Список рекомендованной литературы
Самостоятельная работа студентов Организация самостоятельной работы студента (СРС) в рабочей программе дисциплины должна носить характер методических указаний по самостоятельному изучению студентами некоторых разделов учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. Основной целью является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой на основе рациональной организации ее изучения. Должны быть поставлены и решены следующие задачи:
СРС охватывает изучение как теоретических вопросов (не вошедших в основной лекционный курс), так и приобретение навыков решения практических задач. Список рекомендованной литературы 1) Основная литература
1. Е.А.Подсолонко. Менеджмент. Теория и практика. – Киев: Вища школа, 2000. – 263 с. 2. Подсолонко В.А., Подсолонко Е.А., Башта А.И. Менеджмент в социально - экономических системах. Симферополь: Таврия. 1995. - 230 с. 3. Подсолонко В.А., Подсолонко Е.А. Менеджмент как научная система управления. Часть 1,2. Симферополь: СГУ. 1994. - 47 с. 4. Кен Ховард, Эдуард Коротков. Принципы менеджмента. Управление в системе цивилизованного предпринимательства. М.: Инфра - М. 1996. -270 с. 5. Веснин О.М. Менеджмент. М: Знание. 1996. -469 с. 6. Вершигора. Менеджмент. М.: Инфра - М. 1998. -256 с. 7. Глухов. Основы менеджмента. С.-П.:Специальная литература. 1995. -240с. 8. Уткин. Курс менеджмента. М.: Зерцало. 1998. -432 с. 9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика. 1998. -527 с.
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Практикум по курсу менеджмент. М.: Гардарика. 1998. - 282 с. 11. История менеджмента: Учеб. Пособие / Под ред. Д.В.Валового. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с. 12. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. – М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования, 1996. – 472 с. 13. Урчукин В.Г. Десять заповедей предпринимателя. – К.: Укрзакордонвизасервис, 1992. – 112 с. 14. Персонал – технология: отбор и подготовка менеджеров. – Л.: Машиностроение. Ленингр. Отд-ние, 1989. – 368 с.: ил. 15. Дэвид Льюис. Стресс-менеджер. Пер. с англ. Серия «Технологии управления и менеджмента». М.: Из-во «Рефл-бук», ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000 – 266 с. 16. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Депо. 1992. - 230 с. 17. Рыночная экономика: 200 терминов / Под общ. ред. Г.Я. Кипермана. – М.: Политиздат, 1991. – 224 с. 18. Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. – М.: «Инфра-М», 1999. – 240 с. 2) Дополнительная литература 1. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. / Пер. с англ. М. Котельниковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. – 288 с. – (Успех в бизнесе). 2. Беттджер Ф. Вчера неудачник – сегодня преуспевающий коммерсант. / Пер. с англ. Б. Курбатова. – М.: Агенство «ФАИР», 1995. – 224 стр. 3. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. - М.: Наука, 1979. – 200 с. 4. Соколенко С.И. Глобализация и экономика Украины. – К.: Логос, 1999. – 568 с. – Библиография: с. 539 – 556. 5. Грейсон Дж. К. мл., О`Делл К. Г 79. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. / Авт. Предисл. Б.З. Мильнер. – М.: Экономика, 1991. – 319 с. 6. Портер Майкл Е. П 60. Стратегия конкуренции / Пер. с англ. А. Олейник, Р. Скольский. – К.: Основи, 1998. – 390 с. 7. Безопасность прежде всего. И. Лаговский. // Наука и жизнь. № 4. 1990. С.65-73.
