Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антонио гауди-и-корнет. Философия мэтра каталанского модерна и его архитектурные методы

Ястребова О.Г.

ФГБОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева

Каждый гений- немного сумасшедший, но не каждый сумасшедший - гений.

Об Антонио Гауди написано много, порой, даже слишком много. И это неудивительно, поскольку столь необычное и самобытное творчество каталанского архитектора не может не привлекать к себе внимания, как простых обывателей, так и специалистов различных областей искусства.

 
  Рис. 1. Антонио Гауди

Архитектура Гауди отличается нетривиальными формами и ярким интересным колористическим решением – тем, что люди чувствуют очень тонко и на что обращают внимание в первую очередь.

Но гений Гауди не только в особом представлении своего видения мира; он гораздо шире – в глубинном понимании строения мира, его основ и законов самовоспроизведения, которые он неизменно привносил в свое творчество.

Несмотря на внешне причудливые и замысловатые решения все творения Гауди являются неожиданно очень рациональными и простыми в плане конструкции сооружений. Здесь, однако, следует сделать отступление и отметить, что простота архитектурных конструкций до недавнего времени измерялась легкостью их изображения на плане и развертке фасадов посредством привычных для нас чертежных инструментов (линейки, циркуля, лекал и проч.). Это позволяет использовать в процессе проектирования удобные для чертежа абстрактные формы, которые в том виде, в котором мы ими оперируем, в природе не встречаются. Как часто можно увидеть в нашем окружении шар, правильной формы или куб естественного происхождения? Ответ на эти вопросы весьма прост – таких фигур в природе просто не существует. Эту особенность уже очень давно заметили японцы, любимым занятием которых является вдумчивое созерцание природы и осознание той гармонии, которая уже находится вокруг них; и применяли его во всех видах своего искусства на протяжении сотен лет. Они считали, что прямая линия неестественна, поскольку она существует только благодаря человеку и его сооружениям. В природе встретить прямую линию можно только как часть поверхности или объекта: сюда можно отнести волокна мышц, древесины и костной ткани.

То же самое увидел и применил на практике Гауди. Он отрицал использование правильных абстрактных фигур евклидовой геометрии и использовал в своих работах принципы создания естественных природных структур, основанных не на придуманных ранее геометрических методах построения, а на особой геометрии криволинейных поверхностей. Именно эту геометрию закладывает природа в основу построения своих творений, именно эта геометрия окружала людей долгое время и именно она наиболее привычна для нашего комфортного самочувствия и гармоничного состояния..

Что мы знаем о геометрии, которую использовал Гауди в своей работе, где и как она проявляется?

Такие слова как «гиперболический параболоид», «однополостной параболоид», «геликоид» и «эллипсоид» на первый взгляд кажутся нам словами пугающими и незнакомыми. Но, на самом деле, мы встречаемся с формами, которые обозначаются столь специфичными терминами, каждый день, даже не задумываясь об этом. Это листва деревьев, изгибы человеческого тела, раковины улиток, очертания волн на море и контуры замков из песка на побережье…

С самого детства Гауди очень внимательно наблюдал за окружающим его миром, подмечая то, на что не обращали внимания другие. Впоследствии, он скажет, что его лучшим учителем была сама природа. Именно поэтому он имел очень скромную библиотеку – она не была нужна человеку, который, получал знания и информацию из окружающего мира напрямую при помощи своего особого видения.

Однако стоит еще раз упомянуть то, что геометрические формы, которые использовал Гауди в своих работах, порой сложно изобразить на чертеже; их активное применение в архитектуре появилось лишь с приходом компьютерного моделирования, сделав возможным создание 3D-моделей проектируемых объектов. Были прецеденты их использования другими архитекторами и до наступления эры компьютерного проектирования, но они уже не были пионерами в этой области, применяя те знания и методы, которые до них открыл и применил гениальный каталонец.

Именно об открытиях Гауди в области архитектурных построений и его уникальных методах пойдет дальнейшее повествование в данной статье.

 
    Рис. 2. Проект дома Кальвет 1898 г  

Бытует мнение, что этот архитектор никогда не делал чертежей своих проектов, держа всю информацию у себя в голове, что строил он все сооружения по наитию чуть ли не кустарным методом проб и ошибок. Определенная доля правды в этом есть. Гауди вполне мог заставить рабочих переделать часть сооружения, которая ему не понравилась, но это в основном касалось отделки зданий, а не их конструкции. Что же касается чертежей – они, несомненно, были, так же как и кропотливые расчеты архитектора.

 
Рис. 3. Макет церкви Колонии Гуэль, сделанный по методу Гауди (Центр Гауди, Реус)

Кроме чертежей Гауди рисовал эскизы, наброски и создавал макеты, по которым проверял свои расчеты необходимые для дальнейшего строительства. Так, при создании проекта церкви Колонии Гуэль он применил абсолютно новаторский метод проектирования.

