названия пигментов, из чего их получают, где они используются в живописи/ДПИ
научатся………………………………………………………………………………………..
распознавать приблизительно какой пигмент на предмете
смогут…………………………………………………………………………………
используя пигменты смешать краску, делать тонировки, написать этюд
2. Ведущие идеи программы.
· Знай как сохранить
· Поль Сезанн: «Не существует ни линии, ни формы, есть только контрасты. Эти контрасты порождаются ни черным и белым, а цветовым ощущением. Форма создается точным соотношением тонов. Когда тона сопоставлены гармонически и без упущений, картина создается сама собой».
· «Цвет- эта та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной».
3. Ключевые понятия программы.
· Краска- 2х компонентная система. Состоит из 2х основных ингредиентов- пигмента- порошкообразно вещества, определяющего цвет, и органического вещества- связующего, соединяющего отдельные цветные частицы в единую массу- краску.
· Пигменты — это высокодисперсные окрашенные порошки, получаемые из природного или синтетического сырья. Некоторые из них, могут быть как природного, так и синтетического происхождения. По химическому составу пигменты разделяют на органические и неорганические, по цвету — на ахроматические (белые, серые, черные) и хроматические (все цветные).
Неорганические пигменты представляют собой оксиды, гидроксиды и соли металлов. Получают их из природных минералов, либо синтезируют.
· Органические пигменты — это нерастворимые органические соединения, извлекаемые из растительного, или животного сырья, либо получаемые путем химического синтеза.
· Неорганические пигменты представляют собой оксиды, гидроксиды и соли металлов. Получают их из природных минералов, либо синтезируют.
4. Проблемные вопросы теоретического характера.
- Нужно ли использовать идентичные авторским пигменты при реставрации?
-Зачем знать способы получения пигментов реставраторам и просто учащимся?
-Стоит ли использовать современные непроверенные временем технологии?
5. Содержательная характеристика программы (тематический план). Формы организации учебного процесса. Ресурсное обеспечение программы.
№
Название темы.
Краткое содержание. Источники.
Форма занятия.
Виды деятельности.
Необходимые ресурсы.
«Введение. Техники живописи. Методы реставрации. Краски.» Основные техники живописи.
Живопись, как вид искусства существует с V века до н.э. Краски традиционно приготовлялись из органических (глина, растения, кровь животных) или минеральных веществ.
Первой техникой живописи была энкаустика – восковая живопись, выполняемая расплавленными красками.
Фресковая живопись – способ писания картин по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Используется свойство сырой штукатурки впитывать в себя краски и удерживать их надолго. Фреска относится к монументальной живописи (живописи «на века», в архитектуре), это наиболее трудно реставрируемая отрасль искусства, но и наиболее долговечная. Темпера – это живопись красками, связующим веществом в которых является эмульсия. Традиционно применялись эмульсии из воды, яичного белка и животного клея. Темпера была характерна для Византийской иконописи и станковой живописи раннего Возрождения. Темперная техника многослойна, она подразумевает множество канонов и строгую последовательность действий художника. Цвета темперной живописи были довольно блеклыми, акварельными.
Именно поэтому темперу вытеснило масло. Создание масляных красок принадлежит ирландскому живописцу Яну Ван Эйку. Он первым стал использовать высыхающие масла: маковое, ореховое, конопляное, льняное. Масло наносится на холст пастозно (толстым слоем), сами краски яркие, блестящие, обладают большой укрывистостью. Когда связующее вещество (то или иное масло) высыхает под воздействием воздуха, образуется линоксин (прочная прозрачная пленка), далее картину покрывают лаком.
Практическое и теоретическое занятие
-письмо
-просмотр визуальной информации
- вопросы к ученикам
-разделение на группы
-выбор техники для создания этюда и создание его
Видеопроектор
Материалы для живописи
Белые пигменты.
Синие пигменты.
Важные характеристики пигментов. Названия, формулы, проведение реакций, методы аналитического определения.
Свинцовые белила — основной карбонат свинца 2РbСО3.Рb(ОН)2
Синонимы: кремницкие белила, серебристые белила, венецианская белая
(англ.: Chremnitz white, Flake white, Lead white; нем.: BleiweiB; франц.: Blanc d' argent, Blanc de plombe; lat.: cerosa, cerussa).