8. Журнал Менеджмент сегодня ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ: РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ МЕНЕДЖМЕНТА. ТЕМА 1. Предмет и метод теории менеджмента. Необходимость и предпосылки формирования института организации в обществе. Множество определений организации и функциональная целесообразность их применения. Организация как социальное явление и культурная универсалия. Основные подходы к определению феномена “менеджмент”. Менеджмент и предпринимательство, отношения собственности и управления производством. Менеджмент как управление производством и как управление людьми. Менеджмент как рациональный феномен и как искусство. Объект и предмет изучения науки менеджмента. Работник, профессиональная и социальная группы, организация как субъекты управленческих отношений. Многообразие ролей менеджера в организации. Индивидные характеристики трудовой деятельности: мотивация к труду, профессиональные способности, интересы, ценности, культура, сознание и самосознание. Особенности американского, японского и европейского менеджмента. Специфические характеристики российского менеджмента. ТЕМА 2. Цели и структурные элементы менеджмента в современной организации. Система организации как единство динамических и структурных компонентов менеджмента. Воспроизводство и повторяемость социальных функций в рамках организационной структуры. Первичность функций организации по отношению к ее структуре. Теория “социальных систем”. Планирование, организация, мотивация и контроль - ключевые функции организации в современных концепциях управления. Функции социальной подсистемы организации. Разновидности организационных целей. Цель как планируемый результат и желательный результат. Рациональный и интуитивный подходы к формированию организационной цели. Миссия организации и менеджмент. Соотношение цели и средства в различных типах организаций. Соотношение цели организации и ее культуры; цель и прошлое организации. Подвижность организационных целей. Роль и функции менеджера в достижении цели организации. РАЗДЕЛ II. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА. ТЕМА 3. Школы научного и административного управления.
Научный и традиционный менеджмент. Концентрация администрацией предприятия “мыслительного” компонента деятельности. Общие принципы системы научного управления Ф.У.Тейлора: разделение труда; измерение труда; задачи-предписания; программы стимулирования; мотивация; роль индивидуальных способностей; роль менеджмента; роль профсоюзов; развитие управленческого мышления. Изучение методов физической работы Ф. и Л. Гилбретами. Фордизм как пример механистической модели организации. Принципы управления А.Файоля и его определение необходимых качеств менеджеров. Учение М.Вебера об идеальной бюрократической организации управления. Принципы бюрократии М.Вебера: создание формально - определяемых сфер компетентности (“безличность” управления); наделение чиновника правилами и обязанностями пропорционально служебной должности; иерархичность бюрократической системы; право начальника на регуляцию деятельности подчиненного. Неизбежность рационализации общественной жизни по М.Веберу. Исследование М.Вебером харизматического лидерства. “Синтетический подход” Л.Гьюлика и Л.Урвика - дальнейшая разработка теоретической и методологической базы классиков школы научного и административного менеджмента. . Доктрина человеческих отношений. Изучение М.П.Фоллет межличностных отношений в малой группе. Соотношение рационалистического и гуманистического подходов в управлении людьми. Основные выводы Хоторнских экспериментов Э.Мэйо: открытие социальной системы организации, неформальной структуры малой группы, феномены группового контроля и групповых ценностей. Институционализация проблемы рестрикционизма. Патологичность производственных конфликтов, необходимость отказа от иерархичности власти и переход к “менеджменту участия” - установка школы “человеческих отношений”. Критика жесткой иерархии и формализации производственных процессов в доктрине “человеческих отношений”. Концепция “Х” и “У” Д.Мак-Грегора. Развитие принципов школы “человеческих отношений” в современных условиях. Концепция производственной демократии; привлечение работников к процессу принятия управленческих решений; программа участия в прибылях; концепция “социотехнических систем”; кружки контроля качества; “революция менеджеров” и др.
