Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Макроэкономика и тенденции развития рынка

 

Формирование рынка потребительского кредитования в современном понимании этого слова, в России началось после кризиса 1998 г. и восстановления цен на товары российского экспорта. Вызванный этими факторами рост ВВП, широкое распространение торговых сетей и постепенный рост благосостояния граждан подвигли ряд банков к подготовке выхода на рынок потребительского кредитования. Дальнейшее развитие розничного банковского бизнеса будет связано с общей экономической ситуацией в стране, темпами роста доходов населения, развитием торговых сетей, и, что не менее важно, со скоростью привыкания россиян к использованию кредитов в быту. Зависимость между потребительскими доходами и расходами, показывает, что, несмотря на бум потребительского кредитования, темпы роста потребительских расходов граждан снижаются. Основная причина снижения расходов лежит в снижении темпов роста реальной заработной платы, что в случае сохранения этой тенденции в ближайшей перспективе приведет к снижению темпов роста рынка потребительского кредитования.

До последнего времени рынок кредитования физических лиц ежегодно удваивался. На мой взгляд, сильный рост рынка сохранится еще в ближайшие 5-7 лет, однако темпы роста рынка вероятнее всего будут уменьшаться. Основным аргументом, доказывающим высокую вероятность сохранения роста на рынке потребительского кредитования (включая автокредитование, кредитные карты, ипотеку и прочее), является сопоставление рынков России и других стран, в особенности стран Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. Наиболее наглядным и сопоставимым ориентиром для России является опыт Польши, в которой доля потребительских кредитов достигла почти 20% ВВП. В России объем потребительских кредитов пока еще составляет только 3.3% ВВП, так что потенциал для роста налицо. В 2003-2004 гг. среднедушевой доход российских граждан приблизился к среднедушевому доходу в Польше в период потребительского бума в 1999 году. За 5 лет рынок потребительского кредитования в этой восточноевропейской стране вырос более чем в 5 раз с уровнем, сопоставимым с сегодняшним объемом кредитования в России.

Несмотря на большой потенциал роста рынка, отрицательным фактором влияния на темпы роста этого финансового сегмента может оказаться не удвоение роста ВВП, а его замедление. Однако, на наш взгляд, несмотря на возможное замедление экономического роста, в России уже сформировался достаточно широкий круг людей, имеющих опыт получения банковских кредитов. Суть человеческой натуры такова, что, попробовав однажды, человек не только будет вновь и вновь покупать товары в кредит, закрывать разрывы в семейном бюджете с помощью кредитной карты, но еще и вовлечет в этот процесс своих друзей и знакомых. Основная опасность для российских розничных банков, может быть связана с выходом на потребительский рынок иностранных банков и с существенным падением ставок кредитования в случае замедления экономического роста. В этой ситуации крупные универсальные банки, и в особенности крупные иностранные банки, обладающие дешевыми пассивами, могут пойти на демпинг по кредитным ставкам в целях завоевания доли на рынке и "вымывания" с рынка банков резидентов.

Пока же, крупные западные игроки еще только присматриваются к российскому рынку. О своем интересе к России заявили такие банки как индийский банк ICIC, южноафриканский Standard Bank, а также шведский Svenska Handelsbanken, и некоторые другие, однако, лишь немногие из зарубежных банков уже вышли на российский рынок. Среди зарубежных банков наиболее активную деятельность в России развили чешский банк Хоум кредит энд Финанс Банк, американский Ситибанк, турецкий Финансбанк. Кроме того, на рынок вышли банк Societe Generale, банк "Русфинанс" и финансовое подразделение General Electric, поглотившее осенью 2004 г. банк Дельта-Кредит.

Несмотря на наличие разработанных скоринговых систем, только что вышедшим на рынок иностранным банкам, придется потратить минимум 1-1,5 года на адаптацию методик кредитного анализа к российским условиям. На наш взгляд, за это время банк "Русский Стандарт" вновь удвоит свои активы, сохранив большой отрыв от конкурентов, однако рыночная доля банка будет неминуемо сокращаться.

Кризисные явления на рынках потребительского кредитования. Корея - как это было? Вероятность повторения в условиях России.

В последние годы в мире прокатилось несколько кризисов, напрямую связанных с рынком потребительского кредитования. Одним из наиболее нашумевших кризисов стал кризис потребительского кредитования в Корее. Особенность местного рынка потребительского кредитования заключалась в очень высокой доле потребительских кредитов в ВВП - на уровне 53%, слишком демократичной скоринговой системе, а также в перекрестных поручительствах клиентов по кредитам. В потребительское кредитование было вовлечено слишком много людей, одновременно выступающих и заемщиками, и поручителями. Очередное снижение роста экономики и увольнения привели к цепной реакции на рынке кредитования. По официальным оценкам доля просроченной задолженности достигла 13.5% что, и привело к кризису и падению продаж на 6.3%. По неофициальным сведениям кризис произошел из-за существенно большей величины просроченных кредитов - объем просроченной задолженности приведшей к кризису составил около 30% (!) выданных кредитов. России повторение Корейского кризиса в ближайшие годы не грозит. В нашей стране потребительское кредитование занимает только 3.3.% ВВП, в то время, как в Корее этот показатель находился на 53% отметке. В условиях России, скорее всего, можно говорить об обратном явлении - раннем этапе развития рынка потребительского кредитования - взрывном росте. Основной опасностью, подстерегающей российские банки на этом пути, является качество кредитного анализа заемщиков. Если с кредитным анализом банки справятся, сектор ждет "светлое будущее".


6. Финансовое состояние "Банка Русский Стандарт"

 

Анализ финансового состояния банка проводится на основе аудированной отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 2001-2003 гг., а также предварительной отчетности за 2004 г. Российская отчетность при анализе не использовалась в виду присущих ей искажений и относительно низкого информационного содержания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...