Направления работы классного руководителя
Основное в работе классного руководителя - воспитание коллектива учащихся. Это важно потому, что выйдя из школы, ребенок войдет в различные коллективы. От того, насколько успешно пройдет его адаптация в этих коллективах, зависит и его психологический комфорт, и успешность в любой деятельности. В классном коллективе ребенок строит модели и проверяет взаимоотношения в мире взрослых. Воспитание коллектива невозможно без формирования межличностных отношений в нем. Система взаимоотношений в коллективе складывается из деловых и личных отношений, тесно связанных и взаимовлияющих. Деловые отношения складываются автоматически с момента организаций коллектива (класса). Организационно класс оформляется для достижения определенных учебно-воспитательных целей. Он включает в себя нормированное количество детей одного паспортного возраста. С оформлением класса задается подсистема деловых отношений. Личные отношения симпатии, безразличия, неприязни возникают между людьми в условиях пространственной и временной близости в результате взаимодействия, имеющего своим содержанием сопереживание, информационный обмен или достижение каких-либо целей в ходе совместных действий. Положительные межличностные отношения - именно их должен формировать классный руководитель - это устойчивые эмоциональные и смысловые контакты учащихся класса, складывающиеся в ходе совместной деятельности, при которых каждый член данного коллектива имеет как можно больше друзей, а с остальными одноклассниками его связывают отношения взаимной симпатии, доверия и уважения, а также чувство сопереживания. Эти отношения имеют своим содержанием информационный обмен и достижение деловых целей в совместной деятельности.
Совместная деятельность во внеурочное время (внеклассная работа) может быть очень разнообразной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей, их положительным интересам и склонностям и одновременно формировать новые интересы и склонности. Наиболее эффективной является деятельность, которая выполняется всем классом. Это может быть классный театр, кружок (наиболее успешно работают кружки по изучению истории искусств, кино, театра, творчества писателя или поэта), «музыкальный салон», «литературная гостиная», кружки, связанные с защитой окружающей среды, благотворительная деятельность (помощь одиноким пожилым людям, инвалидам, детям-инвалидам). Благотворительная деятельность помогает формированию чувства сопереживания, стремления оказать помощь, развивает навыки общения и приучает к социально приемлемому поведению. В выборе вида деятельности классный руководитель практически не ограничен. Надо только, чтобы она была ориентирована на эмоциональную сферу учащихся. Положительные эмоциональные переживания самым благотворным образом влияют на развитие личности детей, формируют и закрепляют положительный стереотип поведения. Развитие коллектива идет не прямолинейно вверх, а волнообразно. Оно имеет спады и подъемы. Обычно спад наблюдается перед возрастными кризами, перед сменой одного периода в детском развитии другим. Затем, после возрастных кризов, наступает подъем. Спады и подъемы психологического развития у детей происходят не одновременно, а в зависимости от специфики их индивидуального развития. Поэтому подъемы и спады развития коллектива проходят более мягко. Организуя деятельность коллектива класса, педагог должен учитывать данное обстоятельство и соответствующим образом планировать работу, постепенно усложняя ее формы.
Деятельность коллектива не должна замыкаться в относительно узких рамках класса. Нужно, чтобы она органически вписывалась в общешкольную общественную жизнь через участие в различных мероприятиях: праздновании памятных дат, юбилеев деятелей науки и культуры, традиционных школьных праздников, общих праздников, конкурсах, в других делах. Дети могут участвовать в работе кружков домов творчества, других внешкольных организаций, например в скаутских отрядах. Нужно, чтобы они принимали участие в классной деятельности, выполняя разовые поручения. В старших классах - X-XI - внеклассную работу организовать сложнее, потому что дети много времени и сил отдают подготовке к поступлению в вуз. Они учатся в профильных классах системы «школа - вуз» или посещают подготовительные курсы. Многие проходят тестирование в избранном вузе до окончания школы и сдают выпускные экзамены, уже будучи студентами. Тем не менее старшеклассники вполне могут участвовать в традиционных общешкольных мероприятиях. Традиции коллектива - классного, школьного - очень важны для воспитания коллектива и личности. Они формируют положительный стереотип поведения. Совместная деятельность учащихся позволяет классному руководителю не только формировать позитивные межличностные отношения, но и управлять ими. В процессе деятельности у детей нивелируется отрицательное отношение к кому-либо из одноклассников, формируется положительное отношение к нему. В классе вообще складываются новые отношения, которые выполняют компенсаторную функцию: снимаются стрессы, вызванные неуспешностью в учебной деятельности, конфликтами в семье. Управление взаимоотношениями в классе идет через информацию о гуманистических взаимоотношениях между людьми, через расширение нравственных понятий детей и закрепление знаний в повседневном общении детей. Индивидуализировать воспитание в коллективе можно через учет типа темперамента, соционического типа и акцентуации характера. Сведения о них дает школьных психолог. Однако это не значит, что классный руководитель должен ориентироваться только на подобные особенности. Одновременно нужно развивать и другие черты личности. Интроверту надо иногда давать поручения, связанные с общением с людьми и выполняемые группой; экстраверту - индивидуальные поручения, требующие усидчивости. У холерика нужно воспитывать выдержку, у сангвиника -настойчивость и последовательность, у флегматика следует развивать альтруистические черты, у меланхолика - активность.
