Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к рецензии, ее структура

Объём рецензии, как правило, составляет 1-2 печатных листа. Форма написания рецензии – произвольная. Размер шрифта должен быть в пределах 12-14 пунктов, с полуторным междустрочным интервалом. Рецензия должна быть представлена в двух экземплярах. Подпись рецензента должна быть заверена печатью организации.

Рецензия - это письменный разбор работы, который предполагает не только комментирование и раскрытие основных моментов (толкование мыслей автора, собственные дополнения к авторской мысли, выражение отношения к постановке проблемы и т.д.), но и аргументированную оценку, и, конечно, выводы о значимости данной работы. Ниже приведены примеры клише, которые могут быть использованы при написании Вами рецензии на методическое пособие.

Рецензия должна включать в себя следующую информацию:

1. Полное название методического пособия, должность автора статьи, Ф.И.О. автора.

Пример: РЕЦЕНЗИЯ на методическое пособие "Контроль в обучении иностранному языку (ИЯ)" кандидата педагогических наук, доцента кафедры иностранных языков ТГТУ Рябцевой Елены Викторовны

2. Краткое описание проблемы, которой посвящено методическое пособие.

Пример: Методическое пособие Е. В. Рябцевой посвящено определению основных функций и важности их соблюдения при организации контроля знаний, умений и навыков по ИЯ студентов

3. Степень актуальности предоставляемого методического пособия.

Пример: Актуальность данного методического пособия не вызывает сомнения, поскольку проверка и оценка знаний, умений и навыков владения ИЯ студентами является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса, а овладение методикой проверки знаний является одной из важных и трудных задач, стоящих перед преподавателем.

4. Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в методическом пособии.

Пример: Автором проведена серьезная работа по определению функций обратной связи или контроля при обучении иностранному языку (ИЯ) студентов. Немаловажным является и то, что Е. В. Рябцева пишет о необходимости изменения роли преподавателя в процессе обучения ИЯ студентов, так как сегодня преподаватель перестает являться основным источником информации, он должен скорее направлять обучение, а не управлять им.

5. Рекомендацию к публикации.

Пример: Методическое пособие Е. В. Рябцевой "Контроль в обучении иностранному языку (ИЯ) студентов" соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данное методическое пособие может быть рекомендовано к публикации.

6. Ученое звание, ученая степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать, подпись.

Примерная структура (план) написания рецензии

Раздел рецензии Клише для использования в рецензии на методическое пособие
Предмет анализа · В предмете анализа... · В рецензируемом методическом пособии... · В рассматриваемой работе автор...
Актуальность проблемы, темы · Актуальность темы обусловлена... · Работа посвящена актуальной проблеме... · В условиях реализации новой модели образования актуальность темы не вызывает сомнений (вполне очевидна)... · Актуальность проблемы не нуждается в дополнительных доказательствах...
Формулировка основных тезисов · Центральной задачей пособия является... · В методическом пособии разработана методика …….
Краткое содержание работы Кратко(!) излагаете содержание методического пособия
Общая оценка · Таким образом, данное пособие... · Рассматривая работу в целом... · Значимой заслугой автора работы является новый методологический подход... · Автор, бесспорно, углубляет (расширяет) представление о проблеме (теме, явлении)... · Работа, безусловно, открывает... · Данное методическое пособие имеет практическую значимость …..
Недочеты и недостатки · Однако, вызывает сомнение утверждение о том... · К недостаткам методического пособия можно отнести допущенную неточность при изложении... · Работа построена несколько нерационально, следовало бы более подробно прокомментировать... · Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать... · Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на практическую значимость данного пособия... · Значимым недостатком работы является... · Упомянутые недочеты связаны не столько с..., сколько с...
Выводы · Считаю, что методическое пособие имеет большое практическое значение для...

Фразы, рекомендуемые для написания рецензии

· Автор в своей работе дает подробный анализ...

· Автор грамотно анализирует...

· Автор акцентирует внимание...

· Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области...

· Автор на конкретных примерах доказывает...

· Автор на основе большого фактического материала рассматривает...

· Автор обращает внимание на то, что...

· Автор справедливо отмечает...

· Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения...

· Автором предложены оригинальные идеи...

· В качестве основных моментов используемой автором методологии...

· В методическом пособии автор предлагает...

· В методическом пособии представлены основные подходы...

· Все содержание методического пособия логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.

· Данное пособие демонстрирует...

· Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)...

· Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется...

· К положительным сторонам работы можно отнести...

· Как положительный факт, можно отметить то, что...

· Материал пособия основан на детальном анализе...

· Особо следует подчеркнуть, что...

· Особое внимание в разработке... уделено...

· Особый интерес представляет вывод о...

· Отдельного внимания заслуживает...

· Практическая значимость данного пособия заключается в...

· Следует отметить, что в данном методическом пособии представлен ряд практических заданий и упражнений...

Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на учебную программу

Рецензия на учебную программу – это письменный разбор представленного материала. Заголовок рецензии должен содержать полное название учебной программы, определение ее вида, а также персональные данные автора (ФИО, квалификация, должность, место работы). К основным разделам рецензии относятся:

1) введение;

2) констатирующая часть;

3) аналитическая часть;

4) заключение.

