функций.

Как сложная многоуровневая система финансы включают в себя: общегосударственные финансы, финансы предпринимательских структур, финансы домохозяйств, финансы общественных организаций и негосударственных фондов.

Основным элементом являются государственные финансы.

Общегосударственные финансы – это особая сфера экономических отношений, связанная со вторичным, а также первичным распределением и потреблением части совокупного общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций.

Финансы предпринимательских структур выражают денежные отношения, которые возникают в ходе экономической деятельности предприятий (фирм) и корпораций и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятий (фирм).

Финансы домохозяйств – это денежные фонды, которые формируются у домашних хозяйств из доходов, полученных на основе трудовой, хозяйственной и других видов деятельности.

Финансы общественных организаций и негосударственных фондов формируются за счет источников, указанных в их уставах.

Характерными чертами современных финансов являются:

1. денежная форма в отличие от натуральных отношений;

2. распределительный характер отношений, т.е. отсутствие эквивалентного обмена;

3. распределение совокупного общественного продукта и национального дохода через реальные денежные фонды.

Финансовая политика – это совокупность финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы.

Финансовая система – это совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить выполнение политических и экономических функций государства.

Она состоит из 4-х основных звеньев – государственного бюджета, системы финансов местных органов власти, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет – крупнейший централизованный фонд финансовых ресурсов государства предназначенный для финансирования выполнения возложенных на него функций, закрепленных Конституцией Украины (содержание государственного аппарата, вооруженных сил, охраны здоровья, образования, выплаты социальной помощи и т.д.). В организационном аспекте – это годовой план государственных расходов и источников их финансового обеспечения. Доходная часть бюджета состоит в основном из налоговых поступлений. В структуре расходов бюджета Украины наибольший удельный вес занимают расходы социального характера и расходы на развитие экономики.

Выполнение государственного бюджета в идеале – это полное покрытие расходов доходами. Превышение расходов над доходами приводит к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами – внутренними и внешними. Займы осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг (облигаций, векселей), займов у внебюджетных фондов или через получение кредита в банке. Внешние займы осуществляются у международных экономических организаций МВФ, МБ, у развитых стран и объединений типа ЕС и т.д. Дефицит бюджета покрывают также дополнительной эмиссией денег.

Вторым по своему значению финансовым звеном является система финансов местных органов власти. Денежные ресурсы местных органов власти предназначены для финансирования выполнения возложенных на них функций как собственных, так и делегированных. Основными среди них являются расходы на социальное обслуживание, начальное и среднее образование, охрану здоровья, строительство и содержание дорог местного значения, благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство и др.

Источники доходов местных финансов: налоговые доходы, доходы от имущества, принадлежащих местной власти, доходы от хозяйственной деятельности предприятий, коммунальной собственности, доходы привлеченные на рынке ссудного капитала, трансферты от центральных органов власти и органов власти более высокого территориального уровня.

Самостоятельное финансовое звено образует финансы государственных предприятий. Государственные предприятия имеют закреплённые за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете, осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с бюджетом.

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определённую самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд содействия занятости и др.).

Основные функции фискальной политики:

1. воздействие на состояние хозяйственной конъюнктуры;

2. перераспределение национального дохода;

3. накопление необходимых ресурсов для финансирования социальных программ.

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства, а также изменение государственных расходов.

Налоги – это обязательные платежи, которые уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане.

Функции налогов

1. Фискальная - состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развития науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей.

2. Экономическая – состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, то есть любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль. Так, те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы государство решает серьёзные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом часть прибыли, идущей на внедрение новой техники, оно поощрят технический прогресс. Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая высокие налоги на сверх прибыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Каждый налог содержит обязательные элементы. В нём указываются:

- «кто» является плательщиком, то есть субъектом данного налога;

- что выступает объектом налогооблажения (доход, имущество, товар, наследство);

- из какого источника выплачивается налог (зарплата, доход, дивиденд и т.п.);

- в каких единицах измеряется объект налогообложения.

Величина налоговой ставки представляет собой размер налога, приходящегося на единицу налогообложения.

Кроме того существуют налоговые льготы, учитывающие специфические условия хозяйствования.