С подростками, имеющими акцентуацию характера (крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера слишком усилены), работать трудно. В первую очередь это касается таких сложных акцентуаций, как шизоидный тип (Максим)1, эпилептоидный (Наполеон), истероидный (Гамлет), гипертимный тип (Гюго). Несколько легче работать с циклоидами (Жуков) -типичными и лабильными; лабильным типом (Дон Кихот), асте-но-невротическим типом (Драйзер), сенситивным (Достоевский), психастеническим (Робеспьер). Определенные трудности возникают с подростками, имеющими застревающий характер (варианты -Штирлиц и Джек), сверхпунктуальный характер - ананкастами (Бальзак), неустойчивым (Габен) и конформным типом (Есенин). Шизоида нужно включать в общение со сверстниками, у эпи-лептоида - смягчать властность, у гипертимов - воспитывать чувство ответственности. Типичным и лабильным циклоидам и психастеникам нужно помочь сформировать адекватную самооценку. Лабильным детям необходимо внимание и участие больше, чем другим, у них необходимо формировать способность к сопротивляемости жизненным трудностям. С астено-невротическим типом нужно много терпения. Сенситивному типу надо давать поручения, связанные с заботой о других. Застревающему - помочь избавиться от злопамятности, ананкасту - выработать самостоятельность. У неустойчивого типа нужно формировать выдержку, у конформного типа - самостоятельность. Эти задачи решаются с помощью педагогической поддержки. Педагогическая поддержка - деятельность классного руководителя и других педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их проблем, связанных с успешностью в учебной деятельности, с общением, с самоопределением.
Превентивная помощь направлена на предупреждение нежелательного с педагогической точки зрения поведения и общения ребенка, формирование умения вести себя в необычной жизненной ситуации, когда ребенок в силу каких-либо обстоятельств оказывается выключенным из привычной системы взаимоотношений. Оперативная помощь - своевременное и быстрое исправление травмирующей ребенка ситуации и направление развития событий в оптимальный педагогический режим. Наиболее важна превентивная помощь детям. Она реализуется при помощи ряда педагогических средств, в частности воспитания у подростков культуры общения, куда входят знания о правилах общения, умения (способы общения) и навыки (применение знаний и умений в повседневном общении). Здесь необходимы педагогический такт, т. е. чувство меры в воспитательном воздействии на ребенка; стиль, или совокупность приемов общения и поведения классного руководителя в коллективе учащихся. Классный руководитель должен говорить коротко и определенно, избегая повторений и тем более длинных нравоучений. Нужно избегать длительных словесных баталий как с отдельными учениками, так и со всем классом; из этих баталий педагог выходит измотанным и без каких-либо стратегических преимуществ. Наказывать (если необходимо) надо не в момент досады, или раздражения, а в спокойном состоянии и только для того, чтобы направить поведение ребенка на правильный путь. Нужно позволить ребенку быть самим собой, уметь взглянуть на происходящее его глазами. Сюда же относится воспитание у детей положительных привычек, Привычки ребенка полностью обусловливаются личностью педагога, в данном случае - классного руководителя, определенностью, постоянством и последовательностью его действий и личным примером. К средствам превентивной помощи относится воспитание у детей чувства собственного достоинства, т.е. уважения к себе и другим, сознание ценности своей личности и ценности личности другого человека. Формы превентивной помощи могут быть очень разнообразны: классные тематические часы, коллективные и индивидуальные беседы о волнующих детей вопросах, обсуждение фильмов, каких-либо жизненных коллизий, книг. Главное - приучить детей читать. Русская педагогика традиционно относит коллективное и индивидуальное чтение к одной из самых действенных форм работы с детьми. Большую роль в превентивной помощи играет творческая работа: выпуск литературных журналов, альманахов, школьных газет, что по силам ученикам IV класса (если есть база, можно выпускать газету типографским способом).
