Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

У. Джемс: родоначальник всего




М.Е. Литвак

ПРОФЕССИЯ

ПСИХОЛОГ

 

 

 

Ростов-на-Дону

«Феникс»


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРА........................................................................................................................................................................................................ 4

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................................................................ 6

Глава 1 История психологии........................................................................................................................................................................ 7

1.1. У ИСТОКОВ: СОКРАТ....................................................................................................................................................................... 8

1.2. У. ДЖЕМС: РОДОНАЧАЛЬНИК ВСЕГО................................................................................................................................... 10

1.3. З. ФРЕЙД: КОПЕРНИК БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО...................................................................................................................... 13

1.4. А. АДЛЕР И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ................................................................................................................ 25

1.5. В. РАЙХ И СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ............................................................................................................................... 28

1.6. Ф. ПЕРЛС: ЖИВИ ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ........................................................................................................................................... 29

1.7. КАРЕН ХОРНИ - ПЕРВАЯ ВЕЛИКАЯ ЖЕНЩИНА В ПСИХОЛОГИИ.............................................................................. 32

1.8. Э. ФРОММ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.......................................................................................................................... 33

1.9. А. МАСЛОУ И ТЕОРИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ.................................................................................................................. 34

1.10. К. РОДЖЕРС И ПОЗИЦИЯ НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА............................................................................................................. 38

1.11. В. ФРАНКЛ И СМЫСЛ ЖИЗНИ................................................................................................................................................. 41

1.12. Д. МОРЕНО И ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ................................................................................................................................... 48

1.13. Б. СКИННЕР: ПСИХОЛОГ ИЛИ ПЕДАГОГ?.......................................................................................................................... 50

1.14. Э. БЕРН — РОДОНАЧАЛЬНИК ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА........................................................................................ 53

1.15. КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД А. БЕКА......................................................................................................................................... 63

Глава 2 Чем занимается психолог?.......................................................................................................................................................... 69

Глава 3 Где делает психолог свое дело?................................................................................................................................................ 74

3.1. ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ.................................................................................................................................................................... 75

3.2. ПСИХОЛОГ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КОМАНДАХ........................................................................... 76

3.3. ПСИХОЛОГ В СИЛОВЫХ СТРУКТУРАХ.................................................................................................................................. 77

3.3.1. Психолог в армии....................................................................................................................................................................... 77

3.3.2. Психолог в органах правопорядка....................................................................................................................................... 78

3.4. ПСИХОЛОГ В ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ........................................................................................................................... 79

3.4.1. Психолог в психиатрических учреждениях....................................................................................................................... 79

3.4.2. Психолог в обычных больницах........................................................................................................................................... 81

3.5. ПСИХОЛОГ НА ПРОИЗВОДСТВЕ............................................................................................................................................... 82

3.6. ПСИХОЛОГ В АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОРГАНАХ.............................................................................................................. 82

3.7. ПСИХОЛОГИ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ...................................................................................................................................... 82

3.8. ПСИХОЛОГ В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.......................................................................................................... 83

3.9. ПСИХОЛОГИЯ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ....................................................................................................................................... 83

3.10. ПСИХОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ...... 84

3.11. ПСИХОЛОГ-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ.................................................................................................................. 84

Глава 4 Как стать психологом................................................................................................................................................................... 85

Глава 5 Где можно стать психологом сразу после школы?.............................................................................................................. 93

5.1. ВУЗЫ МОСКВЫ................................................................................................................................................................................ 93

5.2. ВУЗЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА......................................................................................................................................................... 93

5.3. ВУЗЫ ЦЕНТРА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ................................................................................................................. 94

5.4. ПОВОЛЖЬЕ И ВОЛГО-ВЯТСКИЙ РАЙОН............................................................................................................................... 94

5.5. СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ....................................................................................................................................................................... 95

5.6. УРАЛ...................................................................................................................................................................................................... 95

5.7. ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ........................................................................................................................................................................ 96

5.8. ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ..................................................................................................................................................................... 96

5.9. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК......................................................................................................................................................................... 96

Глава 6 Вопрос — ответ.............................................................................................................................................................................. 97

Глава 7 Ступени карьеры......................................................................................................................................................................... 100

