Ткаченко татьяна Александровна логопедические упражнения
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Ткаченко Т. А. Т 48 Логопедические упражнения/ Ил. Т. Ляхович. — М: Изд-во Эксмо 2005. - 224 с, ил. УДК 373 ББК 74.102 I8ВN 5-699-12468-3 © Т. А. Ткаченко, текст, 2005 © Т. А. Ляхович, иллюстрации., 2005 © ООО «Издательство «Эксмо», 2005
Готовимся к школе по интенсивной методике Ткаченко Татьяна Александровна ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Художник Т. Ляхович Дизайн переплетал. Матвеев Графические иллюстрации С. Смолинская Ответственный редактор Л. Кондрашова Технические редакторы О. Кистерская, М. Печковская Компьютерная верстка П. Степенко Корректор Т. Белова ООО «Издательство «Эксмо» 127299, Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18/5. Тел.: 411 -68-86, 956-39-21. Оптовая торговля книгами «Эксмо» и товарами «Эксмо-канц»: ООО «ТД «Эксмо». 142700, Московская обл., Ленинский р-н, г. Видное, Белокаменное ш., д.1. Тел./факс: (095) 378-84-74, 378-82-61, 745-89-16. Многоканальный тел. 411 -50-74. Е-таМ: гесер1юп@ек5то-за1е.ги Мелкооптовая торговля книгами «Эксмо» и товарами «Эксмо-канц»: 117192, Москва, Мичуринский пр-т, д. 12/1. Тел./факс: (095) 932-74-71.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ! Если ребёнок 5 — 6 лет неправильно произносит звуки речи, к примеру, рубашку называет лубасъкой, а раскладушку — ласкладусъкой, то для подготовки к школе ему потребуются занятия с логопедом. В противном случае недостатки произношения отразятся на письме первоклассника, а овладение грамотой окажется под угрозой. Перед вами книга «Логопедические упражнения», адресованная родителям и воспитателям дошкольников. Однако мы ни в коем случае не призываем взрослых, не имеющих специальной подготовки, самостоятельно вызывать или закреплять какие-то звуки в речи малыша. Подчёркиваем, что такая работа должна осуществляться только логопедом.
В данной книге объединены 110 упражнений для нормализации речи детей, которые рекомендуется проводить и логопедам, и неспециалистам: родителям, родственникам, гувернёрам, воспитателям и пр. Выполнение предлагаемой системы упражнений позволит свести к минимуму вмешательство логопеда, а во многих случаях полностью нормализует речь дошкольника. Все задания в книжке разделены на следующие этапы логопедической работы: развитие речевого внимания, активизация словаря, развитие слухо- вых внимания и памяти, пальчиковая гимнастика, подбор рифмующихся слов, восприятие близких по звучанию слов, артикуляционные упражнения, анализ звукового состава слов, тренировка дикции. В каждый этап включены оригинальные, эффективные и занимательные упражнения. Все они многократно апробированы на практике и представлены в порядке нарастания сложности. Выполняйте задания без пропусков и перестановок, по 15—20 минут в день, до получения стойкого результата. Настройтесь на радостное, заинтересованное общение с малышом, эмоциональный контакт с ним. Поддержите ребёнка, особенно неуверенного в себе, не только улыбкой, но и поощрениями за любую, даже самую маленькую удачу. Выражаем уверенность, что «Логопедические упражнения» помогут развитию у ребёнка не только речевых, но и других необходимых для школьного обучения процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления, познавательной активности. Желаем успеха! Заслуженный учитель России, отличник просвещения, логопед высшей квалификации Т.А. Ткаченко
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ Выбери предложения, которые относятся к изображённому событию. Объясни свой выбор.
Покажи и назови предметы в том порядке, в котором они перечислены в стихотворениях. В зимний холод нам нужны: Свитер, тёплые гитаны, Шапка, шарф и сапоги, Куртка, варежки, носки.
Тянет скатерть пёс за край, Таня, с пола собирай: Вилку, апельсин, маслёнку, Книгу, ложку и солонку.
Исправь ошибки в сочинении Незнайки о своём огороде.
Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово — «ПРОСЬБА». Просьба: подними руки вверх. Руки вниз. Просьба: руки в стороны. Руки вперёд. Присядь. Просьба: встань. Попрыгай на одной ноге. Просьба: покружись. Просьба: похлопай в ладоши. Опусти руки. Просьба: топни правой ногой. А теперь левой. Сделай наклоны головой вправо и влево Просьба: присядь. Встань! Поставь руки на пояс и попрыгай. Остановись! Руки в стороны и пр.
рата. Нарисуй справа три гриба, а слева два цветка., Нарисуй справа три синие палочки, а слева четыре зелёных круга. Нарисуй сверху одну ёлочку, а внизу два домика. Наверху нарисуй две большие ёлки и одну маленькую, а внизу, два красных гриба и три жёлтых. Нарисуй наверху четыре зелёные палочки, а внизу два жёлтых кружка и один красный.
Исправь ошибки в описании сказочных героев. Колобок залез на дерево. Карлсон надел пальто и полетел на крышу. Красная Шапочка сняла свою белую панамку. Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме. Буратино достал из огня золотой ключик. Дюймовочка зашла в автобус и опустилась на сиденье.
Послушай пары слов. Назови предметы, указанные свойства которых не постоянны. Сладкое мороженое — сладкая конфета — сладкий виноград. Белая ромашка — белый снег — белый халат. Металлическая сковорода — металлические рельсы — металлическая ложка. Солёная селёдка — солёный огурец — солёные грибы.
Прямоугольная книжка — прямоугольное окно — прямоугольный стол. Деревянная ложка — деревянный стул — деревянная рама.
В огороде до сих пор Под землёю... (помидор?)
Серый шарик только тронь, Всех уколет тихий... (конь?)
Объясни, могут ли происходить в жизни перечисленные события. Свинья летает. Рыба бежит к морю. Петух кукарекает. Муравей тащит бревно. Носорог залез в нору. Соловей ловит медведя. Мама младше дочки. Дедушка старше внука. В холодильнике жарятся котлеты. У кукушки вывелись котята. Мальчики играют в баскетбол.
Пингвин ударил леопарда своим рогом
Найди и объясни ошибки в шуточных стихах. К нам пришли зверята: Белочки, ежата, Утюги, моржи, Голуби, стрижи. К нам пришли зверята: Щуки и телята, Кошки и вороны, Тигры, макароны. К нам пришли зверята: Окуни, ягнята, Лоси и кукушки, Пироги и плюшки.
Из трёх объектов выбери один лишний. Объясни ход рассуждений.
Реши задачки-шутки. Наташа сорвала в саду 3 сливы, 2 груши и 2 морковки. Сколько фруктов набрала Наташа? Сколько стаканов воды можно принести дуршлагом? Мама несёт арбуз. Сын говорит: «Мама, ты возьми меня на руки, а я понесу арбуз». Поможет сын матери? На балконе сидели 3 голубя и 2 воробья. К ним прилетела одна бабочка. Сколько стало птиц?
Петя, Нина, Надя, Вова и Юра играли в прятки. Кого было больше: мальчиков или девочек? Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом? В группе детского сада лыжи есть у пяти детей. Наступило лето. Сколько детей смогут покататься на лыжах? Малыш бросил в ванну ложку, вилку и нож. Сколько предметов поплывёт по воде? На ёлке 8 веток. На каждой ветке выросло по одному плоду. Сколько всего выросло яблок? Горело 4 свечи, одна погасла. Сколько осталось свечей?
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ Назови ещё 5 предметов такого же цвета. Считай слова, загибая пальцы на руке. ПРИМЕР: Радуга — картина, ковёр, набор красок, обложка журнала, лоскутное одеяло, салют.
Подбери названия пяти предметов к каждо му сочетанию слов.
* Если слово подобрано правильно, взрослый ставит в круге +. Дополни каждую фразу, быстро подбирая нужные слова. Считай количество подобранных слов, загибая пальцы на руке. Перечисли 3—4 действия, характерных для обоих объектов. ПРИМЕР: Трактор, строитель: тянет, тащит, шумит, двигает, разворачивается.
Пофантазируй, а затем подробно расскажи о поступке ребёнка с указанной чертой характера. Отметь — положительное это качество или отрицательное. Смелость. Капризность. Жадность. Честность. Аккуратность. Леность. Храбрость. Драчливость. Хитрость. Жизнерадостность. Осторожность. Сообразительность. Доброжелательность. Уверенность в себе. Общительность. Замкнутость. Послушание. Трудолюбие. Дружелюбие. Обидчивость. Трусость. Вежливость. Жестокость. Чистоплотность. Расскажи о виде спорта и спортсменах по| одному из атрибутов их деятельности*.