Занятия творческой деятельностью дадут выход энергии детей и возможность раскрыть их способности, повысив тем самим их престиж в среде сверстников - наиболее оптимальной для развития ребенка среде. Оперативная помощь может заключаться в конфеденциаль-ной беседе классного руководителя с учеником. При ее проведении не надо ни на чем настаивать, лучше постараться мягко убедить или переубедить ребенка, если он не прав, предложить ему подумать о своих отношениях со сверстниками, о своем поведении. Здесь можно прибегнуть к так называемой «терапевтической метафоре», одному из приемов детской позитивной психотерапии, которую еще называют «психологией возможностей». Важнейшее место в ней занимает творческое переформирование (рефрейминг) и бессознательное обучение адекватному поведению. Основное -использование метафоры, вида символического языка. Метафора в психотерапии всегда обращена к внутреннему миру ребенка. Она показывает, что он сам может справиться со своими проблемами. Это пробуждает в ребенке потребность в самовоспитании. Для детей подойдут сказки и короткие бытовые истории, для старших подростков и юношей - философские притчи. Классный руководитель может попросить школьного психолога поработать с ребенком или посоветовать ребенку самому обратиться к психологу. Если в школе есть социальный педагог, то надо обратиться к нему с просьбой поработать с семьей ученика (что не исключает работу с семьей, например беседу самого классного руководителя). Иногда бывает необходимо побеседовать с учителями данного класса, объяснить им ситуацию, посоветовать более внимательно отнестись к ребенку, помочь ему. Существует еще одна форма педагогической поддержки - превентивно-оперативная. К ней относятся обучение методам и приемам психической саморегуляции (ПСР). Многие из этих методов были известны в глубокой древности. Ими пользовался, например, знаменитый персидский врач Раза (VIII в.), которому приписывают введение термина «психотерапия». Суть методов ПСР сводится к познанию человеком самого себя. Результат - помочь самому себе в преодолеют трудностей, в победе над своими слабостями или вредными привычками. Работа по обучению детей ПСР предполагает: - сглаживание внутренней дисгармоний, присущей большинству подростков, через развитие способности к концентрации и релаксации; - этическое воспитание. Проводить занятия может человек, обученный данной методике - классный руководитель, учитель, психолог или приглашенный специалист. Серия упражнений выполняется под специально подобранную музыку. После обучения и овладения методами и приемами ПСР на занятиях в школе, дети могут отрабатывать их дома. Занятия ПСР помогают детям видеть себя со стороны, управлять своими эмоциями. Внешне это проявляется в контроле за тембром голоса, выражением лица, взглядом, жестикуляцией. Внешние проявления умения владеть собой четко показывают окружающим границы дозволенного в общении с этим человеком. Его не будут провоцировать на конфликт, пытаться вывести из себя, играть на его слабостях, втягивать в сомнительные компаний. Умение владеть собой помогает детям избавиться от комплекса неполноценности, боязни неудач, насмешек, невыгодного сравнения, от страха не найти друга. К формам превентивно-оперативной помощи детям относятся также ролевые игры. Их лучше проводить с детьми младшего школьного и младшего подросткового возраста. Ролевые игры формируют соответствующий принятым нормам способ поведения. Особое место в воспитательной работе классного руководителя занимает работа с социокультурно и педагогически запущенными детьми. Она проводится в общем контексте воспитательной работы, но имеет свою специфику. Социокулътурная и педагогическая запущенность - длительное неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, свя-занное с негативным воздействием на него микросреды, прелом-ляющимся через внутренние условия (психосоматическое нездоровье, индивидуальные особенности, степень сопротивляемости и т.д.). Социокулътурная запущенность - недоразвитие социальных качеств, ценностных ориентации, мотивов, потребностей, мини-мальный социальный опыт, низкий культурный уровень как производное от низкого образовательного уровня родителей, низкой общей культуры микросреды, где растет ребенок. Педагогическая запущенность - это следствие неполноценности ближайшего окружения: неполная семья, присутствие в семье отчима или мачехи, злоупотребление родителей и родственников алкоголем, влияния асоциального опыта родственников (совершение ими преступлений и отбытие наказания в виде лише-ния свободы), а также следствие педагогических ошибок профес-сиональных педагогов начиная с детского сада. Следствием этого является