ТЕМА 4. Различные школы теории менеджмента. Системный и процессуальный, системный и ситуационный подходы к исследованию феномена управления. Нормативный подход. Отклонение от предписываемой модели развития как организационная патология. “Эмпирическая” школа теории организации и управления. Проблема взаимоотношения теоретических и эмпирических элементов теории менеджмента. Естественный системный и экологический подходы к изучению конкретных явлений в практике управления. Возникновение представлений об организации как об особой культуре. Менеджмент как культурологическая деятельность. Интерпретация основных проблем функционирования организаций в рамках культурологического подхода. Использование математических моделей в принятии управленческих решений. Применение кибернетических средств и компьютерной техники в решении управленческих задач. Программное обеспечение планирования, прогнозирования и моделирования. Организация потоков информации для менеджеров. “Открытая” и “закрытая” организационные парадигмы менеджмента. Основные положения “закрытой” парадигмы: рациональность толкования организационных процессов; четко очерчиваемые пределы организации; наличие набора конкретных норм внутри организации; примат общего над индивидуальным. Основные положения “открытой” парадигмы: системный подход к пониманию организации; переход от универсальных управленческих законов к культурной обусловленности организационной деятельности; переоценка ценности личности и творческого потенциала индивида для организации. РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ. ТЕМА 5. Стратегический менеджмент. Содержание и функции стратегического планирования в менеджменте. Планирование в условиях рыночной среды. Процесс выдвижения управляющим целей стратегического планирования. Анализ средств и методов достижения целей. Адаптивность как непременное условие планирования стратегии менеджером. Учет стихийных факторов социально-экономического окружения при разработке долгосрочных планов организации. Прогнозирование в теории управления и экономике. Необходимость вероятностной оценки существующих тенденций развития организации. Соотношение планирования и прогнозирования в работе менеджера. Проблема корректировки прогнозов и планов развития предприятия или организации.
Этапы стратегического планирования: предварительный анализ, разработка нескольких вариантов плана, выбор оптимального варианта, отслеживание его реализации. Бостонская модель стратегического планирования, ее применение на предприятиях различного профиля. Показатели стратегического планирования: политические, международные, экономические, и технологические. Стратегические альтернативы развития организации: рост, ограниченный рост, сокращение и их комбинирование. Политика фирмы в планировании производства и персонала при выборе различных альтернатив управления. Приростный и предпринимательский стили стратегического поведения в менеджменте. Управление менеджером процессом реализации стратегии. Принципиальное отличие стратегического планирования в менеджменте от оперативного планирования. ТЕМА 6. Деятельность менеджера по управлению социально-психологическими отношениями в коллективе. Трудовой коллектив как категория социальной психологии: структура и динамика взаимоотношений. Типы и виды взаимодействий в организации: межличностные, индивидно - групповые, межгрупповые. Социально-психологические аспекты “горизонтальных” и “вертикальных” взаимоотношений в менеджменте. Малая группа - сфера выявления возможностей личности и ближайшая социальная микросреда человека. Факторы, определяющие социально-психологический климат коллектива: индивидная психология, стиль руководства, психологическая совместимость, удовлетворенность трудом в организации. Применение социометрического метода в деятельности менеджера. Процессы и механизмы сплочения коллектива в менеджменте: подбор и расстановка кадров, добросовестное отношение к должностным обязанностям, авторитет руководителя, конструктивное мнение руководителя. ТЕМА 7. Управление конфликтами. Конфликты в современном менеджменте: модели и концепции. Схема организационного конфликта; его структура и функции. Конфликт в организации как социально - психологический процесс: фазы и механизмы протекания. Стадии конфликта: возникновение, предконфликтное состояние, вызревание, разрастание и ход, затухание и остаточное воздействие. Интеграционная и дестабилизационная концепции конфликта в менеджменте. Объективные и субъективные факторы конфликта. Различные уровни напряженности в организационном конфликте. Конкуренция и соревнование как потенциальные источники конфликта. Понятия компромисса и сотрудничества в конфликтном менеджменте. Классификация противоречий, лежащих в основе социальных конфликтов: противорчечие взаимодействий и взаимоотношений, интересов, ценностей, социально-ролевой структуры, информации, власти и др. Организационный, социально - психологический, коммуникативный и информационный способы предотвращения конфликта. Средства “разжигания” конфликта. Разрешение конфликта: стратегии, способы и приемы. Деловые переговоры и посредничество как способы урегулирования конфликтных ситуаций в трудовых коллективах. Основные формы поведения человека в конфликте. Забастовка как вид массового производственного конфликта. РАЗДЕЛ IV. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА И СВЯЗУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ. ТЕМА 8. Проблема власти и контроля в менеджменте. Виды профессионального и индивидуального неравенства людей в организационном пространстве. Феномен власти в менеджменте. Соотношение власти и авторитета в организации. Понятие баланса власти. Недостаток и избыток власти управляющего. Власть руководителя и власть подчиненных. Основания позиционной власти. Источники личной власти в организации. Основные разновидности власти менеджера: принуждение, вознаграждение, традиции, пример и компетентность. Механизмы реализации власти. Приобщение работников к глобальным целям организации посредством метода убеждения. Соотношение власти и ответственности в организации. Проблема легитимности власти и понятие социального договора. Сущность власти в работе Н.Макиавелли "Государь". Виды власти по М.Веберу. Проблема властных “зон неопределенности” в работах М.Крозье. Контроль и властные отношения в компании. Виды контроля: контроль за отношениями; контроль за процессом; контроль за результатом. Понятие прямого и опосредованного контроля в управлении. Малая группа и организационное ядро - источники контроля в организации. Проблема и логика идентификации работника с организацией. Процесс возрастания уровней организации и проблема роста затрат на контроль. ТЕМА 9. Руководство и лидерство в менеджменте: принципы, стили и функции. Понятие руководства и лидерства в менеджменте: сходство и различие. Формальное и неформальное лидерство. Качества лидера и ограниченность “теории лидерских качеств” в управлении. Стили руководства в работах К.Левина. Базовые стили лидерства в исследованиях Р.Лайкерта. Проблема участия подчиненных в управлении. Партисипативный менеджмент в современных организациях. Структурные и мировоззренческие аспекты лидерства. Стиль, ориентированный на интересы производства и стиль, ориентированный на интересы человека. Управленческая решетка Р.Блейка и Дж.Моутон как пример нормативного подхода в оценке эффективности руководства. Шкала лидерского поведения Р.Танненбаума - В.Шмидта. Ситуационный подход к феномену лидерства в менеджменте. Модель Ф.Фидлера. Концепция П.Херси и К.Бланшар. Инструментальный подход - “путь-цель” Т.Митчела - Р.Хауса. Модель эффективного и успешного руководителя Б.Басса и Ф.Лютенса. Концепция страха и любви А.Этциони. Модель принятия решений В.Врума - Ф.Йеттона. Басса зовут Бернард ТЕМА 10. Феномен мотивации в менеджменте. Различные трактовки термина “мотивация” в менеджменте. Соотношение потребностей, мотивов, стимулов, интересов и целей. Возможность и пределы управления мотивацией человека в организации. Роль внешнего и внутреннего вознаграждения для группы и индивида. “Метод кнута и пряника” - традиционный метод управления мотивацией человека. Концепция положительного подкрепления Б.Скиннера. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А.Маслоу, двухфакторная теория Ф.Герцберга, мотивационная теория Д.Мак-Клелланда. Практика применения содержательных теорий мотивации. Недооценка национальных, социальных и личностных различий индивида содержательными теориями мотивации. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания В.Врума, теория справедливости, модель Л.Портера - Э.Лоулера. Ситуационная природа вознаграждения индивида в организации. Восприятие человеком внутренней и внешней справедливости. Современные механизмы обеспечения справедливости в организации. Мотивирующая роль компенсаций за неравные условия в менеджменте. Мотивация и фактор риска в трудовом поведении работника. ТЕМА 11. Коммуникации и информация в менеджменте. Система организационных коммуникаций. Социальные функции коммуникаций в менеджменте. Разновидности коммуникаций в организации: вертикальные и горизонтальные; односторонние и двусторонние. Понятие внутренней и внешней коммуникации. Формальные и неформальные организационные коммуникации. Этапы коммуникационного процесса. Источник, получатель и линия связи в организации. Надежность и актуальность управленческой информации. Проблема выбора канала передачи информации. Обратная связь в менеджменте. Избирательность человеческого восприятия. Понятие коммуникационной сети в организации. Проблемы “фильтров” и “шумов” в процессе коммуникации. Технико-технологические и социально-психологические “помехи” в процессе организационной коммуникации. Семантические трудности современного