Личностноразвивающего образования
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ТЕОРИИ Разработка теории связана прежде всего с идеей гуманизации образования. Эта задача стала сознаваться лишь к концу 90-х годов XX века, когда стало ясно, что образование не может быть основано лишь на тех принципах, которые ориентируют только на познавательное развитие человека. Гуманизация образования предполагает организацию такого процесса, который бы обеспечивал единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного развития личности с учетом общественных потребностей и личных запросов. Образование как процесс становления психических и личностных свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психические явления, личностные новообразования, отмечал С.Л.Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. Они включаются в это взаимодействие как необходимый компонент, без которого оно в высших формах у человека совершаться не может. Эта мысль находит подтверждение во многих психолого-педагогических исследованиях. В частности, А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не остается один на один с окружающим миром. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека со взрослыми. Общение в своей исходной внешней форме (совместная деятельность) составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе. Овладение достижениями материальной и духовной культуры происходит в ходе общения с людьми. Процесс присвоения достижений культуры и называется процессом образования. Среди гуманистических тенденций реального процесса образования главной является ориентация на развитие личности. Данная закономерность позволяет сформулировать ведущий в системе гуманистических принципов обучения принцип непрерывного развития личности. Ведущий он потому, что все остальные принципы ему подчиняются, обеспечивая внутренние и внешние условия его реализации.
Образование становится таким в том случае, если, согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития». Данная ориентация требует постановки таких задач образования, которые были бы направлены на формирование не обязательно универсальных, но обязательно объективно необходимых базисных качеств личности в том или ином возрастном периоде. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть общечеловеческой культурой, и на этой основе обеспечить развитие всех сторон личности, учитывая благоприятные субъективные (потребности личности) и объективные условия. Развитие гармоничной личности зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Эта закономерность лежит в основе культурологического подхода к отбору содержания образования. Базовая гуманитарная культура личности представляет некоторую целостность, включающую в себя оптимальную совокупность ценностных ориентации и свойств личности, позволяющих ей развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость. В этой связи самоопределение личности, ее приобщение к национально-культурным традициям и выработка на этой основе ценностных ориентации - стержневая линия гуманитаризации содержания образования. Культурологический принцип требует повышения статуса содержательных направлений, вводящих ребенка в культуру. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшее условие конструирования образовательных программ. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностного подхода при построении личностноразвивающих технологий образования.
Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, когда ребенок выступает субъектом образования. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход требует отношения к ребенку как к уникальному явлению. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и дети относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Подход же к человеку как к средству - это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность. Личностный подход - это и персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Деперсонализированное педагогическое взаимодействие жестко детерминируется ролевыми предписаниями, что противоречит другому гуманистическому принципу - полисубъектного (диалогического) подхода. Согласно последнему только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Принцип полисубъектного (диалогического) подхода предполагает преобразование суперпозиции педагога и субординированной позиции ребенка в личностно-равноправные позиции. Общение в своей исходной внешней форме (совместная деятельность) составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе. Овладение достижениями материальной и духовной культуры происходит в ходе общения с людьми. Процесс присвоения достижений культуры и называется процессом образования.
Диалогизация образовательного процесса - это не возврат к «парной педагогике», поскольку она требует применения целой системы форм сотрудничества. При их внедрении должна соблюдаться определенная последовательность: от максимальной помощи педагога к постепенному нарастанию их собственной активности и появлению отношений партнерства между ними. Перестройка форм сотрудничества, связанная с изменением позиций педагога и ребенка, приводит к возможности самоизменения субъекта. В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности процесса образования. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода, который предполагает непосредственную мотивацию видов деятельности. Это дает возможность ребенку испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения поставленных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой. Сущностная специфика принципов гуманизации процесса образования состоит не столько в передаче некоторого содержания базовых знаний и формирования соответствующих им умений, сколько в совместном личностном развитии участников этого процесса. Они представляют собой концентрированное, инструментальное выражение гуманистической концепции образования. Их значение состоит в том, что они позволяют не только осмыслить теоретические основания личностноразвивающего образования, но и разработать адекватные его задачам технологии.
Е. Н. Шиянов Развитие личности в обучении
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|