Способы разрешения конфликтов
Разрешение конфликта - многоэтапный процесс, имеющий свою логику. 1. Аналитический этап - сбор и оценка информации по следующим проблемам: -объект конфликта -оппонент -собственная позиция -причины и непосредственный повод -социальная среда -вторичная рефлексия 2. Прогнозирование варианта решения: -наиболее благоприятный -наименее благоприятный -что будет, если просто прекратить действия 3. Действия по реализации намеченного плана 4. Коррекция плана 5. Контроль эффективности действий 6. Оценка результатов конфликта Стратегии разрешения конфликта - основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий. Во-первых, в стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат конфликта. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам: Односторонний выигрыш; Односторонний проигрыш; Взаимный проигрыш; Взаимный выигрыш. Данные варианты нашли отражение в конкретных стратегиях переговоров Р.Фишера, У.Юри, У.Мастенбрука и других исследователей. Пути и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания., П. Сорокин справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, потребность в пище, одежде, жилище, самосохранении, самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.
В этой связи определение путей регулирования конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периоды развития общества. Наилучший способ регулирования социального конфликта - его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений. В производственном коллективе можно внедрять специальные механизмы отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора.
Заключение Изучив основные характеристики социальных конфликтов мы можем сказать, что большая часть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в контексте крупномасштабных теоретических построений, связанных с задачами объяснения социокультурных изменений в современном обществ. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. По сути дела в практике организации современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтология. Конфликтолог - это специальная профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах, выезжают в "горячие точки", где работают в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных уровнях и в разных ситуациях.
Также в качестве вывода мы можем сказать, что для нашего общества характерно нарастание конфликтности. Миграция русскоязычного населения, инфляция, рост безработицы - все это обещает нам нелегкое и конфликтное будущее. Важно накапливать опыт цивилизованного решения социальных конфликтов. Умение управлять ситуацией, находить компромиссы - необходимое качество для социолога, менеджера, социального работника, тем более руководителя, политического или общественного деятеля. Социальный конфликт - сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, т. е. таких, которые невозможно разрешить без изменения основных условий и факторов взаимодействия. Из этого следует - разрешение конфликта требует изменений в социальной жизни людей. Список литературы 1. Веренко И. С. Конфликтология. – М.: концерн Swiss, 1990. 2. Видоевич З., Голенкова З.Т. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах. // Социс. - М., 1997, № 12. - С. 121-125. 3. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М.: Гардарики, 2001. – 526 стр. 4. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М.: АО Аспект пресс, 1994. 5. Кравченко А.И. Социология. – М.: Акад. Проект, 2001 6. Лавриненко В. Н. Социология. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 7. Надимова А.К. Социальные конфликты на производстве. /Общество в разных изменениях. М., 1990. - С.67,70. 8. Пруйт Д., Рубин Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – М.: Прайм-Еврознак, 2000. - 352 стр. 9. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. – М.: Центр, 1996. 10. Соколов С. В. Социальная конфликтология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 11. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах. / ИСПИ РАН. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1996. - 282 с. 12. Социология. Учебное пособие. Издательство "Знание", г. Москва, 1995 г. 13. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты./ Уч. пос. - М.: Юристъ, 1997. - 239 с. 14. Шабров О.Ф. Конфликт социальный и конфликт политический: проблема управления // Политическая теория: тенденции и проблемы: Сб. статей. Вып.2. – М.: Луч, 1994. – С.49-54.
[1] См., например: Социология. С.С.Фролов. Издательство "Логос", Москва и Веренко И. С. Конфликтология. – М.: концерн Swiss, 1990. [2] Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. – М.: Гардарики, 2001. – 526 стр. [3] Цитируется по: Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М.: АО Аспект пресс, 1994. [4] Социальные конфликты в трансформирующихся обществах. / ИСПИ РАН. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1996. - 282 с. [5] См.: там же [6] См., например: Видоевич З., Голенкова З.Т. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах. // Социс. - М., 1997, № 12. - С. 121-125. [7] Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М.: АО Аспект пресс, 1994. [8] См.: Веренко И. С. Конфликтология. – М.: концерн Swiss, 1990. [9] Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М.: АО Аспект пресс, 1994. [10] Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты./ Уч. пос. - М.: Юристъ, 1997. - 239 с. [11] Соколов С. В. Социальная конфликтология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 [12] См.: Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты./ Уч. пос. - М.: Юристъ, 1997. - 239 с. и Социология. Учебное пособие. Издательство "Знание", г. Москва, 1995 г. [13] Веренко И. С. Конфликтология. – М.: концерн Swiss, 1990.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|