7.1. ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ........................................................................................................................................................................ 100

7.2. РАБОТА И КАРЬЕРА ПСИХОЛОГА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗА.................................................................................. 100

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................................................................... 101

Дополнительная литература............................................................................................................................................................... 102

Приложения................................................................................................................................................................................................... 103

ПРИЛОЖЕНИЕ 1......................................................................................................................................................................................... 103

Программы для поступающих на психологические факультеты............................................................................................. 103

БИОЛОГИЯ............................................................................................................................................................................................... 103

1. РАСТЕНИЯ...................................................................................................................................................................................... 103

2. БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ........................................................................................................................................ 105

3. ЖИВОТНЫЕ.................................................................................................................................................................................... 106

4. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОТНОГО МИРА.......................................................................................................................................... 108

5. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА.................................................................................................................................................... 108

6. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ..................................................................................................................................................... 108

7. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ..................................................................................................................................................................... 110

ПРОГРАММА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.................................................................................................................................. 112

Литературные произведения1......................................................................................................................................................... 114

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ........................................................................................................................................... 116

(тест)............................................................................................................................................................................................................ 116

Орфография.......................................................................................................................................................................................... 116

Пунктуация........................................................................................................................................................................................... 117

ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ.................................................................................................................................................... 117

I. Основные математические понятия и факты.......................................................................................................................... 118

II. Основные формулы и теоремы.................................................................................................................................................. 119

III. Основные умения и навыки....................................................................................................................................................... 120

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ: «ТЕСТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ». 121

Тема 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ................................................................................ 121

Тема 2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ................................................................................................................................................. 121

Тема 3. ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ................................................................................................................ 121

Тема 4. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ................................................................................................................... 122

Тема 5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.............................................................................. 122

Тема 6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ............................................................................................................... 122

Тема 7. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ....................................................................................................................................... 122

Тема 8. ПАМЯТЬ................................................................................................................................................................................ 122

Тема 9. МЫШЛЕНИЕ........................................................................................................................................................................ 123

Тема 10. ВООБРАЖЕНИЕ................................................................................................................................................................ 123

Тема 11. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА.................................................................................................................................................... 123

Тема 12. ВОЛЯ И ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ.................................................................................................................................. 123

Тема 13. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР.................................................................................................................................... 123

Тема 14. СПОСОБНОСТИ................................................................................................................................................................ 124

Тема 15. ЛИЧНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ, ГРУППЕ......................................................................................................................... 124

Тема 16. ОБЩЕНИЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ............................................................................................... 124

ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................................................................................................... 124

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................... 124

ПРИЛОЖЕНИЕ 2......................................................................................................................................................................................... 125

ВОРОБЕЙ................................................................................................................................................................................................... 129

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА........................................................................................................................................................................ 129

1. Кривая работоспособности (таблица 1 и 1а)........................................................................................................................ 137

2. Одновременный счет (таблица 2).............................................................................................................................................. 138

3. Отсчитывание (таблица 3)........................................................................................................................................................... 138

4. Отыскивание чисел по таблице Шульте (табл. 4—8).......................................................................................................... 138

5. Узнавание изображений на картинках (по Поппельрейтеру). Таблица 9..................................................................... 139

6. Исследование памяти (таблица 10).......................................................................................................................................... 139

7. Исследование памяти методикой воспроизведения текстов (таблица 11).................................................................... 140

I. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА................................................................................................................................................. 141

1. Ассоциативный эксперимент (таблица 12)............................................................................................................................. 141

2. Синонимы, омонимы (таблица 13)............................................................................................................................................ 141

3. Понимание переносного смысла метафор, крылатых выражений, пословиц, задач на осмысливание............... 141

4. Определение и сравнение понятий (таблица 14).................................................................................................................. 142

5. Простые аналогии (таблица 15)................................................................................................................................................ 142

6. Сложные аналогии (таблица 16)............................................................................................................................................... 142

7. Существенные признаки (таблица 16)..................................................................................................................................... 143

8. Исключение понятий (таблица 17)............................................................................................................................................ 143

9. Составление рассказа по картинкам (таблица 18).............................................................................................................. 143

10. Пиктограммы (таблица 19)....................................................................................................................................................... 143

11. Исключение предметов (таблицы 20—21)........................................................................................................................... 144