Налоги бывают прямыми и косвенными.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.д.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины).

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков.

Косвенные налоги выступают в трёх видах: «акцизы», «фискальные (монопольные) налоги»; «таможенные пошлины».

Акцизный сбор – налог на высокорентабельные и монопольные товары (алкогольные напитки, табачные изделия, бензин, ювелирные изделия и др.)

Фискальные (монопольные) налоги наполняют казну за счёт косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством.

Таможенные пошлины – это косвенные налоги на импортно-экспортные и транзитные товары, то есть пересекающие границы страны. Они уплачиваются всеми, кто осуществляет торговые операции.

В зависимости от того, как изменяется ставка налога относительно прибыли (дохода), различают следующие виды налогов: прогрессивный налог (когда средняя ставка налога возрастает по мере роста дохода) – примером такого налога является подоходный налог с населения Украины; регрессивный налог (когда средняя ставка налога снижается по мере ростадоходов) – примером такого вида налогов является налог с продаж в США – он является регрессивным налогом по отношению к доходам населения; пропорциональный налог характеризуется тем, что средняя ставка налогообложения не зависит от размеров дохода и остаётся постоянной.

Принципы, которым должна соответствовать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом: нейтральность, справедливость и простота расчета.

Нейтральность состоит в обеспечении равных налоговых стандартов для налогоплательщиков.

Справедливость предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц.

Принцип простоты предусматривает построение налоговой системы понятной собирателям и плательщикам налогов.

Важным условием эффективности фискальной системы является умеренность налоговых сборов вводимых государством.

Высокие налоговые ставки могут создавать ряд проблем.

Во-первых, они способны подорвать стимулы, заинтересованность домашних хозяйств и предприятий в повышении степени своей экономической активности. Так, государство должно очень взвешенно подходить к разработке прогрессивных ставок взимания подоходного налога.

Налоговые ставки

Доходы

государства

 

 

 
 


А

Рис 10.1. Зависимость между доходами государства и значениями налоговых ставок (кривая Лаффера).

Во-вторых, может случиться так, что государство, применив более высокие ставки налогов, получит меньший доход от налоговых поступлений. Зависимость, существующая между значениями налоговых ставок и объёмом поступления государства, показана на рисунке 10.1.

На графике видно, что до определённого значения (точка А) рост налоговых ставок может приносить большие доходы государству, после прохождения этого уровня налоговые поступления государства могут только снижаться. Уменьшение налоговых доходов государства – результат реакции экономических субъектов на чрезмерные налоговые притязания государства, поэтому государство должно всегда сдерживать свои налоговые аппетиты, проводить взвешенную налоговую политику.

В-третьих, высокие налоги могут стимулировать процесс утаивания доходов плательщиками. Утаивание доходов является одним из элементов теневой экономики.

Теневая экономика - это экономическая деятельность, связанная с производством и обменом товаров и услуг, не получающая законной регистрации и учёта.

Главным направлением совершенствования налоговой системы в Украине является снижение налогового бремени путем уменьшения налогов, но увеличения налоговых поступлений путем расширения баз налогооблажения.

Реформирование бюджетно-налоговой системы в Украине проводится в условиях экономического спада, инфляции, кризиса государственных финансов, огромного бюджетного дефицита. Поэтому не случайно, на первое место поставлена задача поиска путей замедления и последовательного сокращения дефицита бюджета, прежде всего за счёт сокращения его расходных частей, в частности, снижения производственных инвестиций, не связанных с производством товаров народного потребления, сокращение расходов на оборону и управление, прекращение выплат необоснованных дотаций и субсидий государственным предприятиям, их активной приватизации, проведение разумной социальной политики. Одновременно необходимо провести реформу и системы налогообложения с тем, чтобы, с одной стороны, увеличить поступление в бюджет, и, с другой стороны, не создавать новые антистимулы для развития предпринимательской активности.

При проведении налоговой реформы в нашей стране следует внимательно изучить мировой опыт в этой области и согласовать наши изменения в налоговой сфере с основными тенденциями мировой налоговой практики.

Функционирование налоговой системы должно быть нацелено в конечном итоге на максимальное стимулирование предпринимательской активности, экономической эффективности и достижения на этой основе макроэкономического равновесия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...