Сущность категории качества
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Управление качеством как этап развития общего менеджмента организации СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1. СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ КАЧЕСТВА…………………………………5 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ……………………7 3. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ОБЩИМ МЕНЕДЖМЕНТОМ……………………………………………………………..11 4. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОП КАК ЭТАП ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………..….18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….…27 ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………...28
ВВЕДЕНИЕ Сегодня, в эру активно развивающейся рыночной экономики, конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества, таким образом, определяя необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей организаций считаться с необходимыми качественными характеристиками, подтверждаемыми сертификатом соответствия на продукцию. Большинство предприятий, которые занимаются производством, имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. Современные условия рынка обуславливают наличие сертификата на систему качества, решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия. История многих зарубежных и отечественных компаний яркое подтверждение этого. Вопросам управления качеством посвящены многие исследования ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества, поэтому важно обобщить основные положения теории и практики в данной области.
Актуальность выбранной темы. Успех, процветание и развитие любой современной организации определяются множеством факторов как внешней, так и внутренней среды. Однако наступивший век по праву называют веком качества. Только качество продукции при всем многообразии производимых аналогичных товаров может привлечь потребителя и обеспечить получение прибыли. Качество труда также во многом определяет результаты деятельности организации, а качество жизни — неотъемлемая характеристика современного общества. Каждая организация ищет новые пути, подходы и методы, которые позволили бы ей развиваться, быть лидером в условиях конкуренции. Большинство современных концепций повышения эффективности деятельности организаций базируются на теории, методологии и практике управления качеством. Цель исследования – рассмотреть управление качеством как этап развития общего менеджмента организации. Для этого перед нами стоит ряд задач: 1. Выявить основное понятие качества; 2. Рассмотреть основные этапы развития управления качества; 3. Проанализировать управления качеством как этап развития общего менеджмента организации; 4. Выделить роль управления качеством в общем менеджменте организации. Структура контрольной работы. Работа состоит из введения, основной части, разделенной на параграфы, заключения и списка использованных источников. В работе использовалась учебно-методическая литература, научные статьи и Интернет-ресурсы.
СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ КАЧЕСТВА Возникновение функционального понимания качества в начале XX в. было тесно связано с экономическими процессами и практикой хозяйствования и обусловило выражение качественных характеристик через количественные параметры. К концу столетия наука совершила переход от парадигмы механистичности, для которой было характерно представление о мире как о механизме, а о качестве — как о наборе вещественных характеристик, к парадигме организованности, а с ней и к понятию интегрального, всеобщего качества, базирующемуся на многоаспектности данной категории.
Качество – это универсальная философская категория, охватывающая как явления внешнего мира, так и сознание человека. Качество, как философская категория, впервые было проанализировано Аристотелем (3 в. до н.э.), определившем его как «видовое отличие,... видовой признак, отличающий данную сущность... от другой сущности, принадлежащей к тому же роду». Конкретно-экономических трактовок понятия качества существует также достаточно большое количество. В частности, американский профессор Х.Д. Харрингтон пишет, что качество – это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникнет потребность, а высокое качество – это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает[1]. «Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением». Определение качества как совокупности свойств продукта, направленных на удовлетворение определённых потребностей, можно отнести и к потребительной стоимости. Между тем это взаимосвязанные, но не тождественные категории. В зависимости от формы проявления можно выделить качество как внешнюю определенность (она раскрывается через совокупность свойств, а свойства предмета проявляются в его взаимодействии с другими предметами) и качество как внутреннюю определенность, выражающую целостность предмета и его сущностные характеристики. По природе носителей качество подразделяется на природное (материальноструктурное), в основе которого лежат свойства самой природы (любое природное тело — почва, воздух, вода и т.п. — определяется прежде всего по-своему материальноструктурному качественному статусу); социальное, обусловленное особенностями социальных от ношений; духовное, характеризующее духовный мир, мир ценностей. В зависимости от подхода к исследованию выделяют функциональное и системное качество. В основе функционального типа качества находится принцип специализации, назначения. Это прежде всего видно на примере предметов, созданных человеком, так как нас интересуют их назначение, функции. С этими же мерками люди часто подходят к самобытным природным образованиям, наделяя их тем или иным функциональным качеством, например, почву — биопродуктивностью, не придавая значения тому, чем и какими системными факторами она обусловлена. Функциональный подход широко распространен и по отношению к человеку. Для работодателя функциональные качества сотрудника превыше всего. Системный тип качества значим для рассмотрения природных, социальных и духовных явлений. Любое сложное образование есть прежде всего системное образование, для которого ведущее значение имеют его целостность и характер взаимосвязи составляющих его элементов.
Таким образом, понятие качества отражает большое многообразие свойств предметов и явлений, которые находятся в постоянном движении, подвержены изменениям. Управление качеством продукции — одна из сторон управления производством. Однако процесс управления качеством продукции не ограничивается только процессом ее изготовления, а рассматривается гораздо шире. ГОСТ 15467 определяет управление качеством продукции как “действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества”. Качество продукции формируется на этапах её проектирования и изготовления и поддерживается на этапе эксплуатации. На каждом этапе на качество влияют определенные факторы и условия. Управление качеством продукции – это постоянный, планомерный, целенаправленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и его поддержание при использовании продукции. Под фактором обеспечения качества продукции понимается конкретная сила, изменяющая свойства сырья, материалов, конструктивных элементов или изделия в целом. Сюда относятся: предметы и орудия труда, оборудование, оснастка, инструмент, технология, а также профессиональные знания и навыки разработчиков, рабочих, организаторов производства.
