• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Приложение.
Календарно-тематический план.
№
название темы
часы
Когнитивный компонент (что узнают)
Операциональный компонент (что научатся делать)
Связь с межпредметными курсами
Чтение и работа с текстом
Информационная грамотность
1.
4.09
Введение.Книга – твой друг.
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память).
Литература как искусство слова. Писатель-книга-читатель
Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией Литература, хрестоматия Форзац, титульный лист, обложка.
Формирование умения самостоятельно работать с художественной и учебной книгой; умения строить устное высказывание, отстаивать свою точку зрения; умения использовать разные виды выразительного чтения
Беседа по парам о прочитанном Словарно-лексическая работа. Составление рассказа на основе вопросов учебника (с.5-6)..
Поиск нужной информации: высказываний писателей о роли книг в жизни человека и общества
2.
6.09
Мифология Античный миф. Происхождение мира и богов в античных мифах «Рождение Зевса». «Олимп»
Миф, легенда, античная мифология,предание; мифологический сюжет; мифологический герой; персонаж
Умение выделять главное в прослушанном тексте
выборочное и поисковое чтение выразительное чтение
различные виды пересказа, словесное рисование,
Поиск и обработка информации, составление таблицы
3.
8.09
. Мифологические герои и события в мифе «Одиссей на острове циклопов. Полифем»
Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира
Формирование умения работать в парах; умения сопоставлять виды искусства; умение творчески домысливать ситуацию
выразительное чтение мифа, различные виды пересказа, словесное рисование (портрет Полифема
Составление плана легенды
4.
11.09
Мифы древних славян как форма познания действительности
Схожесть славянских мифов со сказками и былинами. «Рождение мира» - славянский миф о происхождении богов и Земли. Основные боги и силы, в которые верили наши предки.
Научиться сравнивать мифы с другими произведениями фольклора. Воспитание чувства товарищества в ходе командной игры.
Поисковое чтение. Нахождение в мифе слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формулирование вывода «О чем в мифе говорится с величайшей любовью?»
Сравнение славянских и древнегреческих богов.
5.
13.09
Устное народное творчество
Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадка в русских сказках
Формирование умения работать в группе.
умения научиться видеть необычное в обычном, сочинять загадки
Рассказ с использованием загадок
Сообщение группы обучающихся, выполнявших исследовательскую работу
составление таблиц, отгадывание загадок, работа в группах, конструирование загадок.
6.
15.09
Пословицы и поговорки
Малые жанры фольклора. Различие между пословицами и поговорками. Виды пословиц и поговорок. Темы пословиц Антитеза, антонимы, иносказание
Формирование умения работать по парам
Ученик должен уметь различать пословицы поговорки, использовать пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.
Рассказ с использованием пословицы.
Составление словарной статьи.
составление таблиц, беседа, индивидуальные сообщения учащихся. Заполнение таблиц
7.
18.09
Сказка «Царевна-лягушка» Особенности волшебной сказки.
Художественные особенности волшебной сказки. Сюжет волшебных сказок. Сказочные образы. Проблематика. Народ. представления о духовном облике жены. Сказка и миф: сходства и различия.
Типы сказок Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочные образы
Формирование умения работать в парах; умение сравнивать героев и разные виды искусства, умение отбирать материал для таблицы
Лексическая работа
Работа со словарями, Составление плана сказки и таблицы в ходе исследования композиции,.
8.
20.09
Трудолюбие, доброта и находчивость как главные достоинства героев в сказке «Царевна-лягушка»
Нравоучительный и философский смысл сказок. Сказочники. Собиратели сказок. Народная мораль в характере и поступках героев.
Формирование умения самостоятельно различать типы сказок; выявлять характерные для сказок художественные приемы. Формировать умение высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа.
Выборочное и поисковое выразительное чтение. Лексическая работа в группах Выразительное чтение сказок. Различные виды пересказа Анализ художественных средств: повторов, эпитетов, гипербол
Поиск и обработка информации
9.
22.09
Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»
Отличие бытовой сказки от волшебной
Бытовая сказка Сказочный персонаж
Формирование умения отстаивать свою точку зрения; умения создавать устные монологические и диалогические высказывания
Диалоги обучающихся друг с другом, с учителем, исследовательская работа с текстом, художественный пересказ
Создание иллюстраций Работа в группах - сочинение бытовой сказки
10.
