Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По дисциплине «программирование»

Контрольная работа по дисциплине «Программирование»

Для студентов 2 курса, специальности «Информатика»

IV семестр, заочное отделение

2011-2012 уч. год.

 

Требования к выполнению контрольной работы:

1. Титульный лист (Приложение 1).

2. Ответ на теоретический вопрос в печатном виде.

3. Формулировка заданий по варианту (номер варианта должен соответствовать порядковому номеру студента в списке группы).

4. Вид спроектированных форм.

5. Тексты программ на языке программирования Delphi.

6. Результаты вычислений (протоколы работы программ).

7. CD-диск с программами на языке программирования Delphi.

 

Требования к оформлению контрольной работы:

1. Текст контрольной работы должен быть выполнен на отдельных листах формата А4.

2. Текст контрольной работы должен быть набран в текстовом процессоре Word и соответствовать следующим требованиям: отступы – левое (3 см.), правое (1,5 см.), верхнее (2 см.), нижнее (2 см); шрифт – Times New Roman; размер шрифта – 14; межстрочный интервал – полуторный.

 

Пример оформления контрольной работы

 

Вариант №...

1. Теоретический вопрос в соответствии со своим вариантом.

Ответ на теоретический вопрос в печатном виде.

 

2. Реализация практического задания. Уровень I.

2.1 Постановка задачи.

Составить программу для вычисления силы тока на участке электрической цепи по закону Ома для участка цепи: I = U/R. Напряжение U и сопротивление R задаются как исходные данные.

2.2 Вид спроектированной формы:

 

2.3 Текст программного модуля (файл Unit1.pas):

 

unit Unit1;

 

interface

 

uses

 

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls;

 

type

 

TForm1 = class(TForm)

Edit1: TEdit;

Edit2: TEdit;

Label1: TLabel;

Label2: TLabel;

Label3: TLabel;

Label4: TLabel;

Button1: TButton;

Button2: TButton;

procedure Button2Click(Sender: TObject);

procedure Button1Click(Sender: TObject);

 

private

 

{ Private declarations }

 

public

 

{ Public declarations }

 

end;

 

var

 

Form1: TForm1;

 

implementation

 

{$R *.dfm}

 

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

 

{Обработчик нажатия кнопки «Выход» – закрытие формы.}

 

begin

 

close;

 

end;

 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

 

{Обработчик нажатия кнопки «Расчет» – выполнение расчета.}

 

var U, R, I: real;

cod1, cod2: integer;

s: string;

 

begin

 

{Чтение исходных данных из компонентов Edit1 и Edit2, преобразование их из строки в число и запись в переменные U и R:}

val(Edit1.Text, U, cod1);

val(Edit2.Text, R, cod2);

 

{Проверка введенных данных на корректность:}

if (cod1<>0) or (cod2<>0) or (R=0) then

begin

Label4.Caption:='Некорректные данные!';

exit;

end;

 

{Расчет:}

I:=U/R;

 

{Преобразование численной переменной I в строковую s:}

str(I:4:2, s);

 

{Вывод (отображение) результата в компоненте Label4:}

Label4.Caption:=s;

 

end;

 

end.

 

 

Задания по вариантам

Вариант 1

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Понятие строки и символа в программировании. Описание переменных строкового и символьного типа в программе. Основные операции над переменными строкового и символьного типа.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Дана строка. Проверить, является ли она целым числом.

 

Уровень II. Дана строка, состоящая из букв и цифр. Вычислить сумму цифр, входящих в строку.

 

Уровень III. Определить принадлежит ли точка с координатами (x, y) прямоугольнику с левой верхней вершиной (x1, y1) и правой нижней (x2, y2). Сделать соответствующий чертеж на форме.

 

Вариант 2

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Основные процедуры и функции для обработки строк. Примеры алгоритмов обработки строк.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Дана строка, состоящая из букв и цифр. Преобразовать строку, оставив в ней только цифры.

 

Уровень II. В электрическую цепь включены пять сопротивлений: R1, R2, R3, R4, R5, причем сопротивления R1, R2, R3 соединены параллельно. Найти общее сопротивление цепи. Нарисовать на форме соответствующую электрическую схему.

 

Уровень III. Составить программу, которая определяет, принадлежит ли точка с заданными координатами (x, y) заштрихованной области (включая границы) координатной плоскости. Выполнить программно соответствующий чертеж на форме.

 

Вариант 3

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Понятие множества. Назначение множеств в программировании. Описание переменных типа множество.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Дан текст (массив строк) в котором слова разделены одним, или несколькими пробелами. Составить программу, которая определяет количество слов в каждой строке.

