Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация вредных и опасных факторов производственной среды, основные формы трудовой деятельности




Накопленный опыт свидетельствует, что в процессе взаимодействия человека с окружаю­щей среды (ОС) любой элемент материального мира, кроме позитивных свойств и результатов, способен в определенных условиях генерировать опасности.

В производственном процессе - сложной социально-технической системе, свойства от­дельных элементов которой не исчерпывают ее свойств в целом и, для полной характеристики ко­торых необходимы специальные методы оценки безопасности технологических процессов, обору­дования и условий труда опасность можно трактовать как зону пересечения ноксосферы с гомо­сферой (рис. 1).

Рис. 1. Формирование опасности (зоны риска) для человека

Параметры элементов (технических устройств, технологий, условий труда и ошибочные действия людей) этой зоны риска превышают предельно допустимые для человека величины, но не часто, ибо в противном случае они станут привычными.

В производственных условиях различают индивидуальный и коллективный риск.

 

 

Индивидуальный риск характеризует вероятность реализации опасности определенного вида деятельности для конкретного индивидуума (используемые в нашей стране показатели про­изводственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются выражением индиви­дуального производственного риска).

Коллективный риск - это вероятность травмирования (гибели) двух и более человек от воздействия ОПФ и ВПФ.

Если координаты человека и элементов биосферы в пространстве и времени совпадают с координатами зоны действия опасностей, то последние, реализуясь в виде вредных и опасных производственных факторов (ВПФ и ОПФ), наносят ущерб человеку, материальным ценностям и элементам экосистем биосферы. В зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия ВПФ может стать ОПФ.

В трудовом кодексе РФ ВПФ определяется как производственный фактор, воздействие ко­торого на работника может привести к развитию заболевания, а ОПФ как производственный фак­тор, воздействие которого на работника может привести к травме.

В Гигиенических критерия эти понятия раскрыты несколько шире. Так, под ВПФ понима­ется фактор производственной среды и трудового процесса, воздействие которого в определенных условиях (интенсивность, длительность и т.д.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекци­онных заболеваний, нарушить здоровье работающего и его последующего потомства. Под ОПФ понимается фактор производственной среды и трудового процесса, который может явиться при­чиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья и смерти работающего.

Итак, безопасность человека в процессе жизнедеятельности в БСТС определяется совокуп­ностью ВПФ и ОПФ, которые взаимосвязаны и по природе действия согласно ГОСТ 12.0.003-74* "Опасные и вредные производственные факторы. Классификация" подразделяются на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.

Среди физических факторов выделяют:

- расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли (пола);

- острые кромки, заусенцы и шероховатость поверхности заготовок, инструментов и обо­рудования;

- кинетическая энергия движущихся машин и механизмов, подвижных изделий, заготовок, материалов и элементов производственного оборудования, разрушающихся конструкций и обру­шивающихся горных пород;

- параметры барометрического давления (резкие изменения), скорости движения, относи­тельной влажности и температуры воздуха, температуры поверхностей оборудования, материалов и продукции в рабочей зоне;

- параметры вибрации (общей или локальной), шума, инфра- и ультразвука;

- неионизирующие электромагнитные поля и излучения: электростатические и постоянные магнитные поля (в т.ч. геомагнитное), электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного и оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое);

- электрически заряженные частицы воздуха (аэроионы);

- отсутствие или недостаточность естественного и искусственного освещения (прямая и отраженная слепящая блесткость, пульсация освещенности);

- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может про­изойти через тело человека.