25.09
Сказки народов России. «Падчерица
Нравственная основа сказок о падчерице и мачехе, отличие народной и литературной сказки Типы сказочных персонажей
Формирование умения работать в парах; умение сравнивать героев и разные виды искусства, умение отбирать материал для таблицы
Выразительное чтение сказки пересказ,
работа с таблицей, комментирование иллюстраций.
11.
27.09
Подготовка к сочинению.
Композиция сочинения.
Формирование умения отбирать материал на заданную тему; умение отстаивать собственную точку зрения; умение создавать устные монологические
и диалогические высказывания
Составление рабочих материалов для сочинения.
Составление плана, защита творческих работ.
12.
29.09
"Устное народное творчество – золотое наследие русской старины." (Обобщающий урок по устному народному творчеству) Тестирование
Актуализация знаний учащихся, углубление представлений о пословице. Знакомство с творчеством знаменитых сказочников
Формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умение анализировать текст. Воспитание чувства товарищества в ходе командной игры. Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов
Инсценирование фрагментов сказок.
Подбор пословиц и поговорок на заданную тему, защита иллюстраций.
13.
2.10
Анализ письменных работ
Самостоят. редактировать фрагмент сочинения, представленного на экране
Формирование умения самостоятельно давать оценку результатам, умение редактировать тексты, умение создавать устные монологические
и диалогические высказывания
Лексическая работа в парах..
Редактирование текстов
14.
4.10
Древнерусская литература
Из «Повести временных лет»
«Расселение славян», Исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе Первичные представления о древнерусской литературе Летопись
Формирование умения отстаивать собственную точку зрения; умение выделять главное; умение правильно формулировать вопросы к статье. Формирование умения работать в парах; умение сравнивать разные виды искусства, умение отбирать материал для таблицы
Самостоятельная работа с книгой, иллюстрациями и оглавлением
Составление таблицы
Составление вопросов по статье учебника.
15.
6.10
«Кий, Щек и Хорив» «Хазары»
Символическое значение легенды о Кие, исторической основы событий, нашедших отражение в «Повести временных лет», значение имен Кий, Щек, Хорив, Лыбедь, особенности языка памятника древнерусской письменности.
Умение анализировать текст, выбирать ключевые слова, сравнивать язык др.рус. и современ. рус. яз.
Чтение по ролям, пересказ, поиск ключевых слов и выражений. Работа в группах над лексическим значением слова.
Подготовить вопрос соседу
16.
9.10
Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы
Человек в древнерусской литературе. Основа нравственной оценки и способы изображения человека.
Умение анализировать текст, выбирать ключевые слова умение правильно, бегло и выразительно читать художественный текст; умение пересказывать текст древнерусской литературы.
Работа с ключевыми слова и словосочетаниями, определение нравственной позиции автора, Пересказ с использованием старинных слов и выражений..
Составление цитатного плана.
17.
11.10
Подробное изложение по «Повести временных лет»
Формировать умение пересказывать текст древнерусской литературы; умение создавать письменные монологические высказывания
Создание текста.
Создание собственных источников информации
18.
13.10
Басни народов мира
Раскрытие характера персонажей в баснях Эзопа «Лисица и виноград».
Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».
Своеобразие пафоса басен (комические и поучительные элементы). Значение морали басни. Роль басен Эзопа в жизни общества Басня, притча, «эзопов язык», мораль
Осознанное построение речевого высказывания, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, умение сформулировать проблему и определить способы её решения
Умение анализировать, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки
Конструирование вопросов к статье учебника, выразительное чтение.
Знакомство с биографией В. Тредиаковского, выявление морали, особенностей языка басни. Басенный сюжет. Мораль. Инверсия
Умение работать в группах. Овладение разными типами выразительного чтениям басен, умение задавать вопросы классу и отвечать на вопрос.
Составление плана статьи учебника,, лексическая и терминологическая работа, выразительное чтение. Творческое списывание: продолжить строку басни
Овладение навыками анализа содержания (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств)
20.