менеджмента. Разница в статусах как коммуникационная проблема в организации. Накопление ошибок по мере увеличения числа уровней управления в организации. “Мостик Файоля”. Проблема внесения собственного “Я” в процесс передачи и переработки информации в организации. Бюрократический принцип сохранения непрерывности линии коммуникации и возможность доступа к ней любого члена организации. Роль слухов в современной организации. Перегруженность каналов управленческой информацией. Понятие “информационного взрыва”. Причины и последствия формализации общения в организации. Проблема невербальной коммуникации в современной организации. ТЕМА 12. Разработка и принятие управленческого решения. Организационное управленческое решение: сущность, разновидности, качество. Структура управленческого решения: подготовка, принятие, исполнение и контроль. Субъект и объект управленческого решения. “Образы” управленческого решения: проект фиксированных рациональных изменений; выбор альтернативы поведения; основная функция руководителя; акт, затрагивающий систему социальных отношений и интересов. Зависимость стиля принятия управленческого решения от структуры организационных отношений. Типы управленческих решений: жестко детерминированные (стандартные, вторичные) и инициативные (ситуационные, реорганизационные). Факторы, влияющие на качество решения в менеджменте: ролевые позиции и способность субъекта к переработке информации. Рациональный и интуитивный подходы к выработке управленческого решения. Коллективные и индивидуальные решения. Формулирование проблемы и выработка альтернативных решений в менеджменте. Проблема привлечения работников к принятию решения как средство повышения результативности управления. Исполняемость решения как показатель управляемости организации. ТЕМА 13. Организационные патологии и пути решения менеджментом современных внутриорганизационных проблем. Организационные дилеммы и проблемы: безличность и отчуждение; противоречивость или потеря организацией цели; изменение типа или продукта организации. Технократизм и формализм организационной управленческой структуры. Бюрократия и коррупция как имманентные черты организации. Волюнтаризм и анархия в менеджменте. Кризисы и стагнация организаций. Конфликты и стрессы современных управляющих: причины и способы устранения. Стереотипы мышления менеджера, шаблонность и формальность решения поставленных задач. Рост численности организации и проблемы группового контроля и координации. Трудности и преимущества внутреннего управленческого консультирования. Методы групповой работы в менеджменте. Игровые методы в практике управления. Проблема процесса управления изменениями в организации. Специфика построения карьеры в современных организациях. Культурные барьеры в процессе глобализации и интернационализации менеджмента. Рекомендуемая литература 1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М., 1985. 2. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974. 3. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов. Казань, 1992. 4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994. 5. Ансар П. Современная социология //Социологические исследования. №9. 1996. С.135-143. 6. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М., 1996. 7. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. - М., 1994. 8. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные методы управления. Киев, 1990. 9. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятиями на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. М., 1997. 10. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. М., 1995. 11. Бурков В.П., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. - М., 1994. 12. Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении? //Социологические исследования. №4. 1993. С.45-55. 13. Васильев Ю.П. Управление развитием производства: опыт США.- М., 1989. 14. Вахрушев В. Принципы японского управления. М., 1992. 15. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. 16. Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования. - 1988. - №5. 17. Вейлл П. Искусство менеджмента. - М., 1993. 18. Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения. М., 1977. 19. Верховин В.И. Социальная регуляция трудового поведения в производственной организации. - М., 1991. 20. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М., 1996. 21. Вильховченко Э.Д. Критика современной буржуазной теории “человеческих отношений в промышленности”. - М., 1971. 22. Вильховченко Э.Д. Технократические тупики развития наемного труда // Социологические исследования. - 1993. - №5. 23. Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 1995. 24. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., 1995. 25. Власть: философско-политические аспекты. М.: Сб./ АН СССР Ин-т философии, 1989. 26. Вознесенская Н.Н. Совместные предприятия как форма международного экономического сотрудничества. - М., 1995. 