аберрация (отклонение) в поведе-нии, общении, ведущих видах деятельности. «Возрастной ценз» социокультурно-педагогической запущен-ности значительно снизился. В I класс приходят дети с достаточно глубокими формами запущенности. Среди них все больше девочек, у которых педагогическая и социокультурная запущенность имеют более скрытые, чем у мальчиков, формы, и от этого стано, вятся гораздо опаснее. Девочки быстрее, чем мальчики, проходят путь от социокультурно-педагогической запущенности до совер-шения правонарушений. Девочки-правонарушительницы намного более жестоки и изобретательны, чем мальчики; они хитрее и изворотливее. Поэтому запущенность у девочек представляет собой большую опасность, и классные руководители должны обратить на это внимание. Социокультурно и педагогически запущенные («трудные», де-виантные, дети «группы риска», «проблемные» дети) в последнее время стали очень агрессивными. Имеется в виду агрессивность как свойство личности, возникающее и развивающееся под влиянием деструктивных социальных и психологических факторов и вызывающее поведение, которое можно назвать агрессивным. Агрессия - тип поведения, эффектом которого является причинение ущерба другому лицу (физическая или вербальная атака, а также негативизм и подозрительность; признаками скрытой агрессии являются обидчивость и раздражительность). У таких детей отмечаются фрустрация до снижения сложности поведения почти до уровня регрессии, так как затормаживаются более тонкие и сложные структуры регуляции деятельности; ригидность (затрудненность), преимущественно когнитивная и мотивационная; тревожность (общая, «размытая»), неадекватная самооценка. Жесткий педагогический прессинг, авторитарный сталь работы могут только усугубить ситуацию. Таким детям нужна помощь и поддержка. Педагогическая и социокультурная запущенность детей развивается на фоне равнодушного отношения к ним окружающих: родителей, учителей, знакомых. Дети глубоко переживают это безразличие. Они чувствуют себя одинокими, ненужными, беззащитными. В этом случае наносится ущерб личности, часто необратимый. При работе с девиантными детьми классному руководителю необходимо определить оптимальную позицию по отношению к ним и убедить учителей класса принять ее. Таким образом сформируется единая воспитательная система, которая сама по себе благотворно влияет на ребенка. Оптимальная позиция по отношению к девиантным детям в самом общем виде должна отвечать требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность - умение педагога видеть и понимать индивидуальность ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения. Гибкость - способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его развития и в связи с различными изменениями его жизни. Такая позиция должна быть не только изменчивой в связи с изменениями в личности ребенка, но и предвосхищающей. Прогностичностъ означает, что стиль общения педагога с детьми должен опережать появление их новых психических и личностных качеств. Только на основе прогностичности позиции можно установить оптимальную дистанцию, снять шаблонность в поведении по отношению к ребенку. В работе с девиантными детьми очень важно восстановить у них уверенность и самоуважение, не снижая при этом требований к поведению. Классному руководителю нужно заранее трезво определить, что он хочет и чего не хочет от ребенка. Ребенок должен знать, что приемлемо, а что неприемлемо в его поведении. Педагогу нужно быть абсолютно уверенным в том, что ученик в состоянии выполнить требуемое. Требование невозможного - источник постоянных конфликтов: педагог не оставляет ребенку выбора. Если конфликт возник, то надо как можно скорее погасить его, обсудить и объяснить, к каким последствиям ведет его поведение, обязательно подчеркнуть, что он ответствен за свое поведение. Надо дать почувствовать ребенку, что его уважают и признают его права. Самая распространенная ошибка педагогов - отказ в признании независимости и зрелости подростков и юношей, про-тив чего они протестуют доступными им средствами, чаще всего негативными. Надо предоставлять детям самостоятельность, ко-нечно, в рамках допустимого. Тогда они сами откажутся от нега-тивных поступков и нелепых выходок, которыми пытались дока-зать свою значимость. Классному руководителю следует постараться получить по-мощь от семьи. Сделать это трудно, потому что подавляющее большинство социокультурно и педагогически запущенных детей -выходцы из педагогически несостоятельных семей, и их родители не стремятся к тесным контактам со школой. Тем не менее нужно 1 попытаться превратить родителей в союзников. Таким образом будет создано единое воспитательное пространство, в котором