Рис. 3. Перевернутый макет Церкви Колонии Гуэль из проволоки (Центр Гауди, Реус)

Наметив для себя идеальный план и фасады церкви, он рассчитал по чертежам нагрузку, которую должны нести арки и колонны сооружения, и заготовил специальные мешочки с дробью, вес которых был в 10 тысяч раз меньше вычисленной им нагрузки. После этого был сделан специальный макет церкви, при создании которого мешочки с дробью подвешивались на бечевках, повторяющих форму арок в масштабе 1:10. [1] Данный метод опирался на тот факт, что сила сжатия, априори, равна силе растяжения, и полученные расчеты могут быть применимы и в обратном направлении.

Копию полученного Гауди макета с грузиками (рис. 2) на сегодняшний день можно увидеть в интерактивном центре-музее Гауди, который находится в родном городе архитектора Реусе,

Сфотографировав подвесной макет, и перевернув его, Гауди получил отвечающую всем требованиям и функциональную форму конструкции (рис 3), которая была оптимальна для наибольшей устойчивости сооружения и правильного распределения нагрузки.

Поиск наиболее рационального и логичного решения объекта всегда был для Гауди самым важным в его работе.

 
  Рис.5. Белильный цех Кооператива «Матароненсе»

Именно эти поиски и привели его к созданию новой формы арки, известной на сегодняшний день как катенарная. Подобную арку можно увидеть во всех его работах. Впервые она была применена при строительстве белильного цеха Кооператива «Матароненсе» [1]

Конструкция катенарной арки представляет собой параболу, ветви которой могут сужаться или расширяться в зависимости от нагрузки, архитектурного плана и материалов из которых она сделана. Первоначальный вариант арки (рис. 5) был спроектирован с широкими параболическими ветвями, что делало конструкцию гораздо устойчивее и прочнее, чем, например, конструкция арки римской или готической. Это являлось следствием снятия горизонтального напряжения конструкции и правильного перераспределения нагрузки, что позволяло стоять арке самостоятельно, без стен и свай, лишь за счет верного распределения собственного веса.

 

 

(а) (б) (в)

Рис. 6. Катенарные арки Гауди (а) в вестибюле Школы св. Терезии (б) вход во дворец Гуэль (в) мансарда дома Мила в Барселоне

 

В данном случае широта арки обуславливалась назначением сооружения, где арки выполняли роль перекрытий и несли дополнительную нагрузку, тем самым разгружая стены.

Впоследствии же Гауди проектировал арки более стройные, близкие к готическим (рис. 6). На это была своя причина: он считал готику наиболее красивым и гармоничным архитектурным стилем, тем не менее, осознавая ее несовершенство в конструктивном плане [2], с чем впоследствии старался бороться, находя новые решения.

 
Рис. 7. «Шуховская башня» в Нижнем Новгороде, 1896 г.

Эксперименты с нахождением идеальных устойчивых архитектурных форм так же привели архитектора к созданию гиперболоидных конструкций. Официально, это открытие принадлежит русскому инженеру В.Г. Шухову, который в 1896 г. построил свою первую «шуховскую башню» (рис. 7) на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде [3]

Однако свои поиски в формообразовании Гауди вел в это же время и лишь немногим позже стал применять гиперболоиды как конструкционное решение для форм стен и сводов своих кирпичных построек.

 
    Рис. 8. Гиперболическая конструкция крыши, состоящая из брусьев, используемая Гауди

Их активное использование в архитектуре Гауди объясняется двумя причинами.

Первая состоит в том, что седловидная изогнутая форма гиперболоидов придает любым пространственным конструкциям высокую устойчивость, чего он и добивался. А вторая связана с возможностью изготовления подобных поверхностей из прямых элементов; в результате чего образуется каркас из сетки с определенным шагом линейных элементов (рис.8.)

 
Рис.9. Интерьер крипты церкви Колонии Гуэль

Одним из примеров применения гиперболических конструкций Антонио Гауди можно привести крипту церкви Санта-Колома (Колонии Гуэль). На рис. 9 хорошо видна конструкция сводов крипты, сделанных по вышенаписанному принципу, и опирающихся на наклонные контрфорсы, очередное новшество Гауди.

Подобные контрфорсы, при правильно рассчитанной нагрузке и правильно определенном направлении вектора силы, способны выдержать вес значительно больше, чем стандартные готические контрфорсы. Принцип расчета угла наклона рассчитывается по такому же принципу, как и ширина ветвей параболы катенарной арки.

Архитектурные методы Гауди нетривиальные так же, как и внешний вид его произведений, порой воспринимаются неоднозначно. Странно осознавать, что обычный человек доходил до гениальных и неожиданных решений только за счет того, что умел не просто смотреть, а видеть. Видеть то, на что другие не обращали внимания.

 

Список используемой литературы:

1. Бесегда-и-Нонель, Жоан. Гауди. Все работы.// Барселона: Тальерс графикс Солер, 2013 – с.5, с. 101-102;

2. Хворостухина С.А. Барселона и шедевры Гауди// С.А. Хворостухина, М: Вече, 2008 – с. 112;

3. Шухов и Гауди – родоначальники несущих изогнутых сетчатых конструкций. Режим доступа: http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=6073 свободный. – Заглавие с экрана.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...