Комплексные игры и упражнения
Орнамент Дидактическая задача. Учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы. Материал. Демонстрационный: образец орнамента (в центре зеленый квадрат, по углам красные круги). Раздаточный: листы бумаги с контурным изображением того же орнамента; вырезанные из картона четыре красных н четыре зеленых круга, четыре красных и четыре зеленых квадрата (цв. табл. 16). Руководство. Воспитатель: «Дети, посмотрите, какая у Hat-висит красивая салфеточка. Какая фигура у нее посередине? (Ответы.) Правильно, квадрат зеленого цвета. А еще на этой салфеточке есть украшения по уголкам. Какие фигурки наклеены в уголках? (Ответы.) Правильно, это круги, красные круги». Затем педагог предлагает воспитанникам украсить свои салфеточки: «У вас много разных фигурок. Выберите нужные фигурки и разложите им на салфеточках так же, как на этой. Когда кончите, оставьте ваши салфеточки на столах». Воспитатель следит за тем, как дети выполняют задание, помогает тем, кто затрудняется. В конце игры подводит итог: «Вот какие красивые салфетки сегодня сделала наша группа». Лото «Цвет и форма» Дидактическая задача. Закрепить представления детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и шести спектральных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый); учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму}, отвлекаясь от третьего (величины). Материал. Шесть карт, на каждой из них в разном порядке расположены пить фигур — квадрат, прямоугольник, равносторонний треугольник, круг и овал. Размеры: квадрат 2,5X2,5 см; прямоугольник 2,5X3,5 см; сторона равностороннего треугольника равна 2,5 см; диаметр круга 2,5 см; большой диаметр овала 3,5 см, малый—2,5 см. Все фигуры, нарисованные на одной карте, имеют разный цвет. Тридцать вырезанных фигур — каждая из пяти форм представлена в шести цветах (размеры; квадрат 5X5 см; прямоугольник 5X7 см; сторона равностороннего треугольника 5 см; диаметр круга 5 см; большой диаметр овала 7 см; малый—5 см), цв. табл. 17.
Руководство. В игре могут участвовать от одного до шести детей. Воспитатель берет на себя роль ведущего (в дальнейшем ее можно передать ребенку). Дети получают карты (от одной до трех — в зависимости от количества играющих и их опыта). Ведущий держит коробку с фигурами так, чтобы их не видели играющие. Вариант 1 Ведущий достает из коробки по одной фигуре и спрашивает: «У кого такая?» Если ребенок, у которого есть фигура той же формы и цвета, обнаружил это, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на своей карте. Если никто не попросил фигуру, она откладывается в сторону. Выигрывает тот, кто первый закроет все фигуры на своих картах. Вариант 2 Ведущий незаметно берет из коробки фигуру и называет ее цвет и форму, например: «У кого красный квадрат?» Ребенок, у которого есть эта фигура, отзывается и получает ее. Выигрывает тот, кто первым закроет фигуры. Пятый год жизни В средней группе игры и упражнения, помогающие детям узнать о различных свойствах предметов, усложняются в нескольких направлениях. Дошкольники продолжают знакомиться с цветами спектра и их оттенками по светлоте, используют полученные знания при определении цвета предметов. На пятом году жизни дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с распо- ожением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью, узнают i возможности получения некоторых цветов путем смешения других, выделяют голубой цвет.