18.10
Басни И.А.Крылова
Жанр басни в творчестве Крылова, народные истоки И.Крылова, его мировосприятие. Сравнение
Формирование умение работать в группах; умение задавать вопросы классу и отвечать на вопросы; умение осознанно строить речевое высказывание; умение сопоставлять разные виды искусства
Выразительное чтение басен «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Квартет» по ролям, лексическая работа, исследовательская работа с текстом,
Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями,
21.
20.10
И.А. Крылов «Волк на псарне». «Демьянова уха», «Свинья под дубом»
Обличение пороков (глупости, хитрости, невежества в баснях Крылова) Динамизм и многозначность характеров в баснях, защита баснописцем нравственных устоев общества Гипербола, аллегория
Умение работать в группах. Овладение разными типами выразительного чтениям басен, умение задавать вопросы классу и отвечать на вопрос; умение сопоставлять разные виды искусства
работа в парах с учебником, конкурс на лучшее прочтение басен Определение морали басен. Запись предложений из известных басен, ставших крылатыми выражениями, размышления над иносказательным смыслом.
Сочинение-размышление над иносказательным смыслом басен.
22.
23.10
Русская басня XX в. Последователи И.Крылова в жанре басни. Промежуточный контроль- тест
Знакомство с биографией и творчеством С.С. Михалкова, выявление морали басен «Грибы», «Зеркало». Аллегория
Формирование умения работать в группах; овладение разными типами выразительного чтениям басен,
Индивидуальные сообщения обучающихся, выразительное чтение по ролям, лексическая работа, беседа
умение задавать вопросы классу и отвечать на вопрос; умения сопоставлять разные виды искусства
23.
25.10
Анализ письменных работ
Формирование умения самостоятельно давать оценку результатам, умение редактировать тексты,
Лексическая работа в парах. Редактирование текстов
Самостоятельное редактирование текстов
24.
27.10
Литература XIXв.
А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта.
Воссоздание атмосферы эпохи начала XIX века, знакомство с фактами биографии А.С.Пушкина.
Семья поэта и книга
Формирование умений аргументированно высказывать собственное мнение и координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Комментированное чтение статьи учебника (с.93-95),
Формирование умения выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы
Выразительное чтение Групповая работа по выявлению роли художественно-изобразительных средств в лирическом произведении, работа с иллюстрациями в учебники
.. Работа с таблицами.
26.
8.11
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Понятие о стихотворной сказке. Нравственная проблематика, воскресшая сила добра, литературные приемы создания сказочной ситуации. Фольклорные элементы
Формирование умения выразительно, бегло, правильно читать сказку; умение давать характеристику герою.; умение отличать фольклорную сказку от литературной.
Выразительное чтение «Сказки», формулирование ответов на вопросы учебника (16, с.112), словарно-лексическая работа: определение значения слов приданое, терем, трезвонить, подворье, лежанка.
Взаимоконтроль в парах:восстановите текст, вставив пропущенные эпитеты
27.
10.11
Беззащитность добра и зла в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях. Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки
Силы, спасающие и губящие царевну (честность зеркальца, доброжелательность, братская привязанность богатырей, преданность Соколки, любовь королевича Елисея). Выявление идеи «Сказки…», роль художественно-изобразительных средств, сходство и различие народной и литературной сказки Фольклорные мотивы.
Различие народной и литературной сказки, композиция
Формирование умения отбирать материал для характеристики героев; умения делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации
Диалоги друг с другом, с учителем. Выразительное чтение фрагментов «Сказки…» по ролям, запись ключевых слов, с помощью которых можно воссоздать портрет и характер царевны. Нахождение риторических обращений, объяснение их роли. Размышления о близости «Сказки» к произведениям устного народного творчества. Индивидуальная лексическая работа со словарем. Сжатый пересказ.
Работа с таблицами.
28.
13.11
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок)
Работа с ключевыми понятиями: сказочные традиции, мотивы народного творчества, богатство выразительных средств, сказочная основа вступления в поэме, природа волшебного в сказке, поэма «Руслан и Людмила» в живописи и музыке.
Умение пересказывать отрывки из художественного произведения с использованием образных средств русского языка и цитат из поэмы;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог Овладение различными видами пересказа
Анализ стихотворения Пейзажная лирика, мотив одиночества, внутренний монолог героя «Зимняя дорога».
