Мораль и этика: основные понятия
Стр 1 из 19Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ
Юридическая этика – одна из правовых дисциплин, предусмотренная учебными планами высших учебных заведений и является обязательной для изучения студентами по юридическим специальностям. Данная дисциплина изучается как на дневной, так и на заочной форме обучения. Предметом юридической этики являются общественные отношения, складывающиеся в проявлении морали в правосудии, правоохранительной, нотариальной и иной юридической деятельности. В современных условиях немаловажным фактором успешной деятельности является способность сотрудников юридической профессии анализировать ситуацию с позиций моральных ценностей, уметь находить наиболее верные пути при разрешении возникающих многочисленных чрезвычайно разнообразных, нестандартных и подчас очень непростых задач. И, конечно, одно из самых заметных и ярко выраженных отличий профессии юриста от других – постоянное присутствие в ней нравственного, этического аспекта. Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда происходит гуманизация общественной и государственной жизни. Так как человек провозглашен Конституцией Республики Беларусь высшей ценностью общества и государства, то на первый план выдвигаются их гарантии. А юридическая профессия подразумевает своим «объектом работы» именно человека. Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека. Успех правосудия определяется, прежде всего, юристами, которые должны в совершенстве использовать свои профессиональные знания и навыки, обладать устойчивыми моральными качествами. Юрист должен быть не только профессионалом в своем деле, всесторонне образованным в области права, но и морально устойчивым, строго соблюдать нравственные нормы, как при исполнении служебных обязанностей, так и в жизни.
Данное пособие призвано содействовать усвоению курса юридической этики. Учебная программа ориентирует студентов на весь объем курса, определяет круг вопросов, подлежащих изучению. В пособии дается для изучения лекционный материал по всем вопросам учебной программы, а также контрольные вопросы для подготовки к практическим и семинарским занятиям и написание рефератов. Цель и задачи учебной дисциплины «Юридическая этика». В прошлом, настоящем и будущем мораль и право являлись, являются и будут являться ценностными формами человеческого бытия, основой деятельности юриста, профессиональная этика которого требует верности духу и букве закона, честности, неподкупности, ответственности, справедливости в укреплении правовой основы государственной и общественной жизни, защиты прав и свобод граждан путем предупреждения, выявления и устранения нарушения закона и правопорядка. Целью изучения юридической этики является становление нравственной позиции, воспитание у будущих юристов гуманного, справедливого и культурного отношения к человеку, совершенствование нравственных личностных качеств, для эффективного выполнения служебных обязанностей. Задачи изучения дисциплины Задачи юридической этики состоят в том, чтобы: 1) сформировать, у студентов, четкое представление о профессиональной культуре, как явлении, включающим в себя, образцовую организацию дела, высокую профессиональную компетентность, нравственную ответственность, культуру поведения на службе и вне ее, культуру общения, внешнего вида, досуга, культуру речи;
2) содействовать выработке у будущих юристов непримиримого отношения к антиобщественным явлениям, стойкого иммунитета к деформациям в нравственной сфере личности сотрудника правоохранительных и правоприменительных учреждений; 3) вооружить теоретическими этическими знаниями, ее категориями и; 4) выработать у студентов знания в области: - этико-правовых положений законодательства Республики Беларусь и международных правовых актов; - моральных требований предъявляемых к юристам; - нравственных аспектов деятельности юрисконсульта работающего в АПК, - органах государственной власти, социального обеспечения, нотариате; и в других учреждениях. 5) выработать умения: - различать моральные и правовые аспекты в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства; - строго придерживаться правовых и нравственных норм и правильно принимать решения в повседневной профессиональной деятельности; - повсеместно соблюдать важнейшие принципы юридической этики-принципы справедливости и гуманизма; - правильно формировать свое поведение в профессиональной сфере и в быту в соответствии с требованиями морали и юридической этики. Связь с другими учебными дисциплинами. Изучение дисциплины основано на использовании знаний по философии, общей и юридической психологии, этике, истории и культурологии, специальных знаний в уголовном праве и уголовно- процессуальном производстве, гражданском праве и гражданско-процессуальном производстве, криминологии, криминалистики, прокурорском надзоре, судебной психиатрии и судебной медицине. Все это будет способствовать формированию у студентов широкого мировоззрения, поднимет на новый уровень их правовые знания, поможет осмыслить их роль и значение в системе всех наук о человеке и обществе.
Тематический план проведения занятий со студентами Дневной и заочной форм обучения Форма контроля – зачет
УТВЕРЖДАЮ
Ректор УО «БГСХА» ____________А.П. Курдеко «___»__________2011 г. Регистрационный номер № УД-_____/баз.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭТИКА» Т е м а 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕСТО ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. МОРАЛЬ И ЭТИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Понятие предмета этики и ее задачи. Определение места юридической этики в системе этики и юридических наук. Место и роль профессиональной этики в деятельности юриста, ее актуальность и возрастающее значение. Мораль, ее функции и структура. Особенности морали и ее принципы: гуманизм, альтруизм, милосердие, коллективизм и противоположные им. Принципы Законности и справедливости как проявление сущности юстиции. Требование их единства и опасность противостояния. Проблема справедливой оценки мотива, бескорыстия, непримиримости к бездушию. Недопустимость использования служебного положения в личных целях. Любовь и уважение к людям, терпимость, умение принимать их и ставить себя на их место, сочетающиеся со взыскательностью, основа гуманности. Принципы истинности и объективности, беспристрастности и принципиальности. Недопустимость лицемерия, халатности, угодничества как моральная норма в соблюдении этих принципов.
Понятие регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной, прогностической и некоторых других функций морали. Различия права и морали: - по объекту регулирования; - по способу регулирования; - по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций). Нормативно-правовые акты: [1, 3, 5] Л и т е р а т у р а: [6, 14, 15, 18, 19, 22] Т е м а 2. КАТЕГОРИИ ЭТИКИ Понятие этических категорий: Добра и зла. Блага. Справедливости. Долга. Совести. Ответственности. Дисциплины. Достоинства и чести. Смысла жизни. Счастья и некоторых других. Нормативно-правовые акты: [1, 3, 5] Л и т е р а т у р а: [6, 9, 12, 15, 18, 20, 22]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|