II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ..................................................................................................................................................... 144

1. Исследование самооценки по методике Дембо—Рубинштейн......................................................................................... 144

ПРИЛОЖЕНИЕ 3......................................................................................................................................................................................... 145

Афоризмы, правила, заморочки на психологические темы............................................................................................................ 145

3.1. Советы себе....................................................................................................................................................................................... 145

3.2. Общение с партнерами.................................................................................................................................................................. 149

3.3. Любовь и ненависть........................................................................................................................................................................ 151

3.4. Научные приметы........................................................................................................................................................................... 153

3.5. Еще раз о партнерстве................................................................................................................................................................... 154

3.6. Производство.................................................................................................................................................................................... 155

3.7. Выбор жены (мужа)........................................................................................................................................................................ 156

3.8. Заморочки и эквилибристика....................................................................................................................................................... 159

3.9, Последние дополнения.................................................................................................................................................................. 162

ОГЛАВЛЕНИЕ............................................................................................................................................................................................. 165

 

­ Конец страницы 1 ­

¯ Начало страницы 2 ¯

ББК Ю952 Л64

 

 

Литвак М. Е.

Л64 Профессия — психолог. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. — 352 с.

Книга ставит своей целью помочь молодому человеку в выборе профессии. В ней кратко изложена история развития психологии как науки, рассказано о сферах применения психологии, перспективах ее развития, возможностях трудоустройства. Кроме того, в приложении даны программа для поступления на психологический факультет и несколько достаточно легких для использования психологических тестов. В ней рассказано как добиваться своих целей.

Книга может оказаться полезной не только выбирающим профессию, но и тем, кто хочет воспользоваться услугами психолога.

 

ISBN 5-222-00711-1

ББК Ю952

© Литвак М. Е., 1999

© Оформление, изд-во «Феникс», 1999

­ Конец страницы 2 ­

¯ Начало страницы 3 ¯

ОТ АВТОРА

Я признателен издательству «Феникс» за то, что оно предложило написать такую книгу, которая помогла бы молодому человеку в выборе профессии, самом важном, с моей точки зрения, выборе в жизни. Тем, кто уже точно знают, чем им заниматься, кем они хотят стать, если они считают, что хорошо разбираются в себе и людях, эту книжку можно не приобретать и не читать. Хотя мне хотелось бы, чтобы и они прочли хотя бы эти несколько страниц, поскольку есть такие специальности, в которых нужно разбираться хотя бы чуть-чуть каждому, даже если профессионально ты этим и не занимаешься. К таким специальностям относится и психология. Ведь каждому нужно уметь разобраться в себе. Это поможет сделать психология личности. Каждый должен уметь правильно общаться и добиваться нужных результатов без скандалов. Тут может выручить психология общения. Тем, кто хочет стать руководителем, поможет психология управления, а желающим заняться политикой — психология масс. Психология поможет понять себя, определить свое место и место других на производстве и в семье, решить массу жизненных проблем. При прочих равных условиях в жизни достигает быстрее своих целей тот, кто кроме своей специальности еще и владеет психологическими навыками общения, управления и пр.

Тем, кто сомневается в выборе профессии, эта книга поможет избавиться от колебаний; для тех, кто уже

­ Конец страницы 3 ­

¯ Начало страницы 4 ¯

точно знает, что не будет профессиональным психологом, эта книга станет кратким пособием по психологии. А если тот, кто считает себя хорошим психологом (кстати, от многих молодых людей я слышал безапелляционные заявления, что в чем-чем, а уж в людях они разбираются. Хотел бы я иметь их уверенность!), поймет, что это не так, я буду считать, что эта книга оказалась полезной и для него.

Книга состоит из введения и пяти глав.

Во введении будет дано определение психологии как науки, указаны сферы ее применения в современной жизни, перспективы развития и возможности трудоустройства по данной специальности.