Для углубления представлений детей о цвете вводятся новые виды заданий, при выполнении которых дошкольники овладевают некоторыми техническими приемами, например учатся смешивать краски на палитре. Палитрой может быть кафельная или керамическая белая плитка. При смешивании красок на палитру сначала наносится самая светлая из них, затем понемногу добавляется краска более темного цвета. Воспитатель следит за тем, чтобы дети перемешивали краски до тех пор, пока не получится однородный цвет. Знакомство с формой предполагает введение дополнительно к пяти уже известным фигурам двух новых фигур и, что особенно существенно, усвоение детьми представлений о разновидностях треугольников, овалов. Одним из наиболее эффективных видов заданий становятся задания на самостоятельное изготовление фигур детьми. Новыми являются также задания на взаимосвязь зрительного и осязательного обследования форм. На пятом году жизни детей учат анализировать сложные (составные) формы, раскладывать их на элементы, соответствующие геометрическим образцам. В средней группе, знакомя дошкольников с величиной, рекомендуется предлагать им более сложные, чем в предыдущей возрастной группе, задания; выделять высоту, ширину предметов и другие параметры величины. После усвоения детьми программного материала они выполняют комплексные задания, когда требуется ориентироваться одновременно на два признака предмета — форму и цвет. ЦВЕТ Разноцветные обручи* Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Материал. Восемнадцать цветных обручей (но три обруча на каждый цвет спектра, диаметр 40 см) и три белых обруча (диаметр 56 см). Руководство. Игра с разноцветными обручами проводится в зале1. Дети образуют большой ровный круг. У каждого в руках цветной обруч. «Давайте представим,— говорит воспитатель,— что наш круг — это большая клумба, и на ней растет много разноцветных цветов». На пол воспитатель кладет белый обруч (сердцевину цветка). Прикладывает к нему один за другим цветные обручи и одновременно называет цвета обручей-лепестков. «Расцветает» большой красочный цветок. Дети любуются им. Затем на пол кладут несколько белых обручей и предлагают детям выложить вокруг них лепестки. Воспитатель называет тот или иной цвет спектра, и те, у кого обручи окрашены r пал-ванные цвета, подходят к белым обручам и прикладывают к ним свои цветные обручи. Постепенно на полу возникают декоративные цветы. Когда цветы из обручей «расцветут на клумбе», дети рассматривают их с некоторого расстоянии.
Цветном волчок9 Дидактическая задача. Учить детей получать различные светлотные оттенки цвета за счет увеличения и уменьшения белого сектора и круге. Основное внимание уделить обозначениям «самый темный», «самый светлый». Материал. Волчки -восемь штук (если нет волчка, можно на заостренную спичку или палочку надеть диск из плотной бумаги, диаметр 8 см). Кружки из бумаги (диаметр 4 см) красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цветов, с отверстиями в центре и разрезанные по радиусу: При наложении белого кружка на цветной можно уменьшать или увеличивать белый просвет (цв. табл. 16). Руководство. Игра проводится с подгруппой детей по 6—8 человек. Дети сидят вокруг стола. На столе лежат разноцветные кружки из бумаги. Воспитатель берет в руки волчок и обращается к детям: «Сегодня я вам покажу, как можно играть с веселой игрушкой — волчком. Сейчас я буду на палочку надевать разноцветные кружки и вращать волчок, а вы смотрите внимательно, потом скажите мне, какого цвета кружки получаются при вращении волчка». Воспитатель вращает волчок с красным и белым кружками, при уменьшении или увеличении белого просвета появляются разные оттенки цвета, от самого темного к самому светлому. Затем вращается волчок с синим и белым, зеленым и белым кружками и т, д. Дети называют появляющиеся при вращении волчка Цвета и их оттенки. В случае затруднения воспитатель помогает дать названия тому или иному оттенку. Взрослый напоминает детям, как они получали такие же оттенки, когда окрашивали воду в разные цвета. Затем воспитатель раздает детям кружки, волчки и предлагает самим складывать кружок и вращать волчок.