 

Уровень II. Построить график функции y(x)=2x2–3x+1. Определить ее максимальное и минимальное значение на отрезке [a, b].

 

Уровень III. Исходная строка текста состоит из слов, разделенных одним или несколькими пробелами, подсчитать количество слов в строке, определить самое короткое и самое длинное слово.

 

Вариант 4

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Операции над множествами. Примеры работы с множествами.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Составить программу, которая заменяет в строке малые буквы (строчные) на большие (прописные).

 

Уровень II. Задана строка текста на русском языке. Выписать все гласные буквы (заглавными, в том же порядке, как они следуют в строке, не повторяясь), которые входят в данный текст.

Пример: Исходная строка: «А решу ка я эту задачу сам!» => Результат: «АЕУЯЭ».

 

Уровень III. Разработать приложение, которое позволяет:

- создать структуру данных, определенную ниже в таблице;

- отобразить созданную структуру данных в таблице (компонент StringGrid);

- редактировать данные;

- сохранить данные в файл на диск при помощи компонента SaveDialog;

- открыть с диска файл с данными при помощи компонента OpenDialog;

- подготовить файл с данными для проверки работы программы;

- обработать данные (вычислить общую сумму заказа).

 

Материал Ед. измерения Количество Цена ед., руб. Сумма, руб.
Краска л     =(вычисляется)
       

 

Вариант 5

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Понятие записи. Описание переменных типа запись. Операции над записями.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Построить график функции .

 

Уровень II. Дан прямоугольный массив чисел A (из n строк и m столбцов) со значением элементов от 0 до 255 (заполнить случайными числами). Из массива выбираются два любые столбца. Построить линейный массив B, состоящий из чисел, которые входят и в 1-й, и во 2-й выбранный столбец.

 

Уровень III. Разработать приложение, которое позволяет:

- создать структуру данных, определенную ниже в таблице;

- отобразить созданную структуру данных в таблице (компонент StringGrid);

- редактировать данные;

- сохранить данные в файл на диск при помощи компонента SaveDialog;

- открыть с диска файл с данными при помощи компонента OpenDialog;

- подготовить файл с данными для проверки работы программы;

- обработать данные (отобразить значения колонки «Сумма» на гистограмме).

 

№ п/п Товар Ед. изм. Количество Цена ед., руб. Сумма, руб.
  Печенье «Василек» кг     =(вычисляется)
         

 

Вариант 6

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Понятие файла в программировании. Описание файловых переменных. Типы файлов.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Построить график функции y=a∙cos(b∙x)+c∙sin(d∙x).

 

Уровень II. Задан прямоугольный массив. Отобразить элементы заданного столбца на гистограмме.

 

Уровень III. Фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» используется для запоминания последовательности цветовых оттенков радуги – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Составить программу, в которой вводятся три слова, представляющие разные цвета радуги, и выводит их на экран в том порядке, в каком они должны быть расположены в описанной выше цветовой гамме. Например, введены слова желтый, красный и синий. На экран их следует вывести в «правильном» порядке – красный, желтый, синий.

 

Вариант 7

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Стандартные процедуры и функции для работы с файлами.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Построить график функции y=a∙x3+b∙x2+c∙x+d.

 

Уровень II. Составить программу, которая запрашивает у пользователя N фамилий, сортирует их по алфавиту и выводит отсортированный список.

 

Уровень III. Разработать приложение, которое позволяет:

- создать структуру данных, определенную ниже в таблице;

- отобразить созданную структуру данных в таблице (компонент StringGrid);

- редактировать данные;

- сохранить данные в файл на диск при помощи компонента SaveDialog;

- открыть с диска файл с данными при помощи компонента OpenDialog;

- подготовить файл с данными для проверки работы программы;

- обработать данные (отсортировать данные по убыванию значений в колонке «Расход»).

 

Номер автомобиля Марка Расход, л на 100 км Пробег, км Расход, л
15-45 ГКЛ ГАЗ-53     =(вычисляется)
       

 

Вариант 8

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Назначение и основные свойства компонентов TOpenDialog и TSaveDialog.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Дана строка текста. Определить в ней суммарное количество буква «а» и «А».

 

Уровень II. Отобразить элементы линейного массива на гистограмме.

 

Уровень III. Выполнить преобразование вещественного числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно.

