№
|
| название темы
| часы
| Когнитивный компонент (что узнают)
| Операциональный компонент (что научатся делать)
| Связь с межпредметными курсами
|
| Чтение и работа с текстом
| Информационная грамотность
|
1.
| 4.09
| Введение.Книга – твой друг.
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память).
|
| Литература как искусство слова. Писатель-книга-читатель
Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией Литература, хрестоматия Форзац, титульный лист, обложка.
| Формирование умения самостоятельно работать с художественной и учебной книгой; умения строить устное высказывание, отстаивать свою точку зрения; умения использовать разные виды выразительного чтения
| Беседа по парам о прочитанном Словарно-лексическая работа. Составление рассказа на основе вопросов учебника (с.5-6)..
| Поиск нужной информации: высказываний писателей о роли книг в жизни человека и общества
|
2.
| 6.09
| Мифология Античный миф. Происхождение мира и богов в античных мифах «Рождение Зевса». «Олимп»
|
| Миф, легенда, античная мифология,предание; мифологический сюжет; мифологический герой; персонаж
| Умение выделять главное в прослушанном тексте
| выборочное и поисковое чтение выразительное чтение
различные виды пересказа, словесное рисование,
| Поиск и обработка информации, составление таблицы
|
3.
| 8.09
| . Мифологические герои и события в мифе «Одиссей на острове циклопов. Полифем»
|
| Миф - своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира
| Формирование умения работать в парах; умения сопоставлять виды искусства; умение творчески домысливать ситуацию
| выразительное чтение мифа, различные виды пересказа, словесное рисование (портрет Полифема
| Составление плана легенды
|
4.
| 11.09
| Мифы древних славян как форма познания действительности
|
| Схожесть славянских мифов со сказками и былинами. «Рождение мира» - славянский миф о происхождении богов и Земли. Основные боги и силы, в которые верили наши предки.
| Научиться сравнивать мифы с другими произведениями фольклора. Воспитание чувства товарищества в ходе командной игры.
| Поисковое чтение. Нахождение в мифе слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формулирование вывода «О чем в мифе говорится с величайшей любовью?»
| Сравнение славянских и древнегреческих богов.
|
5.
| 13.09
| Устное народное творчество
|
| Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадка в русских сказках
| Формирование умения работать в группе.
умения научиться видеть необычное в обычном, сочинять загадки
| Рассказ с использованием загадок
Сообщение группы обучающихся, выполнявших исследовательскую работу
| составление таблиц, отгадывание загадок, работа в группах, конструирование загадок.
|
6.
| 15.09
| Пословицы и поговорки
|
| Малые жанры фольклора. Различие между пословицами и поговорками. Виды пословиц и поговорок. Темы пословиц Антитеза, антонимы, иносказание
| Формирование умения работать по парам
Ученик должен уметь различать пословицы поговорки, использовать пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.
| Рассказ с использованием пословицы.
Составление словарной статьи.
| составление таблиц, беседа, индивидуальные сообщения учащихся. Заполнение таблиц
|
7.
| 18.09
| Сказка «Царевна-лягушка» Особенности волшебной сказки.
|
| Художественные особенности волшебной сказки. Сюжет волшебных сказок. Сказочные образы. Проблематика. Народ. представления о духовном облике жены. Сказка и миф: сходства и различия.
Типы сказок Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочные образы
| Формирование умения работать в парах; умение сравнивать героев и разные виды искусства, умение отбирать материал для таблицы
| Лексическая работа
| Работа со словарями, Составление плана сказки и таблицы в ходе исследования композиции,.
|
8.
| 20.09
| Трудолюбие, доброта и находчивость как главные достоинства героев в сказке «Царевна-лягушка»
|
| Нравоучительный и философский смысл сказок. Сказочники. Собиратели сказок. Народная мораль в характере и поступках героев.
| Формирование умения самостоятельно различать типы сказок; выявлять характерные для сказок художественные приемы. Формировать умение высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов как основе развития представлений о нравственном идеале своего народа.
| Выборочное и поисковое выразительное чтение. Лексическая работа в группах Выразительное чтение сказок. Различные виды пересказа Анализ художественных средств: повторов, эпитетов, гипербол
| Поиск и обработка информации
|
9.
| 22.09
| Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»
|
| Отличие бытовой сказки от волшебной
Бытовая сказка Сказочный персонаж
| Формирование умения отстаивать свою точку зрения; умения создавать устные монологические и диалогические высказывания
| Диалоги обучающихся друг с другом, с учителем, исследовательская работа с текстом, художественный пересказ
| Создание иллюстраций Работа в группах - сочинение бытовой сказки
|
10.