Орнамент Дидактическая задача. Учить детей получать новые оттенки цветовых тонов по светлоте. Материал. Демонстрационный: два образца орнаментов с темно-красными краями и светло-красной серединой. Раздаточный: листы бумаги, кисти, палитры, краски (гуашь) красная и белая, тряпочки, баночки с водой (цв. табл. 18). Руководство. Воспитатель рассказывает детям, что у всех художников есть палитры, чтобы смешивать на них краски и получать нужный цвет: «Сегодня у вас есть палитры, и вы будете рисовать как настоящие художники». Показывает орнаменты: «Мы будем рисовать коврики. У наших ковриков края темно-крас-)ые, а в середине светло-красная фигурка. Каждый из вас нари-:ует один из этих ковриков--кому какой хочется. Посмотрите, какого цвета у вас краски.(Ответы.) Правильно, красного и белого. А светло-красной нет. Мы ее сделаем сами. Чтобы получился новый оттенок красного цвета — светло-красный (его часто называют розовым), надо смешать белую и красную краски. Я кладу кисточкой на палитру много белой краски, обмакиваю всю кисть. После этого хорошо промываю кисть и промокаю тряпочкой. Теперь беру на кончик кисточки немножко красной краски и хорошо смешиваю ее с белой, чтобы вся краска получилась одинаковая. (Краска должна получится светлее, чем центральная фигура на образце.) Посмотрите, это такой отгенок, как нам нужен? (Педагог вместе с детьми выясняют, что оттенок- слишком светлый и что надо добавить еще немножко красной краски. Все это воспитатель демонстрирует, показывая, как надо после каждой краски мыть кисть.) Вот теперь получилась светло-красная краска нужного оттенка». Далее педагог предлагает детям самостоятельно получить нужный цвет и нарисовать в середине коврика фигурку, как на образце. Напоминает порядок действий. Затем кисточки промываются, вытираются, после чего дети рисуют края коврика красной краской (без предварительного рисунка карандашом). Воспитатель развешивает работы детей на демонстрационной доске, все вместе сравнивают их с образцом, анализируя подбор цвета. Окраска воды* Дидактическая задача. Закреплять представления об оттенках цветов (три градации цвета); учить получать три оттенка любого цвета и обозначать их словесно: «темный», «светлее», «самый светлый». Материал. Раздаточный: стеклянные баночки с водой (по три штуки на каждого ребенка); гуашевые краски шести цветов спектра (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая); кисточки; тряпочки (цв. табл. 18). Руководство. Воспитатель показывает детям шесть цветов гуашевых красок, спрашивает, как они называются. «Сегодня,— говорит он,— вы вспомните, какие оттенки имеет каждая краска». Берет три одинаковые баночки, наполненные водой. Набирает на кисточку красную краску и опускает кисточку в воду. Вода приобретает красный цвет. Дети называют этот цвет. Затем воспитатель набирает на нее чуть больше краски, чем в первый раз,
опускает кисточку в другую баночку. Вода окрашивается в темно-красный цвет. Дети отмечают разницу в оттенке цвета, с помощью воспитателя называют этот оттенок. И наконец, воспи татель, набрав на кисточку совсем немного краски, получает светлый оттенок красного цвета, дети называют его светло-красным. Предлагает детям повторить это название. Поставив баночки с окрашенной водой рядом, взрослый подчеркивает, что из одной краски (красной) можно получить три разных оттенка (темно-красный цвет, чуть светлее и совсем светлый), Затем детям дают по три баночки с водой, кисточки, чистую воду для промывания кисточек, несколько баночек гуашевой краски и предлагают выбрать по желанию краску и окрасить ею воду в баночках в три оттенка — темный, светлее, самый светлый. В конце занятия дети любуются полученными оттенками краск!!1. Три воздушных шарика Дидактическая задача. Закреплять умение получать смешением красок разные светлотиые оттенки. Знакомить со свет-лотным рядом. Материал. Демонстрационный: рисунок трех синих воздушных шариков разной светлоты (цв. табл. 18). Раздаточный: листы бумаги, палитры, гуашь синяя и белая, вода, тряпочка. Руководство. Воспитатель: «Дети, сегодня мы будем раскрашивать шарики. Смотрите, как раскрашены шарики у меня... Все они синие, но разных оттенков. Сначала нарисован самый светлый, потом потемнее^ а потом самый темный. У вас на столах синяя и белая краски. Как вы сделаете разные оттенки?