27. Воропаев В.И. Управление проектами в России. - М., 1995. 28. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. М., 1991. 29. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991. 30. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1972. 31. Герчикова А.Н. Менеджмент: Учебник. М., 1995. 32. Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие. Санкт-Петербург, 1995. 33. Грачев М. Суперкадры: управление персоналом в международной корпорации. М., 1993. 34. Грейсон Дж. Мл., О Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХI века. - М., 1991. 35. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. - Ленинград, 1990. 36. Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент. - М., 1996. 37. Даниелс Дж.Д., Радеба Л.Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. - М., 1994. 38. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта //Социологические исследования. №5. 1994. С.142-147. 39. Джемс У. Личность //Психология личности. Тексты: Хрестоматия М., 1982. 40. Дизель П.М., Раньян У.М. Поведение человека в организации. М., 1993. 41. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. Учебное пособие для вузов по специальности “Экономика и социология труда”. М., 1989. 42. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993. 43. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979. 44. Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М., 1984. 45. Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М., 1994. 46. Дружинин М.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. М., 1989. 47. Друкер П.Ф. Новые реальности. М., 1994. 48. Друкер П.Ф. Рынок. Как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992. 49. Друкер П.Ф. Эффективный управляющий. М., 1994. 50. Дудченко В.С. Инновационные игры. Таллинн, 1989. 51. Дункан У.Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996. 52. Дюркгейм Э.О. О разделение общественного труда. - М., 1991. 53. Евенко Л.И., Организационные структуры управления промышленными корпорациями. М., 1983. 54. Екатеринославский Ю.Н. Управленческие ситуации. Анализ и решения. - М., 1988. 55. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993. 56. Запрудский Ю.Г. Внутри конфликта //Социологические исследования. №7. 1993. С.51-58. 57. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. 58. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995. 59. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990. 60. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М., 1993. 61. Кабаков В.С., Пороховский И.М., Зубов И.П. Менеджмент: проблемы, программа, решение. Л., 1990. 62. Как добиться успеха: практические советы деловым людям. - М., 1992. 63. Калашников Д.В. Переговорный метод управления конфликтом //Социологические исследования. №5. 1998. С.105-111. 64. Каору И. Японские методы управления качеством. - М., 1988. 65. Карлоф Б. Вызов лидеров. М., 1996. 66. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, стратегия, символы. - М., 1991. 67. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. М., 1997. 68. Котлер Ф. Основы маркетинга. - Санкт-Петербург, 1994. 69. Кравченко А.И. История зарубежной социологии труда. Общие принципы. - М., 1991. 70. Кравченко А.И. Макиавелли: технология эффективного лидерства // Социологические исследования. - 1993. №6. 71. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учеб. Пособие. - М., 1995. 72. Кравченко А.И. Трудовые организации. Структура. Функции. Поведение. - М., 1991. 73. Кравченко К.А. Исследование организаций за рубежом: Аналитический обзор // Социологические исследования. - 1994. №8-9. 74. Красовский Б.Д. Руководитель трудового коллектива: из опыта психолого-управленческого консультирования. М., 1989. 75. Кревневич В.В. Социальные последствия автоматизации. - М., 1985. 76. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1996. 77. Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991. 78. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. Исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. - Архангельск, 1996. 79. Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. - М., 1994. 80. Култыгин В.П. Концепция социального обмена в современной социологии //Социологические исследования. №5. 1997. С.85-99. 81. Кунц Г., О Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.1-2. М., 1981. 82. Курицин А.Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. - М., 1994. 83. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. Для высшего управленческого персонала: Учеб. пособие // Автор-составитель Р.Р.Кашапов. - Ижевск, 1996. 84. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. - М., 1995. 85. Ламбен Ж-Ж. Стратегический маркетинг: европейская перспектива. С.-Пб., 1996. 86. Лапин Н.И., Наумова Э.М., Коржева Н.Ф. Теория и практика социального планирования. - М., 1975. 87. Лебедева И.