В первой главе вы ознакомитесь с краткой историей психологии, хотя по объему она займет почти половину книги. Это объясняется тем, что там будут даны не только биографические сведения, но и некоторые практические вещи. Этот раздел ознакомит абитуриента с наиболее выдающимися деятелями психологии и той ролью, которую они сыграли в развитии человечества. Ведущие психологи — Сократ, Джемс (от которого идут все направления), Ле Бон (психология толпы), Фрейд (медицина и социология), Адлер (медицина и педагогика), Фромм (проблема любви, человек и общество), Скиннер и бихевиоральный подход (медицина и педагогика), Маслоу и Роджерс (гуманистическая психология), Морено (психология группы и психология управления), Франкл (экзистенциальная психология, проблема смысла жизни).

Во второй главе мы поговорим о том, чем занимается современный психолог. В основном я буду рассказывать о тех областях применения, где имею свой личный опыт, или буду ссылаться на опыт своих учеников.

­ Конец страницы 4 ­

¯ Начало страницы 5 ¯

Цель этой главы — не только рассказать, но и дать возможность абитуриенту попробовать себя в роли психолога в двух основных направления деятельности: психолог-диагност и психолог-тренер. Некоторые могут делать и то и другое (лучший вариант). Для этого в данной главе будут приведены некоторые психологические тесты и психологические игры.

В третьей главе мы расскажем, где можно работать психологу, и на конкретных примерах покажем возможности психолога в различных сферах жизни: в школе, спортивной команде, силовых структурах, на производстве, в банке, лечебных учреждениях, правительственных структурах. Психолог и семья. Психология в бизнесе, юриспруденции, политике. Мы расскажем также о психологическом обеспечении избирательных кампаний и, наконец, о психологе — преподавателе психологии.

Четвертая глава будет носить чисто практический характер. В ней будет рассказано, что нужно сделать, чтобы стать психологом. Основной путь — психологические факультеты. Но будет показано, что есть и другие пути: врач психолог (кстати, это мой путь в психологию), инженер психолог, педагог психолог, физик психолог, экономист психолог и др. Забегая вперед, скажу, что если вы хотите стать психологом-диагностом, то лучше сразу идти на психологический факультет, если тренером — то можно начинать с другой специальности. Поработав учителем-предметником, а потом изучив психологию, вы лучше поймете педагога, чем психолог; никогда не работавший учителем. То же самое касается и остальных специальностей.

В приложении будут даны программа по психологии для поступающих на психологические факульте-

­ Конец страницы 5 ­

¯ Начало страницы 6 ¯

ты (отделения) вузов и простейшие психологические тесты.

Психология сейчас стала престижной и даже модной профессией. Когда что-то становится модным из одежды, то ее начинают носить все — независимо от того, идет это им или не идет. То же самое наблюдается и с модной профессией. Ею стараются овладеть многие просто потому, что она престижна. Но если одежду можно поносить и, убедившись, что она тебе не идет, через несколько дней снять и продать, может быть даже с выгодой, то разочарование в профессии нередко приходит через несколько лет испорченной жизни. Такие потери компенсировать невозможно.

Так что, если сомневаетесь, то не становитесь психологом. Никуда психология от вас не уйдет. Все равно вы будете ею заниматься, хотите вы этого или нет, осознанно или интуитивно, но лучше осознанно. Не ушла же она от меня, хотя окончил я медицинский институт, долго занимался психиатрией, затем медицинской психологией, а в последние годы психологией конфликта, психологией межличностных отношений, психологией ораторского искусства и психологией управления, участвовал в психологическом обеспечении избирательных кампаний, консультировал спортсменов высшей квалификации, попробовал себя в качестве психолога в школе, написал на эту тему уже более 10 книг. У большинства из них «психологические» названия: «Психологическая диета», «Психологическое айкидо», «Психология управления»; написал ряд статей по психологии красоты, предательства, одиночества, наслаждений, дал начало серии книг издательства «Феникс», которая называется «Психологические этюды». Да и сейчас основное место моей ра-

­ Конец страницы 6 ­

¯ Начало страницы 7 ¯

боты — кафедра психиатрии и медицинской психологии Ростовского медицинского университета. Преподаю я на факультете повышения квалификации врачей психиатрию, медицинскую психологию и психотерапию врачам и медицинским психологам. При нашем университете я организовал курсы психологического айкидо, где студенты, да и предприниматели, осваивают психологию управления. И не знаю я сам, кто я теперь больше: врач или психолог. Но, может, было бы лучше, если бы я сразу начал с психологии? Пока на этот вопрос ответить я не смогу, но вам теперь понятно, почему я взялся представить вам специальность «психолог».