^ {Ответы детей.) Правильно, сначала вы положите на палитру много белой краски. Для первого шарика вы к белой краске прибавите немножко синей, а для второго — побольше. (Смешивает краски на глазах у детей.) Слева на палитре сделайте совсем светлый синий цвет, а справа — потемнее. Самый темный шарик нарисуем чистой синей краской». Сделав нужные краски, дети раскрашивают шарики. Воспитатель следит за последовательностью раскрашивания, чтобы порядок расположения оттенков соответствовал образцу. Выполненные работы вывешиваются. Педагог вызывает детей (по одному) и просит дать оценку работам с точки зрения соответствия цвета рисунков цвету образца. Назови цвет Дидактическая задача. Учить детей называть цвет и оттенок (по светлоте). Материал. Любые предметы разных цветов (по три-четыре предмета двух оттенков каждого цвета). Оттенки должны различаться по светлоте. Руководство. Дети сидят полукругом, в центре — стол с набором предметов. Воспитатель назначает водящего. Водящий иыбирает предмет, подходит к одному их сидящих детей, и тот называет цвет и оттенок предмета. Если он не может ответить, тот же предмет предъявляется другому ребенку. Ответивший ребенок становится водящим, а первый садится на его место. Если дети затрудняются в назывании оттенка, воспитатель задает наводящий вопрос: «Какой это оттенок — темный или светлый?» Радуга Дидактическая задача. Знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре, включая новый для них голубой цвет. Материал. Демонстрационный: картина «Радуга», указка. Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полосочки семи цветов для завершения радуги, клей, кисточки, тряпочки (цв. табл. 19). Руководство. Воспитатель спрашивает, кто из детей видел радугу после дождя, какие цвета в ней были. Выслушав ответы детей, уточняет, что в радуге цвета всегда располагаются по порядку, и предлагает послушать стихотворение «Цвета радуги». Краски сегодня ужасно устали: Радугу в небе они рисовали. Долго трудились над радугой краски. Радуга вышла красивой, как в сказке. Вся разноцветная—вот красота! Ты полюбуйся, какие цвета: Красный Красная редиска выросла на грядке, Рядом помидоры — красные ребятки. Красные тюльпаны на окне стоят. Красные знамена за окном горят. Оранжевый Оранжевой лисице Всю ночь морковка снится — На лисий хвост похожа: Оранжевая тоже. Желтый Желтое солнце на землю глядит, Желтый подсолнух за солнцем следит. Желтые груши ня летках висят. Желтые листья с деревьев летят. Зеленый У нас растет зеленый лук И огурцы зеленые, А за окном зеленый луг И домики беленые. С зеленой крышей каждый дом, И в нем живет веселый гном В зеленых брючках новых Из листиков кленовых. Голубой Глаза голубые у куклы моей, А небо над нами еще голубей. Оно голубое, как тысячи глаз. Мы смотрим на небо, а небо — на нас. Синий В синем море — островок, Путь до острова далек. А на нем растет цветок — Синий-синий василек. Фиолетовый Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу. Я сорву ее и маме в день рожденья принесу. С фиолетовой сиренью будет жить она На столе в красивой вазе около окна. А. Венгер Закончив чтение стихотворения, воспитатель предлагает детям положить перед собой листочки с половиной радуги и говорит: «В таком порядке всегда располагаются цвета в радуге. Первый цвет — красный. Возьмите красную полосочку и положите на свое место, рядом с красной половинкой. Вторым идет оранжевый. Найдите оранжевую полосочку и положите. Третий цвет—желтый. Четвертый— зеленый. Положите эти полосочки тоже. А теперь голубой — это пятая голосочка. Голубой цвет похож на синий, но он светлее.1 чуть-чуть зеленоватый, а темно-голубой обычно называют цветом морской волны. Найдите голубую полосочку. Шестым идет синий цвет, а последним, седьмым — фиолетовый. Положите и эти полоски». После этого воспитатель проверяет, как ребята разложили по- лоски, и при необходимости предлагает исправить. Затем дети приклеивают все полоски радуги. В заключение воспитатель подводит итог, говорит о том, что теперь дети узнали, в каком порядке располагаются цвета в радуге, познакомились с голубым цветом и сделали красивую аппликацию. Разноцветный сарафан* Дидактическая задача. Показать изменение цветов, переход одного цвета в другой, обратить внимание детей на взаимосвязь между цветами спектра. Материал. Волчок— фигурка девочки в платочке и сарафане (можно использовать обычный пластмассовый или деревянный волчок); кружки из бумаги (диаметр 4,5 см): красный, синий, желтый — с круглыми отверстиями в центре и прорезью по радиусу (цв. табл. 20). Руководство. Воспитатель раздает детям волчки, наборы разноцветных кружков из бумаги. «К нам в гости сегодня пришла девочка-плясунья,— говорит он.