Классические и современные формы семьи
Семья представляет собой одну из наиболее древних форм социальной общности людей, более раннюю, чем государство и тем более нация. Именно семья стала первой социальной системой, основанной на естественном разделении труда между мужем и женой, родителями и детьми. По мнению исследователей, семья имеет двойственный характер: - социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций, включенный в социальную систему и, в силу этого, непосредственно зависящий от ее политических, экономических, культурно-религиозных и иных отношений; - малая группа, основанная на единой общесемейной деятельности и связанная узами супружества (отношения между мужем и женой), родительства (или усыновления) (отношения между родителями и детьми) и родства (отношения между братьями, сестрами и другими родственниками). Известный английский социолог Ч. Кули определяет семью, как первичную социальную группу. Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида». Приведем классическое определение семьи и брака, представленное одним из крупнейших современных английских социологов Э. Гидденсом. Семья – это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Родство (родственные узы) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети, бабушки, дедушки и т.д.). Брак можно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц.
Но брак возможен не только между мужчиной и женщиной. Известный английский ученый Д.Д. Фрэзер в своей классической работе «Золотая ветвь: Исследование магии и религии» рассказывает о браке человека с деревьями. Если охраняемое им ценой жизни дерево служило воплощением Дианы (богиня растительного и животного мира, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны), жрец мог поклоняться ей не просто как богине, но и обнимать ее как супругу… Обычай вступления в брак с деревьями до сих пор практикуется мужчинами и женщинами в Индии и других восточных странах. Мы рассматриваем трансформацию семьи и динамику семейных отношений на фоне длящегося уже два с половиной тысячелетия исторического соперничества любви и брака как социальных институтов, в равной мере формирующих интимный союз мужчины и женщины. В первом случае основывающийся на эмоциях и персонифицированном сексуальном влечении (любовь), а во втором – преимущественно на совместном хозяйстве, воспитании детей и законодательных актах, регулирующих брачно-семейные отношения (брак). Так, А. Шачар, известный социолог, занимающаяся преимущественно рассмотрением сходств и различий национального семейного права, отмечает, что разные религиозные (и национальные) сообщества традиционно используют регулирование браков и разводов таким же образом, как современное государство использует закон о гражданстве: чтобы четко установить, кто относится к коллективу и кто остается вне его. Такую разделительную функцию выполняет семейное право, обозначая в качестве легитимных в правовом отношении только определенные виды браков и рождений, одновременно относя все прочие к категории незаконных. Так, собрав и систематизировав формы родства у разных народов, классик американского эволюционизма Л.Г. Морган выделил следующие стадии развития семьи в истории человечества:
- кровнородственная семья – первая форма семьи, следующая за состоянием промискуитета и предполагающая брачные отношения между родными и оллатеральными (побочными, двоюродными) братьями и сестрами, но запрещающая браки между родителями и детьми; - пуналуальная семья, основывающаяся на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями или нескольких братьев с общими женами; - парная, или синдиасмическая, семья основывалась на добровольном союзе сторон, один мужчина проживал с одной женщиной; - патриархальная, т.е. полигамная, семья; (многоженство) - моногамная семья современного вида. Л.Г. Морган полагает, что из всех классифицированных форм семьи наиболее устойчивыми и важными были первая, вторая и пятая и что именно они породили основные формы существующих ныне семейных отношений. Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства: - традиционные (Патриархальные) ( четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.; глава семьи – мужчина ); - матриархальные ( все в руках женщины ). - нетрадиционные (эксплуататорская) (женщины работают наравне с мужчинами, работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями); - эгалитарные (семья, в которой оба супруга занимают равное положение, права и обязанности равны или поделены пополам); - Детоцентрическая семья - семья, в которой реально психологически доминирует ребенок с его потребностями, капризами. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. - супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего. Профессиональная карьера обоих супругов способствует установлению в семье эгалитарных отношений. Великий немецкий философ Г.Ф. Гегель выделяет три типа взаимоотношений внутри Семьи: - между Мужчиной и Женщиной, - Родителями и Детьми, - Братом и Сестрой. Первый лишен человечности: взаимное «признание» Мужчины и Женщины носит чисто природный характер (животная сексуальность). Людьми их делают только воспитание ребенка и общий труд (семейное достояние).
Несовершенство взаимоотношений второго типа: отец испытывает умиление, видя, как развивается сознание ребенка, а ребенок видит, что получает свое «в себе» («натуру», «характер») от сознания исчезающего, и иного, нежели его собственное. Третий тип. У них – одна и та же кровь, но они не вожделеют друг друга (во всяком случае, они превосходят Вожделение, отрицают его, чем и объясняется подлинно человеческий характер их взаимоотношений, по сравнению с остальными членами семьи в ней меньше всего «природного». Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений к власти, авторитета, семьи делятся на авторитарные (патриархальные) и демократические (эгалитарные). Сегодня эгалитарные семьи в большей или меньшей степени нормативны для стран Европы, Северной Америки, вообще в ареале христианской/постхристианской цивилизации. В зависимости от состава семьи: - нуклеарная – родители и дети (наиболее распространенный тип); - расширенная – родители, дети и другие родственники; - полная – участие обоих родителей - неполная – один из родителей отсутствует; Значительный интерес в рамках нашего дискурса представляет данная Э. Гидденсом систематизация форм семьи. Как нуклеарные семьи, так и сложные, по отношению к рассматриваемому индивиду могут подразделяться на родительские и репродуктивные семьи. К первому типу относится семья, в которой человек рождается, ко второму – семья, которую человек образует, став взрослым, и внутри которой воспитывается новое поколение детей. Когда супружеская пара переезжает к родителям жены, семья называется матрилокальной, в случае переезда к родителям мужа – патрилокальной. Согласно Э. Гидденсу, существуют два типа полигамии: полигиния, при которой мужчина может состоять в браке одновременно более чем с одной женщиной, и менее распространенная полиандрия, при которой женщина может состоять одновременно в двух и более брачных союзах с разными мужчинами.
После выбора брачного партнера, новая семья решает вопрос своего размещения. Социальные антропологи выделяют несколько типов семей в соответствии с этим признаком: - Неолокальные (семья размещается на новой территории) - Патрилокальные (жена приходит в семью мужа) - Матрилокальные (муж приходит в семью жены) - Матрифокальные (отец не живет в семье, поэтому семья состоит из взрослых женщин с маленькими детьми) - Авункулокальные (маленькие дети живут со своими матерями, но после достижения зрелости, они уходят жить в дом брата матери) - Амбилокальные (нет строгой привязки к порождающей семье) - Натолокальные (и муж, и жена остаются жить в семьях своих родителей) В настоящий момент в индустриальном обществе приветствуется неолокальное размещение семьи, однако, в современной России оно является, скорее амбилокальным. Важнейшими функциями семьи являются: - репродуктивная, - воспитательная (удовлетворяет индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях); - хозяйственно-бытовая (удовлетворяет материальные потребности членов семьи – в пище, кровле и т.д.); - эмоциональная (функция удовлетворения членами семьи потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите); - функция духовного общения (удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении); - первичного социального контроля, - первичной социализации и инкультурации (обеспечение выполнения социальных норм членами семьи); - сексуально-эротическая (удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи). Семья имеет первостепенное значение для психологии ребенка. Именно на семье лежит ответственность за воспитание у детей способности к адекватному социальному общению, поскольку именно в рамках семьи происходит первичная социализация и инкультурация ребенка, а следовательно, и формирование личности. Семья является базовой социальной единицей и первичным посредником, через которого как данное локальное сообщество, так и общество в целом определяют поведение человека
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|