реабилитация (перевоспитание) педагогиче-ски и социокультурно запущенных детей будет весьма успешной. К работе с такими детьми и их родителями надо обязательно привлекать психолога. Эффективную помощь классному руководителю в работе с «неблагополучными» семьями может оказать социальный педагог. Он может организовать помощь семье через социальные учреждения и органы попечительства и опеки. У части учеников имеются большие трудности в обучении. Они I проявляются уже в начальной школе. Об этом учитель должен информировать администрацию школы и по согласованию с ней и школьным психологом направить ученика на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для решения вопроса о целесообразности продолжения его обучения в школе. Данный вопрос 1 согласовывается с родителями. В особо сложных случаях классному руководителю, психологу, социальному педагогу и администрации надо организовать по-мещение ребенка в центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центр). Такие центры работают во всех крупных городах. ППМС-центры принимают безнадзорных детей, но в них - на некоторый срок, определяемый персоналом центра после всестороннего обследования - можно направить детей, с которыми крайне трудно в семье и школе. В центре дети учатся, трудятся, получают помощь психотерапевта и специфически медицинскую помощь (медикаментозную), что иногда крайне необходимо. Планирование работы классного руководителя Воспитательная работа классного руководителя ведется по плану. План работы классного руководителя - важный документ. В нем отмечаются цели, задачи, способы и формы воспитательной деятельности, а также отражаются функции, права и обязанности классного руководителя. Перед началом учебного года проводятся августовские педчте-ния, совещания директоров, заместителей директоров школ, школьных психологов, семинары для учителей, конференции, деловые игры, методические чтения. Организуют их Министерство образования, методические центры учебных округов, окружные управления образования. Работники управления органов народного образования информируют администрацию школы, педагогов об итогах прошедшего учебного года, знакомят с задачами учебно-воспитательной работы на будущий учебный год. На августовских педагогических советах администрация школы знакомит учительский коллектив с задачами на учебный год, стоящими перед системой образования в целом и перед школой, сообщает о плане учебно-воспитательной работы данной школы. На основе полученной информации классные руководители разрабатывают свои планы учебно-воспитательной работы. План учебно-воспитательной работы состоит из нескольких разделов. Раздел 1. «Сведения о классе»: количество учащихся (списочный состав), краткие сведения о здоровье, поведении, успеваемости, занятости общественной работой, о занятиях в кружках, спортивных секциях; сведения о семьях (количество полных, неполных, есть ли семьи, где родителей замещают другие лица), адреса, место работы, телефоны. В этот раздел можно включить «социальный паспорт» социо культурно и педагогически запущенных детей и их семей. «Социальные паспорта» можно сделать на всех учащихся класса, оформить их отдельно. Раздел П. «Цель и задачи учебно-воспитательной работы». В нем определяются цель и задачи работы с учащимися, отмечаются пути и способы достижения цели и решения задач. В раздел рекомендуется внести «Памятку» классного руководителя - краткий свод правил поведения и общения в коллективе учащихся, например: «1. Всегда сохраняй спокойствие. 2. Уважай ребенка. 3. Считайся с его мнением» и т.д. «Памятку» необязательно вводить в раздел плана, лучше записать ее в дневник работы. Раздел Ш. «Организационно-воспитательная работа». В него входят: а) изучение учащихся, их семей; б) выборы и работа Совета (актива) класса, старосты класса, ответственных за учебную, культурно-массовую, спортивную работу; выборы и работа редколлегии (в средней и старшей школе); в) выбор деятельности для класса, распределение обязанностей, контроль за их выполнением через актив класса; г) работа с документами: ведение личных дел, классного жур-нала, работа с дневниками учащихся; составление списков много-детных, малоимущих, «неблагополучных» семей (часто эти пара-метры совпадают), план самообразования (может быть включен в раздел «Повышение квалификаций»). Все списки должны быть, как минимум, в двух экземплярах: один сдается заместителю ди-ректора, курирующему работу классных руководителей, другой хранится у классного руководителя; Сюда же входит сотрудничество с внешкольными учреждениями. Раздел IV. «Учебно-воспитательная работа». Сюда относится: а) работа с учителями класса (беседа с ними, приглашение на] родительские