Во введении формулируется аргументированная оценка актуальности, новизны программы и потребности в ней в целях повышения эффективности образовательного процесса.

В констатирующей части рецензии дается всесторонняя и объективная оценка:

· соответствия указанных целей и задач предмету и содержанию программы;

· научности содержания программы, соответствия его современному состоянию науки;

· связности и логичности структурирования учебного материала;

· обоснованности выбора методов обучения;

· диагностического и критериального аппарата для определения качества освоения данной программы учащимися;

· оптимальности распределения учебного времени, отведенного на освоение программы;

· предлагаемого учебно-методического комплекта для реализации данной программы;

· структуры программы.

В аналитической части рецензии отмечаются отличительные особенности данной программы в сравнении с существующими, а также подробно указываются и анализируются замеченные рецензентом недостатки. В аналитической части следует сформулировать мотивированные рекомендации по совершенствованию программы.

В заключении формулируется вывод о возможности утверждения программы для учебно-методического обеспечения образовательного процесса в представленном виде либо после переработки с учетом указанных рецензентом недостатков. Рецензент может указать на необходимость последующего рецензирования исправленного варианта программы.

Подпись рецензента должна быть расшифрована с указанием полного наименования его должности, уровня квалификации, званий, научных степеней, фамилии, имени, отчества и должна быть заверена в установленном порядке печатью по месту его работы или должностным лицом и печатью организации, проводящей апробацию рецензируемой программы.

Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на методическую разработку урока (занятия)

Рецензия на методическую разработку – это письменный разбор представленного материала. Заголовок рецензии должен содержать вид урока (занятия), его тему, предмет или направленность (в зависимости от вида), место данного занятия в образовательном процессе или возраст детей, на которых оно рассчитано, продолжительность, а также персональные данные автора (ФИО, квалификация, должность, место работы).

К основным разделам рецензии относятся:

1) введение;

2) констатирующая часть;

3) аналитическая часть;

4) заключение.

Во введении формулируется аргументированная оценка актуальности дидактических, методических и содержательных компонентов занятия, элементов новизны, присутствующих в разработке.

В констатирующей части рецензии дается всесторонняя и объективная оценка:

· соответствия содержания занятия выбранной образовательной программе, стандартам;

· соответствия занятия комплексу психолого-педагогических принципов, обеспечивающих целостность образовательного процесса;

· реальности, целесообразности и операциональности задания целей занятия;

· соответствия структуры и содержания занятия указанным целям и задачам;

· обеспечения мотивации деятельности учащихся;

· научности содержания занятия, соответствия его современным достижениям в науке;

· связности, логичности, полноты структурирования занятия;

· обоснованности выбора методов, приемов, средств и форм обучения;

· соответствия содержания учебно-познавательного материала возрастным особенностям детей, на которых рассчитано данное занятие;

· оптимальности распределения учебного времени;

· рациональности подходов по развитию навыков самообразования;

· использования учебно-познавательного материала, компонентов педагогической деятельности для формирования и развития у детей социальных ценностей.

В аналитической части рецензии отмечаются преимущественные отличительные особенности данной разработки, а также подробно указываются и анализируются замеченные рецензентом недостатки. В аналитической части следует сформулировать мотивированные рекомендации по совершенствованию представленной разработки.

В заключении формулируются выводы:

· о возможности использования данной разработки в образовательном процессе в представленном виде либо после переработки с учетом указанных рецензентом недостатков;

· о возможности организации обобщения и распространения представленных в разработке передовых методических идей.

Рецензент может указать на необходимость последующего рецензирования исправленного варианта разработки. В качестве концовки можно использовать тонкий комментарий всего выше изложенного или сделать вывод по-своему. Рецензия должна иметь завершённую форму.

Подпись рецензента должна быть расшифрована с указанием полного наименования его должности, уровня квалификации, званий, научных степеней, фамилии, имени, отчества.

Подпись рецензента должна быть заверена в установленном порядке печатью по месту его работы или должностным лицом и печатью организации, в которой работает автор рецензируемой разработки.

Рекомендации по написанию и оформлению рецензии на реферат

Эрудированность в рассматриваемой области:

· актуальность заявленной проблемы;

· степень знакомства с современным состояниям проблемы;

· использование известных результатов и научных фактов в работе;

· полнота цитируемой литературы.

Собственные достижения автора:

· использование знаний вне школьной программы;

· степень новизны;

· научная значимость проблемы;

· владение научным и специальным аппаратом.

Характеристика работы:

· грамотность и логичность изложения материала;

· структура работы (введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы);

· соответствие оформления реферата стандартам.

Заключение

Составление рецензии развивает критическое мышление, умение обобщать, анализировать. Умело составленные рецензии позволяют экономить время и осуществлять наиболее сознательный выбор материала.

Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии:

подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать саму разработку; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

Рецензию стоит писать так, как будто никто с рецензируемой разработкой не знаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.

Список литературы

1. Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.

2. Как написать рецензию [Электронный ресурс]// school-vosmero4ka.ru/recenziya.html

 

По теме:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...