Данное соединение существует в природе в виде минерала гидроцеруссита, но в живописи использовался искусственный продукт. Самый ранний рецепт приготовления свинцовых белил содержится в трактате Теофраста "О камнях" IV-III вв. до н.э. Свинцовые пластинки или стружки обливали виноградным уксусом и помещали их в плотно закупоренном сосуде в теплое место. Спустя некоторое время на поверхности металла образовывался белый порошкообразный налет. Его счищали и использовали в качестве белого пигмента.
Свинцовые белила — это единственный белый пигмент станковой живописи с древнейших времен вплоть до начала XIX в. Он обнаружен при исследовании различных произведений станковой живописи, живописи книжных миниатюр, иконописи. Этот пигмент не рекомендовалось использовать для настенной живописи. Благодаря современным исследованиям установлено, что в условиях открытой атмосферы основной карбонат свинца претерпевает химическое изменение, превращаясь в темно-коричневый оксид РbО2. До конца механизм данной реакции не изучен. Визуально такие участки воспринимаются черными. Это явление было обнаружено, например, в монастыре Давид Гареджа, в Грузии, где в настенных росписях XIV в. использовались свинцовые белила, в настоящее время практически полностью превратившиеся в темно-коричневое соединение. Все лица и обнаженные участки тела изображенных персонажей выглядят в настоящее время черными, что долго вызывало недоумение и послужило источником различных домыслов об эстетической концепции данной школы живописи. Подобное явление отмечено и при исследовании живописи церкви Иоанна Богослова в Кремле Ростова Великого. Росписи XVII века были поновлены в XIX в. с использованием свинцовых белил. Эти участки также "почернели" вследствие превращения основного карбоната свинца в диоксид свинца.
В XIX в. был объявлен конкурс на разработку технологии белого пигмента, позволяющего заменить свинцовые белила, производство которых всегда было очень вредным. Несмотря на появление новых белых пигментов, свинцовые белила не были вытеснены, так как обладали определенными преимуществами: во-первых, сильными светоотражающими свойствами, а во-вторых, свинец, являясь сиккативом, способствует активному высыханию масляного связующего, а следовательно, быстрому образованию прочной красочной пленки.
Аналитическое определение свинцовых белил:
Микрохимические тесты:
растворяются в минеральных кислотах с бурным выделением углекислого газа; микрохимическая реакция на ион Рb2+* Микрохимические реакции подробно описаны в учебном пособии: "Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи". М., 1987. С.161-168.
Термический тест (прокаливание до 1000°С):гидроцеруссит 2РbСО3.Рb(ОН)2 -> массикот РbО
белый —> желтый
Церуссит — карбонат свинца РbСО3.
Образуется как побочный продукт при получении свинцовых белил. Это соединение часто присутствует в небольших количествах в образцах свинцовых белил старой живописи.
Природный минерал — церуссит — иногда использовался как белый пигмент. В частности, он обнаружен при исследовании нескольких картин немецкого художника XVIII в. Дитриха.
Аналитическое определение: аналогично свинцовым белилам, но отличить от них можно только с помощью структурных методов анализа, например, с помощью рентгеновской дифракции.
Мел — карбонат кальция СаСО3.
Синонимы: горный мел, кельнский мел. шведский мел, венская белая, мраморная мука, минеральная белая (англ.:Chalk, Powdered marble, нем.: Kreide, франц.: Craie, Marble pulverise).
Мел — природный материал. Меловая порода слагается остатками скелетов одноклеточных водорослей, фрагменты которых называются кокколитами и которые хорошо видны в световом поляризационном микроскопе при увеличении 400х. Кокколиты являются диагностическим признаком мела. По химическому составу мел, как и другие природные породы, такие как мрамор, известняк, кальцит, является углекислым кальцием или карбонатом кальция. И только специфическая форма его отдельных частиц — кокколитов или их фрагментов — позволяет надежно отличить его от других идентичных по составу минералов.
Несмотря на то, что это древнейший живописный материал, он применялся, как правило, для приготовления грунтов в станковой живописи. Меловые грунты были распространены в северных живописных школах — в Англии, в Германии, в Голландии, Германии. Во Франции, в Византии и на Руси меловые грунты использовались наряду с гипсовыми.
Иногда мел обнаруживают в красочных слоях как добавку к красочной смеси, но не как основа белой краски.
На мел осаждали, либо смешивали с ним красные и желтые органические пигменты. При исследовании картин Я.Викторса, ученика Рембрандта, было установлено, что желтый органический пигмент смешан с мелом. В XIX в. мел — один из компонентов фабричных грунтов, иногда в смеси с цинковыми или баритовыми белилами.