собрания, педагогические консилиумы, организация консультаций для учеников и родителей); б) организация дополнительных занятий с отстающими учени-ками, с учениками, проявившими способности в области некото-рых школьных дисциплин (естественно-научного, гуманитарного циклов), организация консультаций специалистов для учащихся старшей школы по избранной специальности, связь с преподава-| телями курсов для абитуриентов, на которых учатся выпускники; В раздел также входят: проведение викторин (в классе и по па-раллелям), тематических вечеров, классных часов (в день, опреде-ленный для начальной, средней и старшей школы), а также меро-приятии по тому виду деятельности, которым занимается класс; индивидуальная работа с учащимися: беседа с детьми, организа-ция консультаций психолога или социального работника, подбор индивидуальных поручений, подбор художественной литературы для чтения, обсуждение каких-либо проблем (лучше индивиду-альное, но иногда надо провести и коллективное); Если в классе уже сложились определенные традиции, например празднование дня рождения (по месяцам), то это тоже надо отразить в плане. Раздел V. «Внеклассная работа». Отмечается участие класса в общешкольных мероприятиях. Составляется план экскурсий по согласованию с учителями-предметниками, а также план экскурсий в другие города. Планиру-ется участие в городских мероприятиях: олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях. Участие в республиканских конкурсах и соревнованиях, как правило, не планируется: в них участвуют де-ти, которые занимаются в домах творчества и спортивных школах; в спортивных соревнованиях различных уровней участвуют члены хорошо себя зарекомендовавшей школьной спортивной секции; кроме того, эти дети проходят строгий конкурсный отбор. Полезно проводить встречи с известными общественными деятелями, деятелями науки и культуры, ветеранами Великой Отечественной войны, вообще с интересными людьми. Такие встречи положительно влияют на коллектив в целом и на отдельных детей: происходит своеобразная «переоценка ценностей», формируется новый взгляд на привычные ситуации, в новом свете предстают хорошо знакомые люди. Раздел VI. «Работа с родителями». В него входят: а) работа с активом родителей; б) проведение родительских собраний (раз в четверть или триместр обязательно; далее можно решить в рабочем порядке); родительские собрания проводятся в определенные дни по плану школы: если проводятся общешкольные родительские собрания, то они тоже включаются в план; в) собеседования с родителями и консультации для них, которые может проводить классный руководитель, учителя, работающие в данном классе, психолог, социальный работник, представитель администрации школы; г) посещение семей учащихся - для этого можно выделить определенный день и проводить с определенной периодичностью (например, каждая вторая среда месяца); д) необязательно, но можно внести такой пункт, как психолого-педагогическое просвещение родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей может входить в общешкольный план и проводится по четкому графику для начальной, средней, старшей школы (названия могут быть различными: «Лекторий для родителей», «Родительский клуб», «Университет для родителей», «Педагоги - родителям» и т.д.). Его можно ввести по личной инициативе классного руководителя для родителей учащихся его класса или параллели, по договоренности с коллегами, составив для этой цели график. Можно приглашать специалистов - педагогов, психологов, медиков - на родительские собрания. (Такие же встречи можно организовать и с учащимися, они пользуются большой популярностью.) Кроме того, в план надо включать и нетрадиционные формы работы с семьей: «День семьи», «Мама, папа, я - дружная семья», «Наши бабушки и дедушки», конференции «Отец как воспитатель» «Многодетная семья» и др.; диспуты, например, «Семейное счастье... что это (в чем оно?)»; «Ринг между родителями и детьми», когда соревнуются две команды - родителей и детей, «Родительская суббота», «Праздник во дворе», который проводят жители дома и дети, живущие в доме (часто они ходят в одну школу, а некоторые - и в один класс), в празднике могут принять участие и дети, занимающиеся в дворовых клубах «Дог-шоу» и «Кот-шоу». Эти и аналогичные мероприятия надо тщательно подготовить, их сценарий нужно прописать во всех деталях. Желательно провести одну-две репетиции. Раздел VII. «Работа с психологом и социальным педагогом». Основное в этом разделе - выработать единый подход к воспитанию детей, единую стратегию и тактику воспитания и соот-ветст-вующим образом организовать работу учителей данного класса и родителей. Этот раздел можно включить как составляющий