Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися интровертивного социально-педагогического типа

Характеристика типа личности по Миниярову

 В сфере отношения к людям: а) по возможности учителю можно было бы ставить учащихся этого типа в ситуации, в которых нужно устанавливать неформальные контакты с окружающими

 В сфере отношения к деятельности: а) При этом им нужна будет постоянная поддержка педагога в виде подбадривания

В сфере отношения к своим возможностям: а) следует учитывать, что дети этого типа могут слабо успевать по какому-либо предмету из-за робости перед преподавателем или иметь плохие оценки из-за безэмоциональных ответов.

 В сфере отношений в коллективе: а) стремление учащихся этого типа личности к индивидуальной деятельности педагогу следует преодолевать через создание совместных общих дел класса.

В сфере отношения к себе:нужно объяснить, что у него нет друзей в классе и в школе потому, что он сам слишком замкнут и первый никогда не идет на контакт с товарищами.

В сфере отношения к критике: эти дети нуждаются не в критике, а в большей поддержке со стороны педагога.

 

 

В сфере отношения к деятельности: учитель с первого дня прихода в школу детей инфантильного типа должен их брать на особый контроль и не выпускать из поля зрения, не позволяя учащемуся отключаться от работы, заниматься своими делами; большое значение для данного типа личности имеют ситуации, приучающие быстро переключаться с одного занятия на другое, которые вполне может создавать учитель как в условиях одного урока, как и во внеучебной деятельности; поучительной может быть ситуация, когда учитель не дает конкретных указаний и инструкций к выполнению задания, которое ученик не хочет выполнять, а позволит это сделать самостоятельно.

В сфере отношения к своим возможностям: следует помнить, что при всем своеволии эти дети совершенно несамостоятельны и не уверены в себе. Поэтому очень важно ставить этих учащихся в ситуации принятия самостоятельных решений, в особенности там, где у них, по их мнению, сложились тупиковые обстоятельства; раскрываемые такими учащимися в различных видах деятельности хотя бы минимальные способности требуют поощрения и признания их достижений. Для учеников данного типа вера в свои возможности есть первооснова, которая позволит в последующем раскрыть талант в избранном ими виде деятельности. Занятия любимым делом потребуют дополнительных знаний, таким образом можно будет приобщить их к учебной деятельности.

 

В cфepe отношения к людям: в отдельных ситуациях правдивые и искренние высказывания таких детей или же попытка с их стороны найти справедливое решение конфликтной ситуации, может вызвать недовольство не только их сверстников, но и учителей. В таких случаях педагогу необходимо защищать их от наиболее агрессивных членов ученического коллектива;

 В сфере отношения к своим возможностям: для повышения уверенности в себе и своих возможностях педагогу желательно порекомендовать учащимся такого типа психотехническое упражнение "Полный покой души". Смысловое содержание этого упражнения в том, чтобы, когда ученик не уверен в себе или чего-то боится, пусть вспомнит приятное событие и те ощущения, которые он испытывал. Настройте его на состояние "полного покоя души", и пусть он постарается находиться в этом состоянии как можно дольше. Если у него это получилось хотя бы один раз, пусть запомнит это состояние, чтобы в следующий раз, когда начнет испытывать робость, неуверенность в себе, вспомнит изведанное ощущение и войдет в него снова.

 

 

 

 В сфере отношения к людям:  через различные поручения можно попробовать создать ситуации вынужденного активного общения с большим количеством людей. Первоначально это будет их сильно утомлять, но постепенно они будут привыкать к непринужденному общению.

 В сфере отношения к деятельности: предрасположенность у этих учащихся к занятию физическим трудом не означает, что они неспособны к интеллектуальной деятельности. Напротив, если педагог будет постоянно создавать ситуации, в которых необходимо выполнять интеллектуальную деятельность, хотя бы по заранее заданным схемам и правилам, то очень быстро такие учащиеся добиваются успехов и в творческой деятельности за счет усидчивости, стойкости и желания доводить начатое дело до конца.

 В сфере отношения к своим возможностям: Таким ученикам необходима дозированная помощь в очень тактичной форме. Иногда может быть оправданной и завышенная оценка в целях повышения его уверенности в себе, изменения самооценки;

 В сфере отношений в коллективе: педагогу необходимо создавать ситуации, в которых учащиеся интровертивного типа личности не могли бы уклониться от выражения собственной позиции и отношения к тем, за кого они хотели бы выступить открыто с защитой или поддержкой.

 

 

В сфере отношения к людям: замкнутость и суровость детей тревожного социально-педагогического типа личности чаще всего связана с настороженным ожиданием агрессивных действий со стороны других людей. Для формирования новых положительных форм отношения к людям необходимо снизить эти опасения, проявлять тактичность самому и следить за тем, чтобы ученики не оскорбляли друг друга; следует доводить до сознания учащихся общие правила, закономерности этического общения с людьми, совместно разбирать возникающие ситуации, имея в виду, что такие ученики очень боятся быть осмеянными или осужденными, в то же время не воспринимают длинных рассуждений на этические темы, принимая их за пустое морализирование.