* К одному слову, обозначающему атрибут, желательно подобрать название нескольких спортивных профессий. Например, бассейн: ватерполист, пловец, пловец синхронного плаванья и пр.
Как открыть консервную банку. Как пожарить яичницу. Как сварить борщ. Как собраться в школу. Как вырастить большую яблоню. Как сделать салат. Как накрыть праздничный стол. Как убрать комнату. Как помыть окно. Как поменять постельное бельё. Как заменить колесо у машины. Как из салфетки сделать снежинку.
ПРИМЕР: Как открыть консервную банку? Поставить, взять, приставить, ударить, проткнуть, < продвигать, приподнять, отогнуть.
Подробно расскажи — что ты будешь делать, если: у твоей бабушки заболело сердце; незнакомец входит с тобой в лифт; ты почувствовал в доме запах газа; вечером в твоей квартире отключили электричество; сестрёнка поранила ногу на улице; за тобой с лаем бежит чужая собака; в лесу, где ты гуляешь, началась сильная гроза; ты потерял деньги, когда ходил в ты нашёл у подъезда больного котёнка? РАЗВИТИЕ СЛУХОВЫХ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое. Расскажи — кто или что издаёт названные звуки*.
Попробуй повторить то, что произносил гость с другой планеты, когда прибыл на Землю*.
Послушай названия 4 предметов, а затем повтори их в другом порядке: от самого маленького к самому большому.
Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.
Запомни 5—6 предметов, разложенных на столе. Повернись к столу спиной. Внимательно слушай и, не глядя, рассказывай о том, что будет делать взрослый. Послушай и запомни звучание 5—б предметов при постукивании о них карандашом. Не глядя, определи, что звучит. Послушай и повтори ритм, который отхлопает взрослый. Повторяй хлопки не глядя, только по слуху.
Ритмический рисунок (X — хлопок)
Послушай, какие плоды растут в сказочном королевстве. Объясни — из каких знакомых слов составлены их названия. нок. Найди и исправь ошибки в названиях карти-
Вспомни и назови только те предметы, про котооые мы говооим: Покажи, как один и тот же звук можно произнести по-разному: А — ребёнок кричит А — мальчик показывает горло врачу А — певица поёт А — мама качает малыша А — девочка укололась иголкой
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Слушай стихи и выполняй различные фигуры с помощью пальцев рук*. ДОМ И ВОРОТА На поляне дом стоит, Ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем. В ДОМИКЕ
Стол стоит на толстой ножке, Рядом стульчик у окошка, Два бочонка под столом. Вот такой я видел дом.
ДЕРЕВЬЯ Друг от друга деревья росли далеко, Человеку пройти этот путь нелегко, Только корни деревьев однажды сплелись, Будто дерева два навсегда обнялись. ЗАЙЦЫ Скачет зайка косой Под высокой сосной, У корней за сосной Скачет зайка второй
птички Птички полетели, Крыльями махали На деревья сели, Вместе отдыхали.
КОШКА И СОБАКИ Вышла кошечка вперёд, К нам идёт, хвостом играет, Ей навстречу из ворот Две собаки выбегают.
ЛЯГУШКА Две лягушки на тропинке, И у них озябли спинки. УЛИТКА Две улитки на дорожке, Вверх торчат смешные рожки.
ПЁС И ЛОШАДЬ Бежала лошадь по дороге, Ей пёс дворовый прыгнул в ноги, Залаял громко пёс пугливый, А лошадь лишь тряхнула гривой.
КОЗА И КОЗЛЁНОК Идёт коза рогатая, Идёт коза бодатая, К ней козлёночек спешит, Колокольчиком звенит. ЦВЕТОК У нас в саду расцвёл цветок. Чтоб стал красив он и высок, Раскрыл наутро лепестки, Должны работать корешки!
мостик Над бурливою рекой Мост построим мы такой, Люди по нему пойдут И лошадок поведут.