Природный кристаллический карбонат кальция — кальцит, как правило, не использовался в чистом виде для наполнителя грунта в отличие от мела. Самые ранние художественные объекты — это древнеегипетские саркофаги, в которых и грунт и белила — это кальцит. При исследовании так называемых цветных или болюсных (красных и коричневых) грунтов помимо основного компонента охры в них часто обнаруживают и кальцит.
Известковые белила — СаСО3.
Как уже говорилось, в настенной живописи не использовались свинцовые белила. Белый пигмент настенной живописи — известковые белила — карбонат кальция СаСО3 — продукт, полученный в процессе производства известкового раствора. Для приготовления извести исходное сырье — мел, известняк, мраморная крошка — обжигается до оксида кальция, затем заливается (гасится) водой. Образующийся при этом гидроксид кальция вступает во взаимодействие с углекислым газом воздуха, опять возвращаясь к первоначальному химическому составу — карбонату кальция СаСО3. Но в результате форма отдельных частиц исходного сырья меняется, поэтому несмотря на идентичность химического состава, известковые белила отличаются от исходных материалов.
Известковые белила — это единственный белый пигмент настенной живописи, выполненной в технике фрески или темперы. Практически все, дошедшие до нас древнерусские настенные росписи, написанные либо на отваре злаковых растений, либо в технике яичной темперы, в качестве белого пигмента содержат в красочных слоях известковые белила.
Если настенные росписи выполнялись на масляном связующем, то использовались и другие белые пигменты. Так, "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи, выполненная в технике масляной живописи, написана с использованием свинцовых белил. В настенных росписях XIX в. Грановитой палаты Московского Кремля, написанных масляными красками, идентифицированы свинцовые и цинковые белила.
Аналитическое определение:
1. Микрохимические тесты: растворение в минеральных кислотах с бурным выделением углекислого газа; качественная реакция на ион Са2+.
2. Термический тест: СаСО3 —> СаО
белый -> белый
Так как мел, кальцит и известковые белила имеют один и тот же химический состав, микрохимический анализ не позволяет отличить их друг от друга. В этом случае необходимо прибегнуть к кристаллооптическому исследованию в поляризационном микроскопе.
Гипс — сульфат кальция CaSO4- 2H2О.
Синонимы: алебастровая белая, ангидрит, болонский мел, перьевой шпат, легкий шпат (англ.: Bologna chalk, Gypsum;нем.: Gips; франц.: Gypse). Известны три кристаллические модификации: гипс — CaSO4. 2H2О; полуводный гипс — CaSO4. 0,5Н2О; ангидрит — CaSO4. Все три формы существуют в природе в виде минералов. Полуводный гипс и ангидрит могут быть получены из гипса термической обработкой.
Различные модификации сульфата кальция использовались в качестве наполнителей грунтов в Италии и в Испании; в Византии, во Франции и на Руси — наряду с мелом. Самые ранние примеры использования гипсового грунта — фаюмские портреты (II -III вв. н.э.) и энкаустические иконы (VI-VIII вв. н.э.).
Как пигмент гипс использовался в исключительно редких случаях. Например, в одной из композиций настенных росписей XIII в. церкви Рождества Богородицы в Ахтале (Армения).
С XIX в. гипс используют при промышленном производстве красок как инертный наполнитель. Аналитическое определение:
1. Микрохимические тесты: в минеральных кислотах при комнатной температуре не растворяется; микрохимические реакции на ионы Са2+ и SO42-.
2. Термический тест: CaSO4 • 2H2О —> CaSO4
белый -> белый
Микрохимические тесты не позволяют отличить гипс, полуводный гипс и ангидрит друг от друга. Для идентификации этих соединений необходимо использовать структурные методы анализа, например, метод рентгеновской дифракции. Каолин (белая глина) — алюмосиликат Al4(Si4O10) • (ОН)8
Природный материал, основной компонент которого минерал каолинит. Используется для производства фарфора.
Редкий, нетипичный живописный материал, не имел широкого применения. При исследованиях обнаружен в качестве наполнителя грунта в нескольких картинах Рембрандта и других голландских художников, а также идентифицирован в грунтах закарпатских икон XVIII в. Аналитическое определение:
1. Микрохимические тесты: не растворяется в минеральных кислотах; микрохимические реакции на ионы А13+ и Si (IV).
2. Термический тест: не меняется
Надежная идентификация только методами структурного анализа, например, методом рентгеновской дифракции.
