Рефлексивный и послепроектный этапы
Работа на завершающей стадии проекта включает в себя две основные процедуры, разные в технологическом, но в данном случае, сближающиеся в функциональном отношении. Это экспертиза и рефлексия. Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия — это не только знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные переживания и когнитивные (связанные с познанием) представления. Рефлексивные процессы связаны с анализом собственного сознания и деятельности, а также с пониманием смысла межличностного общения. Итоговая экспертиза и оценка проекта позволяют определить соответствие полученного продукта первоначальному замыслу; при необходимости нужно внести коррективы, принять решение о локальном применении проектных материалов или их тиражировании с целью активного внедрения в практику. Оценка проекта проводится различными способами: · на основе привлечения независимых экспертов; · в ходе (само)оценки результатов проекта в соответствии с выбранными критериями; · в ходе рефлексии по поводу успешности и целостности проектирования как совместной деятельности, включая ее цели, содержание, формы, способы осуществления; входе рефлексии по поводу проектирования как процесса, выстроенного по определенным правилам. Рефлексивный этап включает в себя оценку не только продуктного, но и человеческого результата проекта. Метафорически его можно назвать «Уроки проекта», при правильной организации педагогом он, пожалуй, несет наибольшую нагрузку. Рефлексии подлежат прежде всего ход проекта и система отношений, которая в нем сложилась. Рефлексия на выходе из проекта — это обращение участников к себе и друг другу в новом качестве, с высоты приобретенного опыта совместной деятельности. В итоговой рефлексии словно «закольцовывается» проектное время. Это видение себя со стороны — «здесь и сейчас». Это и ретроспективный взгляд на пройденный путь. Это и взгляд в будущее. В культурном опыте накоплено множество форм, видов, приемов, техник индивидуальной, групповой, коллективной рефлексии. Педагогу предстоит только выбрать, каким лучше воспользоваться для той или иной ситуации. Организация процедуры на стороне педагога предполагает предварительное обдумывание, определяющее:
· выбор предмета рефлексии, значимого для основного числа участников; · его функционально-целевое структурирование, задающее предстоящий «мыслительный маршрут»; · определение типа предстоящей рефлексии и ее категориального контекста; · нормирование (установление регламента, правил) рефлексивной деятельности; · прогнозирование способов удерживания позиции «активного созерцания» на период, необходимый для полноты рефлексивного акта; · формирование психологической готовности принять любое, даже критическое мнение, полученное в ходе рефлексивной деятельности. В качестве иллюстрации рассмотрим, каким образом в рамках одного из социально-педагогических проектов проводится обучение детей приемам рефлексии. На первом занятии детям объясняют смысл самого понятия. Затем под руководством методистов-инструкторов дети переходят к отработке навыков рефлексии: осознанию происходящего в группе и с группой; описанию своих чувств, переживаний, мыслей, возникших во время занятий. В ходе рефлексии ведущий выясняет у участников проекта их состояние, наличие желания продолжить работу, отношение к происходящему, оценку собственного вклада в совместную деятельность, понимание тренинговой ситуации. Внимание детей привлекают к личностным и групповым результатам встречи. Полученный рефлексивный опыт далее может быть перенесен на различные ситуации проектирования (СНОСКА: По материалам И. В. Сиволобовой и Е. Н. Белолипецкой (г. Волгоград)).
Послепроектный этап следует непосредственно после завершения проектных действий, получения представления и оценки результатов. Действия всех заинтересованных участников проекта в этот период определяют его объективную жизнеспособность и дальнейшую судьбу полученного проектного «продукта». Здесь возможны разные варианты. 1. Переход к новому проекту. 2. Интеграция с другими проектами. 3. Начало работы новой организации, возникшей по итогам проекта. 4. Смена статуса субъекта проектной деятельности. 5. Смена адреса проекта (перенос полученного опыта на другие категории учащихся или специалистов). 6. Распространение проекта на другие уровни (административный, федеральный, международный). Таким образом, структура любого проекта включает в себя четыре этапа. 1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым). Процедуры внутри этапа: исследование (диагностика), проблематизация, концептуализация, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, форматирование проекта, его предварительная социализация. 2. Собственно этап проектирования (реализации проекта). Процедуры внутри этапа: уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта; пошаговое выполнение запланированных проектных действий; коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи; получение и внутренняя оценка проектного продукта; презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка). 3. Рефлексивный этап. Процедуры внутри этапа: рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов (соответствие результата первоначальному замыслу, качество полученного продукта, качество совместной деятельности и отношений, перспективы использования продукта и развития проекта). 4. Послепроектный этап. Процедуры внутри этапа: апробация, распространение (диссеминация) результатов и продуктов проектной деятельности; выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими и т.д.).
