Лекция № 2.Цель и задачи психологической службы в правоохранительных органах
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Лекция № 1.Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования 1. Становление психологической службы. Концептуальные основы функционирования психологической службы. Факторы развития психологической службы в правоохранительных органах Психологическая служба представляет собой централизованно управляемую систему специальных структурных подразделений и должностей специалистов (практических психологов), осуществляющих целенаправленную работу по психологическому обеспечению деятельности конкретных ведомств. можно выделить основные элементы, обеспечивающие успешность ее функционирования: • цели психологической службы; • профессиональные ценности (ценностные ориентации); • основные задачи и направления деятельности; • психологические функции и инструментарий их реализации; • организационную структуру психологической службы; • качественный состав сотрудников психологической службы; • организацию труда практических психологов; •материально-техническое оснащение. Лекция № 2.Цель и задачи психологической службы в правоохранительных органах Цель (миссия) психологической службы — использование достижений психологической науки в практической деятельности правоохранительных органов для повышения ее эффективности. По сути речь идет об интеллектуализации и гуманизации деятельности правоохранительных органов. Профессиональные ценности сотрудников психологической службы во многом совпадают с общепринятыми ценностями работников правоохранительных органов. Вместе с тем каждая служба имеет свой профессиональный менталитет.
Перед психологической службой в правоохранительных органах стоят две главные задачи: первая — повышение психологической надежности сотрудников и более полное использование их психологического потенциала,вторая — оказание психологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач. В соответствии с этими задачами психологическая служба осуществляет два направления деятельности: 1.психологическое обеспечение работы с сотрудниками правоохранительных органов 2.психологическое обеспечение оперативно-служебных задач. Первое направление предполагает: профессиональную ориентацию и психологический отбор кадров; оказание психологической помощи в расстановке и профессиональной адаптации молодых сотрудников; повышение психологической компетентности и развитие личности сотрудников; диагностику морально-психологического климата в коллективе и профилактику деструктивных явлений; психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение и участие в аттестации сотрудников; управленческое консультирование; психологическое консультирование сотрудников и членов их семей. Второе направление — оказание психологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач — включает: изучение социально-психологических явлений в регионе, влияющих на состояние правопорядка в регионе; психологическое консультирование сотрудников при решении текущих оперативно-служебных задач; проведение судебно-психологической экспертизы; психологическое обеспечение несения службы в экстремальных условиях; психологическое обеспечение переговорной деятельности в ситуации захвата заложников и при угрозе террористических актов; разработку психологических портретов серийных убийц; осуществление индивидуально-профилактической работы; психологическое сопровождение уголовно-исполнительного процесса в пенитенциарных учреждениях и др.
Лекция № 3. Основные психологические функции в правоохранительных органах
Основные психологические функции и инструментарий их реализации. От основных направлений деятельности практического психолога следует отличать психологические функции и инструментарий их реализации. Психологическая функция, во-первых, содержит уже в самом названии определенную цель и, во-вторых, каждая функция предполагает применение и наличие однородных научно обоснованных средств и методов ее реализации. Рассмотрим кратко эти функции. Психологическая диагностика — целенаправленное изучение индивидуальных особенностей личности и социально-психологических явлений в группах (коллективах, неформальных объединениях). Психологическая диагностика проводится с целью профессионального отбора и аттестации, проведения психологического консультирования, психокоррекционной работы и развития личности. В качестве инструментария в процессе психодиагностики используются методы беседы, наблюдения в значимых ситуациях, изучения продуктов деятельности, тестирование и др. Психологическая коррекция — психологическое воздействие на личность с целью устранения негативных тенденций в ее развитии (акцентуаций, стрессовых состояний и др.). Развитие личности — целенаправленная работа психолога по формированию профессионально-волевых качеств и психологических умений (коммуникативных, мыслительных, саморегуляции и т.п.), осуществляемая в процессе профессиональной деятельности, специальной психологической подготовки, проведения социально-психологических тренингов, саморазвития личности. Психологическая профилактика — целенаправленная систематическая работа психолога совместно с руководителями подразделений по предупреждению негативных явлений среди личного состава, выявлению группы риска (по различным основаниям) и проведению с ней психокоррекционной работы. Психологическое просвещение — повышение компетентности и культуры сотрудников в решении психологических проблем и понимании сущности психологической службы. Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обращающимся сотрудникам и гражданам в осознании ими природы их затруднений, в анализе психологических проблем и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Основы организации психологической службы. Одним из условий успешного функционирования психологической службы является научно обоснованное проектирование ее организационной структуры. Как скелет живого существа определяет его форму, особенности движения, так и организационная структура задает целостность психологической службы, ее место в конкретной организации и ведомстве. Руководитель группы выполняет функции главного психолога. На такую группу возлагаются следующие функции: • подбор практических психологов для нижестоящего уровня системы управления и оказание научно-методической помощи в их становлении; • текущий контроль за состоянием работы практических психологов в подведомственных подразделениях; • обобщение положительного опыта лучших психологов и его распространение; • организация постоянно действующих семинаров для практических психологов; • ежеквартальное или полугодовое подведение итогов работы региональной психологической службы и направление отчетов в министерство. На психологические подразделения целесообразно возлагать следующие функции: • стратегическое руководство всеми подразделениями, выполняющими психологическую работу, и координацию их деятельности; • разработку научно обоснованных концепций дальнейшего развития психологической службы в масштабах ведомства; • подготовку нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность службы на» всех уровнях; • централизованное обеспечение психологической службы современными пособиями, психодиагностическими и психокоррекционными методиками, издание специальных журналов, бюллетеней, проведение всероссийских конференций; • организацию централизованной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов-психологов; • ежегодный сбор и анализ информации о деятельности психологической службы; • обобщение и распространение положительного опыта (отечественного и зарубежного).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|