Цинковые белила — оксид цинка ZnO.
Синонимы: китайская белая, белоснежная белая (англ.: Flowers of zinc, Zinc white; нем.: ZinkweiB; франц. Blanc de zinc; лат.: lana pholosophica).
Искусственный пигмент. В 1782 году предложен как заменитель свинцовых белил. С 1834 г. цинковые белила, производились для акварели, промышленное получение масляной краски — с 1840 г. В результате исследования большого количества картин было установлено, что в русской станковой живописи цинковые белила в смеси со свинцовыми использовались с 1865 года, а чистом виде — с 1880 г.
Цинковые белила использовались не только как белила, но и для наполнителей грунтов.
Аналитическое определение:
1 Микрохимические тесты: плохо растворяется в минеральных кислотах; микрохимическая реакция на ион Zn2+
2. Термический тест: не меняется
Баритовые белила — сульфат бария BaSO4.
Синонимы, баритовая белая, бланфикс, кроющая белая, живописная белая,
тяжелый шпат (англ.: Baryte, Heavy spar, Permanent white; нем.: Permanent weiBe; франц.: Blanc baryte).
Природный минерал — барит (или тяжелый шпат); искусственный аналог получен в 1830 г. Используется в живописи с XIX в., как наполнитель грунта или как инертный наполнитель в красках. Как самостоятельный белый пигмент, т.е. в виде белой краски, не используется. Аналитическое определение:
1. Микрохимические тесты: в минеральных кислотах не растворяется; микрохимические реакции на ионы Ва2+ иSO4-.
2. Термический тест: не меняется
Литопон — сульфид цинка ZnS+ сульфат бария BaSO4
Синонимы: карлтонская белая, китайская перманентная белая, кроющая
белая, эмалевая белая, сульфидная белая (англ.: Griffiths white, Lithopone, Ors-white; нем.: Lithopone; франц.:Lithopone).
Получен в 1853 г. Широко применялся как пигмент для пастели, масляных красок и как наполнитель синтетических органических красок.
Аналитическое определение:
1. Микрохимические тесты: растворение в минеральных кислотах — выделение сероводорода H2S; микрохимические реакции на ионы Zn2+, Ва2+, S2-, SO42-
2. Термический тест: не меняется
Титановые белила — оксид титана TiO2.
Синонимы: титановая белая Дега, рутиловая белая, титановая белая Кроноса (англ.: Titania, Titanum white; нем.:TitanweiC; франц.: Blanc de titane veritable).
В природе существует в виде двух кристаллических форм — рутила и анатаза. Производство синтетического продукта осуществлено в 1909 г. в Норвегии и в США под названием титановая белая Кроноса, с 1924 г. — в Германии под названием титановая белая Дега. До 1938 г. оксид титана получали в форме анатаза, а затем — в форме рутила. Используется для приготовления белой краски.
Аналитическое определение:
1. Микрохимические тесты: в минеральных кислотах не растворяется; микрохимическая реакция на ион Ti4+
2. Термический тест: не меняется
2. Синие пигменты
Александрийская фрита — силикат кальция и меди CaCuSi4O10
Синонимы: египетская синяя, александрийская лазурь.
Древнейший синий пигмент получали искусственным путем — сплавлением медной соли, песка и соды. В природе существует редкий минерал аналогичного состава — купрореваит, но в живописи не использовался.
Александрийская фритта — синий пигмент, обнаружен в различных произведениях Древнего Египта — в роспиях саркофагов, масок, в фаюмских портретах, настенных росписях гробниц, скифских саркофагов и в настенных росписях древнего царства Урарту (VII в. до н. э.). С VIII в. александрийская фритта не встречается в живописи.
Аналитическое определение:
1. Микрохимические тесты: в минеральных кислотах не растворяется; микрохимическая реакция на ион Сu2+
2. Термический тест: не изменяется
Надежная идентификация — с помощью методов структурного анализа,
например, методом рентгеновской дифракции.
Ультрамарин — алюмосиликат натрия и серы Na8-10Al6Si6O24S24
Синонимы: натуральный ультрамарин: лазурный камень, ляпис-лазурь, восточная синяя.3* (англ.: Natural ultramarine, Sky blue; нем.: Ultramarin; франц.: Blue d'azure; лат.: lapis lazuli, lazurium).
Искусственный ультрамарин: лазурная синяя, новая синяя, ультра синяя, ультрамариновая синь, универсальная синяя(англ.: Ultramarine blue; нем.: kunstliches Ultramarin; франц.: Outremer).