Химические факторы - это вредные для организма человека твердые, жидкие, газо- и паро­образные вещества, среди которых по характеру действия на организм человека выделяют:

- общетоксические (ароматические углеводороды и их производные, тетраэтилсвинец и фосфорорганические вещества, ртуть и ее органические соединения, хлорированные углеводоро­ды и многие другие вещества, оказывающие общеотравляющее действие);

- раздражающие (кислоты, щелочи, а также хлор-, фтор-, серо- и азотосодержащие соеди­нения, которые при контакте с биологическими тканями вызывают воспалительную реакцию и в первую очередь страдают органы дыхания, кожа и слизистые оболочки глаз);

- сенсибилизирующие (соединения ртути, платина, альдегиды и другие вещества), непро­должительное действие которых вызывает бурные реакции, чаще всего приводящие к кожным из­менениям, астматическим явлениям, заболеваниям крови при кратковременном повторном кон­такте;

- канцерогенные (продукты нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленно­сти, асбестовая пыль, многие углеводороды и бенз(а)пирен), провоцирующие развитие злокаче­ственных опухолей;

- мутагенные (этиленамин, органические перекиси, формальдегид и т.д.) вызывают мута­ции в генетическом аппарате зародышевых клеток, что ведет к снижению общей сопротивляемо­сти организма, раннему старению и другим тяжелым заболеваниям;

влияющие на репродуктивную (детородную) функцию (свинец и его соединения, бензол и его производные, сероуглерод, никотин, ядохимикаты, соединения ртути и другие вещества).

Все вредные вещества в зависимости от величины предельно допустимой концентрации (ПДК), средней смертельной дозы (ЛД^) и зоны острого (Z oc) или хронического действия (Z cr) на организм человека подразделяются на 4 класса.

 

Таблица 1 Классы опасности химических веществ

Показатель Норма для класса опасности
1-го (чрезвычайно опасные) 2-го (высоко опасные) 3-го (опасные) 4-го (умеренно опасные)
ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/м3 Менее 0,1 0,1-1,0 1,0-10,0 Более 10
Средняя смертельная доза при попадании в желудок ЛД 50ж, мг/кг Менее 15 15-150 151-5000 Более 5000
Средняя смертельная доза при нанесении на кожу ЛКк50, мг/кг Менее 100 100-500 501-2500 Более 2500
Средняя смертельная концентрация ЛК50 в воздухе, мг/м3 Менее 500 500-5000 5001-50000 Более 50000
Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО) Более 300 300-30 29-3 Менее 3,0
Зона острого действия Zoc Менее 6 6-18 18,1-54 Более 54
Зона хронического действия Zcr Более 10 10-5 4,9-2,5 Менее 2,5

 

Ниже приведен перечень веществ наиболее часто присутствующие в воздушной среде про­изводственных помещений автотранспортных предприятий и классы их опасности:

- чрезвычайно опасные - озон, ртуть, свинец, бенз(а)пирен и др.;

- высоко опасные - оксиды азота, бензол, едкие щелочи, марганец и др.;

- опасные - ацетон, сернистый ангидрид, метиловый спирт, ксилол и др.;

- умеренно опасные - бензин, дизтопливо, оксид углерода, этиловый спирт.

Биологические факторы - это воздействие различных растений, животных, патогенных микроорганизмов (бактерий и вирусов, спирохет, грибов и простейших) и продуктов их жизнедея­тельности.

Психофизиологические факторы - это физические и нервно-психические характеристики тяжести и напряженности трудового процесса.

Тяжесть труда - это характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (дыхательная, сердечнососудистая и др.), которые обеспечивают деятельность человека. Тяжесть труда характе­ризуется статической (нагрузка в течение смены на руку, обе руки, ноги и мышцы корпуса) и ди­намической (масса поднимаемого и перемещаемого груза, общее число стереотипных рабочих движений, величина статической нагрузки, характер рабочей позы, глубина и частота наклона корпуса, перемещения в пространстве) нагрузкой.

Напряженность труда - это характеристика трудового процесса, отражающая режим и сте­пень монотонности труда, интеллектуальную, сенсорную и эмоциональную нагрузку на цен­тральную нервную систему (ЦНС), органы чувств и эмоциональную сферу работника.

Из всего многообразия трудовой деятельности человека можно выделить физическую, ум­ственную и сочетающую в различных пропорциях физическую, умственную формы труда.