 В сфере отношения к деятельности: педагог может помочь родителям и убедить их в необходимости индивидуальной формы обучения, если был установлен высокий уровень проявления тревожного характерологического свойства личности у учащегося; в случае, если ребенок остается в классе, то желательно его посадить на заднюю парту, позволяя проявлять определенную двигательную активность, не мешающую другим;  если замечено, что ребенок переутомлен и не может сидеть спокойно, следует ввести физкультуру. В последующем можно давать поручения по оказанию помощи учителю, связанные с двигательной активностью, чтобы снять психологическое напряжение.

 В сфере отношения к своим возможностям: а) педагогу следует относиться с большой осторожностью к возможностям учеников тревожного социально-педагогического типа личности, т.к. на вербальном уровне они их завышают, а в действительности не способны доводить дело до конца и часто чувствуют себя либо подавленными, либо раздраженными. Учащихся этого типа нужно постоянно подбадривать и воодушевлять, а самое главное - хвалить и убеждать в том, что у них всегда все получится..

В сфере отношении в коллективе: в период обучения детей такого типа в начальной школе не следует их брать на общественные мероприятия, связанные с перемещением в транспорте и большими скоплениями народа. Если же ребенок оказался на таком мероприятии, то нужно его держать возле себя, так как он будет стремиться к дезорганизации коллектива; не следует с первого класса формировать негативное отношение к личности тревожного типа у членов ученического коллектива. Необходимо разбирать поступки и действия ребенка, дезорганизующего коллектив, а не личностные качества, т.к. последнее способствует превращению ученика в "изгоя".

. В сфере отношения к себе: особенно полезно учащихся этого типа ставить в позицию, в которой он вынужден, хотя бы на мгновение, взглянуть на себя как на неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств, личность.

. В сфере отношения к критике: детям этого типа не следует читать длинных нотаций по поводу их поступков, разбираться в том, кто прав, а кто виноват. Желательно делать строгое замечание с требованием прекращения действий. Не следует обсуждать публично в классе их поступки, вызывая общественное порицание, формировать групповое мнение нетерпимости по отношению к таким учащимся. Это бессмысленно, т.к. им безразлично мнение других, наоборот, еще больше развивает циничное отношение к общественному мнению;

 

 В сфере отношения к людям:  по возможности учителю можно было бы ставить учащихся этого типа в ситуации, в которых нужно устанавливать неформальные контакты с окружающими. Для начала это могли бы быть близкие им люди, а в дальнейшем и малознакомые. Это необходимо делать для того, чтобы учащийся преодолел робость в общении как со своими сверстниками, так и окружающими его людьми; через различные поручения можно попробовать создать ситуации вынужденного активного общения с большим количеством людей. Первоначально это будет их сильно утомлять, но постепенно они будут привыкать к непринужденному общению.

 

 

 

Для устранения этого недостатка педагог может порекомендовать психотехническое упражнение "Полный порядок". Содержание его заключается в том. чтобы ученик начал наводить элементарный порядок у себя на столе, определил каждому предмету конкретное место и в дальнейшем постарался бы класть его именно туда. "Навести порядок в мыслях" можно с помощью дневника или еженедельника.

 

 

В сфере отношения к своим возможностям: следует учитывать, что дети этого типа могут слабо успевать по какому-либо предмету из-за робости перед преподавателем или иметь плохие оценки из-за безэмоциональных ответов. Таким ученикам необходима дозированная помощь в очень тактичной форме. Иногда может быть оправданной и завышенная оценка в целях повышения его уверенности в себе, изменения самооценки; для детей данного типа можно было бы рекомендовать психотехнические упражнения "Оратор", "Массовик-затейник", которые по своей направленности ставят учащихся в позицию активного деятеля, отрабатывающего постановку громкого и четкого голоса, или ведущего развлекательного вечера.

 

 

 В сфере отношения к деятельности: если обнаруживается, что дети хорошо выполняют домашние задания, но не в состоянии выполнить самостоятельную работу в классе, то можно по согласованию с родителями провести недельный или двухнедельный эксперимент. Оставлять после занятий для выполнения домашнего задания до тех пор, пока оно не будет выполнено, при этом не помогать ребенку. В сфере отношений в коллективе: в отдельных случаях, когда учащиеся инфантильного типа проявляют безнравственное поведение по отношению к своим близким, товарищам или в целом к классу, можно создавать ситуацию временного отказа от общения с ним, но не на длительный период времени. В сфере отношения к себе: педагогу необходимо всю свою работу с учащимися построить на преодолении нерешительности, чувства неполноценности, закомплексованности и, прежде всего, ложной застенчивости; б) при общении с этими учащимися нужно постоянно обращаться к его чувству ответственности, поддерживать любые положительные начинания. Особо опасно высмеивать или подавлять инициативу учащихся инфантильного типа, т. к. это может привести к непредсказуемым последствиям; в) педагогу желательно постоянно подбадривать учащихся этого типа. давать ему возможность вспомнить и рассказать о тех ситуациях, в которых он смог проявить себя достаточно решительным и смелым человеком. Следует поощрять его готовность самостоятельно принимать решение и в дальнейшем действовать в соответствии с ним. Этим учащимся можно было бы порекомендовать психотехнические упражнения "Риск - дело благородное", "Решительность", "Внутренний голос".

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...