Натуральный ультрамарин получают из природного минерала лазурита (или ляпис-лазури). Самые ранние письменные свидетельства об использовании этого минерала для живописных целях содержатся в трактате Теофраста (IV-III вв. до н.э.) и в "Натуральной истории" Плиния (I в. н.э.). В Европу минерал привозили из Бадахшана, расположенного на территории современного Афганистана. Отсюда происхождение слова "ультрамарин" — в переводе с арабского — "из-за моря". Дальний путь, сложный процесс переработки исходного сырья для освобождения от пустой породы и получения максимально обогащенного синими частицами пигмента, красивый синий с фиолетовым оттенком цвет, а также стойкость, свойственная силикатам, способствовали высокой стоимости пигмента, который во все времена ценился на вес золота. В XI-XVI вв. был одной из самых любимых живописцами, но и самых дорогих синих красок. Чаще использовался в Италии, чем на севере Европы. Применялся без каких-либо ограничений в различных техниках и во всех видах живописи как в западноевропейской, так и в древнерусской — в книжной миниатюре, в станковой живописи, в иконописи, в настенной живописи.
Самые ранние примеры использования этого пигмента — в энкаустических иконах VII-VIII вв., в иконе XI в. "Петр и Павел (Новгородский художественный музей), в византийских иконах XII-XIV вв. (Музеи Московского Кремля, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Ярославский художественный музей), в настенных росписях новгородских соборов: например, Софийского собора XII в., церкви Покрова на Нередице XII в.; в церкви Рождества Богородицы XIII в. (Ахтала, Армения).
В 1822 получен искусственный ультрамарин, не отличающийся по составу от природного, но уступающий по цвету и значительно более дешевый. С 1829 — промышленное производство искусственного пигмента и с этого момента — широкое употребление в живописи. Аналитическое определение:
1. Микрохимические тесты: растворяется в минеральных кислотах, обесцвечиваясь, с выделением сероводорода H2S; микрохимическая реакция на S2-.
2. Термический тест: не изменяется
Для отличия природного пигмента от искусственного необходимо кристаллооптическое исследование в поляризационном микроскопе: частицы искусственного ультрамарина — очень мелкие с округлыми краями в отличие от частиц природного минерала, имеющих вид стекловидных осколков с острыми краями. Азурит — основной карбонат меди 2СuСО3 Си(ОН)2
Синонимы: азуро, горная синяя, медная синяя (англ.: Azurile, Lapis Ar-menius, Mineral blue, Mountain blue; нем.: Azurit;франц.: Bleu Paul Veronese, Cendre bleu), искусственный азурит: голубой вердитер (англ.: blue verditer).
Один из самых распространенных синих пигментов. Получали из природного минерала азурита. Известен с античных времен. Имел широкое употребление в Древнем Египте. К ранним произведениям, в которых был обнаружен азурит, относятся, например, — энкаустическая икона "Богоматерь с младенцем"(VI в.), икона "Спас Златые Власы(XIII в.); настенные росписи церкви Федора Стратилата (XIV в., Новгород), церковь Рождества Богородицы (XIII в., Ахтала, Армения).
Натуральный пигмент использовался во всех видах живописных техник без ограничения.
Искусственный аналог природного азурита появляется в произведениях живописи, начиная с XVII в. Получали его осаждением содой из растворов медных солей, например, хлорида меди. Этот пигмент обнаруживают при исследованиях как произведений станковой, так и настенной живописи. В отличие от природного азурита, искусственный пигмент в настенной живописи не стабилен. Долгое время в среде реставраторов бытовало представление о перерождении азурита в малахит. Современные исследования установили факт химического изменения искусственного азурита в настенных росписях, но основной карбонат меди превращается не в малахит, а в зеленый хлорид меди — атакамит. Синие участки росписей, написанных искусственным азуритом, покрываются со временем зелеными пятнами, которые являются результатом постепенного замещение азурита атакамитом.
Искусственный азурит химически стабилен в иконописи и в произведениях, выполненных в технике масляной живописи.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что подобные изменения происходят только с искусственным азуритом и только в настенной живописи. Пигмент из натурального азурита в настенных росписях химически стабилен.
В XIX в. натуральный азурит не используется художниками, а искусственный азурит промышленно не производится.Аналитическое определение:
1. Микрохимические тесты: растворяется в минеральных кислотах с бурным выделением СО2; микрохимическая реакция на ион Сu2+.