 

Вариант 9

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Понятие мультимедиа-приложения. Компонент MediaPlayer и его использование для воспроизведения звуковых и видео файлов.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Задана строка текста на русском языке. Выписать все гласные буквы (прописными, в алфавитном порядке, не повторяясь), которые входят в данный текст.

Пример: Исходная строка: «А решу ка я эту задачу сам!» => Результат: «аеуэя».

 

Уровень II. Задан прямоугольный массив. Отобразить элементы заданной строки на круговой диаграмме.

 

Уровень III. Дана таблица экспериментальных данных – в первом столбце значение задаваемой силы тока i, во втором значение полученного напряжения U в некоторой электрической цепи. Построить график зависимости U(i) по экспериментальным данным.

 

Вариант 10

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Проектирование главного и локального меню в приложении.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Разработать приложение для осуществления простейшей анимации путем периодического изменения отображаемой картинки в компонентах Image. (Количество картинок не менее трех, картинки подобрать самостоятельно).

 

Уровень II. Отобразить элементы линейного массива на круговой диаграмме.

 

Уровень III. Дана строка, состоящая из слов, разделенных одним, или несколькими пробелами. Определить и выписать самое длинное слово.

 

Вариант 11

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Проектирование панели инструментов и строки состояния в приложении.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Построить график функции .

 

Уровень II. Построить график функции, заданной параметрически (астроида):

x(t) = a∙cos3(t)

y(t) =a∙sin3(t)

 

Уровень III. Составить программу, которая позволяет:

- создать файл с данными следующей структуры: «ФИО», «Телефон», «Адрес»;

- открыть ранее созданный файл, отобразить данные на форме, с возможностью их редактирования и сохранения;

- отыскать адрес абонента по заданному номеру телефона.

 

Вариант 12

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Отображение на форме графических и текстовых файлов.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Проверить, является ли заданное слово палиндромом, т.е. читается одинаково слева направо и справа налево.

 

Уровень II. Построить график функции, заданной уравнением в полярной системе координат (улитка Паскаля) R(f)=a∙cos(f)+b.

 

Уровень III. Составить программу, которая позволяет:

- создать на диске текстовый файл;

- открыть для редактирования созданный ранее текстовый файл, при этом на диске создается его резервная копия (расширение файла – bak);

- сохранить отредактированный файл.

 

Вариант 13

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Стандартные процедуры и функции для работы с файлами.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Дана строка-предложение на русском языке. Определить суммарное количество содержащихся в строке знаков (не букв, цифр и пробелов).

 

Уровень II. Составить программу, которая программно (с использованием объекта Canvas) рисует на экране мишень (n окружностей с общим центром и равномерно изменяющимся радиусом).

 

Уровень III. Придумать и нарисовать рисунок из компонентов Shape. Программно изменяя положение, размер или цвет компонентов Shape в рисунке осуществить элементы простейшей анимации. Отдельные элементы изображения можно отобразить при помощи компонента Image.

 

Вариант 14

 

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Понятие файла в программировании. Описание файловых переменных. Типы файлов.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Дана строка, состоящая из букв и цифр. Определить суммарное количество содержащихся в строке цифр.

 

Уровень II. Составить программу расчёта таблицы значений функции y(x)=a∙x4+b∙x3+c и построить ее график при изменении x от x0 до xn с шагом dx.

 

Уровень III. Составить программу, в которой осуществляется движение графического объекта в пределах формы. Вид объекта – кружок. Траектория движения – синусоида.

Вариант 15

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Понятие записи. Описание переменных типа запись. Операции над записями.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Задана строка текста, заменить в ней все прописные буквы (большие) на строчные (малые).

 

Уровень II. Заданы массивы A и B целых чисел со значением элементов от 0 до 255. Построить массив C, состоящий из тех чисел, которые есть в A, но нет в B.

 

Уровень III. Прочитать из текстового файла in.txt массив целых чисел A, отобразить его в таблице на форме. Построить массив B из четных элементов массива A. Массив B отобразить на форме в таблице и записать в текстовый файл out.txt. Файл исходных данных подготовить самостоятельно в редакторе «Блокнот».

 

Вариант 16

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Понятие мультимедиа-приложения. Компонент MediaPlayer и его использование для воспроизведения звуковых и видео файлов.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Даны два множества чисел A и B. Построить и вывести объединение этих множеств.

 

Уровень II. Составить программу для перевода целого числа из 10-й системы счисления в 8-ю.

 

Уровень III. Составить программу, которая программным способом (используя объект Canvas) рисует на экране шахматную доску.

 

Вариант 17

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Программирование элементов анимации (динамической графики).