| 25.09
| Сказки народов России. «Падчерица
|
| Нравственная основа сказок о падчерице и мачехе, отличие народной и литературной сказки Типы сказочных персонажей
| Формирование умения работать в парах; умение сравнивать героев и разные виды искусства, умение отбирать материал для таблицы
| Выразительное чтение сказки пересказ,
| работа с таблицей, комментирование иллюстраций.
|
11.
| 27.09
| Подготовка к сочинению.
|
| Композиция сочинения.
| Формирование умения отбирать материал на заданную тему; умение отстаивать собственную точку зрения; умение создавать устные монологические
и диалогические высказывания
| Составление рабочих материалов для сочинения.
| Составление плана, защита творческих работ.
|
12.
| 29.09
| "Устное народное творчество – золотое наследие русской старины." (Обобщающий урок по устному народному творчеству) Тестирование
|
| Актуализация знаний учащихся, углубление представлений о пословице. Знакомство с творчеством знаменитых сказочников
| Формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умение анализировать текст. Воспитание чувства товарищества в ходе командной игры. Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов
| Инсценирование фрагментов сказок.
| Подбор пословиц и поговорок на заданную тему, защита иллюстраций.
|
13.
| 2.10
| Анализ письменных работ
|
| Самостоят. редактировать фрагмент сочинения, представленного на экране
| Формирование умения самостоятельно давать оценку результатам, умение редактировать тексты, умение создавать устные монологические
и диалогические высказывания
| Лексическая работа в парах..
| Редактирование текстов
|
14.
| 4.10
| Древнерусская литература
Из «Повести временных лет»
|
| «Расселение славян», Исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе Первичные представления о древнерусской литературе Летопись
| Формирование умения отстаивать собственную точку зрения; умение выделять главное; умение правильно формулировать вопросы к статье. Формирование умения работать в парах; умение сравнивать разные виды искусства, умение отбирать материал для таблицы
| Самостоятельная работа с книгой, иллюстрациями и оглавлением
| Составление таблицы
Составление вопросов по статье учебника.
|
15.
| 6.10
| «Кий, Щек и Хорив» «Хазары»
|
| Символическое значение легенды о Кие, исторической основы событий, нашедших отражение в «Повести временных лет», значение имен Кий, Щек, Хорив, Лыбедь, особенности языка памятника древнерусской письменности.
| Умение анализировать текст, выбирать ключевые слова, сравнивать язык др.рус. и современ. рус. яз.
| Чтение по ролям, пересказ, поиск ключевых слов и выражений. Работа в группах над лексическим значением слова.
| Подготовить вопрос соседу
|
16.
| 9.10
| Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы
|
| Человек в древнерусской литературе. Основа нравственной оценки и способы изображения человека.
| Умение анализировать текст, выбирать ключевые слова умение правильно, бегло и выразительно читать художественный текст; умение пересказывать текст древнерусской литературы.
| Работа с ключевыми слова и словосочетаниями, определение нравственной позиции автора, Пересказ с использованием старинных слов и выражений..
| Составление цитатного плана.
|
17.
| 11.10
| Подробное изложение по «Повести временных лет»
|
|
| Формировать умение пересказывать текст древнерусской литературы; умение создавать письменные монологические высказывания
| Создание текста.
| Создание собственных источников информации
|
18.
| 13.10
| Басни народов мира
Раскрытие характера персонажей в баснях Эзопа «Лисица и виноград».
Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».
|
| Своеобразие пафоса басен (комические и поучительные элементы). Значение морали басни. Роль басен Эзопа в жизни общества Басня, притча, «эзопов язык», мораль
| Осознанное построение речевого высказывания, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, умение сформулировать проблему и определить способы её решения
Умение анализировать, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки
| Конструирование вопросов к статье учебника, выразительное чтение.
| Промежуточный контроль- составить алгоритм «Особенности басни»
|
19.
| 16.10
| Русская басня
В.К.Тредиаковский «Ворон и Лиса»
|
| Знакомство с биографией В. Тредиаковского, выявление морали, особенностей языка басни. Басенный сюжет. Мораль. Инверсия
| Умение работать в группах. Овладение разными типами выразительного чтениям басен, умение задавать вопросы классу и отвечать на вопрос.