2. Термический тест: азурит 2СuСО3.Сu(ОН)2 —> тенорит СuО
синий —>черный
Для отличия природного азурита от искусственного, необходимо кристаллооптическое исследование в поляризационном микроскопе: частицы искусственного пигмента имеют округлую сферическую форм)1.
Смальта — стекло СоО•nK2SiO3
Синонимы: азуритовая синяя, богемская синяя, пепельная, кобальтовое стекло, королевская синяя, саксонская синяя, шмельть (англ: Smalt; нем.: Smalte; франц.: Bleu d-email).
Смальта — по составу стекло, окрашенное кобальтом в синий цвет. Ее получали сплавлением песка, поташа с оксидом кобальта. Пигмент, не имеющей интенсивной окраски, всегда относился к дешевым материалам. Использовался в разных техниках и в разных видах живописи. Наиболее ранние случаи идентификации — XI-XIII вв. в настенной живописи в Монголии, в иконах XV в. из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, в европейской станковой живописи XV в. Наиболее широкое распространение — в живописи XVI-XVIII вв. Как правило, смальту использовали для написания неба, в подготовительных красочных слоях под последующие слои из азурита или ультармарина. На сегодня нет подтвержденных данных об ее использовании в XIX в.
1. Аналитическое определение: Микрохимические тесты: в минеральных кислотах не растворяется; микрохимическая реакция на ион Со2+.
2. Термический тест: не меняется
Индиго — (C8H5O)2.
Синонимы: индиговая синяя, индиговый кармин, стальная синяя, вайда,
крутик (англ: Indigo; нем.: Indigo; франц.: Indigo;лат.: indicum).
Натуральный пигмент растительного происхождения, получаемый при ферментации растительного сырья(трава вайды красильной Jsatis tinctoria (Европа), листья Indigofera tinctoria и др. виды Indigofera (Южная и Западная Азия); горец красильный Poligonum tinctoria и олеандр Nerum tinctorium (Екавказ, Южная Европа, Ближний Восток) и др.).
Индиго известно со времен античности. Важнейший краситель текстильных волокон, а также — пигмент для живописи.
Индиго очень широко использовалось в живописи книжных миниатюр, в станковой живописи, но не применялось для настенных росписей.
В 1880 г. немецкий химик Байер (Ваеуег) синтезировал искусственное индиго. С 1900 г. искусственный пигмент, как более дешевый и не уступающий по качеству природному, вытеснил натуральный.
Аналитическое определение:
1. Микрохимические тесты: не растворяется в минеральных кислотах;
2. Термический тест: сгорает
Надежная идентификация — с помощью тонкослойной хроматографии.
Берлинская лазурь — ферроцианид железа Fe4[(Fe(CN)6l3
Синонимы: антверпенская синяя, берлинская синяя, китайская синяя, глубокая синяя, синяя Дисбаха, парижская синяя, прусская синяя (англ.: Prussian blue; нем,: PreuCischblau; франц.: Bleu Prusse, Bleu de Prusse). Пигмент получен в 1704 г. Дисбахом в Берлине, с 1725 г. получил широкое применение. Использовался в станковой живописи, иконописи и в настенной масляной живописи.
1. Аналитическое определение: Микрохимические тесты: не растворяется в минеральных кислотах; обесцвечивается в щелочах.
2. Термический тест: ферроцианид железа Fe4[(Fe(CN)6]3 —> оксид Fe2О3
синий —> красный
Синий кобальт — алюминат кобальта СoО•Аl2О3
Синонимы: азуритовая синяя, кобальтовый ультрамарин, королевская синяя, синяя Тенера (англ.: Cobalt blue; нем.:Kobaltblau; франц.: Bleu de cobalt).
Искусственный пигмент, промышленное производство известно с 1795 года. С XIX века широко используется в станковых произведениях. Обнаружен в настенных росписях Грановитой палаты Московского Кремля.
Аналитическое определение: Микрохимические тесты: плохо растворяется в минеральных кислотах; микрохимическая реакция на ион Со2+.
Термический тест: не меняется
Надежная идентификация — методами структурного анализа, например, методом рентгеновской дифракции.
Церулеум — станнат кобальта CoO•nSnC2
Синонимы: небесная голубая (англ.: Cerulean blue; нем.: Coelinblau; франц.: Bleu celeste).
Впервые получен в 1805 году, промышленное производство — с 1860 года. Относительно редко используется как синий пигмент, несмотря на светостойкость, совместимость с другими пигментами и связующими.