Формирование умения осознанно строить речевое высказывание
Выразительное чтение, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание романса А.Алябьева
, работа с учебной статьей.
30.
17.11
«Перед ликом священной природы». Родная природа глазами русских поэтов и художников 19 века, современных экологов.
Стихи о природе М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», Ф.И. Тютчева «Есть в осени…», «Весенние воды»,
Е. Баратынского «Весна…», А. Фета «Чудная картина», И. Сурикова «В ночном» Пейзажная лирика, художественная идея стихотворения.
Формирование умения осознанно строить монологическое и диалогические высказывания, умения работать в группе; умения выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, умения определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины
31.
20.11
Выразительное чтение наиз. стих. Создание иллюстраций.
Мини-сочиение по материалу урока
лексическая работа, составление таблиц,. Создание иллюстраций
32.
22.11
Сочинение по творчеству А.С. Пушкина
Формирование умения строить письменную монологическую речь
Контрольное сочинение
33.
24.11
М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта.
Детские годы поэта, родное гнездо Тарханы, воспоминания о детстве в лирике поэта «И вижу я себя ребенком…».
Формирование умения осознанно строить монологическое и диалогические высказывания; умения аргументированно высказывать собственное мнение и координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве; умения адекватно оценивать работу в паре.
работа с учебником, оформление рефлексивной таблицы
Самостоятельный отбор материалов для таблицы
34.
27.11
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.
Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве
Начало литературной деятельности, интерес к истории России. История создания «Бородино», бородинская битва и русские солдаты в изображении поэта, мастерство поэта в создании батальных сцен, их достоверность, сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом. Сравнения, эпитет, метафора, звукопись, диалог, монолог, аллитерация, ассонанс(развитие представления о тропах) прототип
Формирование умений аргументированно высказывать собственное мнение и координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
комментированное чтение статьи учебника, беседа о войне 1812 года осмысление композиции произведения, словесное рисование, творческая работа «На Бородинском поле», размышления об авторской оценке героев и событий. Выразительное чтение наизусть стих
35.
29.11
36.
1.12
Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». Повествование о событиях от лица их участника.
Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе работы над темой
Формирование умения отстаивать собственную позицию; умения грамотно строить монологическую речь
создание рабочих материалов к сочинению по стихотворению М.Лермонтова, конструирование начала и финала сочинения. Работа с таблицей
37.
4.12
Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя Мифологические и фольклорные мотивы
Формирование умения осознанно строить монологическое и диалогические высказывания; Умения аргументированно высказывать собственное мнение.
и координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве
Составление таблицы. Групповая защита проектов Заполнение таблицы. Индивидуальные сообщения учащихся.
38.
6.12
Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы.. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.
Фантастика народных сказок в произведении «, отражение в повести славянских преданий и легенд, реалистическое и фантастическое, образы и события, яркость и выразительность речи в повести. Фантастика, сюжет, художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Формирование умения подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
умение формулировать доказательные выводы; умения использовать разные виды пересказов
Выразительное чтение фрагментов повести, художественный пересказ, анализ фрагментов, устное сочинение об Оксане, словесное рисование, анализ средств художественной выразительности. Диалог друг с другом, учителем о прочитанном. Работа в парах по выполнению заданий № 8-10 с.216. Запись ключевых слов, словосочетаний, передающих колорит народной речи.
39.
8.12
Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Противопоставление реального мира Диканьки и фантастического мира Петербурга. Роль фантастических персонажей в произведении. Художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Формирование умения подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
умение формулировать доказательные выводы; умения использовать разные виды пересказов
Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания сущности образа эпизодов, определить, какому эпизоду соответствует иллюстрация художников
40.
11.12
Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством
Формирование умения осознанно строить речевое высказывание
41.
13.12
И.С.Тургенев. Детские годы. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя.
Знакомство с фактами биографии И.С.Тургенева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя. Определение роли Спасского -Лутовинова в творческой биографии писателя. История создания «Муму».
Формирование умения осознанно строить монологическое и диалогические высказывания; умения аргументированно высказывать собственное мнение.
Промежуточное тестирование. Составление таблицы
42.