В педагогическом отношении одинаково важны все этапы (процедуры) проектной деятельности. Каждый из них можно рассматривать как часть образовательного процесса, где помимо проектировочного продукта не только диагностически проявляются, но и формируются ценности, нормы, установки людей, инициируются их коммуникативные, творческие способности. Успех проектировочной деятельности определяется комплексным обеспечением каждого из этапов адекватными способами и приемами; «выращивание» за счет этого необходимых свойств и характеристик субъектов проектирования. 1. Ниже приведены примеры формулировок тем учебных проектов, взятые из реальной практики: «Шотландия», «Праздники», «История вычислительной техники», «История Рождества в России», «Наши увлечения», «Прогулка по Парижу», «Гармония моды», «Есть ли жизнь на Марсе?», «Музыка в нашей жизни», «Спорт в нашей жизни», «Русская усадьба», «Наш Пушкин», «Конечная остановка детства». Как вам кажется, все ли они по смыслу лежат в проектном поле? Аргументируйте свой ответ. 2. Познакомьтесь с фрагментом предпроектного исследования гимназии № 6 г. Волгограда, представленным в приложении 1. Попробуйте про анализировать педагогический потенциал этого проектного шага. Как вы думаете, какие условия для проведения анкетирования следует создать, чтобы запланированный замысел удался? 3. Предложите программу исследования, которая могла бы быть использована на предпроектном этапе, где объектом проектной деятельности выступают: · пространство досуга школьников; · среда учреждения высшего образования (педагогического университета); · система обучения. Выделите в рамках выбранного объекта несколько возможных предметов для изучения. (При необходимости конкретизируйте объект.)
В программе укажите цель и задачи изучения объекта, методы и методики, которые могут быть использованы, способы накопления, обобщения и интерпретации информации. 4. На основании материалов главы составьте таблицу: этапы проектной деятельности, задачи этапа, проектные результаты этапа, педагогические результаты этапа. 5. На основании материалов главы постройте алгоритм поэтапного педагогического сопровождения проектной деятельности. Для этого обозначьте: · какие процедуры являются обязательными для каждого из четырех этапов работы в проекте; · что должны знать, уметь, чувствовать участники проекта, чтобы успешно справиться с каждой из них; · какие трудности они могут испытывать по каждой из процедур; · какие виды помощи в связи с этим целесообразно оказать со стороны педагога; · что он для этого должен знать, уметь, чувствовать. Рекомендуемая литература
1. Взятышев В. Ф. Методология проектирования в инновационном образовании // Инновационное образование и инженерное творчество. — М., 1995. 2. Гаспарский В. Праксеологический анализ проектно-конструкторских разработок. — М., 1978. 3. Джонс Дж. К. Методы проектирования / Пер. с англ. — 2-е изд., до-раб. - М., 1986. 4. Наумов С. В. Представление о программах и программировании в контексте методологической работы // Вопросы методологии. — 1992. -№1,2. 5. Тогдл Л., Пейша И. Методологические аспекты системного проектирования // Вопросы философии. — 1987. — № 2. 6. Хилл П. Наука и искусство проектирования: методы проектирования, научное обоснование решений. — М., 1973. 7. Intel. Обучение для будущего при поддержке Microsoft. 4-е изд., испр. / Под ред. Е. Н.Ястребцевой и Я. С. Быховского. — М., 2004.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|