Аналитическое определение:
Микрохимические тесты: плохо растворяется в минеральных кислотах;
микрохимические реакции на ионы Со2+ и Sn(IV).
Термический тест: не меняется
Практическое и теоретическое занятие
-письмо
-просмотр визуальной информации
- вопросы к ученикам
-лекция
-проведение опытов учениками
-задание на дом
+ приспособления для опытов
Зеленые, красные, фиолетовые пигменты.
Важные характеристики пигментов. Названия, формулы, проведение реакций, методы аналитического определения. Глауконит — силикат К <1 (Fe3+,Fe2+,Al,Mg)2-3[Si3(Si, Al)O10][OH]2 • nH2О
Синонимы: зеленая земля, празелень, зеленая Веронезе, английская зеленая, богемская зеленая и т.д.- по месту происхождения ((англ.: Green earth: нем.: Grime Erden; франц.: Terre verte).
Минеральный пигмент; цвет колеблется от светло-, желто- до темно-зеленого в зависимости от месторождения. Использовался без ограничения в различных живописных техниках и видах живописи. Основной зеленый пигмент настенной живописи. Основной компонент зеленого подготовительного слоя verdaccio при написании инкарната в ранней итальянской живописи. Глауконит также зачастую присутствует в санкирных слоях древнерусских икон. Как правило, глауконитом написаны деревья, архитектура, изображение земли. Аналитическое определение:
1. Микрохимические тесты: плохо растворяется в минеральных кислотах; микрохимическая реакция на ион Fe3+
2. Термический тест: глауконит —> гематит Fe2O3
зеленый -> красный
Ярь-медянка — ацетат меди Сu(СН3СОО)2 • Н2О
Синонимы: зеленая медная, испанская зеленая, венецианская зеленая, вердигрис, ярь венецейская, ярь (англ.:Verdigris; нем.: Grunspan; франц.: Vert de gris; лат.: aerugo, verdigris, viride hispanicum).
Древнейший живописный пигмент. Использовался со времен античности вплоть до XIX века. Искусственное соединение, в природе не существует. Наиболее ранний рецепт получения содержится в трактате Теофраста (IV-III в. до н.э.): на медные пластины воздействуют парами винного уксуса. Образовавшиеся голубые кристаллы основного ацетата меди (основной ярь-медянки) подвергают перекристаллизации в уксусе. В результате получается зеленый ацетат меди — нейтральная ярь-медянка, которая и использовалась как пигмент.
Ярь-медянка широко применялась в станковой живописи, в живописи книжных миниатюр, как правило, в смеси со свинцовыми белилами, либо с желтым пигментом — свинцово-оловянистой желтой. Ярь-медянка никогда не использовалась в настенной живописи.
Растворяя ярь-медянку в смолах, получали зеленый лак, который называется медный резинат. Его использовали в лессировках по зеленым красочным слоям. Широкое применение медный резинат нашел в русской иконописи XVII-XVIII вв.: его наносили по металлическим подложкам из серебра или золота.
До наших дней сохранилось большое количество русских рецептов XVII-XIX вв., описывающих получение зеленых "ярей" из меди и молока. Это породило легенду об использовании в древнерусской живописи молочнокислой меди (лактата меди). Воспроизведение древнерусских рецептов, осуществленное в настоящее время, позволило установить состав получающихся по данным рецептам пигментов. Оказалось, что при взаимодействии молока с медью, образуется ацетат меди, таким образом, нет принципиальной разницы между пигментом, получающимся по западноевропейской технологии с помощью винного уксуса, и пигментом, синтезируемым с помощью своеобразной русской рецептуры.
В XIX в. художественные краски на основе медных ацетатов, по-видимому, не производили, так как при исследовании картин художников этого времени их не обнаруживают.
Аналитическое определение:
1. Микрохимические тесты: растворяется в минеральных кислотах; микрохимическая реакция на ион Сu2+.
2. Термический тест: разлагается до черного оксида меди — тенорита СuО. Для отличия ярь-медянки от медного резината необходимо кристаллооптическое исследование в поляризационном микроскопе. Для надежной идентификации ярь-медянки и медного резината рекомендуется метод ИК-спектроскопии.
Малахит — основной карбонат меди СuСО3 • Си(ОН)2
Синонимы: горная зеленая, медная зеленая, малахитовая зелень (англ.: Malachite, Mountain green; нем.: Malachit;франц.: Malachite, Vert de montagne; лат.: crysocolla 4).