Дорогой мой неизвестный друг! Я не агитирую против того, чтобы вы поступили на психологический факультет и не пропагандирую его. Решение вы должны принять сами! В свое время я выработал на этот счет правило, которое звучит так: «Квалификация психолога обратно пропорциональна количеству даваемых советов». Моя задача — научить тех, кто обращается за помощью ко мне, самим принимать решения, действовать в соответствии с этими решениями, нести ответственность за неудачи и радоваться успехам. Вообще, советовать нельзя, в особенности кем быть и с кем быть.

В книге я покажу свое видение этой специальности. И если это поможет сделать вам ваш выбор, «кем быть», то я буду считать свою задачу выполненной. Хуже всего, когда приходится тратить много времени на сомнения и колебания. Это отнимает очень много сил. Если вы будете продолжать колебаться и после прочтения этой книги и не сможете решить, быть вам психологом или не быть, бросьте жребий и покоритесь судьбе.

­ Конец страницы 7 ­

¯ Начало страницы 8 ¯

ВВЕДЕНИЕ

Кто сейчас не знает, что такое психология? Все знают! И ты, мой друг, знаешь, что такое психология. Все знают, что она важна. Многие руководители на словах признают ее важность, некоторые даже нанимают психологов и неплохо оплачивают их работу, а их заключения внимательно прочитывают и... кладут под сукно.

Наша группа проводила обследование крупного строительного объединения. Мы провели психологическую диагностику коллектива и руководителю предсказали, что если он не изменит психологический климат и систему управления, то его объединение постепенно будет распадаться. Мы даже указали, в каком порядке будут увольняться люди и отпадать учреждения. И когда вышел из состава объединения один леспромхоз и поставило вопрос об отделении строительно-монтажное управление, только тогда руководители заглянули в наш отчет. Нам это понятно, потому что многие смотрят на психологию как на нечто субъективное, зависящее от злой или доброй воли того или иного человека.

На самом деле психология стоит в ряду естественных наук, и законы, которые она изучает, действуют так же жестко, как законы природы. Хочу проиллюстрировать это на одном примере. Представьте себе вертикальную шкалу, на северном полюсе которой находится самый умный человек, а на южном самый глупый. Найдите свое место на этой шкале. Вы разместили себя в районе середины? Нет, немного выше! Отгадал? Может, вы думаете, что я умею читать чужие мысли? Нет! Просто я знаю законы, которые изучает психология. Любой человек, находящийся в здравом уме и твердой памяти, размещает себя именно здесь.

­ Конец страницы 8 ­

¯ Начало страницы 9 ¯

И только глупые размещают себя на самой вершине, и лишь в тоске человек устанавливает планку внизу.

Так вот, психология — это наука, которая изучает наиболее общие закономерности нашей душевной жизни. Она показывает, что вся наша психическая деятельность носит отражательный характер, и помогает нам приспособиться к действительности. Зеркало отражает то, что воспринимает: луч восприняло, луч и отразило.

Человек воспринимает мир при помощи органов чувств. Потом эту информацию обрабатывает при помощи мышления, которое позволяет проникнуть в причины явлений, при этом используются запасы памяти, которые отражают наш прошлый опыт. Все это происходит на определенном эмоциональном уровне, отражающем наше отношение к воспринимаемым объектам.

Затем в соответствии с результатами мышления мы совершаем те или иные поступки. Если результаты наших поступков совпадают с нашими выводами, то мы остаемся довольны собою, если нет, то опять начинаем думать, исправлять свои действия, пока не получим желаемого результата. Вот, примерно, что изучает общая психология. Кроме того, она изучает структуру нашей личности, а если эта структура плохо приспособлена к действительности, то на основании законов психологии психологи помогают ее выправить.

Сейчас сказать: «психолог», все равно, что сказать: «юрист», «врач», «инженер», «военный», т. е. почти ничего не сказать. Психология как наука настолько разветвилась, что на ее стволе самостоятельными ветвями разместились в зависимости от потребностей той или иной группы людей и видов деятельности следующие разделы. И во всех этих отраслях может найти применение своим знаниям психолог.