| Составление плана статьи учебника,, лексическая и терминологическая работа, выразительное чтение. Творческое списывание: продолжить строку басни
| Овладение навыками анализа содержания (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств)
|
20.
| 18.10
| Басни И.А.Крылова
|
| Жанр басни в творчестве Крылова, народные истоки И.Крылова, его мировосприятие. Сравнение
| Формирование умение работать в группах; умение задавать вопросы классу и отвечать на вопросы; умение осознанно строить речевое высказывание; умение сопоставлять разные виды искусства
| Выразительное чтение басен «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Квартет» по ролям, лексическая работа, исследовательская работа с текстом,
| Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями,
|
21.
| 20.10
| И.А. Крылов «Волк на псарне». «Демьянова уха», «Свинья под дубом»
|
| Обличение пороков (глупости, хитрости, невежества в баснях Крылова) Динамизм и многозначность характеров в баснях, защита баснописцем нравственных устоев общества Гипербола, аллегория
| Умение работать в группах. Овладение разными типами выразительного чтениям басен, умение задавать вопросы классу и отвечать на вопрос; умение сопоставлять разные виды искусства
| работа в парах с учебником, конкурс на лучшее прочтение басен Определение морали басен. Запись предложений из известных басен, ставших крылатыми выражениями, размышления над иносказательным смыслом.
| Сочинение-размышление над иносказательным смыслом басен.
|
22.
| 23.10
| Русская басня XX в. Последователи И.Крылова в жанре басни. Промежуточный контроль- тест
|
| Знакомство с биографией и творчеством С.С. Михалкова, выявление морали басен «Грибы», «Зеркало». Аллегория
| Формирование умения работать в группах; овладение разными типами выразительного чтениям басен,
| Индивидуальные сообщения обучающихся, выразительное чтение по ролям, лексическая работа, беседа
| умение задавать вопросы классу и отвечать на вопрос; умения сопоставлять разные виды искусства
|
23.
| 25.10
| Анализ письменных работ
|
|
| Формирование умения самостоятельно давать оценку результатам, умение редактировать тексты,
| Лексическая работа в парах. Редактирование текстов
| Самостоятельное редактирование текстов
|
24.
| 27.10
| Литература XIXв.
А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта.
|
| Воссоздание атмосферы эпохи начала XIX века, знакомство с фактами биографии А.С.Пушкина.
Семья поэта и книга
| Формирование умений аргументированно высказывать собственное мнение и координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
| Комментированное чтение статьи учебника (с.93-95),
|
|
№
|
| название темы
| часы
| Когнитивный компонент (что узнают)
| Операциональный компонент (что научатся делать)
| Связь с межпредметными курсами
|
| Чтение и работа с текстом
| Информационная грамотность
|
25.
| 6.11
| А.С.Пушкина «Няне»
|
| Риторическое обращение. Эпитет, сравнение, метафора, лирическое послание, пролог(начальные представления).
| Формирование умения выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы
| Выразительное чтение Групповая работа по выявлению роли художественно-изобразительных средств в лирическом произведении, работа с иллюстрациями в учебники
| .. Работа с таблицами.
|
26.
| 8.11
| А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
|
| Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Понятие о стихотворной сказке. Нравственная проблематика, воскресшая сила добра, литературные приемы создания сказочной ситуации. Фольклорные элементы
| Формирование умения выразительно, бегло, правильно читать сказку; умение давать характеристику герою.; умение отличать фольклорную сказку от литературной.
| Выразительное чтение «Сказки», формулирование ответов на вопросы учебника (16, с.112), словарно-лексическая работа: определение значения слов приданое, терем, трезвонить, подворье, лежанка.
| Взаимоконтроль в парах:восстановите текст, вставив пропущенные эпитеты
|
27.
| 10.11
| Беззащитность добра и зла в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях. Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки
|
| Силы, спасающие и губящие царевну (честность зеркальца, доброжелательность, братская привязанность богатырей, преданность Соколки, любовь королевича Елисея). Выявление идеи «Сказки…», роль художественно-изобразительных средств, сходство и различие народной и литературной сказки Фольклорные мотивы.