- Посмотрите, какой нарядный желтый сарафан на девочке. Кроме этого сарафана, у нее есть еще несколько разноцветных сарафанов». Педагог показывает детям вырезанные из бумаги кружки-сарафаны, состоящие из сочетаний красного и синего, желтого и красного цветов. «Скажу вам по секрету,— говорит воспитатель,— сарафан у девочки волшебный. Стоит только пуститься в пляс, как цвет его меняется: желто-синий сарафан становится зеленым, красно-синий — фиолетовым, желто-красный превращается в оранжевый». Воспитатель раскручивает волчок, и сарафан меняет свои цвета. Движение волчка замедляется, и дети видят, что сарафан вновь становится желто-синим. Воспитатель объясняет детям секрет волшебного изменения цвета сарафана. Медленно снимает с девочки желтый кружок сарафана. Под ним оказывается синий. Снимает и его. В зависимости от площади, занимаемой синим сектором на желтом фоне верхнего кружка, сарафан девочки при вращении волчка становится светло-зеленым или темно-зеленым. Прежде чем дети приступят к самостоятельному выполнению задания, воспитатель спрашивает у каждого из них, какого цвета сарафан он хотел бы увидеть во время танца. В зависимости от ответа: «Зеленый», «Оранжевый», «Фиолетовый»- ребенка спрашивают: «Из каких двух цветов можно составить этот цвет?» Если ответ правильный, воспитатель предлагает выбрать нужные цвета кружков и надеть их на девочку. с водой (потри на каждого ребенка), кисти, тряпочки, краски {красная, жептая, синяя), банки с водой для промывания кистей. Руководство. Воспитатель: «Сегодня мы приготовим цветной лед для украшения нашей клумбы. Мы посадим на ней цветочки из льда. Кто помнит, как можно сделать цветной лед? (Ответы.) Правильно, покрасить воду и заморозить ее. Нам нужен оранжевый, зеленый и фиолетовый лед. Мы уже знаем, что из наших волшебных красок можно получать новые цвета. Кто знает, как сделать оранжевую воду? (Ответы.) Правильно, смешать желтую и красную краски, желтой краски взять побольше, чем красной. А какие краски смешать, чтобы получился зеленый цвет? (Ответы.) Правильно, желтую и синюю. А фиолетовый?.. Да, красную и синюю». Далее воспитатель диктует порядок действий для получения каждого цвета, напоминает о необходимости промывать и промокать КИСТИ. Когда задание будет выполнено всеми, воспитатель предлагает принести и поставить на стол около соответствующей банки все баночки с оранжевой водой. У каждого ребенка, перед тем как он поставит баночку, проверяет цвет воды. При необходимости предлагает добавить красной или желтой краски, а если получился грязный цвет, дает ребенку новую баночку с чистой водой. Ребенок выполняет задание под руководством воспитателя. Воспитанники приносят баночки с зеленой, а затем с фиолетовой водой. Всю цветную воду педагог сливает в соответствующие большие банки. На прогулке вода разливается в металлические формочки. На следующий день клумба украшается фиолетовыми колокольчиками, зеленой травкой, оранжевыми ноготками, настурциями и т. п. Волшебные краски Вариант 1 Дидактическая задача. Та же, что в предыдущем задании. Новым является способ получения цвета. Материал. Демонстрационный: мандарин или апельсин (можно использовать муляж). Раздаточный: листы бумаги, кисти, палитры, краски (гуашь) красная и желтая, банки с водой, тряпочки (по числу детей). Руководство. Воспитатель сообщает, что сегодня детям предстоит рисовать не простыми, а волшебными красками. Показывает апельсин: «Какого цвета апельсин? (Ответы детей.) Правильно, оранжевого. Мы его сейчас нарисуем. (Дети говорят, что у них нет оранжевой краски) Да, оранжевой краски у нас нет, но ведь я вам сказала, что краски у нас волшебные. Кроме красок и кисточек, у вас есть и палитра. Посмотрите, что у меня получится, если я на палитре, как настоящий художник, смешаю краски. Я беру желтую краску, два ряза обмакиваю кисть в нее и накладываю ее на па-лнтру (демонстрирует), теперь я промою кисть, промокну ее и наберу немного красной краски. Краски надо хорошо смешать на палитре, чтобы получился новый цвет. Сейчас цвет еще слишком светлый. Я снова промою, промокну кисть и наберу еще немного красной краски, снова смешаю. Теперь получился оранжевый? Похож на цвет апельсина?» Далее воспитатель предлагает детям самим сделать оранжевую краску, напоминает порядок действий, подсказывает, кому надо добавить красную или