Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние инвестиционной деятельности в России

Правительство наметило меры по стимулированию инвестиционной деятельности, что должно обеспечить ежегодный прирост ВВП за счет этого и других факторов в ближайшие три года на уровне 4-6% в год.

Объективно в России существуют предпосылки ускоренного экономического развития. Так, итоги 1999-2002 гг. свидетельствуют о сформировавшейся тенденции к росту российской экономики в среднем на 5,8 % в год, или более чем на 25% за данный период. В 2003 г. экономика страны продолжала развиваться достаточно динамично. ВВП за первое полугодие 2003 г. вырос на 107,2% к соответствующему периоду предшествующего года. Темп роста объема промышленной продукции составил 106,8%, инвестиций в основной капитал - 111,9%, грузооборота - 107,1%, оборота розничной торговли - 108,9%, реальных денежных доходов населения - 115,1%.

Хороший старт начала года сохранился и в третьем квартале. Одним из главных позитивных итогов развития России в текущем году является активизация инвестиционной деятельности, поскольку в значительной степени экономический рост зависит именно от этого фактора. Конечно, в текущих условиях трудно рассчитывать на устойчивость и продолжительность подобного ускорения, поскольку в основе продолжающегося промышленного подъема лежат успехи экспорта и, прежде всего, нефтяников и металлургов, а отнюдь не перерабатывающей промышленности. Недостаток глубоких структурных преобразований в российской экономике ставит дальнейшие перспективы роста в значительной степени в зависимость от тенденций на мировых сырьевых рынках. Поэтому в настоящее время главная задача заключается в том, чтобы вовлечь в процесс экономического роста внутренние источники развития, среди которых едва ли не важнейшее место занимает инвестиционная сфера.

Значимость инвестиций в основной капитал для российской экономики подтверждается данными, характеризующими рост производства в 2000-2002 гг. и свидетельствующими о важнейшей роли двух факторов: роста инвестиций и увеличения использования производственных мощностей. Вклад инвестиций был существенным: каждый процент роста инвестиций в основной капитал обеспечивал в 2000-2002 гг. примерно 0,32% ВВП, а в целом за три года увеличение инвестиций на 31% обеспечило прирост ВВП на 9,1%, то есть почти половину общего прироста ВВП. Вместе с тем, динамика капитальных вложений в российскую экономику остается нестабильной. В частности, 2002 г. характеризуется резким замедлением роста инвестиционной активности. Впервые за период после финансового кризиса 1998 г. темп прироста инвестиций в основной капитал упал ниже темпов прироста ВВП (соответственно, 2,6% и 4,3%). Действительно, годовой темп роста существенно сократился до 102,6%, тогда как в 2000 г. и 2001 г. приращение составляло 17,4% и 10% соответственно. Произошли некоторые изменения и в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал. Наибольший удельный вес, как и в 2001 г., пришелся на ТЭК (более чем наполовину за счет собственных средств предприятий нефтедобывающей промышленности). Однако их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал несколько снизилась до 20,6% (в 2001 г. - 22,1%). Но перераспределение средств, как видно, происходит между ограниченным числом отраслей. Прежде всего, это капиталоемкие отрасли добывающей промышленности. Обрабатывающие же отрасли и сектор услуг не имеют достаточного объема инвестиций для обновления основных производственных фондов и внедрения новых технологий. К сожалению, данное обстоятельство подтверждает то, что пока так и не удалось решить проблему межотраслевого перелива капитала.

Особенностью инвестирования в 2002 г. была отмена так называемой инвестиционной льготы, которая позволяла снижать налог на прибыль на сумму затрат на капитальные вложения, но не более 50% от его расчетной величины. Пока данные об инвестициях в основной капитал за 2002 г. не позволяют говорить однозначно о влиянии отмены инвестиционной льготы на динамику капитальных вложений применительно к разным отраслям и сферам экономики. В частности, в ряде отраслей перерабатывающей промышленности капитальные вложения существенно возросли: в химии и нефтехимии на 7,5%, в машиностроении - на 8,6%, в пищевой промышленности - на 20,9%, в промышленности строительных материалов - на 10,3%, в связи - на 35,8%, в сельском хозяйстве - на 16,9%, в жилищно-коммунальном хозяйстве - на 17,9%. Вместе с тем, отмена данной льготы могла повлиять на принятие решений по инвестициям в новые проекты в отраслях, начавших осуществление крупных инвестиционных проектов в период действия льготы.

Стимулирующее воздействие на инвестиционную деятельность, между тем, может оказать получение налогоплательщиками "инвестиционной премии" в виде отнесения на расходы сразу после ввода (приобретения) и принятия к учету 25% стоимости введенных в действие (приобретенных) основных средств со сроком полезного действия свыше 5 лет. Это позволило бы снизить размеры уплачиваемого налога на прибыль для предпринимателей на величину затрат по созданию основных средств длительного срока действия.

В настоящее время одним из направлений стимулирования инвестиций является отработка порядка возмещения налога на добавленную стоимость по затратам на капитальные вложения. В качестве приоритетной меры при проведении налогоплательщиками капитальных вложений предлагается принимать к зачету уплаченный налог на добавленную стоимость через 12 месяцев после налогового периода их осуществления, a не после ввода объектов в действие и постановки их на учет. Причем это предложение следует рассматривать не как меру по снижению налоговой нагрузки, а как сокращение объемов кредитования налогоплательщиками государства, поскольку государство в более ранние сроки начнет возмещать уплаченный налог на добавленную стоимость. Применительно же к конкретному налогоплательщику принятие данного решения сможет дать ему экономию до 20% стоимости объекта. Таким образом, если предположить, что около 50% этих средств будет направляться на финансирование инвестиций, то в 2004 г. дополнительные инвестиционные ресурсы превысят 50 млрд. руб., что может обеспечить прирост инвестиций в основной капитал более чем на 2% и повлечь в среднесрочной перспективе прирост ВВП на 0,7-0,8%.