Различие народной и литературной сказки, композиция
| Формирование умения отбирать материал для характеристики героев; умения делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации
| Диалоги друг с другом, с учителем. Выразительное чтение фрагментов «Сказки…» по ролям, запись ключевых слов, с помощью которых можно воссоздать портрет и характер царевны. Нахождение риторических обращений, объяснение их роли. Размышления о близости «Сказки» к произведениям устного народного творчества. Индивидуальная лексическая работа со словарем. Сжатый пересказ.
| Работа с таблицами.
|
28.
| 13.11
| А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок)
|
| Работа с ключевыми понятиями: сказочные традиции, мотивы народного творчества, богатство выразительных средств, сказочная основа вступления в поэме, природа волшебного в сказке, поэма «Руслан и Людмила» в живописи и музыке.
| Умение пересказывать отрывки из художественного произведения с использованием образных средств русского языка и цитат из поэмы;
| отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог Овладение различными видами пересказа
|
|
29.
| 15.11
| А.С. Пушкин «Зимняя дорога»
Стихотворная речь. Ритм, рифма, строфа
|
| Анализ стихотворения Пейзажная лирика, мотив одиночества, внутренний монолог героя «Зимняя дорога».
| Формирование умения осознанно строить речевое высказывание
| Выразительное чтение, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание романса А.Алябьева
| , работа с учебной статьей.
|
30.
| 17.11
| «Перед ликом священной природы». Родная природа глазами русских поэтов и художников 19 века, современных экологов.
|
| Стихи о природе М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», Ф.И. Тютчева «Есть в осени…», «Весенние воды»,
Е. Баратынского «Весна…», А. Фета «Чудная картина», И. Сурикова «В ночном» Пейзажная лирика, художественная идея стихотворения.
| Формирование умения осознанно строить монологическое и диалогические высказывания, умения работать в группе; умения выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, умения определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины
|
|
|
31.
| 20.11
|
| Выразительное чтение наиз. стих. Создание иллюстраций.
Мини-сочиение по материалу урока
| лексическая работа, составление таблиц,. Создание иллюстраций
|
32.
| 22.11
| Сочинение по творчеству А.С. Пушкина
|
|
| Формирование умения строить письменную монологическую речь
|
| Контрольное сочинение
|
33.
| 24.11
| М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о детских годах поэта.
|
| Детские годы поэта, родное гнездо Тарханы, воспоминания о детстве в лирике поэта «И вижу я себя ребенком…».
| Формирование умения осознанно строить монологическое и диалогические высказывания; умения аргументированно высказывать собственное мнение и координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве; умения адекватно оценивать работу в паре.
| работа с учебником, оформление рефлексивной таблицы
| Самостоятельный отбор материалов для таблицы
|
34.
| 27.11
| Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев.
Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве
|
| Начало литературной деятельности, интерес к истории России. История создания «Бородино», бородинская битва и русские солдаты в изображении поэта, мастерство поэта в создании батальных сцен, их достоверность, сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом. Сравнения, эпитет, метафора, звукопись, диалог, монолог, аллитерация, ассонанс(развитие представления о тропах) прототип
| Формирование умений аргументированно высказывать собственное мнение и координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
| комментированное чтение статьи учебника, беседа о войне 1812 года осмысление композиции произведения, словесное рисование, творческая работа «На Бородинском поле», размышления об авторской оценке героев и событий. Выразительное чтение наизусть стих
|
35.
| 29.11
|
|
36.
| 1.12
| Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». Повествование о событиях от лица их участника.
|
| Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе работы над темой
| Формирование умения отстаивать собственную позицию; умения грамотно строить монологическую речь
| создание рабочих материалов к сочинению по стихотворению М.Лермонтова, конструирование начала и финала сочинения. Работа с таблицей
|
37.
| 4.12
| Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя
|
| Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя Мифологические и фольклорные мотивы
| Формирование умения осознанно строить монологическое и диалогические высказывания; Умения аргументированно высказывать собственное мнение.
и координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве
| Составление таблицы. Групповая защита проектов Заполнение таблицы. Индивидуальные сообщения учащихся.
|
38.
| 6.12
| Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы.. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула.
|
| Фантастика народных сказок в произведении «, отражение в повести славянских преданий и легенд, реалистическое и фантастическое, образы и события, яркость и выразительность речи в повести. Фантастика, сюжет, художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
| Формирование умения подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
умение формулировать доказательные выводы; умения использовать разные виды пересказов
| Выразительное чтение фрагментов повести, художественный пересказ, анализ фрагментов, устное сочинение об Оксане, словесное рисование, анализ средств художественной выразительности. Диалог друг с другом, учителем о прочитанном. Работа в парах по выполнению заданий № 8-10 с.216. Запись ключевых слов, словосочетаний, передающих колорит народной речи.
|