Искусственный малахит — основной карбонат меди СuСО3 • Сu(ОН)2
Пигмент из природного минерала известен в живописи с древнейших времен. Наиболее ранние произведения искусства, в которых обнаружен малахит — это памятники Древнего Египта. Малахит использовался в станковых произведениях, иконописи и в живописи книжных миниатюр. Этот пигмент не обнаружен в древнерусских настенных росписях.
Не сохранилось письменных свидетельств о том, когда началось производство искусственного пигмента, но одно из ранних произведений живописи, в котором был идентифицирован искусственный малахит — итальянская рукопись XIV века.
Современные исследования материалов конкретных произведений живописи выявили большое разнообразие медных соединений, которые использовались в качестве зеленых пигментов. Так, помимо малахита, в живописи применялись следующие минералы меди: атакамит — основной хлорид меди СuСl2 • 3Сu(ОН)2, псевдомалахит — основной фосфат меди Cu5(PO4)•2(OH)4, познякит — основной сульфат меди Cu4SO4(OH)6•H2O, калюметит — основной хлорид меди Сu(С1,ОН)2 • 2Н2О
Эти пигменты обнаружены при исследовании различных произведений западноевропейской живописи, а также в древнерусских иконах. Хотя необходимо подчеркнуть, что широкого употребления в иконописи эти медные минералы не имели. Зеленые медные соединения, как правило, не использовались в древнерусских настенных росписях.
Уникальным памятником с точки зрения использованных в нем медных пигментов является церковь Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, расписанная в начале XVI в. Дионисием. Исследование живописных материалов данного памятника современными аналитическими методами выявило следующие медные соединения: искусственные малахит, познякит, атакамит и природный минерал — псевдомалахит.
Существовавшее раннее представление об использовании в живописи медного силиката хризоколлы современными исследованиями не подтверждено.
Аналитическое определение:
1. Микрохимические тесты: все медные пигменты растворяются в минеральных кислотах, малахит — растворяется с бурным выделением углекислого газа; микрохимические реакции на ионы Сu2+, С1-, SO42-, РО43-.
2. Термический тест: все медные соединения при прокаливании разлагаются до черного оксида меди тенорита СuО.
Для надежной идентификации различных соединений меди необходимо использовать структурные методы анализа, например, метод рентгеновской дифракции.
Чтобы отличить искусственный малахит от натурального, необходимо кристаллооптическое исследование в поляризационном микроскопе: частицы искусственного малахита имеют сферическую форму и называются сферолитами; в режиме "скрещенные николи" частицы пигмента пересечены черным крестом.
Швейнфуртская зеленая — арсенатоацетат меди Сu(СН3СОО)2 • 3Cu(AsO2)2
Синонимы: брауншвейгская, мюнхенская, парижская, венская зеленая, кроющая, изумрудная, оригинальная зеленая(англ.: Emerald green, Schwem furt green; нем.: Schweinfurter Grbn; франц.: Vert emeraude, Vert de Mitis, Vert Pau).
Открыта в 1778 г. Рустом; в 1805 г. осуществлено промышленное производство. Из-за высокой ядовитости с 1920 г. не употребляется.
Использовалась в различных техниках — в акварели, в темперных и масляных красках.
А политическое определение:
1. Микрохимические тесты: растворяется в минеральных кислотах; микрохимическая реакция на ион Сu2+.
2. Термический тест: разлагается до черного оксида меди тенорита СuО. Частицы пигмента имеют сферолитовую форму, что в совокупности с микрохимическими тестами позволяет диагностировать пигмент при кристаллооптическом исследовании в поляризационном микроскопе.
Хромовая зелень — оксид хрома Сr2О3.
Синонимы: изумрудная зеленая (англ.: Oxide of chrome opaque, Oxide of chromium; нем.: Chromoxydgrun; франц.: Oxide vert de chrome opaque). В 1809 г. пигмент получен Вокеленом; с XIX в. широко используется в различных живописных техниках.
А политическое определение:
1. Микрохимические тесты: не растворяется в минеральных кислотах; микрохимическая реакция на ион Сг(Ш).
2. Термический тест: не изменяется
Изумрудная зеленая — гидроксид хрома Сr2O3• 2Н2О
Промышленное производство пигмента — с 1859 года. На основе изумрудной зеленой получается прозрачная лессировочная краска.
В природе существует минерал волконскоит идентичного состава. Существующая точка зрения об использовании этого минерала в древнерусск