ПЕТУХ, КУРИЦА И ГУСЬ Петушок зерно клюёт, Курица к нему идёт, А гусак стоит, гогочет, Тоже зёрен клюнуть хочет
ЩУКА, КОЗА И ЛЯГУШКА Щука может обитать в пруду, А козу пасут на берегу, Лишь лягушке хорошо везде: На земле, в болоте и в воде!
ОПАСНОЕ КУПАНИЕ Зря пловчиха здесь нырнула — В море плавает акула. И на пруд я не пойду — Щука плавает в пруду. Есть медузы в океане — Буду я купаться в ванне!
ПОДБОР РИФМУЮЩИХСЯ СЛОВ Назови последнее слово в рифмодке, выбрав один из трёх вариантов*. Раскрывает Жаба рот, Громко песенку... (кричит, поёт, квакает)
Стала Выпь с утра вопить: — Есть хочу! Хочу я... (пить, танцевать, учиться) 51 надел большую шляпу, Чтоб похожим стать на... (Бармалея, папу, Боярского) И встарь, и в наши времена Имеют люди... (документы, имена, оружие) В дальний путь берёт верблюд Два горба готовых... (завтраков, блюд, обедов)
Отгадай загадки о насекомых. Опустился на цветок Однодневка... (мотылек) Много пользы принесла Полосатая... (пчела) У вертолётика глаза? Над речкой кружит... (стрекоза) У них блестящие бока. На ветке рядом два... (жука)
Составь рифмовки с помощью картинок. На столе котлета (газета, монета) У вас игла (зола, дела), У нас...
Отгадай загадки о фруктах и ягодах. Очень вкусны и, конечно, красивы Крепкие, гладкие, сочные... (сливы) На праздничном столе у нас Царит большущий... (ананас) Кислым соком напоён В толстой кожуре... (лимон) В вазе видны чьи-то круглые спины, Радуют нас круглый (апельсины) Урожаю рад садовник, Облепил весь куст... (крыжовник) Подойди и погляди-ка: Покраснела вся... (клубника) Отгадай загадки о морских обитателях. — Посчитаю всё вокруг: У меня есть восемь рук, У меня есть восемь ног! — Так воскликнул... (осьминог) I
Он громадный, словно дом, Лупит по воде хвостом, Над волной фонтан блестит, Каждый скажет: «Это...» (кит) Глазом маленьким сверкнула Серебристая... (акула) В морских волнах такой один: Жонглёр и акробат... (дельфин) За рыбой нырять ему вовсе не лень, В холодную прорубь ныряет... (тюлень)
Подбери к каждому слову название картинки в рифму.
Закончи рифмовки-чистоговорки, подобрав подходящие слова. ТУ-ТУ-ТУ Мы идём... (к мосту, к кусту, к коту) ТЫ-ТЫ-ТЫ Вижу я... (банты, листы, зонты) КА-КА-КА... (над полем облака, у речки 3 быка, подождём пока, я вижу 2 пенька, правая рука, упали 2 листка)
ВОСПРИЯТИЕ БЛИЗКИХ ПО ЗВУЧАНИЮ СЛОВ Произнеси парами названия картинок. Определи, похожи ли по звучанию оба слова*. * В данном разделе все слова состоят из легко произносимых звуков.
Повтори имена четырёх детей, а затем назови одно имя, которое отличается от остальных по звучанию: КОЛЯ — ДИМА — ТОЛЯ — ПОЛЯ ПОЛИНА — НАИНА — ЛЮБА — ГАЛИНА ТАНЯ — ОЛЯ — АНЯ — ВАНЯ
Произнеси парами похожие по звучанию слова. К каждому услышанному слову подбери похожее по звучанию название картинки. ках. Исправь ошибки в рифмовках-перепутан-
Не сгибается ПОЛЕНО. Раскололи мы КОЛЕНО. Распускается БАТОН. Поровней нарежь БУТОН. Поднимаем мы КОМПОТ. Выпьем ягодный КАПОТ. Заверну отвёрткой БИНТ. По ноге сползает ВИНТ. Завяжу на блузке ФАНТИК. Заверну конфету в БАНТИК. Открывается УЛИТКА. Тихо ползает КАЛИТКА.
Дополни ряд слов похожим по звучанию названием картинки. ПЛАНКИ — ТАНКИ — БАНКИ... ОТМЕТКА — КОТЛЕТКА — МОНЕТКА...
Дополни ряд слов похожим по звучанию названием действия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|