Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогическое обоснование проблемы роли дидактических игр в самостоятельной познавательной деятельности детей

Введение

 

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок – «Новичок», все для него полно новизны.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская. Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью [3; 53].

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий.

Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владением математическими знаниями и умениями.

Теория и практика обучения накопили определенный опыт использования разных методов в работе с детьми.

В разработку методов обучения внесла много нового Е.И. Тихеева, составленные ею игры – занятия сочетали в себе слово, действие, наглядность. Игру как метод обучения Е.И. Тихеева предлагала вводить по мере того, как то или другое числовое представление уже извлечено детьми из самой жизни. [22; 89]

Существенный вклад в разработку дидактических игр и включение их в систему обучения дошкольников внесли Т.В. Васильева, Т.А. Мусейбова, А.И. Сорокина, Л.И. Сысуева, Е.И. Удальцова, М. Монтессори, Ф. Фребель и др.

В настоящее время значение дидактических игр умаляется в виду того, что многие воспитатели плохо владеют методикой их проведения, вследствие чего активность играющих затормаживается или дидактические игры подчас превращаются в занятия, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно делать, а не в качестве партнера по игре – в результате ограничивается самостоятельность детей.

Наличие в дидактической игре 2-х элементов (познавательного и игрового) приводит к тому, что первый часто подавляет второй – это обедняет игры, снижает интерес детей к ним, и самостоятельно в эти игры они почти не играют.

Исходя из вышесказанного перед нами стоит проблема: какова роль дидактических игр в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Объект исследования: процесс самостоятельной познавательной деятельности детей в ходе дидактической игры.

Предмет исследования: педагогические условия использования дидактических игр в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Цель исследования: изучение особенностей применения дидактических игр в ходе самостоятельной познавательной деятельности детей; осуществление целенаправленной работы по использованию дидактических игр.

Гипотеза: роль дидактических игр в самостоятельной познавательной деятельности детей будет значимой, если педагогическая работа по их использованию будет носить целенаправленный и планомерный характер.

Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Определить и проанализировать какова роль дидактических игр в самостоятельной познавательной деятельности детей.

2. Разработать и апробировать методику использования дидактических игр в самостоятельной познавательной деятельности детей.

3. Проверить в опытной работе эффективность использования методики использования дидактических игр.

В процессе работы над данным исследованием были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольные этапы; педагогическое наблюдение, беседа, тестирование; статистические методы обработки материалов.

 

 


Психолого-педагогическое обоснование проблемы роли дидактических игр в самостоятельной познавательной деятельности детей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...