Психология общения изучает законы общения между людьми. Специалисты в этой области помогают улаживать конфликты, обучают людей продуктивному об-

­ Конец страницы 9 ­

¯ Начало страницы 10 ¯

щению. Спортивная психология изучает психологию соревнующегося спортсмена, психологию взаимоотношений в команде. Сейчас практически каждый спортсмен высшей квалификации в той или иной мере пользуется услугами психолога с пользой для себя. Эту область легче освоить тем, кто сам участвовал в соревнованиях.

Все больше развивается медицинская психология. В ней сейчас охотно специализируются психологи, окончившие соответствующие факультеты высших учебных заведений. Но нередко и врачи становятся медицинскими психологами. Сейчас многие руководители пользуются услугами психологов. Здесь им на помощь приходит психология управления. Все больше распространяется психология в школе (педагогическая психология) Ее изучают как отдельный предмет в некоторых школах. Штатные психологи школы помогают детям, психология которых по мере взросления постоянно меняется, приспосабливаться к все возрастающим требованиям жизни (возрастная психология). Сейчас психолога можно встретить везде: в банке, на производстве, в команде кандидата в депутаты во время избирательных кампаний и пр. В стадии формирования юридическая психология.

Я здесь перечислил далеко не все сферы, которыми занимается психология. В общем, психолог без работы не останется, если наша страна пойдет по пути цивилизованного развития. Тогда психолог пригодится человеку еще больше, чем врач: к врачу обращаются только тогда, когда болеют, а психологические проблемы приходится решать повседневно. Особенно это необходимо тем, кто мечтает достичь высот в своей профессии. Им нужны только очень квалифицированные психологи, имеющие достижения в своей работе. Если у нас будет диктатура, никакая психология не будет нужна. Телеге, медленно едущей по разбитой дороге, не нужны рессоры.

­ Конец страницы 10 ­

¯ Начало страницы 11 ¯

Глава 1
История психологии

У истоков: Сократ

У. Джемс: родоначальник всего

3. Фрейд: Коперник бессознательного

A. Адлер и индивидуальная психология

B. Райх и сексуальная революция

Ф. Перле: живи здесь и теперь

Карен Хорнипервая великая женщина в психологии

Э. Фромм и социальная психология

A. Маслоу и теория самоактуализации

К. Роджерс и позиция невмеиштельства

B. Франкл и смысл жизни

А. Морено и групповой тренинг

Б. Скиннер: психолог или педагог?

Э. Бернродоначальник трансактного анализа

Когнитивный подход А. Бека

­ Конец страницы 11 ­

¯ Начало страницы 12 ¯

У ИСТОКОВ: СОКРАТ

Психологию можно считать одной из самых древних наук. Развивалась она в рамках философии, но вопросы, которые она решала, были те же. В качестве примера хочу привести некоторые выдержки их биографии Сократа и его высказывания.

Сократ (469—399 до н. э.) был сыном скульптора и сам стал бы скульптором, если бы его не освободил от мастерской и не дал ему образования Критон, привлеченный его душевной красотой. Поняв, что физическая философия современникам безразлична, он стал рассуждать о нравственной философии на рынках и в мастерских.

Сама его биография и образ жизни могут служить образцом, к которому следует стремиться и нам, психологам и врачам, и нашим подопечным.

Основные положения научной психологи изложены Сократом в диалоге «Хармид». Пересказывать античных авторов дело неблагодарное — все равно получится длиннее. Здесь нас интересует Сократ как медицинский психолог, который считал: «Как не следует пытаться лечить глаза отдельно от головы и голову — отдельно от тела, так и не следует лечить тело, не леча душу, и у эллинских врачей именно тогда бывают неудачи при лечении многих болезней, когда они не признают необходимости заботиться о целом, а между тем, если целое (здесь и далее выделено

