Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личностноразвивающего образования

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ТЕОРИИ

Разработка теории связана прежде всего с идеей гуманизации образования. Эта задача стала сознаваться лишь к концу 90-х годов XX века, когда стало ясно, что образование не может быть основано лишь на тех принципах, ко­торые ориентируют только на познавательное развитие человека.

Гуманизация образования предполагает организацию такого процесса, который бы обеспечивал единство непрерыв­ного общекультурного, социально-нравственного развития личности с учетом общественных потребно­стей и личных запросов. Образование как процесс становления пси­хических и личностных свойств и функций обусловлен взаимодей­ствием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психические явления, личностные новообразования, отмечал С.Л.Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. Они включаются в это взаимодействие как необходимый компонент, без которого оно в высших формах у человека совер­шаться не может. Эта мысль находит подтверждение во многих психолого-педагогических исследованиях.

В частности, А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не остается один на один с окружающим миром. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека со взрослыми. Общение в своей исходной внешней форме (совместная деятельность) состав­ляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе. Овладение достижениями материальной и духовной культуры происходит в ходе общения с людьми. Процесс при­своения достижений культуры и называется процессом образования.

Среди гуманистических тенденций реального процесса образования главной является ориентация на развитие личности. Данная закономерность позволяет сформулировать ведущий в системе гуманистических принципов обучения принцип непрерывного развития личности. Ведущий он по­тому, что все остальные принципы ему подчиняются, обеспечивая внутренние и внешние условия его реализации.

Образование становится таким в том случае, если, согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития». Данная ориентация требует постановки таких задач образования, которые были бы направлены на формирование не обя­зательно универсальных, но обязательно объективно необходи­мых базисных качеств личности в том или ином возрастном пе­риоде. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овла­деть об­щечеловеческой культурой, и на этой основе обеспечить развитие всех сторон личности, учитывая благоприятные субъективные (потребности личности) и объективные условия.

Развитие гармоничной личности зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Эта закономерность лежит в основе культурологического подхода к отбору содержания обра­зования.

Базовая гуманитарная культура личности представляет неко­торую целостность, включающую в себя оптимальную совокуп­ность ценностных ориентации и свойств личности, позволяющих ей развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и при­обретать социальную устойчивость. В этой связи самоопределение личности, ее приобщение к национально-культурным традициям и выработка на этой основе ценностных ориентации - стержневая линия гуманитаризации содержания об­разования. Культурологический принцип требует повышения статуса содержательных направлений, вводящих ребенка в культуру. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшее условие конструирования образовательных программ.

Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности дея­тельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловече­ской культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изме­нения, в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностного под­хода при построении личностноразвивающих технологий образования.

Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, когда ребенок выступает субъектом образования. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностно­го подходов. Личностный подход требует отношения к ребенку как к уникальному явлению. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и дети относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это свя­зано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведо­мо интересного, признавать за ним право на непохожесть на дру­гих. Подход же к человеку как к средству - это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.

Личностный подход - это и персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адек­ватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, пе­реживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Деперсонализированное педагогическое взаимодействие жестко детерминируется ролевыми предписаниями, что противоречит другому гуманистическому принципу - полисубъектного (диало­гического) подхода. Согласно последнему только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудниче­ства и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности.

Принцип полисубъектного (диалогического) подхода предпо­лагает преобразование суперпозиции педагога и субординированной позиции ребенка в личностно-равноправные позиции. Общение в своей исходной внешней форме (совместная деятельность) состав­ляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе. Овладение достижениями материальной и духовной культуры происходит в ходе общения с людьми. Процесс при­своения достижений культуры и называется процессом образования.

Диалогизация образовательного процесса - это не возврат к «парной педагогике», поскольку она требует применения целой системы форм сотрудничества. При их внедрении должна соблю­даться определенная последовательность: от максимальной по­мощи педагога к постепенно­му нарастанию их собственной активности и появлению отношений партнерства между ними. Перестройка форм сотрудничества, связанная с изменением позиций педагога и ребенка, приводит к возможности самоиз­менения субъекта.

В то же время саморазвитие личности зависит от степени инди­видуализации и творческой направленности процесса образования. Данная закономерность составляет основу принципа индивиду­ально-творческого подхода, который предполагает непосредст­венную мотивацию видов деятельности. Это дает возмож­ность ребенку испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения поставленных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в созда­нии условий для самореализации личности, выявления (диагно­стики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой под­ход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гума­нитарной культурой.

Сущностная специфика принципов гуманизации процесса образования состоит не столько в передаче некоторого содержания базо­вых знаний и формирования соответствующих им умений, сколько в совместном личностном развитии участни­ков этого процесса. Они представляют собой концентрированное, инструментальное выражение гуманистической концепции образо­вания. Их значение состоит в том, что они позволяют не только ос­мыслить теоретические основания личностноразвивающего образования, но и разработать адекватные его задачам технологии.

 

 

Е. Н. Шиянов

Развитие личности в обучении

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...