Раздел 2. Осуществление правосудия. Общая характеристика
Правосудие как социальная функция. Преобразование правосудия в надежный инструмент защиты прав и свобод затрудняется целым комплексом причин социального характера. Анализ результатов социологических исследований свидетельствуют, что идея независимости правосудия большей частью общества воспринимается как абстрактные и лучшие пожелания. И очень незначительная часть общества верит в возможность их реализации в ближайшем будущем. Особенным анализом является реформирование судебно-правовой реформы на основе прошлых лет[7]. Классическое правило изучения того или иного юридического явления предусматривает обязательное обращение к его функциональной специфике. Но как только мы попробуем больше разобрать понятие "осуществление правосудия", так сразу возникает множество вопросов: как именно должен осуществляться суд? Какая именно должна быть судебная процедура? Какие решения должны быть приняты? Именно поэтому когда говориться о принципах и функциях вводится понятие "правосудие". В результате чего три основополагающие функции государственной власти создали треугольник: законотворчество, исполнение этих самых законов и правосудие. Термин "правосудие" в узком смысле (процессуальном) - оно выражается как деятельность судов при рассмотрении конфликтов и назначение наказаний за нарушение общеобязательных правил санкционированных государством. В широком - как правильное и справедливое решение судебной деятельности[8] Понятие. Принципы Правосудие ( лат. Justitia ) - это особый вид государственной власти, суть которого состоит в рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских и иных дел. Форма защиты права судебной властью. Решение суда является актом правосудия по защите нарушенного или оспариваемого права.
Принципы правосудия - это основные, руководящие начала отправления правосудия. Основные принципы правосудия: Независимость - любое вмешательство деятельность судов и судебных заседателей по осуществлению правосудия является недопустимым и влечет предусмотренную законом ответственность. Исключительность - делегирование функций суда, а также присвоение его функций другим органом или должностным лицом не допускается. законность - судьи руководствуются только законом; равенство - данный принцип означает, что суд не устанавливает привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, пола, социальных, национальных и иных различий участников судебного процесса; обеспечение доказанности вины - презумпция невиновности подсудимого; состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности. Обвинитель (в уголовном процессе) или истец (в гражданском), с одной стороны, обвиняемый или ответчик - с другой стороны имеют равные процессуальные возможности. поддержание государственного обвинения в суде прокурором. (обвинение задача государства, а не потерпевшего); право на защиту обеспечивается обвиняемому; гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами. Судебное заседание является открытым для публики; обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом. Данное право предоставлено любому участнику судебного процесса с целью исключения судебной ошибки и принятия единственно верного решения; обязательность рений суда. Решение суда, вступившее в законную силу, подлежит обязательному исполнению, как и решение любого другого органа государственной власти[9].
В странах общего права (Англия, США, Канада, Австралия), где официально признан судебный прецедент в качестве источника права, суды участвуют в правотворчестве. Судебное правотворчество ярко выражено в правовых системах англоамериканского типа, где судебный прецедент (от лат. praecedens - тот, что идет впереди) издавна считается основным источником права. В английском праве прецедент рассматривается не только как рождение новой нормы, но и как своеобразная конкретизация путем толкования соответствующей правовой нормы, применяемой судом[10].
Правовой прецедент Правовой прецедент - решение, по конкретному делу которого придана нормативная сила и который служит образцом для решения аналогичных дел. Судебный прецедент создавать имеют право только Верховные Суды. Преимущества - определенность, конкретность, практичность, гибкость; Недостатки - опасность непоследовательности, громоздкость и сложность (в Великобритании более 35 тыс. прецедентов), медлительность изменений, субъективность при выборе прецедента. Система судебных прецедентов вырабатывается в ходе: 1) судебного разбирательства дел в кассационной инстанции; по особо важным делам - в первой инстанции; вынесения решений Конституционным Судом по конкретному делу, содержащих официальное толкование закона, в результате чего не только отменяются отдельные законодательные положения, но и устанавливаются новые предписания нормативного характера. Социальное назначение прецедентов, создаваемых Конституционным Судом [11]: обеспечивать соответствие государственно-юридического регулирования отношений тем изменениям, которые происходят в обществе, т.е. обновлять цели регулирования; придавать доминирующее значение в государственно-правовом регулировании такой интерпретации, которая объективно способна обеспечивать конкретные социальной группы, т.е. предлагать новые средства достижения цели регулирования. Осуществляется правосудие еще через контроль и надзор: Контроль - при запросе о конституционности акта допускает проверку, а надзор - и проверка и наблюдение за конституционностью государственных актов. Он имеет право сам возбудить процедуру проверки, без запроса. Контрольная власть имеет все основания быть официально признанной, т.к. ее осуществляют независимые контрольно-надзорные органы (органы прокуратуры, Конституционный Суд, органы финансового контроля, омбудсмены), действующие от имени государства и отличающиеся от иных видов контроля[12] (ведомственного, межведомственного…).
Различают абстрактный и конкретный, предварительный и последовательный конституционный контроль: Абстрактный - осуществляется по запросам компетентных государственных органов - независимо от того, применяется закон, нарушает он чьи либо права или нет; Конкретный - осуществляется в отношении закона, который применен или может быть применен в конкретном случае, к конкретным лицам. Предварительный - применяется к еще не вступившим в силу законов или законопроектов; Последующий - в отношении законов вступивших в силу. Абстрактный контроль может быть как предварительным, так и последующим, а конкретный - только последующим[13].
Судебные системы
Сложились две судебные системы, одна из которых именуется состязательной, а вторая - следственной. Характерной чертой состязательной является состязание сторон перед судом, когда стороны (адвокаты) имеют возможность контролировать ход процесса и являются главными действующими лицами в этом процессе. В следственной системе многое определяется на стадии предварительного расследования, и судья по существу ведет дело на основе документов. При этом судья сам исследует факты, отбирает улики, стремится самостоятельно установить истину по делу. Состязательная судебная система характерна для государств с правовой системой, основанной на прецеденте, а следственная судебная система используется государствами Романо-германской правовой семьи, основанной на нормативно-правовых актах. В настоящее время отмечается сближение правовых систем общего права и Романо-германского права, взаимное использование различных элементов организации судебной деятельности. Характерный пример - распространение суда присяжных в государствах Романо-германской правовой семьи. [14] Организационно-правовые принципы осуществления правосудия и гарантии независимости суда заданы конституциями государств. Среди гарантий независимости суда, как правило, выделяется неприкосновенность судьи, пожизненный срок назначения или избрания, эффективное исполнение судебных решений. Основными формами пересмотра судебных решений апелляция и кассации[15].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|