15.12
И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима
Губительное влияние крепостного права на господ и их слуг. Тематика и социальная проблематика рассказа, отношение автора к событиям, социальная несправедливость, бесправие, беззаконие. Богатырский
Облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью Эпитет, сравнение, рассказ, тема художественного произведения.
умения подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
умение формулировать доказательные выводы.
Выразительное чтение фрагментов рассказа Конкурс художественного пересказа фрагмента. Рассказ о герое по плану, размышления над понятиям добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, словесное рисование.
Обучающий тест
43.
18.12
Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим
Литературный герой. нравственные
Качества Герасима; сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие, причины самовольного возвращения героя в родную деревню.
Формирование умения правильно отбирать материал: умение работать в группах; умение использовать разные виды пересказов
Составление письменного рассказа о героях. Лексическая работа. Работа с иллюстрациями.
Сравнительный анализ героев
44.
20.12
Герасим и Муму. Немой протест героя - символ немоты крепостных крестьян.
Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Внутренняя связь рассказа и стихотворения в прозе «Щи» Выражение в рассказе любви автора к русскому народу. Эпизод.
Стихотворение в прозе.
Умение работать в группах; умение использовать разные виды пересказов, умения правильно строить высказывание, умения отстаивать собственную позицию в ходе диспута
Выразительное чтение фрагментов рассказа, художественный пересказ понравившегося эпизода. Диспут.
Лексическая работа. Составление плана сочинения, запись ключевых слов, необходимых для ответа, отбор цитатного материала. Работа с таблицей
45.
22.12
Сочинение на тему: «Роль эпизода в рассказе «Муму».
Обобщение и систематизация полученных знаний. Эпизод, сюжет, конфликт, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Развитие монологической письменной речи Формирование умения строить письменную монологическую речь
46.
25.12
Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык»
Идея стихотворения в прозе. Роль образных средств. Стихотворение в прозе, тропы
Формирование умения находить отличительные особенности стих. в прозе; умения строить монологическую речь
выразительное чтение, лексическая работа
Составление цитатного плана.
47.
27.12
Обобщающий тест
48.
12.01
Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта
Тема крестьянской жизни.
Формирование умения работать в парах; умения самостоятельно подбирать материал для таблицы; умения осознанно строить высказывание; умения аргументированно высказывать собственное мнение.
Выразительное чтение,
. Работа в парах по учебнику, заполнение таблицы. Составление таблицы
49.
8.01
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» Особенности композиции произведения.
Творческая история произведения. Выявление особенностей композиции. Крестьянская семья и дети. Яркость изображения крестьянских детей, их жизнерадостность, любознательность, оптимизм. Лирический герой. Композиция.
Формирование умения работать в парах; умения самостоятельно подбирать ключевые слова, словосочетания; умения осознанно строить высказывание; умения аргументированно высказывать собственное мнение.
Выразительное чтение стихотворений, запись слов, в которых передано отношение поэта к крестьянским детям. Определение основной мысли стихотворения Лексическая работа.
Ответ на проблемный вопрос
50.
10.01
Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия.
Анализ фрагмента стихотворения. Отношение автора к персонажам. Образ лирического героя. Строфа, эпитет, оксюморон, лирический герой.
Формирование умения осознанно строить высказывание, умения работать в парах; умения выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, умения определять роль изобразительных средств в создании словесной картины
и таблицей, исследовательская работа с текстом, беседа
Составление цитатного плана,
51.
12.01
Н.А.Некрасов «Тройка»
Анализ стихотворения «Тройка». Выявление фольклорной основы произведения, авторской позиции. Формирование представления о строфе. Строфа, стих
Формирование умения осознанно строить высказывание, умения работать в парах; умения выразительно читать стихотворение
Работа с репродукцией картины... И.Глазунова Промежуточный контроль
52.
15.11
Анализ письменных работ
Формирование умения самостоятельно давать оценку результатам, умение редактировать умение создавать устные монологические
и диалогические высказывания
Редактирование текстов
53.
17.01
Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»
Л.Н.Толстой в Ясной Поляне, школа, творческая история рассказа «Кавказский пленник», своеобразие сюжета». Сюжет в лироэпическом произведении
Формирование умения осознанно строить монологическое и диалогические высказывания; умения аргументированно высказ<