В этой связи важное место отводится введению в законодательство норм, стимулирующих инвестиционную активность и способствующих опережающему снижению налоговой нагрузки на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, экспорту несырьевых товаров и услуг, оптимизации фискальной нагрузки на сырьевой сектор. В настоящее время обсуждается вопрос о повышении стимулирующей функции налогов. Среди них снижение средней ставки единого социального налога. С 1 января 2004 г. будет снижен налог на добавленную стоимость до 18% (действующая ставка 20%).

Предусматриваются меры и по кардинальному повышению эффективности налогового администрирования с одновременным снижением административной нагрузки на налогоплательщиков. Так, согласно экспертным оценкам, снижение ставки НДС будет способствовать осуществлению структурных сдвигов в распределении налоговой нагрузки, но окажет умеренное воздействие на рост инвестиционного потенциала промышленности. Причем больший эффект, как ожидается, будет достигнут в перерабатывающих отраслях. Снижение ставки ЕСН, в первую очередь, повлияет на отрасли экономики с большей долей оплаты труда в добавленной стоимости, то есть перерабатывающие отрасли и отрасли, производящие услуги, вследствие чего здесь можно ожидать активизации инвестиционных процессов. Подобный эффект может привести к дополнительному росту производства в этих отраслях и повышению их способности конкурировать с предприятиями сырьевых отраслей за трудовые и финансовые ресурсы, что, в конечном итоге, положительно скажется на росте экономики в целом.

Важная роль отводится и другим мерам налогового стимулирования инвестиционной деятельности. В частности, предусматривается внести изменения в Налоговый кодекс в части включения мер по стимулированию инвестиционной активности, что отражено в Плане действий Правительства РФ на 2003 г. Помимо налогового стимулирования повышению инвестиционной активности будет способствовать упрощение процедуры согласования и получения разрешительной документации для осуществления капитального строительства, включая соблюдение принципа "одного окна", на основе внесения соответствующих поправок в Градостроительный кодекс РФ. Необходимость упрощения данной процедуры вызвана тем, что инвестору на протяжении всего инвестиционного процесса приходится согласовывать свои действия более чем с 40 инстанциями, действующими независимо друг от друга и обладающими монопольным правом на предоставление соответствующих платных услуг. При этом инвестор обязан произвести более 70 официально назначенных выплат.

По результатам анализа экономической ситуации, сложившейся в 2002 г., и с учетом намеченных мер по активизации инвестиционной деятельности можно предположить, что положительная динамика инвестиционных процессов в 2003 г. сохранится при условии дальнейшего совершенствования налоговой системы в направлении снижения налоговой нагрузки и стимулирования реинвестируемой прибыли, улучшения работы банковской системы, обеспечения прав и гарантий инвесторов, внедрения механизмов трансформирования сбережений в инвестиции. При благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре рост инвестиций будет в большей степени определяться улучшением финансового состояния предприятий отраслей топливно-энергетического комплекса, где ожидается увеличение притока прямых и портфельных иностранных инвестиций, а также иностранных заемных средств. В то же время рост реального обменного курса будет способствовать относительному удешевлению высокотехнологичных инвестиционных товаров для всех секторов экономики. Рост доходов от экспортных операций скажется, прежде всего, на размере располагаемой прибыли, остающейся у предприятий, что повысит их инвестиционные возможности. Так, ожидается, что объем располагаемой прибыли предприятий в 2003-2006 гг. увеличится примерно в 1,6-1,9 раза, рост объема амортизации - в 1,6 раза. С учетом повышения (с 37,8 примерно до 50%) доли располагаемой прибыли, используемой на инвестиции, и доли амортизации, используемой на инвестиции (с 55 до 59%), используемые на инвестиции собственные средства могут возрасти почти в два раза. Аналогичными темпами могут возрастать и объемы привлеченных средств.

Положительную роль играет и повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов. Согласно данным исследовательской компании A.T.Kearney, по всемирному индексу уверенности инвесторов Россия за 2002- 2003 гг. поднялась с 32-го на 17-е место. Есть основания рассчитывать, что кредитный рейтинг России, определяемый международными рейтинговыми агентствами, повысится со "спекулятивного" до "инвестиционного" к 2004-2005 гг., что, безусловно, повлечет за собой также существенный прирост иностранных инвестиций. Отсюда ожидается, что с учетом внутренних и внешних источников финансирования темпы роста инвестиций в 2003 г. могут превысить 109%. В 2004 г. в зависимости от условий развития темпы роста инвестиций не будут выходить из коридора 106,6-108,0%. Таким образом, реализация намеченных Правительством мер по развитию российской экономики в целом, включая меры по стимулированию инвестиционной деятельности, позволяет прогнозировать ежегодный рост объемов ВВП только с учетом факторов внутреннего и внешнего спроса на уровне 104-106%.


Заключение

 

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

Инвестиции играют важную роль, как на макро, так и на микро уровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. Об инвестициях сказано уже немало: все российские политики давно склоняют это слово на разные лады, понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить. Государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке. Потенциальные иностранные инвесторы прекрасно понимают, что Россия – богатейшая страна, что вложенные средства принесут в будущем огромные прибыли. Хотя до недавнего времени боязнь потерять вложенные средства останавливала инвесторов. В данный момент российский рынок является одним их самых привлекательных для иностранных инвесторов.


Список литературы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...