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Даны два множества символов A и B. Построить и вывести разности этих множеств (A–B и B–A).

 

Уровень II. Составить программу для перевода целого числа из 10-й системы счисления в 2-ю.

 

Уровень III. Составить программу, которая определяет, принадлежит ли точка с заданными координатами (x, y) заштрихованной области (включая границы) координатной плоскости. Программно выполнить чертеж.

 

Вариант 18

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Отображение на форме графических и текстовых файлов.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Даны два множества символов A и B. Построить и вывести пересечение этих множеств.

 

Уровень II. Составить программу для перевода целого числа из 8-й системы счисления в 10-ю.

 

Уровень III. Разработать приложение, в котором имитируется полет птицы над лесом (лес получить путем рисования одного «дерева» в цикле).

 

Вариант 19

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Проектирование и отображение графиков и диаграмм в Delphi.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Задан текст, в котором предложения заканчиваются только точкой, восклицательным знаком или вопросительным знаком. Определить количество предложений в тексте.

 

Уровень II. Составить программу для перевода целого положительного числа из 2-й системы счисления в 10-ю.

 

Уровень III. Дана строка, состоящая из слов, разделенных одним, или несколькими пробелами. Преобразовать строку, переписав в ней каждое слово в обратном порядке.

 

Вариант 20

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Формирование изображений в Delphi программным способом. Общий обзор. Свойства объекта Canvas.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Задан текст, в котором предложения заканчиваются только точкой, восклицательным знаком или вопросительным знаком. Определить каких предложений в тексте больше всего: обычных, вопросительных, или восклицательных.

 

Уровень II. Дан текст (массив строк). Составить программу, которая в каждой строке текста определяет номер позиции последней точки.

 

Уровень III. Составить программу для перевода вещественного числа из 16-й системы счисления в 2-ю.

 

Вариант 21

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Методы объекта Canvas для рисования прямых, ломаных и кривых линий, геометрических фигур, закраски, управление цветами.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Задан текст, в котором встречаются числа 1, 2, 3. Заменить их римским написанием I, II, III.

 

Уровень II. Дана строка текста, в которой встречаются как русские, так и латинские буквы (заглавные и прописные). Выписать из строки только русские буквы в алфавитном порядке, не повторяясь.

 

Уровень III. Составить программу для перевода вещественного числа из 16-й системы счисления в 4-ю.

 

Вариант 22

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Окна диалога и их управляющие элементы: управляющие кнопки, текстовые надписи, однострочный и многострочный редактор текста.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Задан текст, в котором встречаются римские числа I, II, III. Заменить их обычным написанием 1, 2, 3.

 

Уровень II. Составить программу, которая определяет, принадлежит ли точка с заданными координатами (x, y) заштрихованной области (включая границы) координатной плоскости. Программно выполнить чертеж.

 

Уровень III. Изобразить вращение отрезка вокруг одного из его концов.

 

Вариант 23

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Окна диалога и их управляющие элементы: независимые и зависимые переключатели, кнопки для увеличения и уменьшения числовых значений, список, выпадающий список, таймер, календарь.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Задан текст, который представляет собой номер телефона в произвольном написании, т.е. может содержать буквы и знаки. Преобразовать текст, оставив в нем только цифры.

 

Уровень II. Составить программу вычисления таблицы значений функции y=b∙cos(x)–sin3(x) и построить ее график при изменении x от x0 до xn с шагом dx.

 

Уровень III. Разработать приложение, в котором осуществляется перемещение стилизованного (упрощенного) человечка в горизонтальном и вертикальном направлении при нажатии соответствующих клавиш курсора.

 

Вариант 24

1. Дать письменный ответ на следующий вопрос:

Способы вывода графической информации в Delphi.

 

2. Разработать приложение в среде программирования Delphi для решения одной из трех предложенных задач:

Уровень I. Задан текст, в котором встречаются числа 1, 2, 3. Заменить их словами один, два, три.

 

Уровень II. Сформировать на экране таблицу ASCII таким образом, чтобы в ней были представлены все отображаемые символы кодовой страницы и их числовые коды.

 

Уровень III. Разработать приложение, в котором отображается вращение треугольника вокруг одной из его вершин.

 

Приложение 1

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия

им. Д.И. Менделеева»

 

Кафедра информатики, теории и методики обучения информатике

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ»

Вариант № 1

 

 

Выполнил: студент 22 группы физико-математического факультета, специальности «Информатика», заочного отделения Иванов Н.В.  
Проверил: ст. преподаватель Оленькова М.Н.    

 

 

Тобольск, 2012

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...