желтую краску. Просит детей сравнить полученные ими цвета с цветом апельсина, назвать тех, кто выполнил задание правильно. Очень важно приучить детей смешивать краски именно на палит ре, а на бумаге рисовать полученной краской, беря ее с палитры. Нужно следить за тем, чтобы на палитре с самого начала было достаточно краски. Когда краски будут готовы, воспитатель спрашивает, какой формы нужно рисовать апельсин. Дети делают в воздухе круговое движение. После этого они приступают к рисованию апельсина: сначала кистью создают контур, а потом закрашивают его. Работы вывешиваются и анализируются. Вариант 2 Дидактическая задача. Та же, что в предыдущем варианте. Вводятся новые цвета. Материал. Демонстрационный: образцы трех орнаментов (для полотенца): красно-оранжево-желтый, желто-зелено-синий, сине-фиолетово-красный (цв. табл. 20). Раздаточный: полоски бумаги, кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки, краски — красная, желтая, синяя (по числу детей). Руководство. «Сегодня мы будем рисовать красивые полотенца, - говорит воспитатель и показывает образны. Посмотрите на полотенца. Все это нарисовано двумя красками — красной и желтой, а как же получилось три цвета? (Так же рассматриваются два других полотенца.) Значит, чтобы нарисовать какое-нибудь из этих полотенец, надо взять две краски, одной из них нарисовать узор с одного края полотенца, другой — со второго края. Потом на палитре смешать эти же две краски — получится цвет, которым надо нарисовать узор в середине. А сейчас каждый выберет себе две краски, которыми он будет рисовать узор на полотенце». Воспитатель спрашивает несколько детей, какими красками они будут рисовать (надо, чтобы были использованы все три варианта сочетаний). Напоминает ребятам, что смешивается краска на палитре, а потом полученной краской рисуют на бумаге. Дети выполняют работу. Тем, кто выполнил ее • быстро и правильно, можно дать еще один лист бумаги и предложить нарисовать полотенце другими красками. Работы выставляются и оцениваются. Цветик-семицветик Дидактическая задача. Закрепить знания детей о взаимосвязи цветов спектра. Материал. Демонстрационный: картинка с изображением цветка, лепестки которого окрашены в семь цветов спектра, указка (ив. табл. 14). Раздаточный: контурные рисунки цветика-семицветика, гуашевые краски (красная, желтая, синяя, голубая -«берлинская лазурь»1), кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки. Руководство. Воспитатель показывает детям волшебный цветик-семицветик. Ребята рассматривают поочередно все лепестки, начиная с красного, называют их цвета. Педагог обращает их внимание на голубой цвет, напоминает, что с голубым цветом они уже делали аппликацию «Радуга». Следует отметить, что голубой цвет хотя и стоит между синим и зеленым, нельзя получить смешением. «Теперь возьмите свои листочки с незакрашенными цветиками-семицветиками, кисточки и закрасьте верхний лепесток красной краской,— предлагает воспитатель.— Пропустите один лепесток, а следующий (третий от красного) сделайте желтым. Пропустите еще один, а следующий (пятый) закрасьте синим. Не спутайте синюю и голубую краски. Шестой рядом е синим будет голубой. Теперь будем закрашивать пропущенные лепесточки. Какие у нас пропущены? (Показывает оранжевый, зеленый, фиолетовый, дети их называют.) Как получить оранжевую краску? Вспомните наши «волшебные краски». (Дети смешивают желтую краску с красной и оранжевой краской закрашивают второй лепесток.) А как нам сделать зеленую краску?» Ребята вспоминают, что надо смешать желтую и синюю краски, изготавливают зеленую краску (надо напомнить, что синяя краска добавляется к желтой) и закрашивают четвертый лепесток. «А как сделать фиолетовую краску? (Ответы.) Правильно, смешать красную с синей (подчеркнуть, что с синей, а не с голубой)». Дети получают фиолетовую краску и закрашивают последний, седьмой лепесток. Рисунки вывешиваются на демонстрационную доску и анализируются с точки зрения правильности выбора цветов (не следует уделять особого внимания аккуратности закрашивания). ФОРМА Фигуры из папочек Вариант 1 Дидактическая задача. Закреплять знания о прямолиней-ных геометрических формах (квадрате, прямоуголонике, треуголь- В «берлинскую лазурь» хорошо добавить немного белил, тогда она ровнее ложится на бумагу, нике), познакомить детей с двумя новыми формами — многоугольником и трапецией. Учить воспроизводить геометрические фигуры. Материал. Демонстрационный: фланелеграф, крупные картонные фигуры — квадрат, прямоугольник, треугольник, пятиугольник, трапеция (рис. 27). Раздаточный: палочки (можно использовать спички с отрезанными головками), окрашенные в яркий цвет (20 —30 на стол), количество палочек при необходимости увеличивается, листы бумаги или фланелеграфы. Руководство. Воспитатель поочередно показывает знакомые детям геометрические фигуры, ребята вспоминают их названия, обводят в воздухе пальцами контуры. Воспитатель приглашает одного-двух детей, которые на большом фланелеграфе выкладывают из палочек эти фигуры. Вели воспитанники затрудняются в выполнении задания, вызывает других детей. Когда принцип изготовления фигур станет ясен, ребята начинают выкладывать знакомые фигуры из палочек на своих листах бумаги или фланелеграфах. Дети, сидящие рядом, помогают друг другу. Когда все фигуры будут выложены, воспитатель говорит: «Сейчас я вам покажу две новые фигуры. Смотрите, это — многоугольник (демонстрирует пятиугольник). Он похож на круг, но с уголками. Уголков много, поэтому он и называется многоугольником. А это— трапеция (демонстрирует трапецию). Видите, она похожа на треугольник со срезанным уголком». Далее педагог вызывает двух-трех детей н предлагает им выложить новые фигуры на большом фланелеграфе, остальные ребята выполняют задание на своих листах. Воспитатель спрашивает детей названия новых геометрических фигур. in Вариант 2 Дидактическая задача. Закреплять знания об округлых геометрических фигурах (круге, овале), учить воспроизводить эти фигуры. Мате ри а л. Демонстрационный: фланелеграф, две толстые шерстяные нитки (длина 30 см и 20 см); крупные картонные круг и овал. Раздаточный: кусочки тонкой гибкой проволоки (лучше всего использовать медную проволоку — в оплетке или без нее) или толстых шерстяных ниток; листы бумаги. Руководство- То же, что в варианте 1. Чудесный мешочек* Вариант 1 Дидактическая задача. Учить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Материал. Два набора объемных и плоскостных фигур (шарики, кубики, конусы, цилиндры, овалы, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники). Один набор фигур—в мешочке, другой — на столе (рис. 28). Руководство. Воспитатель заранее расставляет на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате- «Дети, сейчас мы с вами поиграем, но для этого надо отыскать в группе мешочек, Давайте его найдем»,— говорит воспитатель. Когда мешочек будет найден, дети рассядутся на своих местах, взрослый достает из него несколько фигур, дети называют их. Затем воспитатель показывает геометрические фигуры, которые находятся на столе, и объясняет правила игры. По указанию педагога ребенок находит в мешочке такую же фигуру, какая лежит на столе, называет ее. Воспитанники отмечают правильность выполнения задания. Если ребенок не может найти соответствующую фигуру, то воспитатель еще раз напоминает способы ее обследования. При повторном проведении игры фигуры меняются, постепенно увеличивается их количество. Игра заканчивается, когда дети найдут все фигуры в мешочке. Вари аи т 2 Дидактическая задача. Учить детей зрительно находить фигуру по осязательно воспринимаемому образцу. Игра отличается от предыдущей обратным порядком обследования форм. Сначала дети определяют геометрическую фигуру на ошупь, а затем находят такую же на столе. Материал. Набор геометрических фигур тот же, что и в предыдущей игре, он раскладывается на столе, другой такой же набор — у воспитателя. По своему усмотрению он вкладывает одну из фигур в мешочек. Руководство. Воспитатель показывает детям мешочек с одной фигурой: «Мешочек называется чудесным, он не раскроется, пока вы на ощупь не определите, что там находится, и не найдете такой же предмет на ctom*>- Дети поочередно выполняют задание. Если ребенок правильно назвал фигуру и нашел ее на столе, воспитатель раскрывает мешочек. Ребенок достает фигуру и помещает ее рядом с такой же на столе. Дети оценивают выполнение задания. Игра заканчивается, когда все найдут предлагаемые им фигуры. Подбери по форме Вариант 1 Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы к геометрическим образцам. Закреплять знание названий семи форм (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, многоугольник;, Материал. Раздаточный: геометрические фигуры семи форм ■ (по одной на каждого ребенка), предметы интерьера, игрушки. Руководство. Воспитатель обходит детей, сидящих полукругом, раздает им фигуры. Получив фигуры, ребята расходятся по групповой комнате и ищут какую-нибудь вещь такой же формы. Если она маленькая, берут ее, если это предмет интерьера, запоминают и садятся на места. Затем воспитатель поднимает круг и спрашивает: «Кто нашел предметы такой формы? (Ответы детей.) Как она называется? Подойдите сюда». Дети подходят, по очереди называют круг и показывают, какие круглые предметы они нашли. Остальные воспитанники исправляют ошибки. То же повторяется с другими формами. 