Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и средства развития воображения у детей старшего дошкольного возраста




 

Рекомендации родителям и воспитателям по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство характеризуется бурным развитием познавательного воображения. Творческое воображение формируется, прежде всего, в игровой деятельности, и затухает, когда ребенок перестает действовать.

Старший дошкольный возраст, по мнению психологов, возраст расцвета сюжетно-ролевой игры. Она отличается большим разнообразием тематики, сложностью в развернутости сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации, выходящие за рамки их личного опыта. Следовательно, в этом возрасте необходимо создать позитивные условия для развития творческого воображения.

Для развития творческого воображения имеет большое значение словесное творчество, игровая деятельность, театральная деятельность, изобразительное искусство.

Особенностью игр является направление дошкольников на моделирование мира через последовательности сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно-смысловые контексты.

Развитие сюжета зависит от ряда обстоятельств: близость темы игр к опыту ребенка. Отсутствие опыта становится препятствием в развитии сюжета игры. Вместе с развитием сюжетов игр развиваются и возможности творческого воображения ребенка, накапливается тот материал, который пробуждает и направляет фантазию ребенка.

Игры старших дошкольников отличаются сложным содержанием. Часто это длительные творческие игры. Длительная творческая игра высшая ступень развития игры. Ее специфика состоит в том, что она возникает по инициативе самих детей, которые самостоятельно берут на себя роли, хотят развивать сюжет, проявляют в игре больше вымысла, творчества в выборе действий, при распределении ролей, при использовании подсобных материалов. Основной ее признак – это устойчивый интерес ребенка к роли им выполняемой, и к определенной теме игры.

Развитие детского воображения в игре зависит во многом от характера чтения книг, от того, насколько дети проникаются чувствами, выраженными в ней. Новые впечатления поддерживают интерес к теме игры и обогащают ее содержание.

Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных компонента: это, прежде всего, играющий с детьми взрослый партнер, задающий образцы сюжетного комбинирования (сюжета - сложение), как более сложного способа построения игры, и собственно, предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задейственного в ней взрослого.

Для развития творческого воображения особенно важны игры – фантазирование, придумывание. Освоенные в совместной с взрослыми игре умения комбинировать сюжетные события, обогащают игру детей. Полученный в игре с взрослым опыт придумывания многотемных сюжетов, событий, объединяющих разнотекстовые роли, помогают детям более успешно развертывать самостоятельную игру.

Сюжетно – ролевая игра обогащает развитие творческого воображения детей только в том случае, если она обретает развитые формы, богатое содержание, сложный сюжет.

Для развития творческого воображения средствами сюжетно ролевой игры необходимо:

- развивать творческую деятельность в моделировании сюжета игры, обогащать сферы творческих замыслов детей, расширять и обогащать позитивный опыт совместной творческой деятельности детей,

- обучать детей совместному поиску творческих решений в сложных ситуациях;

- формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Среди различных видов игры особое место занимает и театрализованная игра. Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию познавательного воображения.

В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными.

Дети испытывают неудовлетворительность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес к играм – драматизациям. Поэтому необходимо выделить и показать детям средства образной выразительности и исполнительской деятельности, которые стимулировали бы творческие проявления детей. К ним относят речевую, интонацию выразительность и пантомимику. Необходимо использование этих средств для передачи образа, умений пользоваться ими, находить соответствующее эмоциональное состояние персонажа. В доступной детям дошкольного возраста форме важно приобщить детей к воплощению сценического образа разными способами. Творческая активность ребенка в плане формирования новых сценических образов состоит в разрушении шаблонов сценического образа. Весь процесс создания сценического образа представляет собой единство закрепления новых образов и разрушения, прежних под влиянием приемов изобразительности. Именно на активизацию действия этого механизма должна быть направлена вся работа.

Театрализованные игры дошкольников способствуют развитию как познавательного, так и эмоционального воображения детей, развитию их аффективной сферы. Необходимо создать особый тип взаимоотношений между детьми и взрослыми в процессе театрализованной деятельности, которые помогут детям, справится с возникшими проблемами, преодолеть страхи и тревожность, обнаружить индивидуальность в творческой деятельности. Для развития творческого воображения средствами театральной деятельности необходимо:

- развивать творческие способности детей в плане воплощения сценического образа;

- дать представления о невербальных и вербальных средствах воплощения образа;

- развивать познавательную активность;

- формировать эмоциональный контроль;

- для полноты восприятия театральной деятельности – ознакомить детей с различными видами театра: настольным театром резиновой, мягкой и дымковской игрушки; театром на фланелеграфе; пальчиковым театром с куклами бибабо и игровой – драматизацией.

Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью (чтобы дети представляли образы героев сказки выразительными, эмоционально отраженными), вести себя на сцене непринужденно, нужна специальная актерская тренировка, цель которой помочь овладеть следующими средствами образной выразительности: интонацией, позами, жестами, мимикой, пантомимикой.

При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, а именно содержать в себе образовательные воспитательные задачи.

Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, и поэтому очень важно уметь отобрать художественные произведения, на основе которых строится сюжет театрализованной игры. Театрализованная игра должна нести в себе информацию об окружающей действительности, влиять на формирование личности ребенка, активизировать его творческое воображении, иметь развивающий и воспитывающий характер, а также соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Таким образом, только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обусловливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей.

Большой вклад в развитие творческого воображения может внести еще одна деятельность – это изобразительная. В процессе овладения детьми изобразительной деятельностью таятся большие возможности для развития творческих способностей, однако, проблема эта сложна и состоит она из двух частей с одной стороны, нужно культивировать творческие способности ребенка, а с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Таким образом, проблема развития творческого потенциала ребенка посредством изобразительной деятельности предстает как проблема организации этой деятельности.
При руководстве изобразительной деятельности не надо натаскивать детей, заставлять их рисовать, надо играть с ними, рассказывать им сказки, просить их самих сочинять.

Рисование помогает лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Рисование - это одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка.

В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Значительный скачок как в развитии самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему нравится. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. (Груздева А.В., Арсёнова М.А., 2013)

Рисование популярно среди детей 5 - 6 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выявить уровень этого познания. Чем больше развито у детей восприятие, наблюдательность, тем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В старшем дошкольном возрасте возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений. Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности - творчески.

Своеобразие этой деятельности в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. И. Ю. Кулагина доказала в своих исследованиях, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, то есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы. Так как рисование наиболее популярный вид продуктивной деятельности дошкольников, именно в этой деятельности появляется возможность выявить наиболее характерные черты развития детского воображения, посредством анализа продуктов деятельности детей. Специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию воображения ребенка. Для этого хорошо использовать разные варианты задач на воображение и другие приемы. Именно педагогически правильные воздействия на ребенка приведут к увеличению уровня развития воображения. [17, с. 464]

В процессе освоения изобразительной деятельности детям необходимо привить определенные навыки и умения, вырабатывать приемы изображения, то есть необходимо целенаправленность обучение детей, привитие им художественного опыта. При этом приветствовать творческое изменение образца изображения (его величины, деталей, цвета). В процессе обучения ребенка изобразительной деятельности советовать и рекомендовать нужно осторожно, так как это отучает видеть разные неповторимые дома, листья, грибы и видеть их по-своему. Ребенок часто оказывается скованным, ограниченным частной формой действий, шаблонов. Художественное качество детских рисунков заключается в том, что в них запечатлена душа ребенка, изумленная окружающим миром, очарованная его красочностью, движением, бесконечным разнообразием.

В развитии творческого воображения рисующих детей большую помощь оказывает музыка, слушание музыки. Она создает настрой, рождающий иное отношение к сочетанию цветов и линий.

Таким образом, один из способов амплификации детской изобразительной деятельности заключается не в передаче им конкретных и жестких способов построения образа, а в обогащении их чувственного опыта, создании особой поэтической атмосферы сотворения образа, развитии детской наблюдательности.

Вторая линия амплификации изобретательной деятельности – это развитие сюжетной линии воплощения образа: необходимо добиться разнообразия сюжетов, воплощаемых в рисунках и пластилиновых скульптурах; необходимо обсуждать с детьми замысел, предлагать новые интересные для них темы. «Приучайте ребенка реализовывать задуманное, выражать свои образы, и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать радость творчества, не замыкаясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя все полнее в творческом созидании».

Необходимо разводить понятие терминов «замысел» и «тема». Тема
рисунков легко формулируется в словах, иногда только в названии. Замысел же предполагает наглядное представление будущего рисунка, хотя бы в общих чертах. Многие дети не понимают самой задачи: замыслить, представить себе будущий рисунок, до того, как его начать. Воспитатели сами чаще ограничиваются только названием темы или перечислением входящих в неё предметов. Таким образом, воображение не развивается, дети не учатся «замысливать». Лишь в тех случаях, когда ребенок наглядно представляет себе задуманное содержании, он при соприкосновении с материалом ищет средства воплотить образы, созданные его воображением. Случайные ассоциации, если и возникают, то не заглушают замысла, а могут лишь частично изменить или заполнить его. Овладев способом формирования у детей сюжетно – изобразительного замысла в рисунке, мы получим возможность побуждать и направлять воображение.

Когда замысел рисунка родится из сюжета литературного произведения, воображение играет главную роль. Оно опирается на художественные образы. Некоторые литературные произведения носят описательный характер, их содержание легко переносится в пространственную форму рисунка. Очень подходят и народные сказки: они доступны детям, рождают живые образы фантазии. Действие в сказке развертывается непрерывно и плавно. Обычно для рисунка выбирается один эпизод, который легче организуется пространственно.