П. Японские корпорации: стратегия развития. - М., 1995. 88. Леонтьев А.И. Деятельность, сознание, личность. М., 1977. 89. Логунова Л.Б. Корпорации как тип социальной интеграции //Социологические исследования. №12. 1996. С.105-112. 90. Лэнд П.Э. Менеджмент - искусство управлять: секреты и опыт практического менеджмента. М., 1996. 91. Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования //Социологические исследования. №11. 1996. С.120-128. 92. Макиавелли Н. Государь. М., 1990. 93. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. - М., 1996. 94. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. - 1992. - №2-4. 95. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1992. 96. Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии //Социологические исследования. №5. 1996. С.117-128. 97. Мильнер Б., Свенко Л., Ралпорт В. Системный подход к организации управления. - М., 1983. 98. Мир управления проектами. Основы, методы, организация, применение / Под ред. Х. Решке, Х. Шелле. - М., 1994. 99. Мондек Я. Тоета: методы эффективного управления. - М., 1989. 100. Морис У. Наука об управлении. - М., 1974. 101. Мшвениерадзе В.В., Кравченко А.И. и др. Власть: Очерки современной политической философии Запада. М., 1989. 102. Мэйтланд Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе: Руководство Барклайз банк. - М., 1996. 103. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М., 1996. 104. Ньюман Л. Значение методологии: три основных подхода //Социологические исследования. №3. 1998. С.122-134. 105. Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. - М., 1987. 106. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. - М., 1984. 107. Папулов П.А. Кадры управления производством: деятельность и формирование. М., 1985. 108. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982. 109. Питерс Т. Уотермен Р. В поисках совершенства управления. М., 1986. 110. Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973. 111. Попов А.В. Концептуальные основы менеджмента в США и их эволюция. - М., 1989. 112. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М., 1991. 113. Поспелов Д.Е. Ситуационное управление. - М., 1986. 114. Пригожин А.И. Организации: системы и люди. Эффективность трудовых организаций в социалистическом обществе. - М., 1982. 115. Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М., 1995. 116. Пригожин А.И. Социология в системе научного управления обществом. Социологические проблемы управленческих решений. --М., 1984. 117. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 1995. 118. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 1988. 119. Роджерс С.Э, Агарвала - Роджерс Р. Коммуникации в организациях. - М., 1980. 120. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З и др. Менеджмент организации. Учебное пособие. М., 1995. 121. Саймон Г. Науки об искусственном. М., 1972. 122. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях. - М., 1995. 123. Симоненко И.Л. От кадровой политики к управлению персоналом //Социологические исследования. №8-9. 1994. С.71-79. 124. Смелзер Н. Социология. - М., 1994. 125. Современный бизнес: Учебник. Тт. 1-2. / Под ред. Д. Речмен и др. - М., 1995. 126. Современный менеджмент: принципы и правила. Нижний Новгород, 1992. 127. Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993. 128. Социология труда: Учебник. / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И.Кравченко, В.В. Щербины - М., 1993. 129. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М., 1995. 130. Стерлин А.С., Тулин И.В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США: опыт развития и новые явления. - М., 1990. 131. Сэлкьюз Дж.У. Секреты заключения международных сделок: мастерство ведения переговоров. М., 1994. 132. Тарасов В.К. Персонал - технология: отбор и подготовка менеджеров. Л., 1989. 133. Тейлор Ф.У. Менеджмент. - М., 1992. 134. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. - М., 1992. 135. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995. 136. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. М., 1993. 137. Уотермен Р. Фактор обновления. - М., 1988. 138. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики //Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., 1997. 139. Уткин Э., Морозова Г., Морозова Н. Инновационный менеджмент. М., - 1996 140. Файоль А. Общее и промышленное управление. - М., 1992. 141. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения; учебное пособие. М., 1997. 142. Философия власти. //Под ред. Ильина В.В. - М., 1993. 143. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. М., 1990. 144. Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. - М., 1989. 145. Форд Г. Сегодня и завтра. - М., 1992. 146. Херцберг Ф., Мейнер М. Побуждения к труду и производственная мотивация //Социологические исследования. №1. 1990.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|