в раздел III «Организационно-воспитательная работа». Раздел VIII. «Повышение квалификации»: поступление в институт и получение высшего педагогического образования (если педагог имеет среднее специальное образование), участие в семинарах объединений классных руководителей (начальной, средней, старшей школы), подготовка статей для педагогических журналов и газет, разработка авторских программ, участие в различных конкурсах (от школьных до республиканских), учеба на курсах и в институтах повышения квалификации, стажировки (все это по согласованию с администрацией и общешкольному плану), учеба в заочной аспирантуре или подготовка диссертации в качестве соискателя - формы повышения квалификации не ограничены. В раздел входят изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Это в первую очередь статьи в журналах «Педагогика», «Воспитание школьников», «Магистр» (издается с 1991 г.), «Обруч» (издается с 1995 г.), «Классный руководитель» (издается с 1997 г.), «Учитель» (возобновлен в 1997 г., основан в 1917 г.). План работы классного руководителя составляется согласно режиму работы школы - по четвертям или триместрам, внутри этого разделения - календарный. Это была модель плана работы классного руководителя по разделам. Существует еще ряд моделей составления плана. К ним относится модель по целевым программам типа: «Здоровье», «Учение», «Общение», «Помощь»; модель плана по «ключевым делам» (месяца), модель по видам деятельности. План «Ключевые дела» выглядит примерно так:
Примерный план «Виды деятельности»
Название пунктов плана в разных моделях могут располагаться по степени важности, которую придает им классный руководитель или по традициям школы; то же самое касается составляющих плана: их иерархия (или последовательность) определяется целью и задачами, которые ставит перед собой классный руководитель. На основе любой модели плана классный руководитель может подготовить свою программу воспитательной работы как для всего класса, так и для отдельных учеников, чаще всего для социо-культурно и педагогически запущенных (по их реабилитации или перевоспитанию). В программу также входят цель и задачи. Они носят более общий характер, чем в плане. Программа позволяет добиваться воспитательного результата с более точным учетом конкретных обстоятельств жизнедеятельности коллектива и развития личности. Программа состоит из тех разделов и того их числа, которые педагог считает наиболее оптимальными. Большую помощь классному руководителю оказывает дневник воспитательной работы, куда записываются результаты наблюдения за учащимися, их поведением, общением, размышления по этому поводу, идеи по подбору методов, средств, форм воспитательного воздействия с учетом индивидуальных особенностей детей. Это поможет классному руководителю избежать рутины в работе и применять нестандартные способы воспитательной работы с детьми. Контрольные вопросы и задания 1. Какие типы классного руководства существуют в современной школе? 2. Назовите функции классного руководителя. 3. Какова основная цель деятельности классного руководителя? 4. Какие направления можно выделить в работе классного руководителя? 5. Как планируется деятельность классного руководителя? Литература 1. Болдырев Н.И. Классный руководитель. - М.: Просвещение, 1971. 2. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. - М., 1997. 3. Голикова М.И., Кирсанова О. А. Организация работы с «трудными» детьми // Классный руководитель. - 1999. - № 1. 4. Горшкова Е.А. Работа классного руководителя с коллективом класса по ранней профилактике правонарушений учащихся. -Тамбов, 1990. 5 .Добсон Д. Непослушный ребенок. - СПб., - 1995. 6. Капустин Н.П. Функциональные обязанности классного руководителя // Классный руководитель. - 1997. - № 2. 7. Классному руководителю об изучении передового педагогического опыта и проблемах воспитательной работы в школе (Метод, рекомендации для кл. руководителей) / Под общ. редакцией В. И. Сметанина, В.Ф. Кривошеева. - М., 1987. 8. Кузнецов Ю.К. План работы классного руководителя: Учеб. пособие. -Калинин, 1982. 9. Миллс Д., Кроули Д. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». - М., 1996. 10. Пезешкиан X. Основы позитивной психотерапии. - Висбаден - Архангельск, 1994. 11. Соколинская Г. К. Планирование воспитательной работы в начальных классах // Классный руководитель. - 1998. - № 5. 12. Шуркова Н. Е. Педагогический анализ воспитательного процесса // Классный руководитель. - 1998. - № 1. 13. Шуркова Н.Е. Программа воспитания школьника // Классный руководитель. - 1998.-№ 1. 14. Эриксон М., ХейлиДж. Необычайная психотерапия. - СПб., 1995. Глава 18
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|