Также довольно-таки успешно становление воображения происходит при сочинении сказок. Одним из эффективных методов работы воспитателя в данном аспекте является обучение дошкольников сочинению сказок. Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство дошкольника с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии. Данная проблема отражена в научных работах Л. С. Выготского, Л. С. Коршуновой, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна и др. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. [21, с. 203], [32, с. 65]

Проблемам развития воображения дошкольников в процессе работы с литературными произведениями посвятили свои исследования О.М. Дьяченко, В. Я. Пропп, Н. С. Карпинская, Дж. Родари и др. Эти авторы описали особенности конструирования детьми сказочных сочинений, охарактеризовали виды, и особенности композиции сказок-страшилок, их структурные компоненты и действующих лиц, доказали возможность повышения уровня творческого воображения у детей дошкольного возраста благодаря упражнениям в операциях «опредмечивания» и «включения» при восприятии и сочинении рассказов и сказок, операций комбинирования и экспериментирования, моделирование. Вместе с тем, в этих исследованиях не рассматривались закономерности, условия и факторы развития и формирования процесса сочинения дошкольниками сказок и его влияние на общий уровень воображения. [27, с. 400]

Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей.

Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

И, наконец, хорошо развитое воображение дошкольника станет залогом успешной учебы в школе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в данной работе были рассмотрены основные аспекты развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы.

В силу своей специфичности воображение до сих пор не имеет устойчивого и общепринятого определения. Каждый исследователь предлагает свое определение данного процесса. Однако, воображение не следует сводить к разновидности творческого мышления.

Воображение, соединяя два слоя реальности, способно переводить, воплощать идею, образные представления о действительности, эмоциональные состояния в метафорические, символические формы, выражать их косвенным путем.

Есть мнение, что воображение ребёнка начинает своё развитие с трёх лет, так как оно в качестве психического процесса может формироваться только при условии наличия действующего полноценного сознания.

Старший дошкольный возраст является сенситивным (чувствительным) для формирования воображения.

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется производительность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер. Творческое воображение детей проявляется в сюжетно- ролевых играх. К концу дошкольного периода детства воображение у детей представлено в двух основных формах:

· произвольное, самостоятельное порождение ребёнком какой-либо идеи;

· возникновение воображаемого плана её реализации.

Итак, воображение детей старшего дошкольного возраста имеет следующие отличительные черты:

· в старшем дошкольном возрасте происходит становление особой деятельности воображения — фантазирование;

· ребенок осваивает приемы и средства создания новых образов;

· воображение приобретает произвольный характер, предполагающий создание замысла, его планирование и реализацию;

· воображение переходит во внутренний план, так как отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Дошкольное детство характеризуется бурным развитием познавательного воображения. Творческое воображение формируется, прежде всего, в игровой деятельности, и затухает, когда ребенок перестает действовать.

Старший дошкольный возраст, по мнению психологов, возраст расцвета сюжетно-ролевой игры. Она отличается большим разнообразием тематики, сложностью в развернутости сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации, выходящие за рамки их личного опыта. Следовательно, в этом возрасте необходимо создать позитивные условия для развития творческого воображения.

Для развития творческого воображения имеет большое значение словесное творчество, игровая деятельность, театральная деятельность, изобразительное искусство.

Особенностью игр является направление дошкольников на моделирование мира через последовательности сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно-смысловые контексты.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 12. — 120 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. -398с.

3. Борисенко М.Г. Диагностика развития ребенка. СПб.: Паритет, 2007. – 96с.

4. Бродская С.Л. Возрастная психология в вопросах и ответах. М.: КноРус, 2006. - 255с.

5. Возрастная и педагогическая психология. /Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.: Московский университет, 2012. – 272с.

6. Выготский Л. С. Собрание сочинений в шести томах. Детская психология. Том 4. – // М., Педагогика, 2012. – 563 с.

7. Гайсина, Г.И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности / Г.И. Гайсина // Учитель Башкортостана. - 2010. - №6. - С. 110-113.

8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России. 2005, - 512с.

9. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / О. А. Григорьева // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 568-569.

10. Груздева А. В., Арсёнова М. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013.

11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. 2-е издание. М., Академия, 2009. – 342 с.

12. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия, 2005. -368с.

13. Запорожец А. В. Восприятие и действие. 2-е издание. М., Академия, 2008. 316 с.

14. Ильенков Э. В. Школа должна учить и мыслить. 2-е издание. М., Издательство МПСИ, 2009. – 312 с.

15. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники. М.: Феникс, 2013. – 352 с.

16. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС, 2010. - 744 с.

17. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. М.: Сфера, 2007. - 464с.

18. Ланге, Н.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Н.Н. Ланге – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 464 с.

19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Академия, 2007. – 369 с.

20. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., Издательство МГУ, 2011. – 687 с.

21. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с детьми. 2-е издание. М., Академия, 2012. 254 с.

22. Мухина В. С. Возрастная психология. М., Академия, 2006. 328 с.

23. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М.: Высшее образование, 2006. - 460с.

24. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология:учебное пособие/ Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 448 с.

25. Петерс В.А. Психология и педагогика в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2005. -298с.

26. Петровский А.В. Психология/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский – М.: Академия, 2011. – 340 с.

27. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с.:

28. Рейтман У. Познание и мышление. Моделирование на уровне информационных процессов. М., Академия, 2012. 534 с.

29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Спб., Питер, 2012. – 409 с.

30. Смирнова О. Е. Детская психология. – М., Владос, 2006. — 366 с.

31. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2005. -287с.

32. Чижова И. И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок / И. И. Чижова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 65-68.

33. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М., Академия, 2006. – 406 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...