Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психоаналитическая теория личности




1. Уровень эго, содержание, принцип функционирования

Основная цель уровня эго\Я\ – мыслить,сознавать, руководствоваться

принципом реальности, хотя принцип удовольствия \ид\ для эго остается, но он уже не основной. Эго является переключателем между ид и реальностью и между ид и супер-эго,и занимает центральную позицию в личности. Ид не имеет прямого выхода в реальность, так как не контролирует себя. Эго принимает решение разрешать удовлетворять удовое желание в данный момент или не разрешать,исходя из анализа\сканирования\ реальной ситуации – существуют или нет условия и объект для удовлетворения желания \принцип реальности\. Если условий или объекта нет, то эго не разрешает удовлетворять желание ид и включает защитные механизмы. Защитные механизмы представляют собой разного рода искажения – либо желания\мотивации\ вплоть до подавления, либо ситуации\отрицание,игнорирование или преувеличение\,либо переадресовка\инверсия\ либидозной энергии с объекта удовлетворения потребности на другой более безопасный\замещение\,или социально приемлемый\сублимация\. Защиты включаются бессознательно.Эго отвечает за все контакты с внешним миром.Эго как бы административный центр,который управляет остальными силами личности.

Эго – это организованная часть личности. Эго включает в себя все психические \интеллектуальные\процессы – ощущения,восприятия,внимание,память,мышление. Это нейтральная часть эго. Личностной конфликтной частью эго являются защитные механизмы, с помощью которых эго осуществляет личностную,поведенческую регуляцию.

Функции эго. Первичная функция – это охранять жизнь индивида от опасностей внешнего мира. Эго учит либо адаптироваться к окружающему миру, либо изменять его посредством активности\деятельности. Цель эго – повышать контроль над требованиями инстинктов ид, так как немедленное удовлетворение инстинктов может быть опасным для жизни.Эго решает – предоставить ли инстинкту получить удовлетворение в данное время, в данных обстоятельствах.

Эго хорошо приспособленного человека синтезирует силы из ид, из супер-эго и из внешнего мира в гармоничный союз в соответствии с принципом реальности. Цель принципа реальности – тормозить разрядкуидового возбуждения \желания\до тех пор, пока не откроется подходящий объект или условия внешней среды для его удовлетворения.То есть это некоторый окольный\отсроченный\ путь к конечной цели – приятного удовлетворения. Когда мысли конгруэнтны с действительностью, эго открывает «выпускные ворота» к моторной системе и осуществляет соответствующее действие.

Между эго и ид нет природного противоречия. Они работают в единстве – эго старается удовлетворить желание ид в соответствии с принципом реальности. Эго не имеет своей собственной энергии и должно занимать ее у ид. Связи эго с ид находятся под влиянием супер-эго, которое в некоторой степени является реакцией формирования против ид. Эго вынуждают к затруднительной позиции – службе 2-м «хозяевам», которые не ладят друг с другом.

Развитие\генезис эго \чувства реальности\.

Принцип реальности связан со способностью отдавать предпочтение будущему вместо немедленного удовлетворения. Ребенок уже на первом году жизни может представить себе, простроить логику: «Когда я веду себя определенным образом,окружающие реагируют соответствующим образом».Так ребенок начинает регулировать свое поведение и управлять другими для удовлетворения потребностей.Ребенок начинает осознавать \зачатки эго\,что чтобы уменьшить напряжение,- во внешнем мире должны произойти какие-либо события. В результате возникает стремление к объектам\людям с целью удовлетворения желаний\потребность в стимуляции\.

Новорожденный обладает инстинктивными желаниями \либидо,ид\ и первичным нарциссизмом. Первичный нарциссизм –это обращенность либидо в большей степени на себя, чем на объекты внешнего мира.Сексуальные цели этого периода аутоэротичны,то есть связаны с любовью к себе. Ребенок ощущает себя всемогущим, так как его потребности удовлетворяются как само собой разумеющееся – магический характер удовлетворения.

Психоаналитики выделили 4 стадии развития чувства реальности \Ференци,1913\:«Бессознательное величие» - состояние до рождения \пренатальный период\, когда удовлетворяются все желания ребенка;

1. «Магическое галлюцинаторное величие» - период сразу после рождения, когда ребенок чувствует, что стоит ему чего-либо пожелать,и все это появится;

2. «Магическое величие жестов»- несколько позднее ребенок обучается преодолевать разочарование криком и жестом;

3. «Магия мыслей и слов» - наконец, он придает магическое значение мыслям и словам.

 

 

Стадии психосексуального развития

1. Оральная стадия – первый год жизни. Постепенно либидозная\сексуальная энергия фокусируется в определенных зонах. Первой такой зоной является рот,зубы,губы. Рот- первая область тела,которой младенец приучается управлять и с помощью которой получает удовольствие. Еда,кусание ногтей\,причмокивание,чавкание,поцелуи,курение – оральные привычки. Ребенок рождается пансексуальным, то есть либидозная энергия не сконцентрирована в эрогенных зонах, она распределена по всему телу. Поэтому любое прикосновение \ласка\ доставляют ребенку наслаждение.

Секс и агрессия идут всегда рядом. Зубы – поздняя оральная стадия\конец первого года жизни\. Агрессивный коспонент орального периода –«набрасывание на еду». Сарказм – злые сплетни\оарльная,вербальная агрессия\.

2. Анальная стадия – второй,третий год жизни. Либидо фокусируется в анусе. Ребенок учится управлять выделительной функцией, сдерживать себя,контролировать продукты своего «творчества»\дефекации\. Анальный характер – аккуратность, бережливость, упрямство.

3. Фаллическая стадия – 4-й,5-й год жизни, интерес к собственным гениталиям. Стадия полоролевой идентификации \или он\фаллос есть,или его нет\. Концепция женской зависти. В этот период появляются серьезные половые страхи: страх кастрации у мальчиков. В этом периоде появляется Эдипов комплекс \комплекс Электры\ мальчик бессознательно хочет обладать матерью и оттеснить отца. У девочки то же по отношению к отцу. То есть эмоциональное притяжение ребенка к родителю противоположного пола.

После 5-ти лет наступает латентный период или прегенитальная стадия. Эго и супер-эго успешно подавляют ид. Если мать отталкивает сына\возможно из-за требований мужа\, то у него могут развиться сексуальные проблемы с женщинами вр взрослой жизни.

4. Генитальная стадия – с начала подросткового возраста, то есть с 11-12 лет. Либидозная энергия сфокусирована в гениталиях.Сексуальность становится взрослой. Сексуальная сформированность.

Заключение

В лекции изложены следующие вопросы: содержание и функционирование уровня эго; стадии психосексуального развития как определяющие развитие личности в психоанализе.

 

ЛЕКЦИЯ 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...