Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений (около 10 мин)




Главные особенности уроков развивающего контроля

  • Уроки такого типа должны охватывать два занятия: на первом выполняется собственно контрольная работа, на втором — проводится ее анализ. Причем оба урока должны быть разделены во времени, которое необходимо учителю для проверки контрольных работ (но не более 2-3 дней).
  • В отличие от уроков рефлексии, на уроках развивающего контроля охватывается большой материал, а потому содержание контрольной будет более объемным и разносторонним.

Формы организации уроков развивающего контроля

Работа на уроках развивающего контроля строится по следующей схеме:

  • Ученики пишут контрольную работу.
  • Учитель проверяет работы, выставляет первичную оценку и составляет эталон проверки.
  • Ученики по эталону проверяют свои контрольные работы.
  • По заранее установленным критериям ученики оценивают работы, выводится итоговая оценка.

В зависимости от того, у кого будет находиться проверочный эталон работы, различают следующие формы организации урока:

  • Самоконтроль — эталоны раздаются каждому ученику и все самостоятельно работают только со своими работами.
  • Взаимоконтроль. Класс делится на пары (тройки). Эталон оказывается у одного в паре. Организуется взаимопроверка. Формирование самооценки происходит через анализ справедливости выставленной оценки другим учеником.
  • Педагогический контроль. Эталон остается у учителя. Научение навыкам самоанализа в этом случае происходит через анализ ранее заявленных критериев и согласование результата с учителем.

Структура урока развивающего контроля

Рассмотрим последовательно каждый этап уроков подобного типа.

I урок

Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционным действиям (3-5 минут)

В начале занятия необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик внутренне подготовился к контрольной ("хочу"), осознал ее необходимость ("надо"), почувствовал уверенность в своих силах ("могу"). При этом мобилизуются сила и энергия, волевые усилия учеников, необходимые для преодоления препятствия, создается ситуация успеха.

У каждого учителя наверняка есть свои приемы для введения учеников в урок, для создания хорошего, рабочего настроения. Это могут быть рифмованные строки, цитирование высказывания известного человека об успехе и умении трудиться, о преодолении препятствий и покорении вершин. А может быть и наоборот — успокаивающая музыка, которая снимет напряжение и создаст рабочую обстановку. Удобнее, конечно, ориентироваться на особенности конкретного класса.

На этом этапе также обсуждаются формы проведения контрольной работы и критерии выставления оценок.

Приемы для этапа мотивации:

  • Конкурс шпаргалок.
  • Ромашка Блума.
  • Корзина идей.
  • Бортовой журнал.
  • Толстые и тонкие вопросы.
  • Кольца Венна.
  • Кластер.
  • Сорбонки.

Приемы желательно подбирать такие, чтобы ученики могли через структурирование знаний, вспомнить наиболее сложные этапы и вопросы изученной темы.

Этап актуализации и первого пробного действия (35-40 мин)

На данном этапе продолжает подготовка мышления учеников к написанию контрольной работы, актуализируются знания по теме. После этого проводится работа по написанию собственно контрольной работы.

После написания работы ученик сверяют свои контрольные с эталоном, фиксируют результаты. Важно: без исправления ошибок.

В конце урока каждый ученик сам выставляет себе оценку.

Приемы для этапа актуализации:

  • Таблица "ЗХУ".
  • Прием "Верно-неверно".
  • Кластеры.
  • Ассоциативные ряды.
  • Бег ассоциаций.

II урок

Проводится после того, как учитель проверил контрольные работы. Теперь важно, чтобы ученики сами нашли свои ошибки, зафиксировали затруднения и определили путь их исправления.

Этап локализации затруднений (5-7 минут)

Главная цель этого этапа работы в том, чтобы ученик выделил свои ошибки и недочеты, зафиксировал их и определил причину своего затруднения.

Если ученики затрудняются выделить свою ошибку, предложите им перечень вопросов:

  • Какое задание я выполнял? С какой темой это было связано?
  • Что я сделал сначала, что потом?
  • В чем возникло затруднение?
  • На каком конкретном этапе работы над этим заданием возникло затруднение?
  • Почему так получилось? Каких знаний и умений мне не хватило для правильного решения?

Приемы для этапа локализации:

  • Инсерт.
  • Таблица "ЗХУ".
  • Ромашка Блума.
  • Бортовой журнал.
  • Морфологический ящик.

Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений (около 10 мин)

На данном этапе ученик должны выбрать индивидуальные цели для коррекции знаний. Если ошибки у некоторых схожи, таких учеников можно определить в группы (пары).

После этого начинается подбор средств и способов разрешения затруднений. То есть выбираются те понятия, правила, формулы, модели, с помощью которых можно скорректировать ошибку. В качестве средств также можно предложить эталон проверки, главу учебника, аналогичные задания, которые выполнялись на предыдущих уроках.

Работать удобнее по следующему плану:

  1. Ставим цель. Общая, конечно, будет одна — устранение пробелов и коррекция знаний. Но потом каждый ученик (или группа) ставит для себя более конкретную цель, связанную с допущенными ошибками. Например, повторить правописание безударных гласных в корне, научиться решать задачи на валентность, запомнить теорему Пифагора.
  2. Находим средства, которые понадобятся для достижения цели. Это может быть учебник, конспект предыдущего урока, презентация, справочник и т.д.
  3. Находим способ достижения цели: повтор главы учебника, составление таблицы, пересказ темы товарищу, повторение правила, формулы и т.д.

Приемы для этапа построения проекта:

  • Составление алгоритма.
  • Прием "Да-нет".
  • Толстые и тонкие вопросы.
  • ИДЕАЛ.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...