Под условиями обеспечения качества продукции понимаются производственные обстоятельства, обстановка, среда, в которых действуют факторы обеспечения качества продукции. Рассмотрим основные факторы, определяющие качество продукции на разных этапах её жизненного цикла. На этапе проектно-конструкторских разработок основными факторами, обеспечивающими качество изделий, являются: − глубокая предпроектная проработка изделия с учетом отечественных и зарубежных патентов; − технико-экономическое обоснование конструкции и эксплуатационных характеристик изделия; − бездефектное проектирование; − широкое применение типовых схем, максимальное использование унифицированных, стандартизованных деталей, узлов, агрегатов; − включение в изделие встроенных систем контроля, в том числе автоматического; − включение в конструкцию изделия дублирующих жизненно важных для него систем; − проведение лабораторных испытаний в усложненных условиях; − проверка и уточнение НТД по результатам отработки опытной партии и данных эксплуатации. На этапе производства продукции факторы, влияющие на её качество, можно разделить на: технические, организационные, информационные, cоциальные, экономические. К техническим факторам относятся: − качество предметов труда: сырья, материалов, покупных комплектующих изделий, документации и пр. Обеспечение качества здесь может быть достигнуто за счет повышения эффективности входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий; − качество средств труда: оборудования, аппаратуры, технологического оснащения, инструмента, cредств измерений, средств автоматизации труда и пр. Основными путями реализации этого фактора являются техническое перевооружение и реконструкция производства, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, использование высокоточного оборудования; − качество технологических процессов. Усиление действия этого фактора может быть обеспечено путем разработки пооперационных технологий, типизации технологических процессов, внедрения прогрессивных технологий, активного контроля качества в процессе производства. К организационным факторам относятся: − организация производства: специализация, производственная структура, организация оперативно - производственного планирования.
Повышение качества продукции за счет этого фактора может быть достигнуто путем внедрения эффективных форм внутризаводской специализации: предметной, подетальной; организации поточного производства (конвейерных и поточных линий); разработки цикловых и оперативных графиков производства, обеспечивающих ритмичную работу предприятия и т.п.; − организация труда: рациональное разделение и кооперация труда, рациональная организация рабочих мест и их обслуживания, рациональный режим труда и отдыха, распространение передовых приемов и методов труда и пр.; − организация управления: рациональная структура управления, рационализация документооборота, рациональная технология взаимодействия подразделений, автоматизация управления производством. Информационными факторами являются: − регистрация данных о качестве, их идентификация, хранение; − автоматизация сбора и обработки информации о качестве; − обеспечение оперативной информацией о качестве руководителей и специалистов, её использование и пр. Особенно важным фактором является обеспечение оперативности информации о качестве изготавливаемой продукции. Оперативность информации является непременным условием своевременности принятия управленческих решений по обеспечению качества продукции. Требуемая оперативность информации обеспечивается созданием и функционированием автоматизированных систем управления качеством продукции на базе использования вычислительной техники. Социальные факторы включают: − профессиональную структуру кадров; − повышение квалификации кадров; − аттестацию кадров; − мотивацию персонала; − социально-бытовое обслуживание работников и пр. К экономическим факторам относятся: − финансирование работ по обеспечению и повышению качества продукции; − материальная ответственность работников за изготовление недоброкачественной продукции; − материальное стимулирование персонала за создание и выпуск продукции высокого качества; − учет, анализ и регулирование затрат на обеспечение качества продукции и пр. На этапе эксплуатации основными факторами, влияющими на поддержание качества и надежности технических устройств, являются: − использование устройств по прямому назначению с соблюдением режимов, предусмотренных технической документацией; − улучшение обслуживания и проведение регламентных работ в предусмотренные сроки; − повышение качества текущего, планово-предупредительного и капитального ремонтов. Решающее воздействие на качество продукции на всех трёх рассматриваемых этапах жизненного цикла технических устройств оказывают и такие факторы, как улучшение трудовой и технологической дисциплины, развитие личной инициативы и творческого отношения к труду каждого работника; постоянный рост профессионального уровня работников; применение эффективной системы морального и материального поощрения. Рассмотренные факторы и условия позволяют сформулировать основные направления повышения качества продукции и их цели: −создание технологичных конструкций устройств; −совершенствование технологических процессов изготовления; −повышение уровня унификации изделий; −повышение технического уровня производства, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов (основных и вспомогательных); −ритмичная работа всех подразделений предприятия; −разработка и применение прогрессивных методов контроля и анализа качества продукции; −безусловное соблюдение технологической, производственной и исполнительской дисциплины; −выполнение требований стандартов; −внедрение прогрессивной организации труда и повышение культуры производства; −развитие и стимулирование творческой активности работников, их заинтересованности в повышении качества продукции и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|