­ Конец страницы 12 ­

¯ Начало страницы 13 ¯

мною. — М. Л.) в плохом состоянии, то и часть не может быть в порядке. Ибо все — и хорошее и плохое — порождается в теле и во всем человеке душою, именно из нее все проистекает, точно так же, как в глазах все проистекает от головы. Потому-то и надо прежде всего и преимущественно лечить душу, если хочешь, чтобы и голова и все остальное тело хорошо себя чувствовали. Лечить же душу... должно соответствующими заклинаниями, последние же представляют собой не что иное, как верные речи: от этих речей в душе укореняется рассудительность, а ее укоренение и присутствие облегчают внедрение здоровья и в области головы и в области всего тела. <...> Пусть никто не вздумает убеждать тебя излечить ему голову с помощью одного лекарства, если он прежде не даст подлечить с помощью заговора его душу. Ныне распространенной среди людей ошибкой является попытка некоторых из них лечить либо одним из этих средств, либо другим. Он [учитель Сократа] наказывал весьма настойчиво, чтобы я не поддавался на уговоры ни богатых людей, ни знатных, ни красивых и не поступал бы вопреки этому наставлению. Я же послушаюсь его (ведь я же поклялся ему, так что мне необходимо повиноваться!), и если ты пожелаешь, согласно наставлениям чужеземца, предоставить мне душу, чтобы заговорить ее заговором, то я присовокуплю к этому и лекарство; если не пожелаешь, то у меня нет средства помочь тебе, мой милый Хармид.

Критий, услышав мои слова, воскликнул:

— Мой Сократ, головная боль была бы для юноши истинным даром Гермеса, если бы вынудила его ради головы усовершенствовать и свой разум!»

­ Конец страницы 13 ­

¯ Начало страницы 14 ¯

В отрывке отражены современные положения о необходимости психологического воздействия во всех областях медицины, показана связь между эмоциями и мышлением. Совсем недавно было установлено, что при творческом мышлении в кровь выбрасываются э ндорфины (вещества, по своему действию напоминающие морфий), весьма благоприятно влияющие на адаптационные процессы. А Критий как бы намекает, что болезни возникают из-за отсутствия рассудительности, что ведет к неправильному образу жизни и болезням.

Занимался Сократ и семейным консультированием. Когда к нему обратился один молодой человек за советом, жениться ему или нет, он ответил: «Поступай как знаешь, все равно потом раскаешься».

Обращались к нему за помощью и сенаторы (по-нашему, депутаты Думы). Раньше сенаторы были не очень грамотны и обращались за помощью к психологам. Сейчас парламентская культура выросла, и большинство наших парламентариев в советах не нуждаются и составляют речи сами. Но могут к вам некоторые и обратиться. Может быть, разговор Сократа вам поможет дать консультацию. Ниже привожу его с некоторыми правками:

Сократ: Ведь ты не разбираешься в том вопросе, который будет обсуждаться. Не так ли?

Сенатор: Да

Сократ: Если вы спросите знатока по поводу вещи, в которой он разбирается, то он даст вам правильный совет. Не так ли?

Сенатор: Да, клянусь Зевсом, ты прав.

­ Конец страницы 14 ­

¯ Начало страницы 15 ¯

Сократ: А другой знаток, если он знаток, разве не посоветует то же самое?

Сенатор: Да, то же самое.

Сократ: Так если никто из вас не знаток, каким образом вы будете совещаться?

Сенатор: Да, действительно трудно. Так что же делать?

Сократ: Выслушать одного знатока и разойтись. А сходиться для того, чтобы выслушать невежд, как если бы от этого был бы какой-нибудь толк, разве не странно?

Сенатор: Да, ты прав. Ну, а если мы все-таки соберемся?

Сократ: Не кажется ли тебе, что ваша сходка будет собранием беспомощных людей, нуждающихся в советчиках, а голоса будут подаваться так, как будто вы в советчиках не нуждаетесь, но сами могли бы советовать и решать?

Сенатор: Да, пожалуй, ты прав.

Сократ: Так если никто из вас в этом вопросе не разбирается, то какой толк будет в вашем голосовании?

Сенатор: Так я вообще выступать не буду.

Вот видите, в процессе этого короткого диалога Сократ убедил сенатора вообще не выступать.

Если вы и не станете психологом, то по этим двум отрывкам поймете методику переубеждения, которая называется «сократическим диалогом». Она достаточно эффективна, но мало кто из психологов ею владеет.

­ Конец страниц

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...