Физический труд требует значительных затрат мышечной энергии на выполнение дина­мической и статической работы - энергетические затраты в сутки от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше и характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат. Данная форма труда, активно воздействуя на сердечнососудистую и дыхательную системы, развивает мышечную систему и стимулирует обменные процессы. Физический труд малоэффективен, необ­ходимы перерывы (до 50% рабочего времени) на восстановление физических сил, а при избыточ­ных физических нагрузках может явиться причиной заболеваний опорно-двигательного аппарата и патологий сердечнососудистой системы. Монотонность, сопутствующая обычно физическому труду, негативно влияет на нервную систему, вызывая потерю интереса к работе, состояние сон­ливости и быстрое утомление, что может явиться причиной травм.

Динамическая нагрузка связана с перемещением тела человека, его рук, ног и пальцев в пространстве, что вызывает переменное мышечное усилие с изменением длины мышцы, т.е. происходит чередование сокращений и расслабления мышц тем самым динамическая работа менее утомительна. Если в процессе физической деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, го работа называется общей. При участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (только мышцы корпуса, ног и рук) - региональной, а если задействовано менее 1/3 мышц {набор текста на ком­пьютере) - локальной.

Статическая нагрузка характерна для работы в положении стоя или сидя, что требует по­стоянного усилия мышц верхних конечностей, корпуса и ног при удерживании груза. Поскольку мышцы длительное время находятся в неизменном состоянии, их длина не изменяется, то уста­лость наступает раньше.

Умственный (интеллектуальный) труд распространен как форма современной трудовой деятельности связанная с приемом и переработкой разнообразной информации, что требует акти­визации процессов мышления и эмоциональной сферы, напряжения сенсорного аппарата, внима­ния и памяти.

При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается и составляет 15-20 % от общего объема энергии потребляемой организмом. При этом потребление кислорода 100 г коры головного мозга оказывается в 5 раз выше, чем расходует скелетная мышца такого же веса при максимальной нагрузке. При чтении вслух расход энергии повышается на 48 %, при выступлении с публичной лекцией - на 94 %, а у операторов ЭВМ - на 60-100 %. Одна­ко мышечные нагрузки незначительны, суточные энергозатраты составляют 10,5-12,5 МДж (2000- 2400 ккал) в сутки.

Напряженность умственного труда оценивается количеством принимаемой человеком ин­формации в течение определенного времени (количество считываемых знаков с экрана монитора за один час или рабочую смену, количество сигналов воспринимаемых диспетчером сортировоч­ной станции за смену). Для такого труда характерна гипокинезия - значительное снижение двига­тельной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения, что является неблагоприятным производственным фактором, од­ной из причин сердечнососудистой патологии. При нервно-эмоциональном напряжении имеют место сдвиги в вегетативных функциях человека: повышается кровяное давление и температура тела, изменяется ЭКГ, увеличивается легочная вентиляция и потребление кислорода, а утомление сохраняется дольше, чем при физической работе.

Научно-технический прогресс (НТП) привел к интенсивной компьютеризации всех сфер профессиональной деятельности, увеличению роли творчества и доли умственной составляющей, поскольку даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику. При экс­плуатации технических систем человек-руководитель в любой области среды обитания управляет не техническими компонентами системы или отдельной машины, а другими людьми как непо­средственно, так и опосредованно - через технические системы и каналы связи. Поэтому органи­заторы, руководители различных уровней и лица, принимающие ответственные решения, наряду с соответствующими знаниями, опытом и навыками принятия решений должны обладать интуицией и умением оценить не только возможности и ограничения технических систем и их компонентов, но и индивидуальные особенности подчиненных (возможности, состояние и настроение).

При любой форме деятельности органами и системами организма, вовлеченных в сложный комплекс физиологических процессов координируемых центральной нервной системой (ЦНС) и корой головного мозга расходуется физическая, умственная или нервная энергия, получаемая в ре­зультатесложныххимико-биологических процессов превращения потенциальной энергии пита­тельных веществ.

Величина затрат энергии зависит от мотивации и состояния здоровья, возраста и степени тренированности, условий, предметов и орудий труда, организации рабочего места и психологи­ческого климата в коллективе и может служить гигиеническим критерием тяжести и напряженно­сти выполняемой работы, характеризующих степень функционального напряжения организма.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...