7 Зак. 1696. Л А. Еенгер п3 Вариант 2 Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы знакомых геометрических форм по названиям. Материал. Предметы интерьера, игрушки, фрукты, овощи (муляжи) и т. п. Руководство. Воспитатель делит детей на пять групп и каждой из них называет какую-либо форму. Далее игра протекает, как и в первом варианте. Домино «Предмет и форма»* Дидактическая задача. Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по форме. Материал. 28 карточек домино с изображением на каждой половине карточки одного из предметов различной формы: круглой (часы, очки, неваляшка, пирамидка из шаров, мяч), овальной (зайчик, птичка, жук, рыбка, желудь, слива, ракетка), квадратной (лопатка, пирамидка, платочек, бумажный змей, сумочка, флажок, рама), прямоугольной (карточка обычного домино, конверт, портфель, флажки, рама, тетрадь), треугольной (флажок, елочка, лодочка, сачок, фонарик, зонтик, шапка), многоугольной (корзинка, ваза, лопатка, снежинка, молоток, флажок, ракета). На карточках дублях изображены два одинаковых предмета какой-нибудь формы, одна из карточек состоит из двух пустых половинок {цв. табл. 2J), Руководство. В игре принимают участие от двух до четырех детей. До начала игры все карточки выкладываются на стол рисунками вверх. Игра начинается с выкладывания карточки «дубль — пусто». Воспитатель объясняет детям, что за один ход надо подобрать и положить одну карточку домино к любому концу «дорожки» той половинкой, на которой изображен предмет нужной формы, назвать этот предмет и указать его форму. Если ребенок не имеет соответствующей карточки или неправильно назовет форму предмета, он пропускает ход. Если же и при следующем ходе у него не окажется нужной карточки, он берет одну карточку из общего числа карточек, оставшихся на столе (когда играют двое-трое детей). Дети поочередно подбирают карточки с изображением на одной из половинок предмета нужной формы. Выигрывает тот, кто раньше других выложит карточки на стол. Воспитатель следит за очередностью ходов, учит сопостзвлять предметы по форме, выделять форму основных частей предметов. Треугольники Дидактическая задача. Познакомить детей с разновидностями треугольников, научить различать их независимо от расположения. Материал. Демонстрационный: на фланелеграфе три одноцветных треугольника — равносторонний, остроугольный, тупоугольный Рис. 29 (рис. 29); карточки с контурным изображением таких же треугольников большего и меньшего размера. Раздаточный: разноцветные треугольники трех видов, листы бумаги — с контурами этих треугольников большего, меньшего и такого же размера. Последовательность расположения и ориентация в пространстве этих треугольников разная. Руководство. На фланелеграфе выложены слева равносторонний треугольник, за ним остроугольный равнобедренный, справа тупоугольный и равнобедренный треугольники. Воспитатель; показывая указкой на первый треугольник, спрашивает, какая это фигура. Получив ответ, указывает на вторую и третью фигуры. Выслушав ответы детей, говорит: «Правильно, все это треугольники, и хотя они разные, у всех по три угла, поэтому они называются одинаково. Возьмите листочки, на которых нарисованы контуры фигур, и выложите по рисунку свои треугольники так, чтобы онн совпали с рисунком. (Проверяет правильность выполнения задания, исправляет ошибки.) А теперь возьмите эти же угольники и положите на второй ряд рисунков. Эти фигуры крупнее, поэтому кладите свои треугольники посередине и поверните их так, как нарисовано. (Следит за выполнением задания.) Внизу у вас нарисованы совсем маленькие треугольнички, положите свои треугольники на них, поверните их так, как повернуты нарисованные», Снова проверяется работа детей, организуется взаимная проверка сидящих рядом. Б конце игры подводится итог. Мастерская форм Вариант 1 Дидактическая задача. Продолжать знакомить детей с разновидностями треугольников. Учить воспроизводить их фор
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|